А не слетать ли в гости? Или 360 км. зимой на телеге.

Зимние полеты я люблю. Точнее, зимние полеты я люблю при хорошей погоде. Солнце, мороз, и поля, представляющие из себя один сплошной аэродром. Телега мягко скользит по снегу, на посадке слышишь и чувствуешь как задники лыж касаются перемороженного наста, эхх… Идея слетать к своему инструктору Володе, живущему в славном городе Лебедянь была у меня давно, но осуществить ее представилось только в эти выходные. На дворе февраль. Для лета, 180 км. в один конец ерунда, но зима накладывает свои суровые поправки. Готовился достаточно тщательно, слетал перед этим пару зимних маршрутиков по 70 км., технику проверял, экипировку. Маршрут проложил тупо по прямой через 4 ППМ, хотя поворотными эти пункты назвать нельзя. В районе Венева и за Донским пересечение МВЛ, запреток по маршруту нет. Философия перелета подразумевала четкую наземную поддержку от выпускающей и принимающей стороны, в случае вынужденной посадки по отказу матчасти, предполагалась эвакуация силами выпускающей стороны на моей машине с прицепом, оставшейся в точке вылета. Ночевать зимой в полях, если что, не хотелось. Маршрут вбит в GPS, просмотрел в гугл земля, хорошие планшеты от одной известной киевской авиационной фирмы на ручке трапеции и на коленке. Маршрут отражен на 4-х листах 2-х километровой карты. Ранним субботним утром еду на площадку вылета, приходит смс-ка от встречающей стороны: «Артём, у нас минус 24», прохладно, через пару часов приходит еще одна «минус 21 в тени». Упаковываю вещи, осматриваю телегу, забиваю полный бак, отдаю копию плана перелета выпускающей стороне и лечу на разведку погоды – воздух спокоен, небольшой встречный ветер. Температура, тем временем, поднялась до минус 15, жить можно. Время близится к полудню. Пишу смс-ку: «Вылет в 11-55». Взлет, набор 300 м., ложусь на курс и упираюсь в тот самый легкий встречный ветер. Системы перебалансировки, к сожалению, нет, задавливаю ручку локтями и понимаю, что в этом положении мне придется провести ближайшие 2,5 – 3 часа своего субботнего времени. От путевой в 60 км/ч становится немного грустно. Лечу четко по карте и штатному компасу, типа как на соревнованиях, а GPS использую только для дополнительного контроля.  Немного смущают участки слабо ориентирной местности во второй части маршрута. Тем временем беру ППМ Х0 (Шатское водохранилище), ППМ Х1 (Донской), иду к ППМ Х2 (Мост). GPS, работающая от свежих батареек, предательски выключилась на первой трети участка X1-X2, выключилась она, похоже, от мороза. Факт этот сильно меня не расстроил, но решил все же поставить новые аккумуляторы, предусмотрительно положенные в нагрудный карман куртки. Итерация с вытаскиванием голой руки из теплой варежки и краги, замена аккумуляторов и дальнейшее отогревание этой самой руки заняла минут 5 времени. Аккумуляторы решил экономить, выключил ее  сам и дальше летел по карте, воспользовавшись данным чудным прибором лишь однажды, после ППМ X3 и пролета не безызвестного некоторым московским дельтапланеристам местечка Шилово. В чем ошибся я конкретно, так это в самом главном - в запасе топлива. Расход, честно говоря, получился какой-то сумасшедший – 12 л/час, вместо запланированных 8-ми. Благо бак был 42л. и перед вылетом он был полон. По дороге словил интересный психологический момент, вроде бы не жарко, вроде бы маршрут не близкий, вроде бы времени много уйдет на полет, но ты просто летишь от ППМ к ППМ, от ориентира до ориентира, и так, шаг за шагом, проложенный маршрут, превращается в пройденный путь. Посадочное Т лежало в точке прибытия там, где оно должно было лежать, колдун стоял там, где он должен был стоять. Круг над точкой, заход – посадка и тишина в ушах. Улыбающиеся лица, рукопожатия, такие приятные моменты. Снимаем крыло с телеги, ставим в сельскохозяйственный ангар к другой авиа химической технике. Едем в Лебедянь, вечером стол, общение, разговоры, отдых. Для себя сделал вывод, что пить коньяк из канистры опасно тем, что не заметно как уменьшается уровень оставшейся жидкости. Утро, дымы из труб в нужном северном направлении. Володя делает пару полетов на моей телеге, говорит - понравилось. Опять взлет, набор, прощальный круг над точкой, и путевая 135-140 км/ч на зажатой ручке. Через час двадцать пишу смс-ку, что уже долетел. Катаю персонал базы отдыха, убираем технику в ангар и дорога домой. На рабочем столе компьютера файлы по перелету перемещаю из папки Планы полётов в папку Выполненные перелеты. Хорошие были выходные.
P.S. Выводы по полету:
Однозначно нужна система перебалансировки;
Однозначно нужен носовой обтекатель;
Питание GPS должно быть бортовое;
Расход топлива по оборотам и внешней температуре надо знать четко;
Очень хочется перчатки с подогревом а-ля как у товарища aes.
P.P.S. Конечно, забыл добавить, что все написанное является выдумкой, все совпадения случайны ;)
 

Вложения

graysparrow

летать...
Откуда
Москва
Забыл добавить, что все вышеописанное является вымыслом автора. Все совпадения случайны :( А жаль
Вообще хороший рассказ. Еще острее стала тяга в небо...
Спасибо
 
Одет я был тепло. Но подошвы ног к концу третьего часа все равно начали мерзнуть, говорю же, обтекатель нужен...
Шлем – зимний снегоходный, с анти запотевающим стеклом, подшлемник зимний;
Обувь – валенки, шерстяные носки 2 пары;
Варежки пуховые горнолыжные, краги – непродуваемые, + запасные варежки в сиденье
Верхняя одежда – горнолыжная куртка, горнолыжные штаны (непродуваемые);
Нижняя одежда – термобелье комплект, свитера 2 шт., жилетка не продуваемая, байковые штаны
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
     Для таких полётов очень удобна маска, как на фотографии. Я в ней летаю даже при околонулевой температуре.
 

Вложения

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! (c)
Откуда
Питер
Системы перебалансировки, к сожалению, нет, задавливаю ручку локтями и понимаю, что в этом положении мне придется провести ближайшие 2,5 – 3 часа своего субботнего времени.
Вопрос дилетанта - а что помешало перед вылетом на земле сдвинуть балансировку?

Кстати мне в Гостилицах один химик подсказал отличный способ самодельной перебалансировки - веревочка.
Один конец привязываешь за рамку сидений, а второй наматываешь на ручку трапеции и зажимаешь ладонью.
Управление по кренам сохраняется, а веревочку в любой момент можно отпустить и ручке вернется свобода перемещений.
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
    Алексей, спасибо за подробную информацию о зимнем шлеме.
    Попытаюсь угадать ответ timoshenkova: кто-ж знал, что наверху сильный встречный ветер?
 
По поводу шлема, в свое время заморачивался с ЗШ, покупал горнолыжные маски и очки для него, но, если честно, для дальних зимних перелетов - это все не то. Будет небольшая щель, к примеру, между очками и маской и все - хана, обморозишь через 15 минут полета, даже не заметишь как... проходили. В общем, купил lazer revolution вот такой http://www.berkyt.ru/berkyt/katalog/jekipirovka/shlemy/shlem_snegoxodnyy_lazer_revolution и просто забыл что такое мерзнущее лицо или потеющее стекло. Дорого, конечно, но оно того стоит. Правда, мне его один "товарищ" погубил, положив сушиться на батарею....

По поводу центровки - на самом деле да, надо было двигать перед вылетом. Летом чисто на передней центровке летать не люблю, потому как при возможном отказе, придется садиться на повышенной скорости на подобранную с воздуха площадку, что, по моему мнению, не есть хорошо. А зимой - самое то.  Но хорошая мысля, приходит опосля ) Перед обратным вылетом хотел подвинуть, но учитывая приличный попутный ветер дергаться уже не стал.
 

aes

RIP
Откуда
Москва
Для таких полётов очень удобна маска, как на фотографии. Я в ней летаю даже при околонулевой температуре. 
@timoshenkov
Тёмыч, ты маньяк!  :)
Уважуха!

И именно по причине умирания батареек в самый неподходящий момент вообще всё (рация, переговорка) правильно запитывать от бортсети. Это МЛМ.

На грудь под куртку можно положить небольшой неопреновый коврик. Вроде Лёха Школин даже коврик с подогревом (от автосиденья) марки Емеля клал и тащился.

Чтобы ноги не мёрзли - в Экстриме в Альпиндустрии продаются стельки с подогревом. По сути это обычные резисторы напаянные на гибкой плате - так что самому можно смастерить причём на нужную мощность. Готовые продаются на напряжение 6V, так что соединять последовательно.
А с обтекателем всё равно ноги мёрзнут после часа полёта - в дырку из под колеса дует.

Перчатки с подогревом сейчас не проблема купить и нечего завидовать. Ведь если  придётся зажать  как следует ручку - передавишь кровоток и пальцы всё равно замёрзнут. Т.е. судя по твоему коммертарию хорошо таки у тебя замёрзли.  :-/

Про маску (если открытый шлем)  mdp-shnik чётко написал. В открытом шлеме с опущенным стеклом без проблем в этой штуке. Делается из строительного респиратора за 20 мин - рецепт был на этом форуме описан. А на заре полярной авиации эти маски делали из шкурок крота - очень мягонькие.

@mdp-shnik
Маска это действительно гуд!
Но МЛМ в очках летать стрёмно - если запотеют и замёрзнут в воздухе будет супергеморр.

P.S. Артём, а где-то в р-не Новомосковска запретка вроде была, если меня память не подводит (МВЛ-ки дома)?
 

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! (c)
Откуда
Питер
На фотке я в костюме рыбака/охотника.

Боты непромокаемые и не продуваемые с толстой подошвой и толстой ячеистой стелькой и с толстыми (типа мягких валенков) вставками в боты покрытыми тонким слоем алюминия.

Куртка и штаны тоже не продуваемые и непромокаемые.
Стирать их правда запрещено.
В -30 не летал, а в -18 как летом.

P.S. Шлем на этой фотке пока еще клубный.
 

Вложения

AMaris

В небо на парусе мечты!
.... В открытом шлеме с опущенным стеклом без проблем в этой штуке. Делается из строительного респиратора за 20 мин - рецепт был на этом форуме описан. ....
А не подскажете, господа, где такой рецепт расположен. Или кратко перескажите, какие были осуществлены доработки.
Респиратор уже есть, думаю, как к нему приделать воздухоотводную трубку, чтобы изморозь на стекло не садилась.
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
    Маска на фотографии сделана по образцу мотоциклетной. Такую надевают гонщики, чтобы защитить лицо от грязи и камней. Делается она очень просто и быстро из лоскута кожезаменителя. Я брал лоскут обивки дверей. Внутри пришил шерстяную трикотажную подкладку.
   На фото бумажная развёртка маски. Ось симметрии - линия сгиба. Её длина 100 мм. Пунктиром показана линия сшива двух половин между собой  (длина шва 70 мм). Это место окажется под подбородком. Вырез между половинками после сшивания превращается в отверстие для дыхания.
   На переносицу пришита согнутая жёсткая полоска. Она не даёт выдыхаемому воздуху попадать на защитные очки, чтобы те не запотевали.
   Маска прижимается к лицу резинкой.

   Маска гениально проста в изготовлении и очень удобна в полёте. Мотоциклисты придумали классную штучку. Чтобы точнее понять её идею, достаточно склеить бумажную развёртку и приложить её к лицу
 

Вложения

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
   И небольшой секрет. Кромка отверстия на конце маски должна быть жёсткой. Иначе она будет самопроизвольно закрываться. В вырезе нужно предусмотреть выступ-язычок, который следует подвернуть. Он и придаст кромке нужную жёсткость.
 

Вложения

aes

RIP
Откуда
Москва
А не подскажете, господа, где такой рецепт расположен. Или кратко перескажите, какие были осуществлены доработки.
Респиратор уже есть, думаю, как к нему приделать воздухоотводную трубку, чтобы изморозь на стекло не садилась.
Что-то не нашел - не помню где печатали.

В 2-х словах берём строительный паралоновый респиратор с 3-мя клапанами - там есть передний и, два других в районе щек. С внутренней стороны такой маски есть полиэтилен.

1.Выпарываем передний клапан и зашиваем отверстие от него (сшиваем края у отверстия из под клапана).

2.Снизу маски частично срезаем полиэтилен - смысл, чтобы выдох маской всегда направлялся вниз и воздух выходил только в районе шеи и вниз.

Минут 10 должно хватить на всю работу.
Никаких воздухоотводных трубок и прочих аквалангов не нужно!

Enjoy.
 
Вверх