Алексей Пивоваров, Катастрофа Ту-154: из-за чего погибли Доктор Лиза и хор Алекс

Авиамеханик№1

Himmel uber alles!
после падения был мощный взрыв топливных баков с грибом пламени метров двести высотой, как при ядерном взрыв

но, в случае с Ту-154, никакого взрыва не было, а самолет просто "нырнул" в море почти вертикально.
 
КВС погибшей "тушки" Роман Волков был тем самым пилотом, который посадил «танцующий» ТУ-154 в Чкаловском. Если он не умел летать на Ту-154, то кто тогда умеет?
В Чкаловском Ту-154 сажал Юрий Родионов. Причем здесь Волков??
 
в случае с Ту-154, никакого взрыва не было, а самолет просто "нырнул" в море почти вертикально.
В этом случае обломки находились бы компактно. Однако стойка шасси была найдена в 1,5 км от берега, все остальное значительно дальше, на удалении до 6 км.

мне пришлось учавствовать в расследовании падения Ил-76 в пгт Насосная в 1991 году. Самолет был полностью заправлен, после взлета у него загорелся второй двигатель (слева, ближний к фюзеляжу), внутри находилось две единицы техники и порядка шестидесяти человек десантников. Самолет пытался зайти на посадку, но не  дотянул до полосы, начало ломаться крыло и он упал в Каспийское море в километре от берега. Вертикальная скорость была метров двадцать, поступательная в момент падения около трехсот километров в час (по материалам самописцев) и после падения был мощный взрыв топливных баков с грибом пламени метров двести высотой, как при ядерном взрыве.
Могу вам сказать, что большинство найденных людей были именно разорваны на куски и фрагментированы, от фюзеляжа самолета остались в основном расплющенные, порванные, деформированные панели, хотя хвостовая часть и кабина были частично целы но тоже деформированы.
В случае с Ту-154 самолет начал разваливаться еще в воздухе. Иначе не было бы такого большого разброса обломков по курсу схемы выхода. В остальном очень похоже на катастрофу Ил-76, с той лишь разницей. что взрыв произошел в воздухе, а не при столкновении с водой.

https://newsader.com/31669-yekspert-rasskazal-o-bombe-v-shassi-tu-154-99/
https://www.mk.ru/incident/2016/12/29/versiya-s-zakrylkami-somnitelna-ekspert-raskritikoval-utechki-po-tu154.html

Поэтому представьте себе самолет, который врезается в воду на скорости больше пятисот километров в час, даже не важно под каким углом...
Кстати, со дна водоемов поисковиками поднято и даже восстановлено большое количество самолетов ВМВ. Многие лежат под водой во вполне сохранном состоянии и по сей день. В сети есть много материалов с фотографиями и видео на эту тему. Так что не все так однозначно.

Ту-154 сажал Юрий Родионов. Причем здесь Волков??
Точно, Родионов! Сейчас глянул еще раз, забыл за давностью лет, спасибо. В погибшем экипаже был штурман того неуправляемого Ту-154 в Чкаловском, Александр Петухов.
 

smixer

Летаю на Stinson & Dornier
Член команды
Откуда
Хабаровск
Неужели действительно потеря ориентировки? Официальная версия похожа на правду?
Похожа. Хоть возможно и не является 100% истинной.
Выскажу несколько отрывочных мыслей, по которым конечно нельзя построить картину, но какие-то штрихи к пониманию ситуации они внесут.
Две ВПП этого аэродрома пересекаются недалеко от торцов и вкупе с примыкающими РД образуют своеобразный плоский лабиринт, в котором недостаточно подготовленному человеку разобраться непросто, особенно ночью. Не Пекин конечно, но... В общем иногда руление бывает довольно нервным. Из-за того, что взлёт и посадка выполняются со встречными курсами, там почти всегда есть цейтнот (в данном случае не могу оценить, т.к. не имею информации).
Угол тангажа после уборки шасси 15 градусов - это много. Стандартно сразу после отрыва надо установить угол 8 градусов с дальнейшим плавным изменением в зависимости от массы и температуры. Здесь он сначала недотянул (4 гр.), а потом перетянул. Потом опять отдал от себя. Это начало хреновой, но не трагичной ситуации под названием "разбалансировка".  Но в Сочи примерно на 100+ метров самолёт пересекает береговою линию. Почти всегда это сдвиг ветра разной интенсивности.  Плюс просадка при попытке поспешной уборки закрылков (я думаю, что КВС решил их убрать из-за роста скорости и опасения выйти за пределы ограничения 360 км/ч для закрылков 28).
Тут надо понимать особенность управления этим самолётом в канале тангажа. Ввиду своеобразного расположения двигателей основные массы сильно отнесены от центра тяжести, а рули наоборот имеют довольно короткий рычаг. Из-за этого самолёт становится довольно инертным . То есть ты тянешь-потянешь (или наоборот давишь) и ничего не происходит, ты тянешь ещё сильней - и вдруг кааак пойдёт... Ты его обратно, но надо было ещё вчера , поэтому сильнее, ещё сильнее - ну вот он наконец в обратную сторону, но очень интенсивно и хрен остановишь... Короче можно назвать это сдвигом по фазе, можно привести аналогию с вождением машины на льду, но понятно, что лечится это только опытом ручного пилотирования и слаженной работой экипажа.
В общем я думаю, что нервно-психологическое состояние экипажа, наложенное на недостаток опыта и хреновое  взаимодействие не позволили разрулить создавшуюся сложную ситуацию. Помешало ли ещё что-то? Возможно (есть вопрос по поводу причины возникновения довольно интенсивного крена). Но в принципе ситуация относительно ясна.
Что касается потери пространственной ориентировки. Если люди начинают говорить про какие-то оптические иллюзии - сразу посылайте их к чертям собачьим. В момент отрыва на взлёте ты переносишь взгляд на приборы и весь оставшийся полёт до конечного этапа захода на посадку сугубо приборный. Тех кто пытается для определения этого самого пространственного положения на взлёте посмотреть в окно надо гнать из такого самолёта в три шеи.
Хотя контроль пространственного положения конечно можно потерять и в приборном полёте, данную ситуацию я бы назвал скорее частичной потерей контроля управления самолётом (масло масляное конечно, но так уж устроен русский язык).
Ну как-то так. Без претензий на святую истину.
 

PNL

Я люблю самолеты!
Откуда
Тюмень
Тут посмотрел внимательнее эскизы узла поворотной тележки. В общем версия про попадание колесной пары в двигатель, (ссылку видео про которую я приводил)  - фигня. При разрушении болта этот узел перестает воспринимать вертикальную нагрузку и ось пары сразу вылазит вверх, а балка тележки проваливается вниз. Пара выпала бы еще если не на рулении, то на разбеге точно. А балка бы терлась о бетон.
 
@smixer
С тангажом понятно. Сначала недотянул, потом перетянул, потом опять отдал многовато, плюс граница моря, закрылки, инерция самолета конструктивная - это все в голове укладывается. Раскачал аппарат по тангажу и на 29 с после отрыва сработала "опасно земля". Но почему в этот момент штурвал влево и левая нога???? Что могло повлиять на такие нелепые действия?
 

smixer

Летаю на Stinson & Dornier
Член команды
Откуда
Хабаровск
Раскачал аппарат по тангажу
Туполь довольно чувствителен к изменению центровки. Судя по всему она была довольно задняя,  - для нормальной центровки нужно посадить не менее 40 человек в первый салон, т.е. наполнить его на 2/3, при этом не садить народ в конце второго салона. Сомневаюсь в таком раскладе. А это значит, что самолёт был ещё менее устойчив чем обычно.
штурвал влево и левая нога????
Про штурвал не знаю. Возможно сдвиг ветра, порыв и т.д. Вряд ли объезжал препятствие.
такие нелепые действия?
Это точно. Самолёт с исправной АБСУ вообще не требует работы педалями. Демпфер рысканья сам компенсирует скольжение. Педалями требуется работать только на разбеге/пробеге (на Б-1 ещё и на рулении). Более того - самолёту с большой стреловидностью крыла (наш случай) любые скольжения крайне нежелательны, особенно на таком этапе неустановившегося полёта как взлёт. Поэтому работа педалями - признак непрофессионализма или неопытности. Но скорее всего им никто этого не рассказывал. Подозреваю, что об особенностях этого самолёта я уже здесь на форуме написал больше, чем им дали на переучивании  (если оно вообще было).
 

Инженер-109

Я люблю восстанавливать самолеты!
Откуда
г. Подольск
Тут опять вопрос - "просочились" мнения, что этот самолёт вёз "что-то" ещё в Сирию - смещение груза? 
Под полом у Ту-154 центроплан, в задней части пилоны левого-правого моторов и поэтому отсек "полезного груза" разделен и невелик. Туда физически "натолкать" можно немного. Чемоданы-сумки пассажиров и все... "место" закончилось. И что за груз - хотя бы в пару тонн, да чтоб он еще и сам сместился, туда можно запихать? "Чушки" свинцовые? Да, Ту-154 имеет сильно заднюю центровку - из-за этого даже просили после посадки всегда выходить пассажиров сзади, а уж потом из переднего отсека, но основной объем для размещения груза находится перед центропланом и смещение груза в переднем грузовом отсеке практически повлиять на центровку сможет очень незначительно.
 

PNL

Я люблю самолеты!
Откуда
Тюмень
Судя по всему она была довольно задняя,  - для нормальной центровки нужно посадить не менее 40 человек в первый салон
То есть , бак №4 не был заполнен, или не было груза в передних багажниках, а был только в задних? Иначе, с полной заправкой, задней центровки не получается. При полных загрузках-заправках, как я понимаю, проблема наоборот в передней центровке? (Менеджер загрузки Ту-154Б2 для FSX)


Тут опять вопрос - "просочились" мнения, что этот самолёт вёз "что-то" ещё в Сирию - смещение груза?
"Чтото", наверное, лучше возить 76ми, или124ми. И куда там чтоту смещаться, это же не палуба 747f.
 

helipilot

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Борисполь
Да, Ту-154 имеет сильно заднюю центровку - из-за этого даже просили после посадки всегда выходить пассажиров сзади, а уж потом из переднего отсека
Эт да.А сколько их на дыбы вставало на земле.......
 

PNL

Я люблю самолеты!
Откуда
Тюмень
Да, Ту-154 имеет сильно заднюю центровку
Тут нужно уточнить: Пустой. (48.1%)
Пассажиры на задних рядах второго салона, топливо в баках №3 (в консолях крыла (ОЧК)), груз в задних багажниках  сдвигают центровку назад.
Все остальное вперед.
В общем, уважая профессионализм т. smixerа, все же сомневаюсь в наличии задней центровки в этом вылете. Вообще непонятно, из чего это следует. Понятно, что наша группировка в Сирии испытывает проблемы с логистикой снабжения. Эрдоган, он, конечно корефан, но такой себе...корефан. Поэтому (ИМХО) везли и топливо, и жратву и почту и подарки...и  все что можно. Т. Е. топливо и груз, наверняка под завязку, сколько позволит максимальная посадочная масса. ("С начала полосы: тяжелый...") А пассажиры по остатку, поэтому и передний салон полупустой.
В общем был неправ, т.smixer, прошу прощения, поторопился.
Короче, там ничего, кроме топлива и не возьмешь, да и его можно взять не так и много. Лететь всего 1000км. Сьедим десяток тонн. Ну, плюс-минус... 78т. макс посадочная. Если взять тонн 25, чтобы обратно до Сочи хватило, то пару тонн можно бросить в передний багажник. А центровка к 30ти получается, и будет уползать назад в полете если в "автомате". 
 

Инженер-109

Я люблю восстанавливать самолеты!
Откуда
г. Подольск
логично максимум пассажиров посадить в передний - пилоты разве не знали об особенностях своего самолета? Грузовые люки в Ту-154 невелики - 2х1.5м, по правому борту, задний отсек всего метра 4, передний больше - метров 8. Что такое тяжелое туда можно "запихать". И как экипаж, зная особенности самолета, мог смотреть на это "сквозь пальцы"?
 

AlexAir

Я люблю летать самолеты!
Откуда
Москва
Прекратите. Никто не узнаёт правду. Во всяком случае, сейчас уж точно, и через десять лет тоже... Я говорил с человеком, который участвовал в расследовании. Он работал на тренажёре во Внуково и восстанавливал полёт по «показаниям самописцев». Так вот, все враньё - данные параметрического самописца, «версии», «домыслы», вбросы... Нету там правды, нигде. Два летчика-испытателя не сумели воспроизвести тот полёт по имеющимся у них показаниям, как ни старались... точнее воспроизвели, с шестой или восьмой попытки, выведя рули так, как никакой лётчик не поставит...

У моего друга, однокашник - отец второго пилота. Мне трудно представить его состояние, учитывая, что весь экипаж перемешали с говном. Все в порядке у них с подготовкой было, и с взаимодействием, и со всем остальным, что касалось экипажа. А что случилось на самом деле узнаём лет через 30... и то, если кому-то будет ещё до этого дело. Как со взорванным над Локерби лайнером, который взорвал вовсе не Каддафи, но ответивший сполна...
 

zakzizik

Я люблю самолеты!
Откуда
ХАИ
Да взорвали его в воздухе. У нас в стране не принято людям правду говорить. Как, кто и зачем? А хрен его знает.
Согласен с AlexAir, нормально все с подготовкой у ВВС-ных экипажей.
 

smixer

Летаю на Stinson & Dornier
Член команды
Откуда
Хабаровск
сомневаюсь в наличии задней центровки в этом вылете. Вообще непонятно, из чего это следует.
Это следует из наличия некоторого опыта. При этом во-первых это только предположение, во-вторых это могло лишь несущественно повлиять на ситуацию.  Добавить перца, так сказать. В любом случае, при бесконтрольном размещении 80+ пассажиров центровка не выйдет за установленные ограничения.  Наверное я вообще зря затронул этот вопрос, вряд ли здесь кто способен оценить такие нюансы. Только посеял сумятицу в мозгах.  :-?
на тренажёре во Внуково и восстанавливал полёт по «показаниям самописцев».
Тренажёр Ту-154 в части техники пилотирования имеет очень мало общего с самолётом. Причём все они сильно разные (зависит от настроек).  Всё что там можно отработать - это только порядок действий в аварийных ситуациях.
Все в порядке у них с подготовкой было, и с взаимодействием, и со всем остальным, что касалось экипажа
Я за свою жизнь полетал с некоторым количеством людей из ВВС, от лейтенанта до полковника. Единственный, кто удивил меня системным подходом - бывший инструктор из центра переучивания.  Остальные обычно удивляли со знаком минус. Из записей самописца, которые есть в доступе этого тоже не следует. Про случай с "танцующим самолётом" я вообще лучше помолчу. Я не знаю точно, как происходит в ВВС переучивание на новый тип, но вижу что обычно командиры вводятся "слева налево", что считаю крайне нежелательным на таком сложном самолёте. Какими документами регламентируется работа экипажа кроме РЛЭ? Есть ли у них вообще "технология взаимодействия членов экипажа"? Проводятся ли регулярные расшифровки средств объективного контроля и анализируется ли эта информация? Без ответа на эти вопросы как вообще можно что-то объективное сказать о подготовке лётного состава?
Да взорвали его в воздухе.
Бескомпромиссные и одновременно необоснованные суждения может себе позволить только дилетант. А дилетантам в небе не место.
 

appilot

Я люблю строить самолеты!
коллега
думаю единственно правильна ваша информация - тем более по отчету так и есть шило в мешке то...
но к сожалению большинству  гражданам она не доступна к пониманию по ряду причин
а уж про подготовку а вернее отсутствие системы в подготовке...
 
 
Вверх