Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
"План полета- Север, 2020"
+
"Вайгач 2020"

Полярный круг. Как много в этом для сердца кайтера слилось.
Друзья, привет северный
да ещё и с ветерком из Воркуты!

Для тех кто любит север и экспедиционные приключения, наш новый отчёт.

Двое опытных кайтеров, Андрей Громов и Алексей Тимошенков задумали смелый проект "Вайгач 2020".
Пройти на кайтах (лыжи + воздушный змей. Дословно, kite -воздушный змей) вдоль западного берега Югорского полуострова, через пролив Югорский Шар и обойти остров Вайгач.

В 2018 году подобный переход не получился из-за открытого пролива Юшар. В этот раз путешественники основательно подготовились и взяли с собой надувные лодочки. К слову, пролив встал в этом году под лед с НГ.

Мы с Северком не могли остаться в стороне от таких захватывающих приключений.
Я выехал чуть раньше из дома, в Котласе обнял Гену Андреева, вручил наш календарик. От Гены со мной выехала незыблемая вкуснейшая курочка-гриль))

88154598_3027643233926831_8443977975350689792_n.jpg


Вскоре мы с Андреем и Лёшей встретились в Воркуте.

PRzqfJIgJdw.jpg


Предварительно был решен вопрос о переброске группы в п.Каратайку НАО на вездеходе нашим другом с Воргашора, Джалилом(Женей) Рафиевым.
С Каратайки и должен начаться основной старт

Подготовил боевую " шестерку" засыпанную с головой снегом за прошедшие месяцы.
И вот мы потихоньку катимся на базу в Воргашор к вездеходу. Спасибо Жене разместил парней на базе до дня выезда.

9URphcziYnI.jpg


Следующий день, Андрей поймал акклиматизацию и остался в поселке.
А с Алексеем мы встретили с московского поезда рацию от связного группы, Валентины Ермоловой.

А как же #самолет_Северок спросите вы.

Пока ждал приезда кайтеров перебрал редуктор и нашел износ промежуточного вала. Оперативно сделали наварку и проточку в одном из цехов города у хорошего знакомого токаря, Виталия.

20200227_112443.jpg


Авиатор-любитель из Воркуты, Сергей Дорохов помог мне с хитрой гайкой для бензонасоса, выправив её на станке.
Работы по самолёту включили в себя и замер компрессии на двигателе самолёта. Оба цилиндра показали ровно 10,5 бар.
Спасибо за измерение Раису с нашей базы.

Пока мотался по "железным" делам, забежал в очень уютное фотоателье к Надежде Кожевниковой. Здесь то меня и настиг подарок!
Надя вручила мне новенький классный спас жилет, зная что Северок иногда преодолевает водные преграды. Спасибо, Надь!

VMGQntMPFZM.jpg


После воссоединения наша команда вооружившись лопатами раскидала огромный сугроб на входе в ангар к Северку.

И тут как водится задуло ))
Причем не просто задуло, а задуло-задуло!!
Мои окна на пятом этаже выгибались, стены дрожали, где-то, что-то бахало и стучало.
Порывы южака достигли 31 м/сек.
По дороге в магазин я переползал сугроб посреди пешеходного снегового туннеля и наткнулся на огромный стальной оголовок вент. трубы, сброшенный ветром с крыши пятиэтажки.
Хорошо никому не на голову. Убило бы на хрен сразу!

zwT9Bpoo_6A.jpg


МЧС вытащило из кюветов и снежного плена около 8 авто, спасли около 20 чел.

Настал день старта вездехода.
Очень отрадно видеть и чувствовать, что мои друзья настроены очень решительно и оптимистично, рвутся в бой. Пока шла окончательная подготовка, я мотанулся на вокзал и получил погран пропуска на Алексея и Андрея.

20200303_124419.jpg


Как сложилась печальная практика, отправка с Арктического управления в Мурманске работает очень медленно и нестабильно. Один раз мне пропуск вообще не дошел. Звонил помню выпрашивал дубликат, который оправили с огромным трудом.
Теперь свой пропуск я делаю заранее через погран. управление Амдерма- Нарьян-Мар.

К 12 часам дня вездеход вышел с Воргашора на север.
По самолёту этот день сделал важную работу по установке нового топливного насоса.

20200303_150519.jpg


У нас опять дует. Бесконечно.
Порывы 19 северо- запад и уже с морозцем минус 12.
Вся наша работа по раскопке ворот на глазах накрылась снежным тазиком))

IMG-20200308-WA0017.jpg


Продолжение последует очень быстро...

P.S Друзья моя поездка и этот отчёт были бы невозможны без финансирования. Помощи от вас моих друзей!
Спасибо огромное #Bask и лично В.Богданов!
Лаборатория Микроприбор.

Лично К.Беляков, И.Кобленц, В.Пономаренко, И.Сахаров, А.Чернов, Т.Ваулина, Д.Трибунский, Андрей З. Максим М.
Если вам нравится видеть и знать новости от самолёта Северок, участвуйте в экспедиционной поддержке "План полета-Север, 2020"
Расходов весьма и весьма прилично.

Моя карта сбер 4276 8402 6414 1266
Будем с Северком очень признательны! Просьба после перевода сообщить в личку, обязательно отмечу в последующих публикациях!
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
"План полета- Север, 2020" +
"Вайгач 2020"

Часть 2.
"68,45 СШ"

Вездеход из Воркуты шел до Каратайки восемнадцать часов. Если разделить это время на расстояние, то скорость железной лошадки не превысила 12 км/час.
Несколько раз, по словам парней они "проваливались". Как это происходило и насколько захватывающий был процесс "проваливания", очевидно узнаем теперь только после отчётов кайтеров.
Представляю насколько сложно было вездеходчикам за рычагами по этой погоде ...

Утром меня разбудил звонок Андрея Громова.
- Виктор, мы вот только доехали и выгрузились.
Было приятно узнать, что они с Лешей дома у моих друзей, Эдика и Беллы Нефедовых в Каратайке.

Сутки парни отдыхали и готовили снарягу. Что ещё. Еще поймали перемену ветра на север и мороз за минус двадцать.
Природа тут же сделала книксен, как бы извиняясь за свою девичью ветренность и заиграла всеми красками северного сияния.
Алексей тут же запечатлел это действо на объектив.

sWR9u0jt8VI.jpg


Старт 5 го марта утром, практически против северного ветра. Спасибо, Эдуарду Нефедову, что проводил группу и сделал фото.

xvHYjZZe4A0 (1).jpg


Чуть позже фото и сообщение о том что видели кайтеров, пришло от моих друзей с Вайгача, Натальи Филипповой, которые также выехали с Каратайки на север на снегоходе.
В результате ходового дня группа прошла около 26 километров по маршруту и встала на ночлег в трёх километрах от берега моря.

Osr8LO1RxQs.jpg


Утром погода ожидаемо развернулась на 180 град. Ветер стал попутный, но мы вскоре через связного группы, Валентины Ермоловой получили такое сообщение по спутниковому телефону. "Пургуем на месте ночёвки 65,45СШ. Видимость 50 м, дует Ю ЮВ 15. Давление стабильно падает"

И уже после обеда оптимистичное "у нас всё хорошо, отдыхаем на пляжах Баренцева моря; давай поскорее прогноз, хотим понять, усиливать ли нам стену"
Интересно зачем парням стена, если они на пляже :)
А вот тоже с пляжа моря. Полярная ст. БЕЛЫЙ НОС передала
Видимость 200 метров, ветер ЮЮВ 17/ порыв 21, температура воздуха -10,9
(Спасибо Н.Околович )

Воркута же в это время не на шутку разошлась. Минус 13
Юго- восток 17 порывы 22 м/с. К чести сказать вечером ветер в городских чертогах достиг уже 27 метров!
"Движение по Большому кольцу к посёлкам перекрыто. Формируется колонна транспорта в поселок ВОРГАШОР во главе с рейсовым автобусом. Обгон автобуса запрещен." Эту тираду я услышал из городского радио.

FIL4wc77n4g.jpg


Работа по технической части самолёта Северок также активно продолжается.
Рядом со мной здоровенные ворота уже практически не видны из-за снега, но когда это нас останавливало ))
Копаем, крутим гайки, жарим навагу. Короче все хорошо!

1dkqTUcy3og.jpg


P.S. Забавный перестук маленьких лапок за окном. Под лучами редкого нынче воркутинского солнца, по подоконнику пятого этажа бродит голубь и зырит на мои цветочки. Наверно думает как хорошо было бы их сейчас сожрать :) Тоже ещё мне жар-птица!

Гол.jpg


2P.S. На поддержку полетов и продолжение работы пришла копеечка от
Василия Ивановича И.
Наталии Владимировны Д.
Спасибо большое, друзья!
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Друзья наш новый небольшой, добрый и северный отчет.

Какие то суровые известия идут в моей ленте от воркутинских пабликов и радио.
Первое, это то, что в лечебные учреждения Коми республики обратились 7 тыс. чел с ОРЗ и ОРВИ и то, что за прошедшую неделю из семи дней, шесть в Воркуте бушевала пурга. Высота снежного покрова в районе города подперла к 2-м метрам.
Типа, если вы где то барахтаетесь в сугробе и сверху по вам проехала машина, не удивляйтесь.
Вы просто живете в Воркуте.

В принципе, согласен со всеми.
Сегодня я был весьма сопливый ))

Итак, новости по группе наших кайтеров.
Успешно переждав пургу в отличной палатке "Восток" от компании Bask , Андрей и Алексей выхватили попутный южак и за 5 часов домчались до п/ст Белый Нос. Скорость от 17 до 37 км/час.

SZoqcvGgsUk.jpg


Шли на воздушных змеях (кайтах) в основном вдоль берега и припая Баренцева моря, наблюдая слева открытую воду.

66XZnOkRRtg.jpg


На станции был хороший прием, спасибо за информационную поддержку, Наталье Околович, ночёвка и отдых и следующим днем парни рванули через замерзший пролив Югорский Шар.

ZBMdtx-tpFg.jpg


Далее цитирую от группы кайтеров, пунктуация и орфография сохранены. Радует юмор..

"По середине Ю шара сплошные торосы 0,5-0,7 м. Редкие поля ровного льда по 100 метров несколько грядок с торосами до 2 м. Шли бейдевиндом , одним левым гласом , ветер NW 10 м/с "

Прибыли в Варнек.
Михаил Вылко, спасибо друг за прием лыжников!

"Я рассказываю местным ( на Вайгаче. М.В.) про кайты, показываю тряпки с верёвочками цветные.. надо мной смеются, некоторые говорят на языке Коми , так вот «Кай» это пенис на языке Коми . Поэтому мои рассказы про маленькие и большие кайты тут вызывают взрывной смех".. :)

" В Варнеке нас встретили за инопланетян, тепло и дружелюбно
".

bGHnR4c4J_Y.jpg


---------------------------------------------

Работы по самолёту Северок продолжаются и замываются снежными вихрями.
Уже два раза пришлось откапывать ворота к самолетику, но терпения у стихии не занимать.. Её имя - бесконечность..
Вновь метели...

На фото проверка натяжения и ограничения тросов лыж в ангаре.

wKT6YrWgEwE.jpg


Продолжение следует..

P.S. Огромное спасибо за поддержку экспедиционных полетов, Лилия Блинова и Валентина Александровна Е.
Карта сбер. поддержки полетов 4276 8402 6414 1266
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
"План полета- Север, 2020" +
"Вайгач 2020"

Часть 4

Привет, привет, друзья! Давайте ещё немного окунемся в наши добрые, северные байки.
Тем более, что новостей чуток прибыло.

Итак, кайт-лыжники, Андрей и Алексей на 8 Марта благополучно прибыли на Вайгач в поселок Варнек. прошлой экспедиционной заметке уже говорилось об этом.

С удовольствием делюсь без редактирования несколькими фото- заметками из поселка Варнек от группы кайтинга.
"Михаил Вылко. Коренной житель Варнека, его прародителей(деда) переселили с Новой земли в конце 40-х."

0uhWgToK8xw.jpg


"Валей Вертолина Рудольфовна. Родилась в 1957 году в вертолёте, летевшем из Варнека в Амдерму, отсюда имя."

xVoXCTH2KNo.jpg


"Вот это Новоземельский ненец , Вертолина утверждает, что они переселялись с Новой земли на Вайгач с оленями по льду пролива Карские Ворота."
(К слову ширина пролива около 50 км! Он имеет постоянный дрейф льдов и мощные противоположные течения. В.М.)

l3p19TUVMkg.jpg


На следующий день группа приняла решение из-за ограниченного времени пройти остаток пути с поддержкой снегохода.
Благополучно достигли п/ст им Федорова на севере Вайгача и вскоре ...

"Мы вернулись в Варнек, добрались с помощью бурана ненца Саши Валей, естественно не без приключений. Несколько раз откапывали технику даже вытаскивали из «болот»(до 20 см воды, когда морской когда пресной.... всё это в ветер 13-17 м/с и температуре около 0, периодически очень маленькая видимость, короче говоря приключения были, мы ими насладились и справились .

Станция имени Федорова очень радушно нас принимала вчера, огромное спасибо Наташе, Леше, Юле и Илье- полярникам метеорологам."

90186444_3057256010965553_7639400879912648704_n.jpg


"Сейчас думаем куда и как нам позволит двигаться погода. Очевидно нас тянет на юг, к дому, ветер в Варнеке такой что и мысли не возникает о том чтобы куда то идти на снегоходе или на кайте) . Ветер 20-30 м/с . Посёлок в осаде. Пургуем"

12 марта
"Дорогие друзья! мы благополучно добрались до Каратайки. Находимся в тепле и уюте. Всё хорошо. Здесь занимаемся снегоходостопом и вездеходостопом до Воркуты. Часть похода завершена. Спасибо всем за поддержку и ваш интерес!"

Поскольку кайт-группа очень быстро закончила маршрут, принял решение не идти самолётом навстречу возвращению, а встретить парней машиной в Воркуте и содействовать в возвращении домой.

Ну, а далее наши лыжники-экспедиционеры мужественно перенесли 6 часовой рейс на снегоходе до пос. Воргашор

G66PguU1Nyc.jpg


... где мы тепло встретились на базе у нашего друга Жени в час ночи. И уже вечером проводил Алексея и Андрея на поезд Воркута-Москва.

Фото от района Аэропорт.

IlDAPVURjCs.jpg

----------------------
Теперь немного о наших с Северком новостях.

Енот -полоскун, этот неунывающий южный ветер со снегом не сбавляет силы по всему марту. Уже крышу ангара, где стоит Северок сравнял по высоте сугроб и процесс неумолимо продолжается.
Несколько раз мы копали нашей лыжной командой ворота ангара, но в результате их задуло снова почти под корень и пришлось тужиться под конец и копать уже одному.
Самоль с помощью лебедки и, далее, Григория и Анатолия вышел на свободу!

IMG-20200308-WA0017.jpg


Днём, масса времени уходит на работу с маршрутом, расчетом безопасных точек посадки, изучение истории полётного района. Об этом подробнее.

Пока наши кайтеры были в походе, я изучал книгу о Вайгаче, которую любезно дал пользовать, Андрей Громов.
Этот трактат от МАКЭ( морская арктическая комплексная экспедиция) изучавшая сакральный остров Вайгач в течении нескольких лет и сделавших массу археологических открытий, был все эти дни у меня на изучении, пока над Воркутою бушевали метели.
Была почерпнута масса исторической информации, которая на данный момент изменила план полетов и, уверен, украсит в последствии экспедиционные отчёты.

Ещё из новостей.
В Воркуту приехала моя хорошая знакомая, Валерия. Лера пишет научный труд о транспортной логистике на севере по заказу одного из институтов.
Пару лет назад мы уже встречались в Воркуте с ней и ее коллегой, также обменивались мыслями по научной работе девушек.
Валерия не только объективно собирает данные по своей теме, но и путешествует на всех видах транспорта по арктическому северу.
Был рад встрече.
Вдобавок, Лера подарила мне маленькую, очень интересную бензиновую грелку для рук.


21.JPG


Мой друг, Виктор Богино зазвал на чашечку кофе и показал свой аппарат.
Витя, единственный известный мне воркутинский паралетчик.
Интересная и перспективная для тундровых просторов конструкция, массой менее 115 кг.
Мне она понравилась своей аккуратностью и компоновкой.
Договорились продолжить наши встречи и в полевых условиях.

1ueJAkT9kSY.jpg


Подготовка к одиночной и очень непростой экспедиции самолёта Северок заканчивается.
Ужасно неприятно, что по прежнему нет изменений в законодательстве по линии Малой авиации. С таким трудом приходится поднимать в арктическое небо среди непогоды маленький самолёт, идти на пределе своего опыта и знаний.

Но нет, чиновникам надо продолжать делать из частных пилотов космонавтов - в плане медкомиссии, задушить самолетик налогами и не дать ему в конце концов летать легально. Со стоимостью СЛГ под 100 тыс в год.

Моему земляку- диксончанину и гидрографу, Илье Кобленцу и Максиму Владимировичу М, спасибо за поддержку экспедиционных полетов в эти дни!
Карта сбер поддержки самолёта Северок 4276 8402 6414 1266
Будем очень признательны!

Продолжение не заставит...
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
План полета - Север, 2020.
В небо!


Большой привет от маленькой арктической компании! От нас с Северком, к вам, нашим друзьям!
Боевой отчёт за прошедшие дни, перемежаемыми метелями.

Итак, Северок полностью приобрел завершенный вид и встал под открытым небом нашей воркутинской базы. Тут же на него набросились ветра и осадки взбалмошной пуржащей весны, как злые пчелы на высунувшегося из берлоги медвежонка.
Теперь мне нужно заботиться заранее о смене ветра и прочной швартовке, постоянно разворачивать самолёт на воздушный поток.
А чехлы с крыльев и хвостика так и норовит содрать метель и нанести на поверхность оперения слой снега и льда.
Короче, теперь мы гораздо чаще все вместе чистим. Хоть снег перед воротами с Сергеем, Толей и Гришей, хоть самолёт поворачиваем.

Чтобы Северок смог выйти в тундру, пришлось копать приличный тоннель в сугробе, вставать на охотничьи лыжи и ножками, ножками прощупывать местность. Слишком хорошо помню, как в декабре тонул самолёт, несмотря на свои широкие лыжи в снежном пухляке у замёрзшего болота.

GUb4fXBgEzI.jpg


Ура! И вот Северок пошел!
Постепенно и неторопясь, делая первые плотные колеи и открывая дорогу к новым полетам.
Вначале пробежки на беспогодье, проба работы двигателя на различных режимах, испытание ходовой части.

tNgLLFXS-0k.jpg


И вот наконец стихло и подморозило. Ну ещё бы, ведь и март перевалил за половину.
Понравилась фраза из ФМ диапазона Воркуты о погоде. Что-то типа - в марте по наблюдениям пург было, к примеру 700, а в апреле будет только 650 ))

Заранее перед тренировочным вылетом сообщил в Москву в РАОПА, Владимиру Тюрину и Андрею Иванову, с просьбой включить спутниковый трекер слежения. Также заранее синхронизировал его и обновил на сайте.
Знаю, что это единственный оперативный и проверенный передатчик информации о моем нахождении в полете.
Много раз уже выручал нас с Северком спокойствием родных при изменении маршрута и незапланированной посадке, СМС-связью с удаленных геоточек.

В один из спокойных выходных дней, когда воздушный район прекратил работу, наш Северок вышел проторенной дорожкой на тундровые просторы и...
В морозном воздухе затрепетало, наполнилось силой крыло! Поднимаемся от земли. Ух!
Работаем друг- Северок, восстанавливаем навыки, вспоминаем, как хорошо мы знаем и чувствуем друг друга в нашем северном небе!

3cIbAATB9MM.jpg


Поработали хорошо на разных режимах и виражах, далее посадка с подбором на склоне со снежными застругами - проверка лыжного шасси. Отличные морозные снимки.
Страшно довольные вернулись на базу.
Матчасть, порядок!

20200315_162947 (1).JPG


Значит впереди открыта новая большая задача по экспедиционному полету Воркута - остров Вайгач - пролив Карские Ворота.
---------------------------
Город вечерний даёт контраст цвета темноты неба и красок улиц.
Маленькая камера от гранта ПОРА, честно передала это настроение снимка.
Иду, гуляю.

zeYDf_1Le3A.jpg


Парк.
Сказочные домики за сугробами прячутся.
А вот мусорный бак как будто раскрыл свою широкую пасть для снега..и захлебнулся ))

В районе Ленинградской навстречу попался Ринат на проходимом велике и с сыном. С удовольствием поговорили с ним минутку.

A4NWrHOjEeY.jpg


Иду дальше.

Порадовало, что из нашей прошлой публикации переход- дамба, прежде засыпаная снегом под горло, теперь очищена. Молодцы администрация, сдержали слово.

Андрей Нефедов из Каратайки был в Воркуте и взял для Северка ещё 20 литров бензина с собой в поселок.
Андрею же, я отдал его обновленный новый навигатор, прошитый мною дома. Он опытный тундровик и ему будет подспорье.
До этого проскочили с Андреем по магазинам и в "Рыбачьте с нами" приобрели несколько крючков с фосфорной головкой на подледную рыбалку.
Вот интересно будет попробовать!

20200306_150347.jpg


В ближайшие дни на север, в Каратайку и Амдерму уходят вездеходы с продуктами. Наш друг, Джалил с Воргашора, обещал захватить Валерию по ее научной деятельности с собой.

Ну, а Северок готов на старт.
Звенящие новизной новости в самом разгаре!

P.S. Огромное спасибо за экспедиционную поддержку: Татьяна Ваулина, Ирина Владимировна Б. и ещё один перевод с Почта-банк без имени.
Карта сбер. самолёта Северок 4276 8402 6414 1266
Если вам нравится читать отчёты, узнавать о наших новостях, поддержите полеты в Арктике.
Спасибо, друзья за участие!
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Благодарю, vslav и smixer за то что отметили публикацию!

Было бы абсолютно справедливо и искренне сказать нашим организаторам обновленного форума, спасибо за их труд!
Если честно, не надеялся что весь мой материал с 2012 года на этой страничке останется невредим. Но так произошло. перенесли все без потерь!
Спасибо, огромное, друзья!!!
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
"План полёта - Север, 2020"
Воркута - Вайгач.


Определил экспедиционную задачу, построил предварительный маршрут, изучил историю места. Вроде бы всё, можно лететь. Ан нет, не всё!

Иногда за важными, как нам кажется делами, остаётся в стороне действительно ценное, то что и делает нас людьми.
Списался по интернету с друзьями из поселка Варнек на Вайгаче, Русланом и Анной.
Уточнил о том, сколько детворы приехало на внеплановые каникулы на Варнек.
С Михаилом Вылко о том, где смогу остановиться в поселке, переждать непогоду.

Есть в полной экспедиционной загрузке место для двух небольших коробочек? Найдется! Можно их сохранить в неотапливаемой толком кабине? Можно!
Убрал одну в термопакет, а вторую закутал в непродуваемый тент от Bask, которым закрываю кабину. Установил обе коробочки сверху на канистры с доп. топливом в кабину. Пусть обзора на правое крыло у меня теперь нет, зато Северок везёт что то очень полезное для маленьких островитян!

20.JPG


В гуляющей ветрами - распутной девке нынешней погоде, Северок улучил всего полтора дня. Подморозило и ветер сменился на северо-запад. Решил не ждать и несмотря на встречный ветер, лететь. Пережидать погоду уже на Вайгаче.

Первая половина дня ушла на загрузку и упаковку снаряжения, прогрев двигательного отсека. Как обычно с морозной синевой неба над Воркутою села дымка. Когда развиднелось, хотел уже переносить старт.
Решил, если не буду успевать, то заночую в Каратайке. Созвонился с Эдуардом, порадовало, что в поселке светит солнце, но огорчило что "в тундре метёт."
Вылет произвел уже ближе к 15 часам.

p6Y1GAj7_VM.jpg


Расчет по топливу самый строгий в любой транспортной экспедиции, а у меня скорость, хоть плач, против мощного морозного потока не дотягивает даже до минимальных 80 км/ час путевой!
Как обычно сложно прошел раздел высот между Воркутой и Большеземельской тундрой. Скорость в дымке у "Сороковой туры" падала до 66 км/час путевой.
А далее пошел в низменности. Выглянуло солнышко и хоть скорости много не добавило, зато добавило настроения.

YDXJ0610.JPG


Полтора часа полета.
На реке Каратаиха встретил три вездехода идущие также на север. Пропустил их под крылом и сел чуть поодаль. Подъехали поздоровались.

t35OAYvlqys.jpg


Тяжёлая техника везёт в Каратайку продукты питания и несмотря на морозец легко проламывает снежный наст, взбивая гусеницами воду вышедшую поверх льда.
Потрескивает ледок- то, слышно хорошо!

91359294_3074043075953513_2102631652420222976_n.jpg


Отдохнул, чуть размялся пока разговаривал с парнями. Тем тоже интересно, идут непросто, уже со вчерашнего вечера.
Пожали друг другу руки и Северок ушел в набор.

У Каратайки ещё светило ослабевшее солнце. Взвесив все, за и против и зная, что в сумерки нам хватит сесть опыта под фару, ложусь на прямой курс к проливу Югорский Шар.
Отзвонился с борта всем друзьям и на посадочную площадку, предупредил о продолжении маршрута.
На береговых низменностях Югорского полуострова снизился до высоты 2-3 метра, над ровной как стол тундрой. Используя принцип экрана скорость самолёта впервые подошла к 100 км/ час.

60 километров позади.
Медленно ползет время, пройден мыс Бельковский траверзом. Солнце вяло вздохнув, рухнуло в Баренцево море, прямо на глазах всех обитателей, не давая больше ни малейшего шанса им на живительный свет.

DWJDUBdAJ7k.jpg


Прошел совсем близко от балков кораля. Отлично видимый с самолёта здоровенный загон для оленей, обнесенный сетью.
Высоту держу на минимуме, но все ближе и ближе время, когда сиреневый снег, заструги и увалы начинают сливаться.
Выбрал безопасный участок и пошел на посадку.
Не глуша двигатель откинул обе фары и уже под ярким светом ксенона мелькнули огни п/ст Белый Нос и далее полетели внизу под крылом когтистые поля торосов пролива Югорский Шар.

Все ближе огни Варнека.
Поселок назван в честь, Александра Варнека, известного капитана и гидрографа начала прошлого столетия, возглавлявшего соответствующую гидрографическую экспедицию в этих местах.

Уже при проходе восточнее поселка, увидел на снегу бухты отличные ориентиры- две бочки и накатанный след снегохода. Молодцы Филипповы, Руслан и Василий Иванович!
Посадка под фару прошла отлично!

ACmSAp0FNjo.jpg


После, снегоходом Руслан подтащил Северок к балку, где предстоит пурговать ближайшие дни по прогнозу. Михаил Вылко открыл мне балочек и чуть позже дал доступ в интернет, за что ему огромное спасибо!

Ну а на следующий день я на классном спальнике от Bask в балке приготовил и расфасовал подарочки для ребятишек поселка. Анна Тайбарей помогла составить список.

Вначале меня осмотрела местный фельдшер, Гульнара, спросила внимательно про самочувствие.
- Нос холодный и мокрый, ответил с улыбкой. А вот то что "лохматость повысилась" добавлять не стал.
Мало ли что, не все ведь смотрят мультики, да и карантин в поселке. Все серьезно.
Поэтому мы нигде не собирались, а при хорошей погоде детки и родители разобрали подарочки с таким необходимым витамином С и тут же разошлись.

-kMUxjRRXfg.jpg


Огромное спасибо команде Баск и лично, Владимиру Богданову!
Всем моим друзьям в поселке Варнек.

Друзьям, кто помогал и помогает финансово в нашей экспедиции. Только благодаря всем вам, есть возможность сейчас видеть этот отчёт и эти фотографии!


Обнимаем всех!
В. Михайлов и Северок из п. Варнек, остров Вайгач

Продолжение идёт!
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
"План полёта - Север, 2020"
Таинственный остров Вайгач.

Часть 1
К Семиликому идолу. Погода и планы.


То что я вам сегодня расскажу, будет непростой нынешней историей об Арктике. О людях живущих в своем укладе.
О Малой Полярной авиации, наших новых маршрутах и, конечно о дружбе. Специально не задеваю тему вируса, ибо самоизоляция была на такой высоте, что дальше некуда ))
Разговор будет не быстрый.

Но, вначале просьба. Нынешняя экспедиция не имеет коммерческих интересов и стала возможна только благодаря финансовой поддержке вас, моих друзей и российской компании Баск.
В конце заметки будет ссылка, если нравится читать и далее, поддержите нас!
-------—

Итак, после прибытия в поселок Варнек мы с Северком обжились в небольшом балочке, который уже второй раз встречает нас, благодаря Михаилу Вылко. Первый мой прилет на Варнек, Северок был на колесах и мы также пережидали непогоду в этом балке.
Миша смотрит за вертолетной посадочной площадкой, печет вкуснейший хлеб на поселок и попутно следит за аппаратурой дающей спутниковый интернет.

1.JPG


Пока я разбирал вещи и обустраивался, зашел ко мне, Руслан Филиппов. Вежливый симпатичный парень, всегда очень тактичен.
Рад был видеть Руслана.

- Дядь Вить, наверно устал? Там отец узнал, что ты прилетел, оставил все дела, зовет тебя перекусить.

Прошлым летом вся семья Филипповых помогала самолету Северок, когда #Малая_Полярная_авиация появилась у поселка Варнек.
Мама Руслана, Наталья Филиппова заранее отправила мне фотографии с каменной гряды, куда впоследствии благополучно умостился Северок.
Сам же Руслан с братом Иваном и отцом Василием Иванычем, не жалея сил помогали мне позже готовить взлетку, равняя и срубая кочки и выступы камней под полчищами комаров.

IMG_8476.JPG


Еще раз отмечу что на Варнеке с большим уважением относятся к российской компании Баск, которая поддерживает экстремальные виды спорта и путешественников. Активно поддерживает нас с Северком в одиночных полетах по Арктике.
Так вот, Баск, единственная компания которая предложила для местных жителей Вайгача, традиционный, абсолютно легальный и честный заработок - сбор гагачьего пуха после гнездования.
Не буду сейчас вдаваться в подробности, но, как часто бывает в нашей стране, идею похоронили за административными барьерами и мнимыми угрозами для существования птичек, ничего не предложив взамен в плане заработка воспрявшим духом людям.
Впрочем эта ситуация полностью перекликается с недоразвитием Малой авиации в России.
Все новое в нашей стране, идет к сожалению одинаково безобразно и непоследовательно.

Чуть разобрался с делами и перешел из конца в конец небольшой поселок из десятка с хвостиком домов.
Дома у Иваныча светло и хорошо. Большая русская печь по старинке топится углем, а на печи сумасшедшей вкусности истомившаяся похлебка из оленины. Супруга Наталья пока в отпуске и Василий готовит сам.

5.JPG


Покушал с огромным удовольствием, ведь с самого утра, после раннего выезда из дома в Воркуте, загрузки, ожидания погоды и позднего полета, во рту не было ни крошки.
Короче, сам я не силен в кулинарии, но, чуть позже остановлюсь на рецепте другого местного блюда, которое удалось попробовать впервые на Вайгаче. Повар тот же - "а ля Иваныч"

Следующим днем, вы уже знаете, мы вручили свежие подарочки для появившейся на Варнеке в связи с бедовым вирусом, первой детворе. Несколько пакетиков составил и передал пожилым людям, Майе Ионовне, Илье Павловичу и Егору Алексеевичу.

3.JPG


Миша Вылко наградил меня буханкой хлеба и пятком свежих яиц, которые тут же превратились в солнечную яичницу.

4.JPG


11.JPG


Ближе к ночи поселок затих перед бурей и сверху его начала закрывать дымка. Я брожу на свежей воздухом улице. Осмотрел Северок, написал домой несколько слов о том как прошел день и о планах после пургования. И после пошел на лед бухты сделать пару кадров.

19.JPG


Вскоре забушевала метель с опасным западом. Эти ветра здесь наиболее сильны. По некоторым высказываниям местных жителей несут с собой всякую дрянь и непогоду с теплых течений и непутёвой Европы ))
Не знаю как и что, но ветер огибающий наш жилой балок и достигший 24 м/сек начал поднимать Северок в небо.
(видео в предыдущей заметке)
При мне оторвались в воздух передняя и левая лыжа несмотря на прочные швартовы за подкосы крыльев к верхним частям балка.

Принял непростое решение, сбросив #самолет_Северок с высокого сугроба в ров перед балком и расперев переднюю лыжу в стену строения.
Впрочем через день-два ветер сменился, особо не утихая и попер с севера и самолет начало переметать сверху через фюзеляж и набив снежной крупой багажник. Пришлось повторять весь процесс. подключая людей, с единственной поправкой, что стена укрытия балка теперь была другая.

6.JPG


Долгими днями непогоды, мы еще не раз обсудили с друзьями экспедиционные задачи, которые я обозначил перед собой.
Мы с Северком должны пройти новым маршрутом с посещением важнейших святилищ ненецкого и самодийского (до ненецкого народа). Пересечь уже пройденные нами ранее пути, чтобы вспомнить историю мест и событий прошлых лет.
Встретиться снова с полярниками и местными жителями, зимующими на северных оконечностях таинственного острова Вайгач.

Побыть немного наедине с самим собой в этих звенящих историей священных местах. Ведь так должно быть у каждого, кто попадает сюда.
И, впоследствии, перелететь участок открытого моря к древнему поморскому становищу на маленьком острове Олений в проливе Карские Ворота!

Василий Иваныч и Руслан внимательно слушали. Узнав, что я хочу на экспедиционном маршруте уделить внимание подледной рыбалке на арктического гольца, переглянулись.
- Мы тебе поможем в этом, но и ты можешь нам помочь!
Вскоре мы уже обсудили взаимодействие и некоторые изменения в моем маршруте, чтобы помочь уточнить оленеводам наличие или отсутствие отколовшихся оленей от основного местного стада.
- Мы с Северком абсолютно за! Но мне необходимо чуток бензина для отхода от основного маршрута.
На том и порешили.

Так в очередной раз был скорректирован очень непростой и насыщенный событиями полет сверхлегкого самолета с пользой для местных жителей и моих друзей.

Благодарю всех кто читает и сопереживает.
Если вам нравится читать отчёты, узнавать о наших новостях, поддержите полеты в Арктике.
Карта сбер. самолёта Северок 4276 8402 6414 1266

..Продолжение последует без промедления!
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Таинственный остров Вайгач

Часть 2
К Семиликому идолу.
Старт. Непростой полет
.

---------------------------------------------

Внимание! Напоминаю, что полеты в СМУ требуют максимального хладнокровия и опыта от пилота.
Данная заметка написана для понимания насколько сложны и ответственны любые полеты Малой авиации. Не переоцените свои возможности,не принимайте решения на вылет или продолжение полета без опыта полетов в СМУ(сложных метео условиях) !

Что же мы обсуждали на первом участке маршрута с Василием и Русланом Филипповыми.

Местом посадки самолета был обозначен район старой промысловой зимовки в бухте Лямчина, напротив о.Большой Цинковый. В этой зимовке периодически живет Андрей Рудольфович Вылко, хранитель Семиликого.
Сам же Семиликий идол находится на острове в нескольких километрах западнее.
Самолет Северок во время полета к зимовке, производит осмотр окрестностей на предмет поиска отколовшихся от основного стада оленей. Василий Иваныч идет на снегоходе наземным маршрутом, везет оленину для питания Андрею, уголь для обогрева жилья.

Погода дала нам всего один день форы!
Ветер с юго-запада подвернул на северо-запад, порывы с 15 м/ сек сбавились до постоянных 7 м/сек. Мороза нет, всего минус 3. Прогноз взят - как обычно, дунет к вечеру.
Должны успеть!

Договорились, что Василий выезжает к зимовке по восточному маршруту, через тундру, а самолет Северок идет по западной части, осматривая видимые юго-западные окрестности острова, район озера Пайхото и Белушью губу. Место встречи снегохода и самолета обозначили прямо у зимовья Андрея.
Расстояние от поселка 30 километров.

Снегоход ушел на час раньше, чтобы выиграть время. Я подготовил #самолет_Северок к вылету и с Русланом снегоходом вытащили его на открытое пространство.

1. Фото Р.Филиппов.JPG


Прогрев двигателя и взлет на ветер.
Полностью заправленный самолет на отяжелевших от влажности крыльях тяжело оторвался от липкого снега и пошел в набор. Время 15 30

22.JPG


В это время с запада уже вытянуло облачный фронт, как будто идол прознал мой план и тут же проявил свой характер, оправдывая имя Повелителя Семи Стихий.

Северок начал работу на высоте 100 метров, скорость самолета не превышала 85 километров в час против плотного воздушного потока. Набирать высоту больше смысла не было из-за обезличивания местности, но по маршруту совершенно точно оленей не было.

24.JPG


Выход самолета в губу Белушья. Время 15 50

По данным экспедиции МАКЭ здесь в губе Белушьей находится могила шаманки, предположительно бывшей хранительницы Семиликого идола на о.Большой Цинковый, после разрушения Вайгачским ОГПУ святилища на мысе Раздельном.
Место непростое во всех смыслах, плюс низменности с отмелями.

Видимость настолько упала, что мог ориентироваться только по черным камням начавшегося скалистого берега.

25.JPG


Северок шел над Баренцевым морем на высоте 120 метров к намеченной зимовке. Скорость на боковом ветре поднялась до 106 км/час. Через 5 километров после реки Талата контрастный берег закончился.

Вот вдалеке появляются и быстро растут темные очертания небольшого строения, но уже не видно ни малейшего характера местности вокруг. Ни уклонов ни бугров.
Уже не понять, где начинается и кончается берег возле зимовки.
Но, чуть западнее от зимовки, вижу точку снегохода, курс на него!
Иваныч - молодчина! От снегохода маленькой точкой на снегу остается ориентир - красная канистра и он продолжает движение. Но самолет не остановить и он проносится мимо, высота уже всего 30 метров, делаю зарубки в мозгу на всю эту картину. Впереди больше нет ничего абсолютно, тундра, море и небо все одного-безликого серого цвета.
- Что же, Семиликий, ты постарался на славу!

Включаю весь свой опыт и умение чтобы не потерять пространственной ориентировки при неожиданном переходе в приборный полет. Черные точки ориентиров - удерживал до последнего боковым зрением. Один взгляд на приборы - величина крена при развороте, скорость самолета, высота- уже 25 метров, держу ее и снова увидеть эти точки удается слишком поздно - ориентиры проносятся подо мной. Черт!
Для таких пируэтов у меня не слишком много нервов!

На ручке управления ладонь схватилась в мертвую.
Закладываю снова вираж, вижу уже близко ориентир- точку канистры и, чуть далее, снегоход.
Потрясно, они как будто висят в невесомости!
Плевать, что сейчас иду с попутным ветром, закрылки уже давно на полную, главное успеть. Перелетаю канистру но на ориентире снегохода удается привязаться к горизонтали и Северок мягко касается отпущенного снега. Есть благополучная посадка!
Пробег минимальный, двигатель вхолостую молотит полминутки остывая. Глушусь.
Остываю постепенно и я. Выключаю девайсы и приборы и отжимаю трекер слежения от РАОПА. Жду звука и значка отправки сообщения благополучной посадки и только после выключаю и его.

Погода в бухте Лямчина. Вид со снегохода на место посадки
Слева точка-Северок, посередине зимовка

26.JPG


Василий подъехал.
- А что ты сразу к зимовке не подогнал самолет?
Вдалеке от самолета, также в невесомости чернеет одна крыша.

Улыбаюсь, жму ему руку.
- Нет уж, Иваныч, сейчас мы никуда точно уже на самолете не поедем! Молодчина, спасибо, что подготовил посадку!

Все самое интересное еще впереди.
Продолжение готовится.
----------------------—
Огромное спасибо за поддержку экспедиции "План полета-Север, 2020" команде Баск и лично, Владимиру Богданову.
https://bask.ru/ https://baskcompany.ru/

За поддержку полетов и возможность работы над отчетами, огромная благодарность, Илья Кобленц, Татьяна Ваулина,
Дмитрий Юрьевич С., Нина Игнатьевна С.
Всем кто поддерживал нас ранее!
 
Последнее редактирование:

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Часть 3

Семиликий идол
Встреча.


Разговор за несколько дней до экспедиционного вылета в бухту Лямчина из поселка Варнек.

- Как вы не понимаете, этих духов лучше лишний раз не тревожить!
Вначале Василий Филиппов резко отозвался на мое желание первой точкой маршрута навестить Семиликого идола.

Несмотря на то, что сам Иваныч давно живет на Вайгаче и был не раз в окрестностях и на самом острове Б.Цинковый наблюдая за оленями, сам он ни разу не подходил к Семиликому.
Но, узнав что я уже встречался с сядеем (идол, нен.) несколько лет назад, смягчился.

...Много лет, Василий Филиппов занимается оленеводством на Вайгаче.
По национальности он коми-ненец, опытный в прошлом промысловик и любит родные места. Владеет знаниями прогнозирования погоды по астрономии и народным приметам. Именно так, как жили раньше наши предки - без всяких спутников и интернета.

Меня, забегая вперед, не на шутку впечатлила способность Василия ориентироваться в окружающих серостях непогоды на огромных пространствах пересеченной тундры.
Не свалиться со снежного обрыва на снегоходе, когда что небо, что твердь одинаково серые, непроглядные.
В принципе, апогея взаимного уважения мы достигли вскоре, работая совместно.
Было очень приятно, когда позже, в далекой тундре, глядя на Северок, опытный оленевод Василий Филиппов говорил с гордостью о том, что очень рад тому, что у него в друзьях пилот Малой авиации.
------------------—

После благополучной посадки самолета возле зимовки Андрея Вылко, хранителя Семиликого я закрыл Северок и с Василием на снегоходе подъехали к зимовке. Осмотрелись. Дверь подперта и заметена почти под крышу.
- Очевидно уехал к себе на северную зимовку в губу Дыроватую, сказал Иваныч.

29.JPG


Отцепили нарты и налегке медленно и осторожно по безликой целине двинулись к острову Большой Цинковый.
Поднялись на остров и также неторопливо едем, чтобы успеть среагировать на какой нибудь бугор или обрыв. Небольшие каменные гряды прошли мимо. До следующих ехать прилично и пришлось спуститься тихонько на косу вдоль берега. Поднялись аккуратно снова наверх острова.
(Кусочек видео я приложил для понимания той погоды и посадки самолета)
Wiktor Michajlow's Videos | VK
Еще немного едем.

- Вот он, Семиликий!
Контрастная немалая фигура идола возвышается над грядой и как будто смотрит на тех, кто подходит к нему и далее на все пространство земли, моря и неба..
Снегоход оставляем поодаль, дабы не тревожить тишину места. Далее идем пешком.

Иду думаю и мысли сами собой уходят в историю..
Семиликий идол один из самых старейших и "сильных" сядеев Священного острова Вайгач - хранитель ненецких родов и повелитель природных стихий.
Для нас с Северком постоянно ползающим на грани арктической погоды, вполне логично было нанести сюда визит и "попросить" погоды.

Ровно три года назад, в 2017 г. Северок заканчивая экспедицию на Вайгач, произвел непростую по погоде, но запланированную посадку здесь на острове Большой Цинковый.
От себя и полярников п./ст. им Федорова я оставил несколько знаков внимания древне-почитаемому месту и очень странно...
В погоде образовались несколько окон и они дали возможность, хоть и пробуя меня на выносливость и посадив Северок посередине пролива Югорский Шар из-за тумана на мокрый лед, все же благополучно перейти с Вайгача на Большую Землю.

Слишком близко к идолу я не подхожу, а как и в прошлый раз, на камнях рядом оставляю несколько различных монеток. Минуту стою смотрю на деревянную фигуру, своим грубым ликом и значимостью повергавшим в благоговейный трепет людей на протяжении веков и размышляю о том пути который еще ждет нас вместе с Иванычем и меня отдельно.
И вообще пути. Жизненном.

Василий закуривает сигарету, тоже какое то время стоит вблизи молчаливой фигуры, потом что-то оставляет от себя.

31.JPG


Совсем недавно он рассказывал, как проезжали вблизи этого острова двое человек на снегоходах. Так вот один остановился, покурил, отдал дань месту, а второй проехал без остановки. И что же. До места назначения он спокойно не доехал. Вскоре последовала серьезная поломка снегохода.
Еще. По ненецким верованиям Семиликий обладает мощной силой и к нему запрещено появляться женщинам.

Если присмотреться к идолу, приняв во внимание что дерево в Арктике стареет очень медленно, то заметно насколько это уже древнее творение и что шесть горизонтальных идолков установлены по разному. Очевидно, правые три немного сместились со своих мест под каким-то воздействием.

По поверьям, Семиликий избежал участи уничтожения православной миссией архимандрита Вениамина в 1827 году и в дальнейшем был перемещен на о. Б.Цинковый с мыса Раздельного.

Вот как описывает в воспоминаниях уничтожение идола на м. Раздельном заключённый Вайгачлага, Константин Гурский.

Из книги Вайгач. (Спасибо, Анастасии Зеленовой)
"..Идол был на его (Гурского) глазах уничтожен. Трактор въехал на скалистый выступ святилища, размолотил гусеницами идола необычной крестообразной формы с округлой центральной большой головой и шестью заостренными, небольшими идолами, расположенными симметрично на перекладине...
...Съезжая трактор перевернулся и тракторист погиб..

...Более того Гурский прислал фотографию тех лет, при сличении с идолом обнаруженным экспедицией МАКЭ Боярского в 1986 году, это безусловно свидетельствовало о том, что это один и тот же идол.."

Кстати, если чуть отвлечься, то именно благодаря Гурскому есть полное описание с фотографиями быта и труда заключенных ГУЛАГа на Вайгаче.
А знаете ли вы, что Константин Гурский получил авиационное образование в Америке в училище Кэртис-Райта в 1932 году и через несколько месяцев после получения пилотского удостоверения вернулся в Союз.
Желал летать на пользу Родине.
Чем кончилось как думаете?
В 1933г., Константин Гурский арестован прямо в Ленинградском управлении авиации и обвинен в шпионаже тройкой ОГПУ.

51gurskiy.jpg


Отправлен вначале на Кандалакшу, Соловки и после на о.Вайгач. Реабилитирован был только в 1955 году.
Вот так, друзья...
--------------------------------—

Мы с Иванычем потихоньку возвращаемся по своим следам к зимовке.
Северок ставим рядом со снегоходом на сугробе напротив выглядывающей из под снега крыши зимовки. Креплю самолет и откапываю дверь.

Что дверь, что зимовка прилично скривлены от возраста и каких-то метаморфоз. Впрочем, позже, долгим вечером при свете керосиновой лампы, Василий рассказал, что зимовка, как и многие строения открытые западной стороне на побережье, пострадала в мощнейший шторм осенью 2010 года.

Затопили печь и приготовили нехитрый ужин.
Иваныч захвативший из дома несколько свежих и соленых гольцов, был на высоте. Постепенно внутри зимовки стало тепло и мы повеселели.
Я принес из самолета маленькую боевую фляжку и мы за ужином подняли по стопочке за проведенный непростой день.

28.JPG


Сначала еще было немного света в зимовке через маленькое переметенное окошко, потом стемнело. Мы включили налобные фонарики, а после них и керосиновую лампу. Много говорили о севере и о его тайнах.
Вышел проверил крепление техники

32.JPG


Ночью поднялась пурга, но в спальном мешке от #Bask было тепло и уютно. Иваныч же отлично себя чувствовал в своих оленьих шкурах.

Продолжение следует!

---------------------------—
Друзья, полеты и написание экспедиционных отчетов требует много времени. И практической работы в Арктике и обработка различных исторических источников, фотографий, карт.
Если вам нравится читать и смотреть наши работы, поддержите экспедиционные полеты и отчеты.
Карта сбербанка самолета Северок 4276 8402 6414 1266

Благодарю за перевод без имени от 18 апреля!
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Утро продолжения экспедиции.

Пурга неожиданно закончилась и.. спасибо, Семиликий идол за погоду!
Подготовка к вылету, выезду с зимовки в бухте Лямчина. Василий Филиппов загружает нарты.

2.1.JPG


Фото к новому экспедиционному отчету.
Благодарю, Дмитрий Сергеевич Т.
и Максим Владимирович М. за поддержку полетов и выход нового отчета!
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Таинственный остров #Вайгач
Часть 4

Второй экспедиционный полет.
Арктический голец, непогода и маленький балок с привкусом медведя.


Утром, отдохнувшие после непростого дня и визита к Семиликому идолу, повеселевшие от яркого солнца и синего неба, мы с Иванычем не стали топить печь в зимовке, экономя запас дров, а вполне вкусно позавтракали от чайника вскипяченного на примусе.

А за дверью выйди и сразу встречают сверкающие контрастом просторы.
Справа и слева от возвышенностей острова Большой Цинковый вид на губу Цинковую и бухту Лямчина залитую прямыми лучами солнца.
Западный ветер ночью поддавший до 17 м/сек, подвернул на северо-запад и затаился за темной полосой облачности, которая как обычно подползала с самой неудобной стороны. Именно с той стороны, куда должен лететь Северок.

3.JPG

Впрочем, взятый мною в п.#Варнек долгосрочный прогноз к вечеру нынешнего дня уже давал южный ветер с усилением до 16 метров.
А в дальнейшем, забегая вперед, этот самый ветер выдавал нам самые разные направления и вертелся волчком. Опытный Иваныч опосля наблюдая эти выкрутасы, подмечал, что погода ближайшие дни будет неустойчивая.
Не было повода ему не доверять, особенно после того как я заметил, что он внимательно и часто разглядывает луну и о чем-то с ней подолгу шепчется. ))

Мой сегодняшний полетный маршрут по Вайгачу, построенный совместно с Василием и Русланом Филипповыми, включал переход от зимовки Андрея, через губу к полуострову Лямчин и проход по всей его длине.
Дальнейший выход к устью реки Сурияха и полет вдоль ее течения с осмотром местности до района истока. Сам исток в живописных каменных грядах - продолжении хребта Пай Хой и Уральских гор, идущих вдоль всего острова Вайгач.

В это же время Василий на снегоходе идет по тундровому маршруту к точке моего приземления, одному из определенных нами заранее озер, внутри каменной гряды.
Вместе мы должны закрыть достаточно большой квадрат площади на предмет отколовшихся от основного стада оленей.

Вылет в 11 ч 12 минут.
Минус 4, ветер северо-западный 6 м/сек.
В наборе следую к губе Лямчина, высота 250м, ветер на высоте уплотнился и скорость путевая всего 75 км/час.
11 километров над ровной, отсвечивающей солнцем поверхностью льда. Лечу и осматриваю ближний красивый берег.

36.JPG


Пересек губу и на высоте 330 метров начал работу над длинным полуостровом Лямчина.
К сожалению здесь над Северком уже надвинулась серая краюха облачности и снимки оказались серые и бежизненные. Впрочем как и местность под ними. Все что привлекло мое внимание на протяжении одиннадцати километров немалого полуострова, это маяк вначале, открытое море вдоль него и точка старой зимовки в конце.

38.1.JPG


В 11 34 #Самолет_Северок прошел над устьем Сурияхи, которая является началом губы Лямчина и снова увидел солнышко. Весьма кстати!
Продолжил маршрут вдоль русла реки.

39.1.JPG


Новая картина раскинулась перед летящим самолетом. Вытянутые рельефные гряды протянулись вдоль наползающего края облачности и все это в момент начала посадки передалось мне непередаваемым ощущением солнечного настроения и пилотирования.

38.JPG


А вот и искомое озерцо под самолетом. Делаю значительный проход вперед и на развороте, на гряде, замечаю несколько оленей.
Плавное долгое снижение на вытянутую низменность озера и мягкая посадка. Эх, здорово!

43.JPG


Подгоняю самолет на тяге винта чуть ближе к западному мыску. Глушусь. Закрываю топливный кран, выключаю всё приборное оборудование.
С огромным удовольствием выпрыгнул из кабины на снег и.. погрузился в звенящую тишину. Пару минут отдыха.

Друзья не дадут соврать, еще в далекой Воркуте собираясь постепенно в нонешний экспедиционный полет я твердо решил найти хоть немного времени для подледной рыбалки. И вот, этот час настал! ))
Своей титановой штыковой лопатой, (память от нашей экспедиции "Путем Бегичева в 2015 г.) откидал снег, примерно сантиметров тридцать, расчистил пяточок льда, достал и собрал ледобур из багажника, а затем и маленькую удочку. Сверлю лед. Ну так сантиметров 80, на глаз пробурил. Вода пошла чистейшая. А рачков-то мельчайших красненьких сколько. Да, рыбке тут явно благодать!

Кусочек сала, чтобы не мерзнуть всегда с собой. И для приманки хорош! Порезал, нанизал на тройник, сел на лыжу любимого Северка и забросил "невод".
Как в книжке бывает. Несколько раз поиграл удочкой и резкий удар по блесне. Ура, из лунки вылетает первый красавец - небольшой арктический голец!
Ровно через 25 минут после посадки сделана эта фотография. Северок уже на пасмурной погоде на фоне небольшой кучки свежепойманого гольца.
Эх, прелесть, а не денек! Неужто правда - наш визит к Семиликому даровал погоду на маршрут и хороший улов!

48.JPG


Примерно через тридцать минут я услышал звук снегохода и был очень рад видеть Василия! Обсудили наши маршруты. Выяснилось, что разрозненных оленей ни он ни я не видели, кроме нескольких голов на гряде рядом.
Ну, а потом мы вместе увлеклись рыбалкой, причем Иваныч ловил на огромный крючок и толстую леску с отличным результатом.
Очевидно, как с луной так и с рыбным духом нашего озера у него были свои тайные разговоры ))

К 15 часам ветер сменился на южный, температура повысилась до минус 2.
Постепенно все небо заволокло непроглядно и в наступившей серости дальнейшее передвижение на самолете становилось опасным.
Рыбу итак мы ловили уже почти три часа и результатом у меня получилось приличное ведерко.
Немедля Иваныч выезжает оставляя мне координаты маленького балка.

Жду 20 минут, это расчетное время поездки Василия. Загрузил рыбку на сиденье. Запустился. Начинаю движение и тут же результат - лыжи роют целину, буровят стальными направляющими вялую белую поверхность озера. Отпустило наст и не могу оторваться раз за разом от ставшего таким вязким, опасного снега. Решение есть!
Ухожу с озера на длинный затяжной подъем к холму с северной стороны по следу снегохода, плавный разворот и взлет на ветер с уклона.
Обратите внимание на видимость в низинах между возвышенностями во время моего полета. Там совершенно нет ориентиров и посадка на такую безликую поверхность без опыта и подготовки очень опасна!

44.1.JPG


Благополучно перелетел и сел к уже подготовленным ориентирам в распадке между двух высоких гряд, где ждал меня Василий.
Подрулил я прямо на холмик к балку и в 15 24 дал сигнал благополучной посадки по системе АОПА-трекер.
Вышли, осмотрелись.

IMG_9819.JPG


И тут нас ждал неприятный сюрприз.
Вокруг, всё, да и сам домик оказался весь истоптанным белым медведем. Мишка походил по крыше маленькой пристройки, выбил дверь в ней и вытащил шкуру и голову оленя. Голову мишка хорошо изгрыз, а потом очевидно спал сытый завернувшись в оленьи шкуры, они лежали в аккурат рядом с головой)) От балка на ближний холм остались хорошо отпечатанные следы.

- Какой плохой медведь, - вежливыми сильными русскими словами ругался Иваныч на незваного гостя ))
- Интересное соседство, думал я закрывая самолет и предвкушая предстоящие дни непогоды с ароматом медвежьей близости.

46.JPG


Продолжение следует..

Друзья огромная благодарность всем кто поддерживает полеты и выход экспедиционных отчетов от самолета Северок.
Благодарю за выход этого отчета, Дмитрий Сергеевич Т.
Максим Владимирович М,
Алексей Рыльцев!
Если вам нравится читать наши с Северком публикации, поддержите нас!
Экспедиционная карта сбер. самолета Северок 4276 8402 6414 1266
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Благодарю smixer и всех кто читает ..

Между полетами

Арктический голец, непогода и маленький балок с привкусом медведя.


Сейчас вспоминая три дня которые мы прожили в тундре с Василием Филипповым в маленьком балке, погруженного в середину огромного острова и со всех сторон окруженным, как смотрящими, каменными грядами, я снова ощущаю тепло маленькой жилой комнатки и нашего общения.

После прилета от бухты Лямчина в субботу к балку, ветер от северо-западного направления к вечеру ушел на юго-восток и ночью дал 16 метров в секунду. Началась метель.
#Самолет_Северок надежно заякоренный за вмерзшие в тундру бочки, стоял как влитой. Но, помня о том как тут пошебуршился до нас пушистый медвежушка, проверять по ночи самолет было немного страшновато.
С такой видимостью шансов увидеть его заранее не было.

Следующие двое суток, как уже говорил выше, ветер крутился волчком и два раза перекрутился на 360 градусов. Иваныч выходил по вечерам, о чем то переговаривался с зарождающейся луной и ласково ругался.

8.2.JPG


Температура с минус 1 разочек понизилась до минус 10 и снова повалилась к нулю. Южак преобладал, стаскивая раз за разом на себя жалкие потуги ослабевшего к весне северного холодного воздуха.
Видимости нет.
То сырое плотное небо, то снег, то дымка.
К счастью отсутствие летной погоды не сказалось на яркой и насыщенной жизни нас - двоих старичков-тундровичков.

Как проходило наше утро.
Подъем примерно в 7- 8 утра. Иваныч взял на себя на правах хозяина дома растопку печки, и я был ему за это очень благодарен- слегка подстыл с сырыми ногами еще в поселке и покашливал.

Итак встаем, умываемся, чистим зубы- мой самолетный набор с пастой и щеткой всегда в Северке.
Пьем чай или кофе. Но вначале на столе появлялась похлебка из рыбы или оленины.
На рыбной остановлюсь чуть подробнее, ибо нельзя такое забыть.
Впервые попробовал ее на Варнеке, дома у Филипповых и очень она мне запала в душу!

Рецепт:
Свежих арктических гольчиков укладываем рядком в сковородку. Заливаем водой по спинки, а если есть какая быстрая крупа, не возбраняется, а приветствуется! Солим всё и не жадничая сверху толстым веером накладываем кольца репчатого лука.
Отправляем на дровяную(любую) печку. Доводим до кипения и томимся :) вместе с похлебкой минут 10-15
Божественно в тундре, друзья!
Кажется на Варнеке называют это блюдо- Парёнка или типа того. Я же по своей привычке скитаться, назвал ее Запариком, по примеру перекуса быстрых бич-пакетов, но сравнения тут отстойные ))

9.JPG


Далее.
Термос с горячим чаем заправлен и с собой берем необходимые снасти, ледобур. Поскольку тут в грядах поблизости много озер, выбираем маршрут который нравится Иванычу, а я то просто статист и иногда в движении снегохода и просветах появившегося горизонта, стараюсь поймать хоть немного контраста для снимка.

10.JPG


Замечательные дни, пусть и нелётные.
Много ездили по округе, ловили рыбку - лунки новые бурили и старые наведывали. Иваныч мастерски, без видимости управлял снегоходом, а я подневольно страховался- или в нартах или позади него, так и ожидая что куда нибудь свалимся ))

Правда, клев самый хороший был в день прилета. Интересно почему. И как тут не вспомнить визит к Семиликому.
Тогда и ветер северный с морозцем был, давление высокое - опять таки рыбка любит устойчивую погоду.

17.JPG


В любом случае последующие дни без улова тоже ни разу не вернулись, а у меня какая -то чудь-рыба до кучи мощным ударом оторвала с головой уловистую блесну с леской.
Вечером, по возвращению к балку шкерил я свой улов, а Иваныч, как более предусмотрительный еще на лунках раньше управлялся. Когда чуть мороз добавлял, выставляли рыбу на улицу и подмораживали.
Так и собралась приличная коробочка рыбы у меня за нелетные дни. И в этом, конечно огромная благодарность моим друзьям с Вайгача, семье Филипповых, Вылко.

14.JPG


По понедельнику у меня еще была слабая надежда на видимость при южном ветре. Переданный через трекер Иридиум текст от Александра Савинкова "- 90 град до 16м/с дымка, ливневый снег. Понедельник к обеду 5 м/с 180 град, днем ясно вечер-снег. -10 темп."
Но видимость улучшилась только к 14 часам, когда планировать дальнейшую экспедиционную работу было уже поздно.

16.JPG


В этот - же день у Василия должна была прилететь супруга Наталья и я думал, что он с утра уедет в поселок. Для рейсового опытного Нарьян-марского Ми-8 наша погода вполне по плечу.
В балке еще оставалось немного угля, с едой по моим экспедиционным меркам тоже все было нормально, учитывая пойманную рыбу. Единственно, мне становилось грустно, понимая, что не будет с кем обмолвиться словом. Привык я уже к Иванычу.
А он зная, что я не могу улететь по погоде ..остался.
Хороший мужик!
В этот день мы ожидая погоду далеко не уезжали, но все равно успели порыбачить. Вечером ожидаемо столбик термометра в самолете опустился вниз. Рыбу из пристройки вынесли на несколько часов на улицу и подморозили.

Вторник.
В очередной раз подтвердился прогноз. И утро взяло нас с Василием за душу ярким солнцем.
Ветер с морозом минус 12 однозначно требовал прогрева масла двигателя и редуктора. Оказалось, что лучшей защитой для примуса, чем потрепанные медведем оленьи шкуры не найти. Даже мой проверенный тент от #Bask надувался ветром пузырем, а вот надежно защищенный примус работал добротно и ни разу не погас

15.JPG


На фото, Василий Филиппов.
Он просил хорошую фотографию, чтобы осталась память о самолете Северок и о работе Малой Полярной Авиации в нынешних днях, когда полеты по точкам обычных промысловиков и оленеводов уже остались только в их памяти.

19.JPG

Кстати, обратите внимание на пояс Василия.

Тасма(коми) - вид охотничьего наследного пояса для народности коми, коми-ижемцев. Данный пояс имеет многовековую историю смешанную с ненецкой культурой и имеет в своем назначении важную практическую и культовую составляющую потомственного оленевода. Обязательным атрибутом тасмы являются нож, а для северной тасмы медвежий клык, находящийся сзади по центру. По поверьям, этот оберег защищает от нападения медведя, злых духов.
Через промежутки на тасме установлены рубежи - фигурные металлические накладки, не позволяющие поясу скручиваться. На подвесах из металла или кожи дополнительно издревле крепились в специальных сумочках точильный брусок, кресало, порох и пули, солонка и т.п.

С этой фотографии с Василием наши пути расходятся и Северок уходит дальше, третьим экспедиционным маршрутом. Иваныч возвращается обратно в поселок.
Даже не смотря на это мы продолжаем в дальнейшем взаимодействовать.
Впрочем обо всем подробнее вскоре!

Продолжение следует..

P.S. Огромная благодарность за поддержку полетов и выход этого отчета
нашему форумчанину, Анатолию Омаровичу- Kilot
воркутинке, Татьяне Ваулиной(Коряковцевой)
диксончанину, Александру Морину
радиолюбителю, Алексею Рыльцеву

Карта сбербанка поддержки экспедиционных полетов самолета Северок 4276 8402 6414 1266
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Третий экспедиционный полет.
Загадка святилища Болванских гор


Друзья, привет и спасибо всем, кто следит за нашими приключениями.
Сегодняшний рассказ будет тесно связан с важнейшей частью истории острова Вайгач.
Ну и с полетами, конечно. Без определенной части мистики и везения, как часто бывает у нас с Северком, тут тоже не обошлось.
Впрочем, обо всем подробнее.

Раннее морозное утро в глубине острова дало отличное настроение для подготовки самолета к вылету. #Самолет_Северок прогрет и подготовлен. Мы обнялись перед расставанием с Василием Филипповым.
После моего старта, он осматривая местность, будет постепенно двигаться на снегоходе на юг, к Варнеку.

36.2.JPG


В 10 часов 15 минут я вывел самолет на пригорок позади балка и развернувшись выполнил взлет на ветер. Каменную гряду перед собой оставил справа, уложив в крен послушный и надежный Северок.
Набор высоты произвел, уходя на север между двух параллельных каменных гряд.
В 10ч 18 мин мой замечательный АОПА-трекер начал автоматическое слежение за полетом.

36.JPG


Постепенно под крылом засияло контрастом синее небо, оттененное белоснежными склонами и равнинами озер меж ними.
Северо-западный ветер разом снизил скорость самолета до 75 километров в час.
Маршрут наш с Северком сейчас уже можно смело назвать старорусским сказанием - "Поди туда- не знаю куда, принеси то- не знаю что". В моем случае, найди.
Задача которая сегодня стоит перед нами - не зная точных ориентиров и координат, используя только топографическую карту времен СССР, найти и посетить важнейшее святилище ненецкого и самодийского (до ненецкого) народа близ Болванской горы - самой высокой точки острова Вайгач.
Все сложности этой задачи я понял совсем скоро.

С моей нынешней скоростью полета можно спокойно смотреть на красоты окружающего мира и наблюдать плавное приближение заветной точки на маршрутном планшете. Постепенно душа наполняется хорошо знакомым чувством, знакомым всем, кто когда нибудь приходил впервые в новое, интересное и значимое место.
И, по новой вспоминается мне сейчас всё, о чем узнавал ранее.

37.2.JPG


Благодаря дневнику художника, Александра Борисова, до нас дошли первые описания святилища у горы Болванской.
1898 год.

"Возвратясь 4-го июня на Воронов Нос, я уговорил самоедов, чтобы они свозили меня в горы и показали свою главную святыню. Самоеды долго не соглашались, но, в конце концов, уступили моим просьбам и поехали. Нечего и говорить, что путь нам был очень труден: он шёл по совершенно голым каменистым и дресвяным утёсам или чрез страшные овраги и речки, забитые снегом..

Не доезжая версты три до главной святыни, мы остановились, у преддверия так сказать самоедской Мекки. Я опрометью бросился осматривать эти интересные места и наткнулся между двух скал на огромную груду идолов. Она была так велика, что, если бы потребовалось перевезти её на другое место, пришлось бы нагрузить 30-40 возов.
Кругом божеств, в особенности с западной стороны, лежало множество оленьих черепов с рогами и черепов белого медведя. За несколько шагов от них попадались огромные кучи топоров, ножей, цепей, обломков якорей, очевидно взятых с судов, потерпевших аварии, гарпунов, обломков от ружей и замков, пуль и проч. и проч. Сюда самоеды едут за тысячи вёрст, чтобы здесь, у подножия жилища властелина полярных пустынь, принести в жертву оленя и кровью его окропить святыню..."

Груда самоедских идолов в нескольких саженях от главной святыни на острове Вайгач (1898).jpg


"..Напились чаю, и самоед сказал мне, что это ещё не главная святыня: «главная вон на той горе за речкой, около трёх вёрст отсюда». Мы направились туда. Ещё задолго до места стали встречаться груды топоров, ножей и проч. Самые идолы лежали на двух высоких, огромных, известняковых столбах. Столбы эти отделялись от горы расщелиной, шириной в сажень, и на них можно было попасть благодаря только тому, что над этой страшной расщелиной образовалось из камней что-то вроде арки. Божеств и костей было меньше, и это меня поразило. Но самоед мне пояснил, что здесь приносить в жертву домашних оленей нельзя.
- «Здесь дом «Хая» (бога) и сюда можно приносить только голову ошкуя (белого медведя), да голову «дикаря» (дикого оленя). А с тех пор, как много стало людей на Вайгаче, дикари перевелись, – ну, значит, и ходить сюда нельзя. А там, где мы были раньше, можно жертвовать и домашнего оленя».

Главная самоедская святыня на острове Вайгач (1898).jpg


В работах художника наблюдаем первые уникальные этюды. Напомню, что это был первый посторонний европеец в глубине острова Вайгач, на главном священном пантеоне Болванской горы.

В научных же ранних и современных трудах есть немало трактований о принадлежности этих двух святилищ.
Одного- к верховным божествам, владыкам Верхнего и Нижнего мира НУМу и НГА, а второго, святилище которое называют НЕВЕ-ХЭГЕ (мать-богов), принадлежит "всё порождающей матери" богине Я’МЮНЯ и супруге НУМа, богине Я’МИНЯ "лоно земли"

В такое значимое и священное место подходит сейчас самолет Северок.
Вначале я по наитию, видя единственный ориентир на полетной карте- горы Болванской, представлял как одинокий горный пик будет легко узнаваем визуально и уже по местности буду планировать посадку и пеший переход к самому святилищу.
Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает, - тайны Вайгача надежно скрыты и даются далеко не каждому и не с первого раза.

В 10 36 Северок вышел над высшей точкой горы ... и увидел под собой ряды похожих один на другой, как две капли воды, ряды горных выступов. Через минуту искомая точка уже удаляется на мониторе.. и что? Делаю плавный круг над этим молчаливым великолепием, никаких ориентиров, следов человека, гуриев, нет.
Круг замыкается..
Постепенно уходят еще несколько минут полета.

38.JPG


Жечь топливо сейчас самый неоправданный вариант и Северок идет на посадку на ближайшее к Болванской горе озеро Янгото.
Сел в тихую бухточку и подрулил к еле заметному выступу из снега на северном берегу. От балка одна труба видна из снега. Глушусь.
Самое время немного собраться с мыслями о истории мест.
Здесь на озере Янгото, в 1989 году МАКЭ были обнаружены два кремниевых орудия, со следами обработки человеком.

Вышел по хрустящему снегу, отошел немного к пригорку, защищающему нас от северного ветра и на залитом солнцем снегу в тишине вековых просторов задумался.

39.2.JPG


У меня есть с собой несколько фотографий святилища из книги про остров Вайгач, а также достаточно размытое описание его местоположения, тем более в летнее время. (Андрей Громов, спасибо за книгу перед экспедицией!)
С тем, что я вижу сейчас - соотнести очень сложно. Знаю, что расположено искомое место, меж двух озер. И на левом берегу реки.
Но во время полета я не вижу даже русла реки Хехеяха (Священная река) близ каменных гряд. А река берет начало в возвышенностях Болванской горы и это один из основных ориентиров.

Прошло 30 минут.
Ну, что же, нужно принимать решение. Взвесил все что увидел во время полета и еще раз прочитал описание. Решил лететь к двум крайним грядам.
Уж если сейчас не выйдет - то в поисках святилищ, засыпанных снегом, можно не утруждаться. Такого количества времени у меня нет.
Прогноз хороший взят только на два дня, считая и мой начавшийся.

Северок легко оторвался от наста. Лететь тут совсем немного и через три километра прямо в распадке между двух гряд, с большим углом наклона произвел посадку. Остановил самолет поодаль, чтобы не нарушать тишину священных мест. Сначала отправил отметку с трекера о том, что все в порядке.
В 11 21 в северной части острова и самом сердце Вайгача впервые сел сверхлегкий самолет Малой Полярной авиации!
Сел с самыми добрыми намерениями.

Отправился пешком к скалам. Идти несколько сот метров и не очень легко- в середине распадка снег не держит. Пожалел, что не взял лыжи.
Ну вот и поднялся к первой скале. Один уступ поднялся мне навстречу пониже, а второй справа высокий. Пологая середина между ними несколько метров шириной и неожиданно открылась, когда поднялся.
Обомлел я..
Прямо на меня, из середины двух скалистых выступов среди торчащих как веточек из снега, оленьих рогов, смотрел...деревянный идол заостренной кверху формы.
Никакого сомнения, что по благоволению провидения я случайно попал к святилищу НЕВЕ-ХЭГЕ!

40.JPG


Был огромный подъем сил и настроения!
С правой, высокой стороны святилища, на уступе, перед тем как подняться я оставил несколько различных монет.
Помню по истории эпоса, что взамен можно брать что-то со святилища, но так я никогда в своей жизни не делал. Поднялся на правую скалу в тихой и ясной погоде. Стоял минуту, сделал фото. Потом сел. И никуда не торопился. Здесь время - вечность.
Внизу маленьким птенчиком, далеко пестрит Северок.

Потихоньку спустился с огромных, покрытых вековым лишайником и уже влажных на тающем снеге камней.
На выходе от святилища постоял и еще раз поблагодарил северных богов за возможность быть здесь.

41.JPG


Хотел бы отметить, что энергетика этого места очень сильна. Очень хорошо помню, что какая-то сила направляла на вылет сразу на невидимый уклон за оконечностью скал. Справился.
Развернулся и отогнал самолет еще на несколько сотен метров от священного места.
В 11 часов 50 минут, вылет!

Самолет_Северок направился на восток, к озеру Мусовэйто и далее к северу, на мыс Болванский Нос.

----------------------------------

Благодарю за выход этого отчета:
Неизвестное лицо, перевод от 30 апреля
авиатор, Анатолий Омарович Я
диксончанин, Александр Морин
воркутинка, Татьяна Ваулина

Если вам интересно читать продолжение отчетов, поддержите нас.
Экспедиционная карта сбербанка самолета Северок 4276 8402 6414 1266

Продолжение последует...
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Четвертый экспедиционный полет.
Болванский Мыс и полярная станция имени Федорова.

Святилище Хадако (Ходако)


Почему Северок направился к озеру Мусовэйто на юго-восток Вайгача, делая приличный крюк от своего плана полета, а не сразу на север к полярной станции им. Федорова на Болванском мысу?

9.JPG


Все на самом деле просто.

После посещения святилища Болванских гор, маршрут проложен так, чтобы захватить приличную часть береговой и тундровой части, осмотреть и помочь местным оленеводам определить участок местности на котором не было бы отделившихся от основного стада оленей.

42.2.JPG


В начале первого, на высоте 400 метров при исключительной видимости солнечного дня, Северок прошел над озером Мусовэйто и лег на курс к побережью.
При такой видимости, с самолета можно осмотреть очень большую площадь.
Оленей нет.

Пересекаю явный рельеф и каньоны.
Река. На карте генштаба она носит образное название, Ворот- Яхако.
Вечерами, в уютном балочке внутри Вайгача, когда мы говорили помногу и обо всем с Василием, он замечал не раз, что карты генштаба частенько расходятся с названиями у местного населения, а некоторые ориентиры на карте, небольшие речки или возвышенности вообще не там в реальности, где их положили на бумагу ))

11.1.JPG


12 14. Северок над Карским морем.

Заход с востока на 350 метров и над великолепно видимой станцией и мысом Ямалсаля. Встречать меня некому, поскольку пока мы с Северком пурговали в Варнеке и после в балке посередине острова, прошли уже все сроки экспедиции.

10.JPG


В 12 22 прошел на низкой глиссаде вдоль косы и на внутренней бухте приземлился.

На тяге винта поднял самолет на мыс и привязал к новому ограждению. Слышал о нем и вот теперь увидел.

11.7.JPG


Весь периметр полярки, включая площадку метео приборов, жилой дом, дизельную и подсобные помещения окружены сеткой высотой под 2 метра и все это сделано для защиты от белого мишутки.

К слову сказать, мишуток тут немало. В утро дня моего прилета, на видеокамеры станции их попалось аж два штуки.

11.5.JPG
 
Вверх