Вообщем-то рассказывать особо нечего. Желание лететь "здесь и сейчас", невзирая на неустойчивую погоду, пришло в противоречие с возможностями лётчика и техники, что привело к удачности попытки всего процентов на 30. В июне придётся делать дубль №2. Вместо приятной прогулки получилось сплошные превозмогания ;D. Вот их описание:
Утром 1.05 связался со Старосельем и сказал, что "иду на вы". Заправил полные баки сотки. Попытался оторваться. Не вышло (по причине сильного подмокания полосы из-за непрекращающихся дождей). И так 10 раз подряд. Даже в одиночку, не говоря уже о взлёте с пассажиром.
Выгрузил большую часть рюкзаков, топливо оставил только до Рыбинска. Кое-как ушли за счёт кривизны Планеты и с 2х-часовым опозданием.
За 1:15 без проблем дошли до Староселья. Сели в пустынный а/порт. Шеф помог быстро разжиться топливом с АЗС (их там 2 - Лукойл и Газпром). В самом порту только ТС-1. О сотке и не мечтайте. Официальная такса за взлёт-посадку - 2500. Отношение доброжелательное. Изредка к ним садятся такие-же дикие перелётчики и довольно часто - коммерческие вертикальные (керосиновая заправка сертифицирована). Регулярки и собственной техники больше нет. АСК существует виртуально. Внимание! С полосы начинают работать серьёзные беспилотчики (уже были полёты, контора арендовала себе угол в терминале). Полоса поддерживается в достаточно неплохом состоянии. Всё охраняется. Есть работающее (но уже давно просроченное по документам и не облётываемое) светосигнальное оборудование.
Где-то часа через 2 взлетели и пошли через Пошехонский залив, Белозерск на Вытегру. Погода над водохранилищем испортилась, но ближе к траверзу Череповца снова поднялась. Аэродром Белозерск прошли без проблем. На связь никто не вышел. Зато устойчиво пашет ОПРС (слышно аж от Рыбинска). Полосы (по крайней мере, ИВПП) в неплохом состоянии, обозначены. На автостоянке много спецтехники. Стоит чей-то Ан-2. Позже, вологодчане сказали мне, что летом там работает Авиалесохрана (вроде-бы даже отмечаются наши, владимирские). Аэродром планировался к восстановлению под МЧС и местные перевозки. Насколько это соответствует суровой реальности - Х.З.
Идти через центр озера в этот раз не рискнул и облетел по берегу, вдоль канала. Через 2ч с копейками подошёл к полосе бывшего аэропорта "Вытегра". Прошёл, осмотрел ВПП, заметил на полосе автопокрышку. Сел курсом 098. Вся полоса в удовлетворительном состоянии. Честные 1350м. Несколько волниста, подзалатана и с травяной порослью по одной половине. Но если не для паркетных жужжалок с миллиписечными колёсиками, то вполне нормальна. Покрышку положили специально, чтобы обозначить место для вертикального. Да так и бросили (позже попенял на такое отношение ответственному товарищу - тот обещал исправиться). РД тоже в нормальном состоянии. Зато весь перрон занят хранилищем гравия и щебня. Гоняют самосвалы. Тем-не менее, есть безопасная гравийная площадочка, где можно спрятаться от самосвального трафика (или между щебёночных куч). Территория огорожена, проходная охраняется. Сохранилось уныло-деревянное здание терминала. После посадки подрулил к вахтёру, сказал "земляне, мы пришли с миром" и попросил не считать прилёт вероломным нападением на стратегические запасы щебёнки. Оказалось, что тот и не считает, поскольку борта крайне изредка, но садятся. Чуть позже подъехал местный ответственный товарищ Николай, выполняющий роль смотрящего за полосой. В прошлом - бывший местный авиатехник. За умеренную мзду договорились об оказании помощи в добыче топлива, транспорте и прочем. Николай сказал, что полосу старается поддерживать - в т.ч. в надежде на перелётный трафик. Правда, этот трафик чуть более, чем никакой (за исключением вертикальных). Я ответил, что и дальше будет никакой - если не рекламировать полосу хотя-бы на авиафорумах и не публиковать фотографических снимков её состояния.
После знакомства поехали за топливом и отдыхать. До города 3км (если не жаль ног, то можно даже пешком). В центре 2 гостиницы - "Вытегра" попроще (2200р за 2-местный нумер) и рядом - покруче - с кабаком и вытегорками, вытегрянками вытигрицами (2900р). Заправка в окрестностях города единственная - Лукойл, да и та километрах в 5 от аэродрома, за шлюзами. Канистры и кое-какой инструмент может быть добыт у Николая в хозяйстве. С культурными достопримечательностями в городе - не густо: шлюзы (можно поизучать закон сообщающихся сосудов и поплевать с моста на фуражку капитану), подводная лодка (музей - я был там тройку лет назад) и какой-то храм (оценить не могу по причине рел. убеждений). Лодку притащили в город при участии экс-мэра и решили сделать из неё частный музей ВМФ. Получилось, кстати, неплохо. Лодка стоит в озере на плаву (вернее, как-бы на плаву) и доступна для сования рук повсюду - от аккумуляторного отсека до радиомачты. Внутри - экспозиция с иммитацией реальной обстановки (особо упитанные авиаторы могут попробовать намертво застрять в лазе, соединяющем главный пост и надстройку). К сожалению, с коммерческой стороны проект себя не окупает, поскольку много средств тратится на отопление хозяйства, а туристов - с гулькин нос, да и те - мимопроезжающие. Упомянутый экс-мэр купил также самарскую лодку, которая вскорости была разложена при посадке на воду и позже восстановлена. Однако, к тому моменту произошла смена власти. Новый начальник чукотки происходит из мелкокупеческого сословия и авиацией не интересуется совершенно. ЛА пылится в аэродромном ангаре на продажу (или пылился - я не видел). Таким образом, авиация в Вытегре умерла окончательно.
Утром 2.05 я покатал страждущих, потерял в полёте крепление обтекателя основной стойки (снял их от греха подальше - дабы не оказаться первым мордовским евреем, бомбившим город со времён ВМВ). После этого мы отправились в сторону Салменицы. Благополучно пересекли 30км водной онежской глади (забортная температура +1оС, ни одного парохода до горизонта, дымка, нижний край - 400м) и углубились в карельские пампасы.
В пампасах погода начала ухудшаться. Через 135км полёта с озера натянуло "сопли" с нижним краем на уровне верхушек деревьев, причём, до самой Свири. Поначалу я ещё как-то пытался идти в "полуприборных" условиях, но встретив не совсем верно обозначенную в GPS радиорелейку высотой >100м, рассудил что героизм тут ни к чему. Особенно, с учётом того, что ещё предстояло нарезать круги перед посадкой на незнакомую площадку. Примерно за 75км до цели я повернул оглобли обратно. К вечеру затянуло дождём и саму Вытегру. Поехали в гостиницу. В дополнение ко всему обнаружилось, что лежащая в багажнике запасная фляга с маслом, которую я считал полной, на самом деле почти пуста.
Наутро решили идти обратно. Я долил топлива, дождался прохода гроз, доложился в Рыбинск и выдвинулся. После Белозерска погода начала ухудшаться, но вполне терпимо (10000x300, ближе к озеру дымка, отдельные облака до 100м). На подходе к Староселью доложился, что пойду домой без посадки - поскольку у меня в Суховке обозначилось поднятие края и ослаб дождь, но неизвестно сколько такая радость продлится.
Зря я это сделал. Дошёл всего-лишь до Ильинского-Хованского и догнал грозовой фронт. Льёт как из ведра, темно как у афророссиянина в анусе, и впереди сверкает. Принял решение садиться на одноимённую площадку (500м, неухоженная, мусор в южном торце, в северном торце деревня, но явных колдобин не замечено. Разок пристрелялся (а видно было уже совсем плохо), зашёл второй раз. Бдруг - бац - в самой серёдке 2 внезапные берёзы по краям - ветвями вовнутрь. Проскочил без касания. Зашёл третий раз (уже вообще темень, капли с лобового стекла на малой скорости не сдуваются). Вижу, что между берёз пролезаю, но впереди что-то чернеет - то-ли яма, то-ли кусок асфальта. И в этот момент как хлынет! Ощутил себя в батискафе на дне Марианской впадины ;D. Рука рефлекторно дала по газьям, но от переполнявших меня чуйств я не озаботился отключить обогрев карба и долго свистел в попу раненым филином над деревенскими крышами. Минут через 40 вернулся в опустевшее Староселье, доложил по телефону о постигшей меня неудаче и заселился в ближайший мотель ("Гостиный двор" на берегу Волги возле моста, со стороны аэродрома).
Утром 4.05 мы засели в кабинете начальника а/п Староселья и принялись ждать погоды дома, одновременно жря пирожные и слушая нескончаемые анекдоты, сплетни и байки от "Рыбинских Моторов" (аэродром, по факту - заводской). За это время подсел дозаправиться одинокий московский R-66, шедший за рыбаками на Белом озере (оказывается, теперь существует новомодная столичная забава - слетать на выходные порыбачить за 30+Круб/час 😀). К 16:30 байки и чай не закончились, но Каменово и Павловское начали давать приличные условия. Дома сказали, что полоса превратилась в озеро. Решил идти в Павловское (туда было удобнее приехать за мной на машине).
Дошли без особых приключений, застав жалкие остатки непогоды, и поехали ночевать к себе в Суховку. Ночью фронт прошёл окончательно, наутро засияло солнце. Я долго ходил по полосе, обнаружил там не очень болотистые 100м и решил попробовать притереться без особого вреда для здоровья травяного покрытия. Что и проделал парой часов позже - до верхушки киля весь в радужных брызгах весенних вод. Сторожа говорили, что было феерическое зрелище. Потом ходил мерять точку касания. Были-бы это соревнования на точность приземления - занял-бы 1е место (в обычной обстановке мне, обычно, принадлежит 1е место с конца). От края "пруда" до следа основной стойки было всего полметра. Тормозами не пользовался вообще - чтобы не сорвать дёрн. И всё-равно остановился через 70м ;D
В сухом остатке:
1. В начале мая по моему маршруту лучше без крайней нужды не летать.
2. Староселье и Вытегра вполне прельстивы и любовны (с) для подобных перескоков. Особенно, если заранее озаботиться соткой.
3. автоТАФы, публикуемые на метеоцентре, давали более чем приличную точность по горизонтальной видимости и НГО для всех точек маршрута.
4. Пройдено без посадки (на автобензине) 800+км
Примерный маршрут: