20 советов, которые помогут сделать ваши зимние полеты безопасными и интересными

ZharkovSe

Я люблю самолеты!
Откуда
Москва
Читая о том, как мои друзья открыли этот год активными полетами, я вспомнил об одной интересной статье из декабрьского выпуска журнала Plane and Pilot, посвященной особенностям зимних полетов. Вот ее перевод, надеюсь вы найдете для себя что-то полезное.

20 советов, которые помогут сделать ваши зимние полеты безопасными и интересными (автор Майкл Вивьон, Plane and Pilot, декабрь 2011)

Зима приходит столь же неотвратимо, как старость, и для пилотов, которые живут и/или летают в северных широтах, каждая зима - это вызов. Даже самому подготовленному авиатору рано или поздно выпадет один из сюрпризов старушки зимы. Тем не менее одни из моих самых запоминающихся полетов случились в самый разгар зимы. Задумайтесь над следующими советами, которые могут сделать ваши зимние полеты более безопасными и приносящими больше удовольствия:

1) Одевайтесь соответственно обстановке на местности, над которой вы собираетесь летать. Не раз пилоты вылетали из аэропорта в относительно теплую погоду, только чтобы прилететь на аэродром, где все закрыто после окончания рабочего дня, а погода значительно холоднее/ветреннее, идет дождь или снег. Наихудшим вариантом может оказаться отказ двигателя в пути, закончившийся вынужденной посадкой вне аэропорта и последующим ожиданием поисковых и спасательных отрядов, а возможно и с пострадавшими. Зимние полеты требуют выбора одежды, в которой вы смогли бы комфортно перемещаться при погодных условиях и характере местности, над которой вы планируете пролетать.
2) Не забывайте о предпусковом прогреве двигателя. Всегда, когда температура падает ниже нуля, я подогреваю двигатель перед запуском. Хотя производители двигателей рекомендуют подогрев начиная с более низкой температуры, но я свято верю в необходимость полноценного подогрева в любом случае, если температура воздуха (или ночная температура при утреннем вылете) ниже нуля. В продаже есть много очень эффективных подогревателей, особенно если у вас есть электричество. Без него вам придется быть несколько более изобретательным, но можно найти и вполне эффективные горелки для подогрева. В любом случае постепенный медленный нагрев в течение нескольких часов лучше короткого воздействия сильным жаром. Помните, ваша задача - доставить столь нужное тепло в самое сердце двигателя, а прогрев всей массы двигателя требует некоторого времени.
3) Вам следует укрывать ваш драгоценный двигатель утепленным чехлом. Это необходимо для обеспечения эффективности подогрева за время ночной стоянки или при парковке вашего самолета на улице на несколько часов без подогрева во время короткой остановки. Если температура воздуха не совсем низкая, то вам может быть достаточно чего-то простого, типа старого спального мешка или покрывала, накинутого поверх капота, но качественный чехол для двигателя будет и эффективнее сохранять тепло, и надежнее держаться на нем даже в самых ветренных условиях.
4) Если вам придется парковать самолет на улице при отрицательных температурах, вам может также понадобиться хороший набор чехлов на крылья, в том числе с собой в самолете. Они необходимы не для защиты краски от окисления, а для защиты создающих подъемную силу поверхностей от изморози и льда. И не забудьте, что горизонтальное оперение - тоже аэродинамическая поверхность, и оно должно быть также защищено в морозную погоду.
5) Есть ли для вашего самолета "зимний пакет"? Многие производители предлагают чехол для маслорадиатора, некоторые - "зимние крышки" - модификации входных воздуховодов, которые перекрывают часть потока. Будьте очень осторожными при создании самодельных "зимних пакетов". В первую очередь поинтересуйтесь заводскими наборами. Внесение изменений в воздуховоды может привести к нарушению воздушных потоков под капотом и нанести вред вашему двигателю. 
6) Свежи ли ваши навыки ночных полетов? Эти зимние дни намного короче летних, а осенью особенно легко забыть, насколько ощутимо короче светлое время суток становится с каждым днем. Не загоните себя в ловушку, отправляясь засветло в полет по маршруту, чтобы обнаружить на полпути, что на место вы прибудете только через час после заката. Посвятите немного времени ознакомлению с особенностями ночных полетов ДО того, как вы обнаружите себя на том самом позднем полете по маршруту.
7) Итак, ночные полеты, а давно ли вы проверяли работу всех огней на вашем самолете? Как поживают батарейки в вашем фонарике/-ах? Проверка работы ВСЕХ огней на вашем самолете должна быть обязательным элементом предполетной проверки, особенно в эти короткие зимние дни.
8) Даже поле восхода зимнее освещение хуже летнего. Зачастую мы проводим предполетный осмотр и закрепление наших самолетов зимой при посредственном освещении. Держать под рукой мощный фонарик - это всегда отличная идея, даже если вы летаете только в светлое время. И не забывайте о запасных батарейках для него! Старая поговорка гласит: Фонарик- это емкость для хранения разрядившихся батареек.
9) Говоря о предполетных осмотрах, ведь так и хочется провести чуток более сжатый осмотр, когда температура застыла сильно ниже нуля? Опять же, правильная одежда, включая хорошие перчатки/варежки и теплый головной убор, обеспечит несколько более комфортный осмотр перед вылетом. А по иронии судьбы хороший предполетный осмотр особенно необходим именно в зимние месяцы!
10) Есть ли на вашем самолете обтекатели шасси? Покрытая мокрым снегом полоса и температура около нуля легко превратят эту жижу в лед внутри обтекателей с набором высоты. Помните об этой опасности и на самолетах с убирающимся шасси, и дайте колесам повисеть снаружи - проветриться и прокрутиться, немного дольше после взлета с такой полосы, чтобы они немного подсушились перед уборкой.
11) Есть ли в вашем самолете детектор угарного газа? Если нет, то поставьте. В продаже есть как дешевые сменные детекторы CO, так и устанавливаемые в панель приборов электронные с предупреждающим сигналом. Когда на улице становится прохладнее мы чаще используем обогрев кабины, а если летом в глушителе появились трещинки, то первым сигналом этой потенциально смертельной опасности может стать сильная головная боль или что-то по-хуже. CO бесцветен, не имеет запаха и смертелен. Однажды я надышался угарного газа из-за поврежденного глушителя, и поверьте мне, вам бы это точно не понравилось!
12) И еще об угарном газе - во время предполетного осмотра уделите особое внимание выхлопной системе вашего самолета. ОЧЕНЬ тщательный осмотр этой критической системы осенью - это несомненно отличная идея, и она может спасти вашу жизнь. Ищите трещинки, ослабшие крепления и т.п. Спросите вашего механика, что нужно искать.
13) Берете ли вы на борт спецоборудование для выживания? А следует, даже если оно вам никогда не понадобится, считайте его в конце концов страховкой. Наличие оборудования на борту может открыть вам новые варианты, если вам придется искать альтернативу вашей цели из-за погоды: к примеру при посадке на маленький аэродром,  где никаких услуг нет или все уже закрыто. Каждую осень я делаю ревизию моему спасательному комплекту и заменяю летние спальные мешки мешками, рассчитанными на холодную погоду. Я проверяю, что все составлящющие комплекта не просрочены, заменяю некоторые "летние" вещи на "зимние", убеждаюсь в их хорошем состоянии. Есть несколько неплохих страничек в интернете по составлению собственных спасательных комплектов. Одна из моих любимых - "Снаряжен чтобы выжить" (Equiped To Survive www.equipped.com), составленная Дагом Риттером. 
14) В каждый полет я вешаю на себя PBL (портативный поисковый маяк) в дополнение к некоторым личным спассредствам. Последнее поколение маяков немногим больше сотового телефона и стоят меньше 300$. В экстренной ситуации эти устройства могут отослать сигнал в спасательный центр и сильно ускорить прибытие помощи. На худой случай и сотовый сойдет за PLB. Но следует сразу оговориться, что за городом сотовое покрытие может быть довольно ненадежным. А если вы неудачно приземлитесь в городе, то вам наверное не понадобятся ни PLB, ни сотовый.
15) Также можно задуматься о персональном треккере SPOT, Spidertracks или других доступных сейчас на рынке. Способность сообщать о своем статусе, пускай только в одну сторону, своим любимым и друзьям и передавать маршрут в случае непредвиденного отклонения или несчастного случая может оказаться тем более важной в холодную зимнюю погоду, чем в летние месяцы. Время - решающий фактор, если речь идет о ранениях и переохлаждении в холодную погоду.
16) Когда вы в крайний раз проверяли давление в шинах? Авиационные шины вмещают маленький объем воздуха, и низкие температуры могут значительно снизить давление внутри. К сожалению чаще всего шинам в авиации уделяется очень мало внимания. Визуально оценить низкое давление сложно, особенно если на шасси установлены обтекатели. Если у вас изначально пониженное давление, то полет при более низких температурах (порой достаточно просто выкатить самолет из теплого ангара на улицу на холод) еще дальше его снизит. Низкое давление в шине может привести при посадке к прокрутке пневматика на диске и к последующему обрыву ниппеля. А в результате колесо на ободе и неподвижный самолет посреди полосы. А если это случится на неконтролируемом аэродроме и темнеющих небесах, то вы создадите реальную угрозу безопасности, и в любом случае заниматься ремонтом в темноте и на холоде будет совсем не весело.
 
17) Тщательная проверка аккумулятора вашего самолета в самом начале зимы избавит вас от многих проблем, когда температура упадет ниже. Зачастую слабой батареии будет хватать ровно до тех пор, кода температура еще чуток снизится и тогда: "Клик....." и тишина. Проверить уровень электролита и вольтаж аккумулятора легко и это считается превентивным обслуживанием (может выполнять владелец). Если вы летаете зимой редко, то попробуйте подключать низковольтную подзарядку для аккумулятора (trickle charger), чтобы сохранять заряд между полетами. Все батареи постепенно теряют заряд между циклами зарядки, и при нерегулярных полетах холод может основательно подъесть силы вашей батареи.
18) Конец лета - отличное время для замены масла в двигателе, чтобы убрать загрязнение и влагу из двигателя и войти в зиму с свежим маслом. Если летом вы используете масло "фиксированного" класса вязкости ( к примеру W40), возможно вы захотите сменить его на всесезонное ( к примеру 10W-40) на зимнее время. Оно может отплатить вам пониженным износом и более легким стартом при низкой температуре.
19) Где-то между первыми заморозками и наступлением действительно холодной погоды воспользуйтесь возможностью тщательно очистить лобовое стекло и окна. Если, как и я, вы паркуетесь в необогреваемом ангаре или, еще хуже - на улице, то это может быть ваш последний шанс смыть коллекцию мошек с лобового стекла вплоть до наступления весны. Ваш самолет обрадуется и качественной помывке фюзеляжа и плоскостей - все эти мошки создают значительное сопротивление.
20) Нам необходимо перестроиться на зимние погодные особенности. Если летом самою большую тревогу вызывают конвекционные потоки и неожиданно низкий край облаков, то зимняя погода несет совсем другие сложности для безопасности полетов. Обледенение становится очень серьезной угрозой, ветры обычно сильнее и чаще с порывами. И зимние погодные системы обычно перемещаются значительное быстрее и сами более "энергичные", чем летние. Как следствие нам следует начать думать о погоде скорее стратегически, нежели тактически, чего нам было достаточно летом. Планирование полета по маршруту любой значимой продолжительности зимой должно включать основательную подготовку задолго до полета, и по возможности даты должы быть плавающими. Помните старую авиационную мантру: Времени сколько угодно - лети себе свободно! (оригинал “If you have time to spare, go by air.”)

Ну вот и все - несколько идей, которые помогут вам выбраться и насладиться зимними полетами, заботясь о своем самолете в порой очень непростых погодных условиях. Но как я и отмечал в начале статьи, зимние полеты могут принести много радости и оставаться безопасными, если не забывать о небольшой подготовке и уходе. Идите и насладитесь самым спокойным воздухом в году, а также великолепными закатами и рассветами без необходимости вставать из постели в 4 утра.

Вот и конец статьи - может быть вы добавите в тему свои советы по зимним полетам! 🙂
 
Назад
Вверх