Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Часть 4

Пролив и люди.

Вылет с Амдермы.

Утро с небольшим светом пришло в 9 часов.
Пока запускал примус, грел самолет и ждал момент, чтобы скрутить провода катушки зажигания в небольшом тепле дошедшем от пламени горелки, сумеречный свет приготовился тускнеть. Еще немного и нужно отбивать вылет. Время сейчас работает против нас.

Для себя определил что если в 10 30 не вылетаю, то сообщаю об отмене полета.
Знаю, что за моим полетом, следят множество друзей, от самой Москвы до нашей Амдермы.
Эта нынешняя часть маршрута - основная в нашем перелете. В прошлом году в декабре Северок ушел на восток и с промежуточной посадкой на Ливаръяхе благополучно достиг Усть -Кары. Вернулся на Воркуту.

В этот раз мы попробуем пройти на запад, срезав выдающийся в море полуостров с оставленной поляркой Югорский Шар, далее полет близ огромного устья р. Великая(Нгою) и уже хорошо знакомого нам становища Хабарово, посетить п/ст. Белый Нос и передать полярникам свежие фрукты и посылочки. Этот полет стал возможен только благодаря поддержке компании Вask и лично Владимира Богданова.

Двигатель запустил, работают ровно оба цилиндра- это здорово.
Но на расчетный взлетный режим двигатель не выходит. На максимале обороты коленвала с 6100-6200 уменьшились на 200 об/мин.
Это потеря мощности и она идет от переохлажденного разреженного воздуха. Есть один плюс, Северок значительно облегчен и я запустив спутниковый трекер от АОПА-России, позволяющий видеть и отслеживать полет, легко ухожу в набор высоты.

Успеваю сообщить по основным номерам о вылете.
Слабая сотовая связь, это здешняя беда. В Амдерму часто по 2-3 дня нет возможности дозвониться- ни с Большой земли, ни обратно.
(Как я понял, виною тому единственная вышка МТС и та работает часто с перебоями)

С юга над горизонтом хорошо видны просветы и полет строю только по высотомеру и проблескам света в облаках. Дымка после вылета практически сразу закрывает все внизу, но Северок постепенно идет все выше.
300 метров, 500, 700..
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Самое главное для нас перед вылетом было получить информацию с Белого Носа, что на полярной станции также хорошо просматривается небо. Это позволит нам с Северком благополучно спуститься с "небес на землю" выйдя над дымкой и нижним краем..
И еще.

Респект ребятам, семейной паре, которые ходили со мной пешком в Хабарово, Наташе и Саше Околович.
Наташа поддерживает связь по интернету, пишет замечательные заметки с фото в инстаграме о природе и новостях с полярки.

Чтобы сейчас благополучно встретить наш Северок, они постоянно были на связи, приготовили и обозначили посадочную полоску на замерзшем и весьма неровном льду.
Саша срубал на полосе посадки снежные заструги и знаю что мои друзья должны зажечь два ориентира посадки.
Фото Н.Околович
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
После осеннего нашего непростого пешего перехода в становище Хабарово и моего возвращения в Подмосковье, мы встречались с Владимиром Богдановым и от компании было принято решение отметить эту семью подарком. От Баск в хвостовом отсеке сейчас летит фирменная теплая курточка с брюками. Будем надеяться что Наталья продолжит делать свои заметки и они станут еще более яркие и интересные, как и  снаряжение от Баск ))

Перевалив выдающийся на север полуостров, Северок прошел 40 километров и уходя от дымки, постепенно достиг высоты 900 метров.

Вышел над устьем реки Великая.
Интересное и одиозное место.
Во-первых, над огромной поймой неожиданно появляется видимость, дымка под самолетом начинает редеть и очень далеко внизу становится видна земля.

Почему то только правый подкос крыла обращенный к морю затягивает сильной изморозью, на левом - с южной стороны этого нет.

Во-вторых, откуда из небытия появилась сотовая связь.
Вижу значок сети на маршрутном планшете, вижу что доставлено сообщение по Вотсап. На удалении 40 километров!
То сообщение которое я отправил сразу после вылета - ушло к адресату только сейчас, через 20 минут полета!
Странно, если учесть, что даже иногда от озера Тоин-То - 15 км до Амдермы нет никаких шансов дозвониться с воздуха.
Весьма интересно..
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Еще десять минут полета. Снова внизу все затянуто.

Ефемерные волны дымки и облачности со всех сторон скрадывают очертания земли. Полет только по линии горизонта - слева в темных просветах открытой воды, справа в отблесках окончания дня.

Северок неожиданно оказывается над краем Югорского полуострова на 750 метров, даже искомая точка полярной станции уже подо мной. Смог точно определить ее только по данным спутникового определения.
Везде все белое и по инерции Северок уходит в Баренцево море.

Плавный разворот и снижение, снижение, снижение. Летучий самолетик издали идет над припаем, пересекает мыс и я разглядываю внизу приготовленную полоску.

Вот еле видны два зажженных факела и после разворота и на прямой увидел уже их в крайний момент. Сумеречный синеватый свет скрадывает всё..
(Тут на фотографии есть хоть немного контраст. Старался и вручную добавить. Хорошо что по очереди снимки делал или фотиком или видеокамерой. Иначе огоньки на льду мы бы не увидели вообще..)
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Волны снега, неровности, тут же получил "козла" взмывание и ..придержал.. Плавное касание второй раз. Короткая пробежка на соленом льду. Остановка. Выдох!

Вот уже рядом и мои встречающие! Обнялись.
- Какие вы молодцы!

Перегнал Северок ближе к жилью.
После того как выгрузились, зачехлил самолет. Собрались всем составом в кают-компании. Начальник станции Николай с супругой Валентиной, механик Григорий, Саша с Наташей и я.
Продукты что привез с таким трудом и совершенно бесплатно для станции, все пойдет на общий стол, а может и до НГ часть сохранится.

Наталье передал ценный подарок, было очень приятно вручить знак внимания от замечательной российской компании Баск.
Ну а сейчас обед отличный! Я после сложного утра и напряжения полета взял НЗ из самолета и стопочку поднял, но без продолжения - день рабочий на станции, да и у нас с Северком еще много дел.

Этим же вечером сняли винт с самолета. Нужно чуть уменьшить угол атаки и мне здорово помог механик Григорий. Протянули удлинитель к самолету- удалось надежно спаять злополучный провод.
В это время Гриша открутил все болты крепления винта
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Утром минус 20, вместе с ветерочком. Крылья и подкосы покрыты бахромой свирепого инея.

На открытом месте у самолета в две секунды обмораживает лицо.
У меня есть замечательный туристический тент от БАСК https://bask.ru/catalog/tent-bask-canopy-silicone-3-4-5-3523s/
Им я и закрыл всю нижнюю часть самолета.

Удалось прогреть подкапотное пространство, а вот с винтом и моими открытыми голыми руками пришлось повозиться. Контровочные гайки и шайбы под ними так и норовят выскользнуть из скрюченных пальцев ))
Несмотря на это веду постоянный фото отчет для вас и себя..

Чуть позже по моей просьбе начальник станции Николай Бибекин принес мне две канистрочки по 10 литров с бензином. На станции есть Буран и такое количество, ну никак не повлияет на самочувствие полярки.
Обратный путь до Воркуты предстоял с боковым ветром и запаса у меня нет. В обычной ситуации хватило бы и 10 литров.
Если бы знал как сложится ситуация дальше, то и этот бензин у Бибекина бы не брал. До Каратайки бы все равно бы дополз, а там бы не бросили друзья..
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
В конце концов завершил подготовку к вылету. Уже когда прошли все сроки.

В 11 57 вылет.
Замечательный вид в момент выруливания на старт. Курс на всполохи давно не видимого солнца..

Северок максимально облегчен и разогнавшись убираю закрылки, снизив влияние ветра иду по Югорскому полуострову на 170-200 метров, пока еще видимость позволяет.

Все как обычно, уходя от моря над холодной тундрой собирается дымка, снизу начинает все закрывать и Северок начинает карабкаться вверх.
Через 30 минут полета я уже иду напротив огромного мыса Бельковского на 650 метров, а вот ветер снизился на высоте и скорость путевая больше 120 километров в час.
До окончания сумеречного света десяток минут.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
22 километра до Каратайки. С высоты наблюдаю впереди черное марево. Пробилась чуть позже сотовая связь.Позвонил в поселок, узнал, что полетов нет, никому не помешаю. Это обязательно в такой погодной ситуации!

До поселка осталось 15 километров и лавинообразно на нас с Северком понеслась непробиваемая стена темной облачности! Ну что ты будешь делать!

Никогда пилот Малой авиации не сможет привыкнуть к арктической погоде. Погода здесь как эсцентричная молодая женщина в которую влюблен. Она заставляет страдать от своих выходок, но на твои переживания ей абсолютно начхать. Сбросишься ли с моста или просто остановишь свой полет где то в бескрайних просторах, она просто пройдет мимо высоко подняв голову.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Посыпались вниз с полкилометра высоты.. Вышел на 150 метров, но все также идем в дымке, начал обрасть изморозью. (см контр.подкосы)
На винте пошла вибрация. Скорость сразу упала на 30 километров в час.

90 метров, видимости нет! Иду на 60, плохо..
И еще ниже, спускаюсь на 50 метров.
Есть привязка к пышному кустарнику, которым здесь поросли все берега. Огромный риск так лететь в любой местности, кроме той которую ты знаешь на отлично!
У нас не вертолет, мгновенной остановки не будет только до встречи с землей. Для себя определил, что при малейшем ухудшении ниже этой видимости, посадка немедленно перед собой. Включаю посадочную фару, без нее уже не видно будет рельеф снега при посадке.
Ух!

Впереди в сумраке появились и быстро приближаются огни поселка.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
С такой высоты и зная местность, сразу с прямой сажаю самолет недалеко от домов..
Заруливаю и ставлю самолет на стоянку. Ого, на градуснике у дома минус 29!

Хватило сил зачехлить винт, укрыть тентом кабину и двигатель.
К сожалению в походных условиях нет возможности укрывать крылья, часто из-за перепадов температур они по утрам покрыты то льдом, то изморозью, то снегом.
Спасибо моим друзьям Нефедовым, вместе мы самолет выставили на подставки чтобы лыжи не примерзли, обогрели меня и накормили. Вырубился и спал после прилета несколько часов. Пришел в себя.
Блин не могу поднять правую руку - очевидно потянул сустав когда разворачивал самолет на Белом, переморожены пальцы и лицо.
Оказалось, что рейсовый Ми-8 из Нарьян-Мара отбили сегодня по погоде.

В таких вот непростых условиях мы летаем и работает Малая Полярная авиация России!
Загнанная в угол бестолковыми чиновниками, часто безденежная, бесправная, но много уже умеющая и со своим уникальным опытом.

В поселок я успел абсолютно вовремя. Погода следующим утром ушла в тепло, которое принес постоянный декабрьский южный ветер. Северок встал на долгий якорь.
Благодарю спутниковому провайдеру в Каратайке и у моих друзей в частности есть спутниковый интернет. Получил возможность выйти на связь с родными и получить сообщения по сети.

Одним из первых было от начальника станции Белый Нос, полностью дословно..
"Здравствуй.Виктор,Наше сотрудничество закончилась ,Перевалочная база закрыта,не люблю когда через меня перешагивают ,будь здоров.."

Честно говоря, я вначале просто не понял. Ломал голову над причиной такой записи.

А потом я узнал что на станции после моего отлета чета начальников, Николай и Валентина перестала разговаривать с Сашей и Наташей.
  Благодаря которым люди узнают про жизнь в Арктике, кто не боится трудностей и готов узнавать новое, кто своим трудом помогает развивать новые маршруты связывающие станцию с Большой землей.

И в голове потихоньку началось прояснение..
Вспомнилось..
В марте 2018 двое друзей-кайтеров(лыжи и парус) вышли вечером к полярной станции Белый Нос. По плану шли они на Вайгач, а при невозможности далее по Югорскому полуострову.

Их так же дружелюбно принял этот начальник станции, дал им переночевать ни слова ни говоря, а вот на следующий день, объявил о том, что за проживание на станции требуется оплата.  Денег у парней было в обрез, да и не рассчитывали они услышать такое в месте, где путешественников считанные единицы за год, а огромный старый дом где они переночевали все равно почти пустой и постоянно отапливается. На станции уже построен новый жилой модуль где живет четверо из пяти полярников..
Парни отдали тысячу рублей и на следующий день ушли со станции, неся в себе отвращение от встречи с этим человеком, который сидя полностью на гос обеспечении наверно просто вовремя где то в этой жизни не остановился или не получил.. северного воспитания.
 

Вложения

Nik-Nik

Каким же надо быть олухом, чтобы не летать!!!
Откуда
г. Обнинск
У нас не вертолет, мгновенной остановки не будет только до встречи с землей.
На вертолёте, в таких условиях, Виктор, ты бы рухнул через 5-10 секунд после начала обледенения. На лопастях НВ без подогрева обмерзание развивается настолько стремительно, что нормально снизиться бывает уже невозможно даже со 100м.
Самолёт еще как-то планирует, а вертоль падает почти как булыжник.
Присоединяюсь к поздравлению с днем рождения!! :~)
 

deltafregat

Я люблю строить самолеты!
Виктор, тезка, с Днюхой тебя!!!!Всех благ тебе, наш неутомимый покоритель северных широт!!!Свой день Рождения, ты, как настоящий Авиатор, встречаешь в небе. Ждем от тебя увлекательных рассказов  о небе, о трудностях, встречах, и т.д.Жму руку, обнимаю!!!
 

N666BK

Experimentalist
Откуда
USA Utah
C Днём Рождения полярник! Здоровья и встречного ветра на взлёте-посадке.
 

Sergey S

Я люблю строить самолеты!
Откуда
sssr
Присоединяюсь к поздравлениям Виктор!Успехов , удачи , Пускай бережет тебя Заступник и Хранитель ! Здоровья и творческого долголетия :)
 
Откуда
Юг
Поздравляю Виктор! Здоровья тебе! Мужественности и отваги у тебя с лихвой. Чётности в полетах и удачи!  Ну и денюжек бы не помещало. Пусть их тоже будет с лихвой!
 

GRAMOPHONKEN

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Анадырь
Мы, прошедшие и не упавшие, шляпу перед тобой снимавшие...
Храним тебя с моим тёзкой.
С ДР Виктор! Береги себя! И наш Северок!.
С Уважением.
 

Вложения

Вверх