| ||||||||||||||||||||||||||
(54) САМОСТАБИЛИЗИРУЮЩИЙСЯ ЭКРАНОПЛАН (57) Реферат: Изобретение относится к авиационной технике и касается создания самостабилизирующихся экранопланов. Самостабилизирующийся экраноплан содержит фюзеляж. В передней части фюзеляжа установлено прямоугольной формы в плане горизонтальное оперение, а в кормовой части фюзеляжа - крыло малого удлинения и два вертикальных оперения с рулями направления. По крайней мере два двигателя с движителями установлены на верхних торцах вертикальных оперений так, что последние находятся в обдуваемом от движителей потоке. Удлинение горизонтального оперения определяется из соотношения: где Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике, в частности к экранопланам. Из аэродинамики известно, что переход от одного режима полета летательного аппарата к другому или при нарушении условий балансировки, например сброс груза, внезапный порыв воздуха в вертикальном направлении, осуществляется с помощью дополнительных сил и моментов, создаваемых органами управления. Следовательно, управляемость можно рассматривать как способность летательного аппарата осуществлять переход от одного режима движения к другому. Это понятие включает в себя как возможность маневра, так и восстановление балансировки при нарушении равновесия сил и моментов экраноплана. Из уровня техники, например, Белавин Н.И. Экранопланы. П.: Судостроение, 1968, известно, что проблема стабилизации (т.е. обеспечение балансировки и устойчивости) летательного аппарата вблизи экрана решается либо выбором компоновки самого экраноплана, либо с помощью систем автоматического управления. В патенте США Экранопланы «самолетной» схемы требуют установки на них систем автоматического управления, что связано со значительными энергозатратами и увеличением стоимости экраноплана. В патенте США Известен патент России Сущность данного изобретения заключается в следующем. В связи с тем, что при полете экраноплана в зоне действия экранного эффекта изменение угла тангажа ограничено, горизонтальное оперение будет практически все время находиться в струе, ориентированной под постоянным углом к горизонту, и практически не будет подвержено воздействию скосов потока от присоединенного вихря к крылу экраноплана. В результате при изменении угла тангажа экраноплана и, следовательно, угла атаки крыла будет изменяться и истинный угол атаки стабилизатора и горизонтального оперения что, по мнению автора, обеспечит создание на горизонтальном оперении стабилизирующего аэродинамического момента, что и обеспечит стабилизацию, т.е. устойчивость экраноплана в продольном движении при полете в зоне действия экранного эффекта. При всех достоинствах известного экраноплана главным его недостатком является сложность системы ориентации формирователя струи под постоянным углом к горизонту. Известно а.с. СССР Формула изобретения опубликована в официальном бюллетене Роспатента. Согласно изобретению экраноплан по схеме «Утка» содержит фюзеляж, горизонтальное и вертикальное оперение, крыло малого удлинения, двигатель с движетелем. По мнению авторов изобретения, для улучшения характеристик продольной устойчивости экраноплана за счет уменьшения времени колебательного процесса при воздействии внешних возмущений предложено горизонтальное оперение выполнить в виде двух жестко соединенных между собой последовательно расположенных с перекрытием вдоль продольной оси экраноплана несущих профилированных поверхностей, а установочный угол задней несущей поверхности выполнить больше установочного угла передней несущей поверхности при расположении задних кромок несущих поверхностей в одной горизонтальной плоскости. Недостатками данного изобретения являются увеличение веса конструкции за счет снижения несущих свойств горизонтального оперения, увеличения его сопротивления и, как следствие, уменьшение качества конструкции. Кроме того, установка «щелевого» горизонтального оперения никоим образом не может влиять на время колебательного процесса возмущенного переходного процесса экраноплана. Наиболее близким решением по своей технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому решению является патент России Согласно изобретению экраноплан по схеме «Утка» содержит фюзеляж, в передней части которого установлено горизонтальное оперение, а в кормовой части фюзеляжа - крыло малого удлинения и вертикальное оперение с рулем направления, по крайней мере, два двигателя с движителями установлены на горизонтальном оперении с возможностью поворота относительно горизонтальной оси, при этом отношение площади горизонтального оперения к площади крыла малого удлинения определены из соотношения:
S2 - площадь горизонтального оперения; S1 - площадь крыла малого удлинения, а отношение плеча горизонтального оперения к плечу крыла малого удлинения определено из соотношения:
L2 - плечо горизонтального оперения - это расстояние между центром давления горизонтального оперения и центром масс экраноплана; L1 - плечо крыла малого удлинения - это расстояние между центром давления крыла малого удлинения и центром масс экраноплана, причем зона его продольной устойчивости определена из нижних пределов значений соотношения: при этом относительное удлинение горизонтального оперения меньше относительного удлинения крыла малого удлинения. Соотношение Задачей предлагаемого изобретения является расширение зон устойчивости экранопланов схемы «Утка», задаваемых конструктивными параметрами схемы и обеспечивающих устойчивость экранопланов на всех высотах полета вплоть до полета далеко от экранирующей поверхности, что дает возможность экранопланам схемы «Утка» перелетать с одного водораздела на другой или с одной водной акватории на другую, что существенно расширяет их эксплуатационные возможности. Техническим результатом решения является увеличение безопасности полета экранопланов схемы «Утка» путем облета возможных препятствий сверху путем отхода от экрана с дальнейшим подходом к экрану и дальнейшим полетом в экранном режиме. Технический результат достигается тем, что в самостабилизирующемся экраноплане схемы «Утка», содержащем фюзеляж, в передней части которого установлено горизонтальное оперение, удлинение которого выбирается таким образом, чтобы его хорда была такой же, как и хорда основного крыла малого удлинения установленного в кормовой части фюзеляжа, с установленными на нем двух вертикальных оперений с рулями направления и по крайней двумя двигателями с движителями на верхних торцах вертикальных оперений при этом отношение площадей крыльев лежит в пределах изменения
S2 - площадь горизонтального оперения; S1 - площадь основного крыла малого удлинения, а отношение плеча горизонтального оперения к плечу крыла малого удлинения меняется в пределах:
L2 - плечо горизонтального оперения - это расстояние между центром давления горизонтального оперения и центром масс экраноплана; L1 - плечо крыла малого удлинения - это расстояние между центром давления крыла малого удлинения и центром масс экраноплана, причем удлинение горизонтального оперения определяется из условия равенства хорд крыла малого удлинения и горизонтального оперения и равно:
где Соотношение Сравнение предлагаемого технического решения с прототипом показывает, что оно отличается от него: - установкой двигателей с движителями на верхних торцах вертикальных оперений; - удлинение горизонтального оперения определяется из соотношения - полином В известном техническом решении подобных признаков нет, следовательно, предлагаемое решение отвечает критерию изобретения «новизна». Для сравнения предложения с другими известными решениями проведен поиск по патентной и научно-технической литературе. В процессе поиска выявлено: - известна установка двигателей с движителями в носовой части экраноплана (см. патент России - из тех же патентов - из патента России Однако из уровня техники неизвестна совокупность существенных признаков, а именно: возможность установки двигателей с движителями на торцах вертикальных оперений, хорды горизонтального оперения и основного крыла - крыла малого удлинения одинаковы и удлинение горизонтального оперения определяется из Таким образом, новая совокупность известных ранее признаков и вновь выявленных существенных отличительных признаков в заявленном техническом решении позволяет достичь поставленную выше задачу и технический результат. Предлагаемое изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 изображен экраноплан, вид сбоку, на фиг.2 - то же, вид в плане, на фиг.3 - график зоны устойчивости экраноплана. Экраноплан состоит из фюзеляжа 1 с горизонтальным оперением 2 и крылом малого удлинения 3, двух вертикальных оперений 4 с рулями направления 5. На горизонтальном оперении 2 удлинения Установка двигателей 9 с движителями 10 на торцах вертикальных оперений обеспечивает обдув вертикальных оперений с рулями направления потоком воздуха от движителей, что обеспечивает хорошую курсовую устойчивость и управляемость экраноплана на малых скоростях движения. Полином Ограничение зоны устойчивости (фиг.3) слева предельным значением При значении Значение Значение
1. Самостабилизирующийся экраноплан, содержащий фюзеляж, в передней части которого установлено прямоугольной формы в плане горизонтальное оперение, а в кормовой части фюзеляжа - крыло малого удлинения и два вертикальных оперения с рулями направления, отличающийся тем, что по крайней мере два двигателя с движителями установлены на верхних торцах вертикальных оперений так, что последние находятся в обдуваемом от движителей потоке, а удлинение горизонтального оперения определяется из соотношения 2. Самостабилизирующийся экраноплан по п.1, отличающийся тем, что отношение РИСУНКИ | ||||||||||||||||||||||||||