Источник: http://magazines.russ.ru/neva/2004/9/ku18-pr.html
Илья Куксин
Российский ас в Америке
Много раз имя и фотографии этого человека появлялись на заглавных полосах ведущих американских газет. То он снова установил мировой рекорд скорости или дальности полета, то дал интересное интервью, то выступил с идеей, против которой ополчились все, а он, в конечном счете, оказался прав. Имя его знали во всем авиационном мире, и только на родине на него было наложено строжайшее табу. Он стал гражданином Америки, но остался патриотом России. В тяжелые дни лета 1941 года, когда фашистские орды терзали его родину, он был одним из немногих, кто предсказал победу своему народу. Он нежно любил Россию и ненавидел узурпаторов, захвативших власть в ней.
Но прежде всего это был летчик, отдавший всю свою жизнь авиации, летчик милостью Божьей, который не только умел, но и любил летать. Слава, успех и мировое признание не обошли его своим вниманием. Известный ас первой мировой войны, первый в мире одноногий летчик, сбивший рекордное количество вражеских самолетов, авиаконструктор и летчик-испытатель — автор многих мировых рекордов, талантливый инженер — создатель ряда известных самолетов и, наконец, признанный военный авторитет в области стратегии и тактики военной авиации. И все это один человек со странной русской фамилией Де Северский. Как из Александра Николаевича Прокофьева-Северского он превратился в Де Северского, мы и расскажем.
Родился Александр в 1894 году в Тифлисе в старинной дворянской семье. В десять лет поступил в кадетский корпус, а оттуда в Морское училище в Петербурге. Годы его юности совпали с всеобщим увлечением авиацией. Не остался от этого в стороне и его отец — один из первых российских летчиков-спортсменов. В 1910 году он совершил перелет из Тифлиса в Петербург, что стало в то время сенсацией. Увлечение отца перешло к сыну. Охрана и служащие Русско-Балтийского завода обратили внимание на постоянство гардемарина Морского училища, который в свои увольнительные дни бродил около цеха, где Игорь Сикорский строил самолеты, внимательно наблюдал за их полетами и однажды был удостоен чести участвовать в полете в качестве … балласта — надо было проверить грузоподъемность нового самолета. Он мечтал об авиационной карьере, но, связанный воинской присягой, был обязан окончить Морское училище. Выпуск должен был состояться в конце 1914 года, но вспыхнувшая война нарушила планы. В сентябре выпускники-гардемарины срочно были вызваны в училище, и Николай II поздравил их с досрочным производством в мичманы. Александр был среди лучших выпускников и согласно традиции имел право выбора не только флота, но и корабля, на котором предпочитал служить. Флот был, разумеется, Балтийский, корабль, несомненно, новый эсминец типа “Новик” — последнее слово тогдашнего российского военного кораблестроения. Мичман Прокофьев-Северский исправно служит, участвует в боях и в начале 1915 года узнает, что в Севастополе открывается школа морских летчиков и принимают туда только добровольцев. Немедленный рапорт по команде, и вскоре он в Севастополе. Досрочно оканчивает школу и, пройдя необходимую стажировку в старейшей летной школе России в Гатчине, в июле 1915 года свежеиспеченный морской летчик мичман Прокофьев-Северский отправляется в свой первый боевой вылет. Задача — обнаружить и сбросить бомбы на немецкий корабль, проникший в Рижский залив. Корабль был обнаружен, летчик стал снижаться для прицельного бомбометания, но был сбит артиллерией противника. В несколько мгновений он очутился в воде, услышал сильный взрыв — это взорвались бомбы его самолета, почувствовал сильную боль в правой ноге, но вынырнул, ухватился за всплывший обломок крыла и вскоре был подобран своим миноносцем. Госпиталь, ампутация правой ноги. Тяжелейшая физическая и моральная травмы: в двадцать один год стать инвалидом! Но тут проявилось исключительное самообладание и воля молодого офицера. В бессонные госпитальные ночи Александр поставил сам себе задачу: он должен летать. Принесли протез, он долго не мог привыкнуть к нему. Предпочитал костыли. По настоятельной просьбе направили в одну из морских авиационных частей в качестве инструктора. В задачи Александра входило руководство вооружением самолетов и подготовка их к полетам. Старые сверхсрочные унтера настороженно встретили “его благородие”. Что может указать им, зубрам авиации, этот мальчишка, да еще на костылях? Но вскоре они увидели, что он не командует, а работает, не считает зазорным спрашивать то, чего не знает и, самое главное, разбирается в вооружении не хуже их. Кончался 1915 год, появились первые льдины, гидросамолеты вытаскивались на берег и должны были ждать весны. Александр предлагает не только схему и чертежи конструкции, но и технологию перехода с поплавков на лыжи. Авиационные специалисты ахнули и быстро внедрили предложение Прокофьева-Северского, благодаря которому морская авиация могла воевать круглый год. Но мечта снова сесть на самолет не покидала его. Как только все уходили с аэродрома, Александр забирался в самолет и начинал тренироваться, но правая нога оставалась чужой. Александр думал, что все дело в протезе, он переделывает его, но ничего не получается. И решив, что это будет в последний раз, он вдруг почувствовал, что правая нога стала действовать. Еще много раз он прорабатывает схемы взлета и посадки, но кто может разрешить ему летать? Дело решил случай. Александру поручили подготовить самолеты к показательным полетам в присутствии большого начальства. Для одного из самолетов не было летчика, и он решился. Многочисленные тренировки помогли, и его показательный полет оказался лучшим. Адмиралы и генералы высокой комиссии спрашивали, кто это так превосходно летает? Самолет приземляется, и перед сияющей золотом погон комиссией предстает летчик, в котором местное начальство узнает одноногого инструктора. Сцена была почище финала “Ревизора” Гоголя. На всякий случай мичмана, нарушившего все каноны и инструкции, посадили под арест. Об этом узнает Николай II и желает сам увидеть этого офицера. И вот высокий стройный морской офицер, показав прекрасную строевую выправку, предстает перед императором. Тот осторожно спрашивает о протезе. Получив утвердительный ответ, царь без колебаний разрешает Александру летать. В первом же боевом вылете после ранения Александр сбивает немецкий самолет.
Всего он совершил 57 боевых вылетов и сбил 13 вражеских самолетов. Прокофьев-Северский становится кумиром морских летчиков, успешно движется карьера: летчик-истребитель, командир эскадрильи, командующий истребительной авиацией Балтийского флота. Грудь его украшают все существующие тогда боевые награды. Но особенно гордился Александр орденом Георгия и Георгиевским золотым оружием. Это были самые почетные награды российской армии. Рос он и в чинах. Досрочно был получен чин лейтенанта, а затем и старшего лейтенанта. Вспыхнула февральская революция, власть на Балтийском флоте фактически перешла к Центробалту, матросскому комитету. Косились его деятели на Александра, который, мягко говоря, не выказывал к ним особого почтения, но тронуть не решались. Ореол боевой славы надежно защищал его от распоясавшихся братишек. Осенью 1917 года, незадолго до большевистского переворота, Александра включают в состав представительной комиссии для закупки самолетов в Америке и одновременно назначают помощником военно-морского атташе в Вашингтоне с производством в капитаны 2-го ранга. В министерстве иностранных дел при получении заграничного паспорта возникла закавыка. Чиновник, оформляющий паспорт, сетует, что не умещается в положенные графы “Александр Прокофьев-Северский”, и предлагает ему сократить фамилию. Александр усматривает в этом ущемление своего дворянского достоинства, и тут чиновник предлагает компромисс. Поскольку паспорт на французском языке, то предлагается записать в нем “Александр Де Северский”. Приставка Де и говорит о том, что он дворянин. Александру этот вариант понравился. Так он на всю оставшуюся жизнь и стал Де Северским. Надо полагать, что и Александр, и чиновник вряд ли знали, что приставка Де у французских дворян происходила от родительного падежа названия замка, принадлежащего этой семье. Разумеется, ни замка Прокофьев, ни замка Северский в России не существовало.
Илья Куксин
Российский ас в Америке
Много раз имя и фотографии этого человека появлялись на заглавных полосах ведущих американских газет. То он снова установил мировой рекорд скорости или дальности полета, то дал интересное интервью, то выступил с идеей, против которой ополчились все, а он, в конечном счете, оказался прав. Имя его знали во всем авиационном мире, и только на родине на него было наложено строжайшее табу. Он стал гражданином Америки, но остался патриотом России. В тяжелые дни лета 1941 года, когда фашистские орды терзали его родину, он был одним из немногих, кто предсказал победу своему народу. Он нежно любил Россию и ненавидел узурпаторов, захвативших власть в ней.
Но прежде всего это был летчик, отдавший всю свою жизнь авиации, летчик милостью Божьей, который не только умел, но и любил летать. Слава, успех и мировое признание не обошли его своим вниманием. Известный ас первой мировой войны, первый в мире одноногий летчик, сбивший рекордное количество вражеских самолетов, авиаконструктор и летчик-испытатель — автор многих мировых рекордов, талантливый инженер — создатель ряда известных самолетов и, наконец, признанный военный авторитет в области стратегии и тактики военной авиации. И все это один человек со странной русской фамилией Де Северский. Как из Александра Николаевича Прокофьева-Северского он превратился в Де Северского, мы и расскажем.
Родился Александр в 1894 году в Тифлисе в старинной дворянской семье. В десять лет поступил в кадетский корпус, а оттуда в Морское училище в Петербурге. Годы его юности совпали с всеобщим увлечением авиацией. Не остался от этого в стороне и его отец — один из первых российских летчиков-спортсменов. В 1910 году он совершил перелет из Тифлиса в Петербург, что стало в то время сенсацией. Увлечение отца перешло к сыну. Охрана и служащие Русско-Балтийского завода обратили внимание на постоянство гардемарина Морского училища, который в свои увольнительные дни бродил около цеха, где Игорь Сикорский строил самолеты, внимательно наблюдал за их полетами и однажды был удостоен чести участвовать в полете в качестве … балласта — надо было проверить грузоподъемность нового самолета. Он мечтал об авиационной карьере, но, связанный воинской присягой, был обязан окончить Морское училище. Выпуск должен был состояться в конце 1914 года, но вспыхнувшая война нарушила планы. В сентябре выпускники-гардемарины срочно были вызваны в училище, и Николай II поздравил их с досрочным производством в мичманы. Александр был среди лучших выпускников и согласно традиции имел право выбора не только флота, но и корабля, на котором предпочитал служить. Флот был, разумеется, Балтийский, корабль, несомненно, новый эсминец типа “Новик” — последнее слово тогдашнего российского военного кораблестроения. Мичман Прокофьев-Северский исправно служит, участвует в боях и в начале 1915 года узнает, что в Севастополе открывается школа морских летчиков и принимают туда только добровольцев. Немедленный рапорт по команде, и вскоре он в Севастополе. Досрочно оканчивает школу и, пройдя необходимую стажировку в старейшей летной школе России в Гатчине, в июле 1915 года свежеиспеченный морской летчик мичман Прокофьев-Северский отправляется в свой первый боевой вылет. Задача — обнаружить и сбросить бомбы на немецкий корабль, проникший в Рижский залив. Корабль был обнаружен, летчик стал снижаться для прицельного бомбометания, но был сбит артиллерией противника. В несколько мгновений он очутился в воде, услышал сильный взрыв — это взорвались бомбы его самолета, почувствовал сильную боль в правой ноге, но вынырнул, ухватился за всплывший обломок крыла и вскоре был подобран своим миноносцем. Госпиталь, ампутация правой ноги. Тяжелейшая физическая и моральная травмы: в двадцать один год стать инвалидом! Но тут проявилось исключительное самообладание и воля молодого офицера. В бессонные госпитальные ночи Александр поставил сам себе задачу: он должен летать. Принесли протез, он долго не мог привыкнуть к нему. Предпочитал костыли. По настоятельной просьбе направили в одну из морских авиационных частей в качестве инструктора. В задачи Александра входило руководство вооружением самолетов и подготовка их к полетам. Старые сверхсрочные унтера настороженно встретили “его благородие”. Что может указать им, зубрам авиации, этот мальчишка, да еще на костылях? Но вскоре они увидели, что он не командует, а работает, не считает зазорным спрашивать то, чего не знает и, самое главное, разбирается в вооружении не хуже их. Кончался 1915 год, появились первые льдины, гидросамолеты вытаскивались на берег и должны были ждать весны. Александр предлагает не только схему и чертежи конструкции, но и технологию перехода с поплавков на лыжи. Авиационные специалисты ахнули и быстро внедрили предложение Прокофьева-Северского, благодаря которому морская авиация могла воевать круглый год. Но мечта снова сесть на самолет не покидала его. Как только все уходили с аэродрома, Александр забирался в самолет и начинал тренироваться, но правая нога оставалась чужой. Александр думал, что все дело в протезе, он переделывает его, но ничего не получается. И решив, что это будет в последний раз, он вдруг почувствовал, что правая нога стала действовать. Еще много раз он прорабатывает схемы взлета и посадки, но кто может разрешить ему летать? Дело решил случай. Александру поручили подготовить самолеты к показательным полетам в присутствии большого начальства. Для одного из самолетов не было летчика, и он решился. Многочисленные тренировки помогли, и его показательный полет оказался лучшим. Адмиралы и генералы высокой комиссии спрашивали, кто это так превосходно летает? Самолет приземляется, и перед сияющей золотом погон комиссией предстает летчик, в котором местное начальство узнает одноногого инструктора. Сцена была почище финала “Ревизора” Гоголя. На всякий случай мичмана, нарушившего все каноны и инструкции, посадили под арест. Об этом узнает Николай II и желает сам увидеть этого офицера. И вот высокий стройный морской офицер, показав прекрасную строевую выправку, предстает перед императором. Тот осторожно спрашивает о протезе. Получив утвердительный ответ, царь без колебаний разрешает Александру летать. В первом же боевом вылете после ранения Александр сбивает немецкий самолет.
Всего он совершил 57 боевых вылетов и сбил 13 вражеских самолетов. Прокофьев-Северский становится кумиром морских летчиков, успешно движется карьера: летчик-истребитель, командир эскадрильи, командующий истребительной авиацией Балтийского флота. Грудь его украшают все существующие тогда боевые награды. Но особенно гордился Александр орденом Георгия и Георгиевским золотым оружием. Это были самые почетные награды российской армии. Рос он и в чинах. Досрочно был получен чин лейтенанта, а затем и старшего лейтенанта. Вспыхнула февральская революция, власть на Балтийском флоте фактически перешла к Центробалту, матросскому комитету. Косились его деятели на Александра, который, мягко говоря, не выказывал к ним особого почтения, но тронуть не решались. Ореол боевой славы надежно защищал его от распоясавшихся братишек. Осенью 1917 года, незадолго до большевистского переворота, Александра включают в состав представительной комиссии для закупки самолетов в Америке и одновременно назначают помощником военно-морского атташе в Вашингтоне с производством в капитаны 2-го ранга. В министерстве иностранных дел при получении заграничного паспорта возникла закавыка. Чиновник, оформляющий паспорт, сетует, что не умещается в положенные графы “Александр Прокофьев-Северский”, и предлагает ему сократить фамилию. Александр усматривает в этом ущемление своего дворянского достоинства, и тут чиновник предлагает компромисс. Поскольку паспорт на французском языке, то предлагается записать в нем “Александр Де Северский”. Приставка Де и говорит о том, что он дворянин. Александру этот вариант понравился. Так он на всю оставшуюся жизнь и стал Де Северским. Надо полагать, что и Александр, и чиновник вряд ли знали, что приставка Де у французских дворян происходила от родительного падежа названия замка, принадлежащего этой семье. Разумеется, ни замка Прокофьев, ни замка Северский в России не существовало.