Если не красить, прекрасно видно дефекты. Вот ТУ 100 летней давности.
Российский государственный военно-исторический архив фонд 493, опись 4, дело 62.
Лист 31.
Приложенiе № 1.
Утверждены Техническимъ комитетомъ Глав-
наго военно-техническаго управленiя 10 апр[ch1123]ля
1914 г. по журналу за № 252.
ТЕХНИЧЕСКIЯ УСЛОВIЯ
на поставку винтовъ для аэроплановъ.
1. Винты должны быть изготовлены изъ ор[ch1123]ховаго дерева, выросшаго въ
среднемъ климат[ch1123]. Американскiй ор[ch1123]хъ не допускается. Дерево должно быть
естественной сушки, продолжительностью не мен[ch1123]е одного года, со влажностью
не бол[ch1123]е 15% по прибору Пульяновскаго. Уд[ch1123]льный в[ch1123]съ ор[ch1123]ха долженъ быть
въ пред[ch1123]лахъ отъ 0,5 до 0,8. Доски, выпиленныя изъ средней части ствола, для
изготовленiя винтовъ не допскаются. Червоточины и табачныя сучья въ вин-
тахъ не допускаются, не допускаются также заросшiе сучья, идущiе глубоко
по стволу дерева (пасынки). Черные слои въ б[ch1123]ломъ ор[ch1123]ховомъ дерев[ch1123] допу-
скаются, также какъ черные же узлы и извилистость темныхъ слоевъ. Отд[ch1123]льные
мелкiе, хорошо проросшiе не сквозные сучки допускаются, доски же, им[ch1123]ющiя
группы таковыхъ сучковъ (3 и бол[ch1123]е сучка рядомъ), прим[ch1123]няться для постройки
винтовъ не могутъ.
Доски съ косослоемъ бол[ch1123]е 30[ch186] по отношенiю къ оси доски въ постройку
винтовъ не допускаются. При прим[ch1123]ненiи же досокъ съ меньшемъ косослоемъ
он[ch1123] обязательно должны склеиваться такъ, чтобы волокна одной доски перес[ch1123]-
кали волокна другой (въ переплетъ).
Винты склеиваются не мен[ch1123]к какъ изъ трехъ досокъ. Во втулк[ch1123] при недо-
статочной ширин[ch1123] досокъ допускаются надставки, но съ т[ch1123]мъ, чтобы он[ch1123] раз-
м[ch1123]ромъ своимъ не превосходили 1/3 ширины отъ края центральной дыры до
края доски. Мелкiя отверстiя, происшедшiя отъ вставки сверла у втулки, или
отъ дроби, или въ лопастяхъ отъ шпилекъ при клейк[ch1123], допускаются, но при
наибольшемъ дiаметр[ch1123] ихъ не бол[ch1123]е 2 м.м., зад[ch1123]лка ихъ должна быть произве-
дена остро-коническими пробками на клею; расколы дерева при этомъ не допу-
скаются. – Лакировка производится троекратно лучшимъ маслянымъ лакомъ, при-
чемъ посл[ch1123]днiй слой можетъ быть сд[ch1123]ланъ либо блестящимъ, либо матовымъ.
Винты, оклеенные полотномъ, должны быть загрунтованы и окрашены прочной
масляной краской, посл[ch1123] чего кроются маслянымъ лакомъ. Винты, окованные
для предупрежденiя порчи лопастей отъ травы, песка и водяныхъ брызгъ, по-
крываются на концахъ лопастей листовой латунью 0,3 м./м. Толщины для сухо-
путныхъ аэроплановъ и въ 0,5 м./м. толщины для морскихъ аэроплановъ. Листо-
вая латунь прикр[ch1123]пляется къ концамъ лопастей посредствомъ м[ch1123]дныхъ заклепокъ
съ головками, расклепанныхъ и запаенныхъ оловомъ съ об[ch1123]ихъ сторонъ. Лаки-
ровка окованныхъ винтовъ производится два раза передъ оковкой и одинъ разъ
посл[ch1123] оковки.
2. Передъ клейкой винтовъ доски, идущiя на ихъ изготовленiе, должны быть
осмотр[ch1123]ны наблюдающимъ и заклеймены. Клейма должны быть такъ поста-
влены, чтобы посл[ch1123] клейки они остались открытыми.
Склеиваться доски подъ винты должны особенно тщательно, столярныьъ
костянымъ клеемъ лучшаго качества съ прибавленiемъ химическихъ веществъ,
препятствующихъ влiянiю сырости. Посл[ch1123] склейки досокъ, осмотра работы и
удостов[ch1123]ренiя наблюдающаго, что въ работу употреблены ран[ch1123]е имъ освид[ch1123]тель-
ствованныя доски, наблюдающимъ отъ Главнаго военно-техническаго управленiя
накладывается второе клеймо съ датой времени осмотра, которое и должно быть
по возможности сохраняемо, такъ какъ оно служитъ парвоначальной датой, опре-
д[ch1123]ляющей время склейки винтовъ.
3. По прошествiи не мен[ch1123]е 15-ти дней со дня наложенiя этого клейма, винты
вновь осматриваются, накладывается третье клеймо и заводу дается право при-
ступить къ работ[ch1123] по обд[ch1123]лк[ch1123] винтовъ. Посл[ch1123] обд[ch1123]лки, но до покрытiя винтовъ
Лист 31 оборот
-2-
лакомъ, наблюдающiй еще разъ осматриваетъ матерiалъ винтовъ и, наложивъ
четвертое клеймо, даетъ право приступать къ лакированiю. По окончанiи отд[ch1123]лки
винтовъ наблюдающiй пров[ch1123]ряетъ шагъ и вс[ch1123] прочiе разм[ch1123]ры винтовъ, обращая
особое вниманiе на то, чтобы об[ch1123] лопасти были одинаковы и шагъ ихъ соотв[ch1123]т-
ствовалъ данному въ заказ[ch1123] и обозначенному на втулк[ch1123] винта. Для пров[ch1123]рки
винтовъ заводъ обязанъ предоставить наблюдающему необходимые инструменты.
Зат[ch1123]мъ пров[ch1123]ряется статическая уравнов[ch1123]шенность винта на испытательной
машин[ch1123], предоставляемой заводчикомъ, и ставится пятое клеймо наблюдающаго,
удостов[ch1123]ряющее правильность постройки. Шестое клеймо ставится инженернымъ
прiемщикомъ, буде онъ не совм[ch1123]щалъ обязанностей наблюдающаго, по освид[ch1123]тель-
ствованiи готовыхъ винтовъ т[ch1123]мъ же порядкомъ, какой установленъ для наблю-
дающаго передъ постановкой пятаго клейма.
Прим[ch1123]чанiе: Въ случа[ch1123] сомн[ch1123]нiя въ качеств[ch1123] постройки инженерный
прiемщикъ им[ch1123]етъ право произвести пров[ch1123]рку динамической уравнов[ch1123]шен-
ности винта, и при обнаруженiи неправильной работы заводчикъ обязуется
зам[ch1123]нить винтъ. Такимъ же порядкомъ разр[ch1123]шается вопросъ и въ случа[ch1123]
неув[ch1123]ренности въ прочности воздушныхъ винтовъ, т.е.тогда вс[ch1123] сомнитель-
ные винты, по выбору изъ общей партии, испытываются на прочность, для
чего винтамъ, поставленнымъ на ось соотв[ch1123]тственнаго мотора, даютъ число оборотовъ на 10% бол[ch1123]е наибольшаго, допускаемаго на службе винта.
Допускаемое уклоненiе въ разм[ch1123]рахъ.
Дiаметръ винта допускается больше или меньше не бол[ch1123]е как на 1/500 дiа-
метра, указаннаго на втулк[ch1123] винта. Разница между длиной лопастей допускается
не бол[ch1123]е 2 м./м. Разница въ в[ch1123]с[ch1123] 2-хъ лопастей, при изм[ch1123]ренiи на уравнов[ch1123]-
шивательной машин[ch1123], на конц[ch1123] лопасти допускается не бол[ch1123]е 1/2000 общаго в[ch1123]са
винта. Уклоненiе въ шаг[ch1123] противъ указаннаго на втулк[ch1123] винта допускается около
3% въ ту или другую сторону, причемъ изм[ch1123]ренiе д[ch1123]лается въ центре рабочей
части винта, т.е., при нормальномъ дiаметр[ch1123], на одинъ метръ отъ центра втулки.
Дiаметр центральной дыры для металлической втулки можетъ варьироваться на
3 м./м. Противъ нормальнаго. Пров[ch1123]рка означенныхъ разм[ch1123]ровъ производится
предоставляемыми заводчикомъ спецiальными инструментами на строго горизон-
тальной металлической плит[ch1123].
Читалъ В.Лебедевъ