«Хаббар», или как лопасти ротором становятся.

Lev D

хочешь летать, желай этого!
Откуда
Казань
На форуме много было рассуждений о конструкции лопастей их отличии и даже «рожали» народные лопасти, в последствии прозвали их «колхозными». Но не они одни  на «полях» России существуют, это и лопасти «RUS»а, и пластиковые и даже деревянные.
В связи с этой темой, хочу обсудить и конструкции «коромысла», его «спарринг» с «кубиком», и методы установки угла лопастей.
Вот на фото «спорткоптеровский» хабар, наверное самое легендарное детище. Если его рассмотреть вблизи понимаешь, что это того стоит(я имею ввиду денег), он сделан высокотехнологично и вес у него будь здоров! А рядом не мене популярный и известный «Драгон», он прост как все гениальное и легок. Функции они выполняют одни и те же.  «Так зачем платить дважды»?

У «спорта» угол выставляется однозначно путем перекладывания рег. Шайб и последующим их обжатием болтовым соединением. Конструкция кубика тоже дает возможность регулировки (выровнять углы атаки лопастей при его настройке). Так же серьезно решен и вопрос о возможном провороте кубика относительно коромысла. Есть и регулируемый элемент в кубике для выставления оси вращения ротора соосно главному подшипнику.
А как все это решается у «Драгона», подскажите? :(
 

Вложения

Lev D

хочешь летать, желай этого!
Откуда
Казань
Вот мой хабар Ворона, углы лопастей выставляются фланцевыми параллелепипедами(сразу скажу, муторное занятие, при затягивании болтов точность выставления угла «плывет»).

А «ловить» надо 1,1-1,3 град! Конечно при окончательной регулировке можно также кубиком «сыграть». У кубика есть минус он склонен к провороту особенно при интенсивной раскрутке или ее резком включении.
 

Вложения

Lev D

хочешь летать, желай этого!
Откуда
Казань
Есть и еще масса конструкций хабаров, отзовитесь «продвинутые форумчане», помогите разобраться в плюсах и минусах этих конструкций. Полезно не только для общего представления.

Вот хабар знаменитого РАФа
 

Вложения

Lev D

хочешь летать, желай этого!
Откуда
Казань
Ну вот, с последними двумя "игрушками" разобрались.
Больше всего заинтерисовал, вот этот. Но, как и при помощи чего, здесь выставляются углы?
Если перед сборкой, сверлят по кондуктору и хаббар и лопасть, то как осуществить поправки при динамической балансировке?
 

Вложения

boris_polo

Я люблю строить Автожиры!
На сегодняшний день, координатные станки и лазерная резка
позволяют  получить очень высокую точность, в результате чего, до предела упрощается и конструкция и уменьшается вес.
Ну конечно, если все это железо делать на коленке, то нужны всякие  там настройки и всякие там шайбочки.
 

Lev D

хочешь летать, желай этого!
Откуда
Казань
Я так не считаю. Даже идеально изготовленный ротор, нуждается в балансировке как статической так и динамической. А при последней включается еще фактор аэродинамический, поэтому будет нужна корректировка по любому!
 

Чечако

Я люблю строить самолеты!
углы лопастей выставляются фланцевыми параллелепипедами(сразу скажу, муторное занятие, при затягивании болтов точность выставления угла «плывет»).

А «ловить» надо 1,1-1,3 град! 
Вероятно, Вы хотели сказать: 0,1-0,3 град. - в таком случае, уже имеет смысл, сделать приспособление для регулировки углов. При линейном размере около 100 мм. поймать 1 градус (примерно 1,75 мм)-не представляет большого труда. Согласен с
На сегодняшний день, координатные станки и лазерная резка
позволяют получить очень высокую точность, в результате чего, до предела упрощается и конструкция и уменьшается вес. 
Однако, приходится делать "на коленке"
 

Lev D

хочешь летать, желай этого!
Откуда
Казань
Вероятно, Вы хотели сказать: 0,1-0,3 град. - в таком случае, уже имеет смысл, сделать приспособление для регулировки углов. При линейном размере около 100 мм. поймать 1 градус (примерно 1,75 мм)-не представляет большого труда. 
Поймать при обработке, т.е. при изготовлении = это понятно! В этом случае не градус ловится, а выставляется 1,3град., и точность тут идет в измерении угла уже в секундах! В любом случае детали точаться не на деревообрабатывающих станках. Вопрос в настройке, и конструктивном решении узла позволяющего эти настройки осуществить. Да применив "длинную стрелку" можно достаточно точно выставить угол, измерив например катет, но длине стрелки в 1м.
По сути вопрос как конструктивно это осуществить? Я имею ввиду то что есть хаббар и лопасть, задача иметь возможность с достаточной точностью выставлять этот угол и фиксировать в найденном положении. Значит должен быть узел который позволяет это осуществить. Как по примеру "спорт коптеровский" (шайбами), или РАФовский, (рег. болтами/упорами). или как у меня фланцевым соединением.
Но где этот узел в последней фотографии? И как это осуществляется? То что говорил  boris_polo, что достаточно изначально все точно изготовить и потом просто собрать, считаю не пройдет! Какие бы точные детали не были, при сборке "уведет", да и при балансировке тоже!
 

boris_polo

Я люблю строить Автожиры!
вот я проснулся и говорю. Чем лучше выспишся тем лучше голова работает, а чем лучше голова работает , значит тем качественнее, проще, точнее и дешевле получается прдукция.
А сдесь все упирается в простое  сверление отверстий., так, что нужно всего лиш один раз грамотно изготовить кондуктора, даже для изготовления одного ротора и никаких наворотов больше не надо. А са мое главное , это грамотно и просто спроектировать всю крепежную конструкцию , например: все  крепежные болты расположить не в 3 или в 2 ряда,  а по прямой в один ряд. Тогда длинна крепежа будет в  полтора раза длиннее., а точность при сборке увеличится как минимум  в 5раз. И уже никакие регулировки не будут нужны. Да и невозможно на  тридцати болтах, расположенных по прямой. что-то подогнуть или подвинуть.
 

Lev D

хочешь летать, желай этого!
Откуда
Казань
А как же быть с зазорами в отверстиях? Ведь не с посадкой же их туда "вгоняют"! Да и вспомните, что ротор разбирается и траспортируется, и так несколько раз (соизмеримо с частотой выезда на поляну).
И каждый раз по ниточке выставляются, это касаемо "разнолапистости" вернее "бумеранга", там действительно расстояние между крайними болтами крепежа лопасти относительно велико. И однако приходится поправлять! А уж если говорить про установочный угол, то это на порядки судя по высоте хорды размер меньше, и достаточно даже зазора в болтовом соединении, чтоб повлиять на установочный угол (а от туда и вибрации). По этому и разграничивают узел при помощи которого идет настройка (он в последствии не разбирается более), и "монтажный" который и "крутят" при разборках и сборках.
Вот в этой фотке, я этого и не увидел.
 

Leon CX

Будь просто - смог бы каждый...
Но где этот узел в последней фотографии? И как это осуществляется? То что говорил  boris_polo, что достаточно изначально все точно изготовить и потом просто собрать, считаю не пройдет! Какие бы точные детали не были, при сборке "уведет", да и при балансировке тоже!
Лев,
на последней фотке регулровка происходит при помощи точных тонких пластинок....вот и все

и при эксплуатации уводит, также
 

Lev D

хочешь летать, желай этого!
Откуда
Казань
Леонид, и как же там, каждый раз эти колиброванные и подобранные пластинки при настройке ротора, подкладывают под крепеж?
И раз это пластинками регулируется, значит существует определенный зазор в болтовом соединении, позволяющий изменить положение лопасти относительно хаббара.
И уж еще один вопрос, регулируется ли установочный угол лопасти в зависимости от условий эксплуатации. По примеру МВ, когда меняется сезонность (зима/лето)? Так например в условиях когда меняется взлетный вес АЖ (на определенно долгое время), или место положение АЖ (горные аэродромы приписки).
 

boris_polo

Я люблю строить Автожиры!
Ребята!
Возьми для примера ротор ДВ. Там по 6 отв на лопасть и ротор практически не настраивается. Я добавил еще 2 отверстия под развертку и все проблемы вообще закончились. А в следующих моих роторах( через неделю получаю первую пробную партию экструдата) будет по 10 отверстий крепления и никакой настройки.  Зачем создавать проблему хорошим людям?
 

Lev D

хочешь летать, желай этого!
Откуда
Казань
Борис, а между крепежной пластиной хаббара и профилем лопасти ротора, у Вас тоже экструдерная подложка, которая "облигает" профиль сверху? В низу то плоскость, но при наличии установочного угла, она тоже наверное на конус, по хорде?
 
Вверх