• Если у вас не получилось войти, инструкция для пользователей находится тут. Если вы ее прочитаете, узнаете куда написать если "ничего не получается!". Не бойтесь, мы вас не бросим в беде.

    Если коротко, пароль старый. Если пароль забыли, а почту помните, воспользуйтесь функцией восстановления пароля (она работает!).

    Вопросы, замечания и пожелания можно оставлять в специально созданной ветке, где вам обязательно ответят!

Автоматический воздушный винт (Як-18У ) - в чём прелесть ?

uuuuu

Senior Member
Чем он отличается от ВИШ , и что в нём особенного? Интересно было бы узнать . Какой винт на Як-52,Як-12 ? 
 

kostiajiv

Я люблю строить самолеты!
Автоматический воздушный винт, это когда шаг устанавливается автоматически в зависимости от скорости самолета и оборотов двигателя . Система изменения шага автономна и полностью находится во втулке и коке винта. По удобству напоминает трансмиссию в японском или китайском мопеде. В ЯК-52 , ЯК-12 имеется автомат регулировки шага с механической отрицательной  обратной  связью , с  помощью которого шаг автоматически подстраивается для стабилизации снимаемой с двигателя мощности в установленном пилотом режиме.
 

uuuuu

Senior Member
Интересно.  Спасибо. Только на днях "открыл для себя" этот чудо-автоматический винт.  Из РЛЭ Як-18у выяснил, что была довольно интересная процедура настройки максим шага - на земле и в воздухе определялись макс обороты и потом добавлялись или убавлялись грузики-пластины .    Видел на одном из современных По-2 такой винт, -интересно ,оправдано ли здесь его применение - т.е. что он даёт - увеличение скороподьёмности, экономию топлива, уменьшение взлётной дистанции  ?   Насколько он подвержен износу,этот механизм ?
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
"Прелестью" автоматики сабжа является то, что при отказе движка он за счёт этой "автоматики" уходит на малый шаг. Тем самым создавая максимальное сопротивление из возможных.

Вот если бы ему автоматический флюгер добавить ;)
 

uuuuu

Senior Member
Ага вон что ! Собственно какой-то такой крупный недостаток я и подозревал - иначе они были бы везде .  Я , признаться ,думал , что дело в ненадёжной механической части.. Ну теперь ясно, что для По-2 деревяшка всё же лучше ..
 

VasK

Набираюсь знаний.
Откуда
г.Иркутск
Если посмотреть на форму лопасти в плане то можно предположить , что сопротивление у автоматического винта будет все равно меньше чем у винта фиксированного шага. (с его лопатами) Поэтому это не аргумент. Скорей всего проблема в возможности самопроизвольного перекладывания в зависимости от внешних возмущений. Или неравномерное перекладывания лопастей, что приводит на определенных режимах к вибрации.
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
На самолёте, который "убил" Чкалова стоял такой винт. И это одна из версий того, что Чкалов не смог правильно рассчитать глиссаду планирования с отказавшим двигателем, потому что до этого на таких винтах он никогда не летал.

Не факт, но версия...
 

George

Я люблю строить самолеты! Особенно маленькие :)
"Прелестью" автоматики сабжа является то, что при отказе движка он за счёт этой "автоматики" уходит на малый шаг. Тем самым создавая максимальное сопротивление из возможных.

Вот если бы ему автоматический флюгер добавить ;)
прелестью автоматики сабжа является то, что в штатном режиме грузики своей центробежной силой поворачивают лопасти винта на большой шаг, а результирующая аэродинамическая сила на лопастях поворачивает их на малый. Балансом сил достигается некоторый более-менее оптимальный угол установки.

При отказе двигателя грузики все также поворачивают лопасти на большой шаг, результирующая в этом случае - тоже на большой. Винт становится на максимально возможный шаг, легко проворачивает двигатель и начинается раскрутка.
 

Camper

Трудовой народ, строй Воздушный Флот!
Откуда
Новосибирск
Это что ж, получается, при сбрасывании газа, винт стремится встать на больший шаг? А должен на меньший, так же как и при отказе. Теория Alex_520 выглядит более реальной.
 

George

Я люблю строить самолеты! Особенно маленькие :)
Это что ж, получается, при сбрасывании газа, винт стремится встать на больший шаг? А должен на меньший, так же как и при отказе. Теория Alex_520 выглядит более реальной.
A что удивительного? Обороты меньше, окружная скорость меньше, поступательная еще та же.

К примеру, на полном газе (и макс. оборотах) самолет пролетает 50 метров в секунду, обороты винта, допустим, 50об/с. За 1 оборот винта самолет пролетает 1 метр. Сбрасываем обороты до 25об/с, скорость в 1-й момент та же - 50м/с, за 1 оборот винта - 2 метра.

Поступь увеличивается вдвое, угол атаки лопасти остается примерно постоянным - т.к. центробежный момент от грузов пропорционален квадрату оборотов, аэродинамический момент - практически тоже. Соотв. растет и шаг.

Все просто.  ;)
 

George

Я люблю строить самолеты! Особенно маленькие :)
На самолёте, который "убил" Чкалова стоял такой винт. И это одна из версий того, что Чкалов не смог правильно рассчитать глиссаду планирования с отказавшим двигателем, потому что до этого на таких винтах он никогда не летал.

Не факт, но версия...
У Чкалова был немного не такой винт. Там лопасти поворачивались центробежной силой на большой шаг, гидравликой на малый. При отказе двигателя давление упало, винт встал на большой шаг и стал раскручиваться. Сопротивление винта в этом случае как у парашюта того же диаметра, если не больше.
Вот такая версия.
 

uuuuu

Senior Member
Так сопротивление винта заглохшего мотора больше когда он на малом шаге или на большом ? 
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
Не надо путать людей с режимами работы винта...

Центробежные силы грузиков затяжеляют воздушный винт, переводя его на большой шаг. Только проявляются они при наличии крутящего момента на валу винта - то есть ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ!

Аэродинамические силы на лопастях облегчают воздушный винт, переводя его на малый шаг (когда баланс крутящего момента на валу винта ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ, то есть когда газ сброшен). То есть при уборке газа это так сказать "автоматика" переводит винт НА МАЛЫЙ ШАГ.

А такой авторотирующий винт по своему сопротивлению примерно равноценен диску такого же диаметра (как и сам винт), поставленному поперёк набегающего потока.

В том-то и беда подобной "автоматики" - хороша лишь при работающем двигателе. А в случае его отказа - лишь усугубляет плачевную ситуацию...

Если бы она переводила винт на больший шаг, то при даче газа винт переводился бы на малый. То есть уходил бы в режим раскрутки. Мотористы бы взвыли от такого издевательства над движком..

Для начала разберитесь сами с режимами работы воздушного винта, а уж потом - доказывайте обратное.

Без обид pls!
 

George

Я люблю строить самолеты! Особенно маленькие :)
Центробежные силы грузиков затяжеляют воздушный винт,
переводя его на большой шаг. Только проявляются они при наличии
крутящего момента на валу винта - то есть ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ!
Центробежные силы грузиков затяжеляют винт пропорционально квадрату
оборотов, момент на них не влияет.
Аэродинамические силы на лопастях облегчают воздушный
винт, переводя его на малый шаг (когда баланс крутящего момента на валу
винта ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ, то есть когда газ сброшен). То есть при уборке газа
это так сказать "автоматика" переводит винт НА МАЛЫЙ ШАГ. 
Именно так, пока винт тянет. А когда он работает в режиме ветряка при
отказе двигателя - аэродинамические силы стремятся повернуть лопасти на
большой шаг.
А такой авторотирующий винт по своему сопротивлению
примерно равноценен диску такого же диаметра (как и сам винт),
поставленному поперёк набегающего потока.
Именно так.

В том-то и беда подобной "автоматики" - хороша лишь при
работающем двигателе. А в случае его отказа - лишь усугубляет плачевную
ситуацию...
И это так.

Если бы она переводила винт на больший шаг, то при даче
газа винт переводился бы на малый. То есть уходил бы в режим раскрутки.
Мотористы бы взвыли от такого издевательства над движком..
Аэромеханический винт-автомат при даче газа шаг уменьшает. Затем
пропорционально квадрату оборотов растут центробежные силы,
увеличивающие шаг. Винт затяжеляется центробежными силами быстрее, чем
растут обороты, поэтому раскрутки не будет. Далее по мере роста скорости
уменьшается угол атаки лопастей, уменьшаются аэродинамические силы и
винт переходит на еще больший шаг.

При сбросе газа, соотв., падают  аэродинамические силы и винт
поворачивается на больший шаг, затем падают обороты - шаг уменьшается -
падает скорость - растет угол атаки лопастей - растут аэродинамические
силы - шаг еще более уменьшается.

Все хорошо, пока мотор работает.

При отказе двигателя аэромеханический винт-автомат становится на упор
большого шага. Увы. Это его большой недостаток. Именно из-за этого его и
убрали с Як-18, заменив на винт с гидравлическим регулятором.

К сожалению такой винт-автомат не может сам встать во флюгер. Придется
загонять принудительно. А если есть механизм флюгирования - то теряет
смысл идея простейшего автомата.
 

uuuuu

Senior Member
  Чисто интуитивно - большой шаг авторотирующего пропеллера создаёт как раз меньшее сопротивление ВСТРЕЧНОМУ ПОТОКУ ( НЕ КОЛЕНВАЛУ ) чем малый шаг .  И если бы винт Як -18у вставал при отказе двигателя на большой шаг (как Вы говорите) , то это было бы очень даже хорошо, ибо большой шаг - это  лопасти почти по потоку и раскрутка свободновращаегося пропеллера(то бишь сопротивление потоку) с большим шагом соответственно минимальная. У Чкалова при отказе мотора винт мог встать как раз на меньший шаг - например из-за замерзания гидравлики ( дело было в лютый мороз ,как мы помним ) .  сдаётся мне, что товарищ лётчик всё же прав  ;)   И если ,как Вы говорите, воздушный поток хочет всё время повернуть лопасти на большой шаг, то в чём проблема "автофлюгирования" тогда ? - убрал упоры большого шага тарелкой типа как в муфте сцепления - и нате вам - аэродинамические силы сами поворачивают винт во флюгер. Красота !
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
Просто рекомендую вспомнить ещё раз уравнение баланса моментов (потребного и располагаемого), которое в любом УТЦ пилоты "виномоторной" авиации годами разбирают:

                             Мкр потр = М кр расп

что там от чего зависит и во что выливается в итоге при несоблюдении этого равенства.

Тогда и в голове порядок будет.
И выводы будут немножко иные.

Удачи!
 

uuuuu

Senior Member
Вспомнить ! Легко сказать  вспомнить ,ежели к авиации никаким боком , а в школе по физике всегда тройка . Ну бывает, - товарищ попутал малость большой шаг с малым -даже он может думает просто что большой-это малый  и наоборот -может в терминах запутался просто.   Но вот он говорит,что дескать большой шаг даёт большее сопротивление  при авторотации, а тут если вспомнить вертолётчиков, то при отказе силовой установки они сразу должны перекинуть шаг несущего винта на малый ,что бы он мог авторотировать . а если следовать его логике,то как вертолёт поднимается на большом шаге НВ так при отказе двигателя он и должен вертеться ,не меняя шага ..        И потом -про "аэродинамические силы" , которые поворачивают лопасти - этот "поворачивающий " момент должен зависеть от расположения  ОСИ вращения лопасти по хорде лопасти
 
Вверх