Кому интересно, вот перевод с гугл-подстрочника всей статьи про Shock Cub (
https://www.zlinaero.com/prodotti.php?id=17&lang=2).
Всегда приятно когда независимо совпадает до тонкостей результат, подход и приоритеты. 29 км/ч! Нагрузка – меньше чем у телеги, и при этом прямое крыло с богатейшей трехщелевой, выдвижной на 70% (!), механизацией. Не зря Денис любил Кабы: действительно, эта схема – летающий стенд для посадки, и потому, как они говорят, во всем мире "полеты в кустах" осуществляют на Кабах. На самом деле, весь этот текст это ода Посадке, и его без купюр можно сюда и в "Философию STOL".
Статья напомнила мне вот это: "
Для того чтоб его создать, вопрос должен ставиться по другому: если мы задействуем все достижения аэродинамики, все тенические, конструкторские и технологические эффекты, оптимально их скомпонуем, то сможем ли мы получить новое качество посадки легкого самолета? А конкретнее: если мы соединим большую площадь крыла, богатую механизацию, хорошее шасси, то сможет такой самолет уверенно, “без адреналина” садиться на выбранное с воздуха место?"
"SHOCK CUB". НАШЕ ВИДЕНИЕ
Что представляет собой настоящий, серьезный "Бушфлайтинг", кот. с максимумом безопасности позволяет пилотам Аляски работать профессионально или летать для отдыха в дикой природе – редкой по красоте, но опасной для летчиков?
В первую очередь, на наш взгляд, это есть "мастерство пилота". И хотя наша компания расположена в центре Европы, для которой бушфлайтинг не характерен, но если представить себе полеты в фьордах Норвегии, в Доломитовых Альпах или в Швейцарии, или над дикой и бесконечной российской равниной, то вы поймете, что это "искусство" всемирно и не ограничено только Аляской. Возможность с максимумом безопасности сесть "где угодно" на "пятачок" – по выбору или на вынужденную, на предельно маленьких скоростях, с системой посадки способной преодолеть почти любые препятствия, способом неизвестным ранее среди LSA и Ultra-light, представленных в настоящее время на рынке, – все это нельзя недооценивать и сводить просто к ряду особых технических свойств. Нет, мы говорим о
свободном полете над любой территорией с возможностями, которых ранее никогда не было. Мы говорим о контакте с Природой в любых местах по желанию летчика, и практически не ограниченных по условиям взлета-посадки, что позволяет творчески строить маршрут или летать наобум куда хочется. Мы полагаем, что, в этом плане, такие возможности как у Shock Cub-а можно найти только у вертолетов.
Итак для нас, по нашему "Vision", стиль полета Бушфлайт – это Искусство, летное, но настоящее. И максимальная скорость для нас не является больше приоритетом, так как в бушфлайтинге минимальная скорость – на первом месте. И фактически на Аляске вы не найдете летчиков Супер Кабов (составляющих 90% двухместных буш-планов) заинтересованных в максимальной скорости в ущерб: а) –минимальной и б) – короткому взлету-посадке. И из этих магических величин и процентов, из того огромного удовольствия, что дают только медленные полеты, и связанных с ними технических свойств – возникли соревнования по короткому взлету посадке, за которыми все с интересом следят. А в отчетах прессы с этих соревнований в отношении дистанций ключевое слово "смешные". И мы в Zlin Aviation относим себя к этой категории пилотов и самолетов, для которых максимальная скорость это просто "число", тогда как минимальная скорость и скорость захода на посадку становится настоящей "добавленной стоимостью" (ценностью).
Но лишь мастерства здесь мало, только поэзией – не обойтись. И одной философии STOL для полетов "Бушфлайт" недостаточно. Буш-полеты – серьезная вещь и очень техническая. И если поговорить с профессиональным бушменом, который зарабатывает этим на жизнь, вам будет понятно, что здесь действительно необходимо, а что нет – для максимума безопасности.
Каркасная ферма в первую очередь. Спросите себя, почему больше чем 90% двухместных аэропланов Аляски выполнены из труб и ткани, в конфигурации с хвостовой опорой и тандемных сидений, что было типично в конструкциях десятилетья назад? Когда кто-то спрашивает, почему Zlin Aviation все еще выпускает такие самолеты в 2016 году (когда большинство самолетов на рынке сегодня стремится к скорости, углепластику и все более обтекаемым и экстравогантным формам) он должен просто представить себе, что ему надо экстремально сесть черте куда на самолете без задней опоры, без бигфутов на основной, с фюзеляжем, сделанным из алюминия или, что еще хуже – из композитов, не способном воспринимать даже легкий удар об препятствия, и поэтому практически не ремонтопригодным в далекой "глуши". Представьте далее, что все это случается при посадке в 500–600 км от ближайшего города, что вы один на один со своим самолетом изолированы от всего остального мира, и тогда вы поймете, почему 90% пилотов в Африке, на Аляске или других отдаленных районах Земли, летающих на 2-х местных аэропланах используют исключительно самолеты такой конструкции.
Бушмены знают, что им действительно необходимо, и даже слышать не хотят о других вариантах по простейшей причине: волшебная формула уже найдена, и она доказала, что является выигрышной на протяжении десятилетий. А любая ошибка или эксперимент в других направлениях может быть слишком рискованным.
И на фоне эстетики и поэзии кустарниковой авиации, нельзя игнорировать конструктивные и технические аспекты самих буш-самолетов, – если мы всерьез собираемся практиковать this wonderful type of flight. Наш многолетний опыт на этих путях, непрерывное развитие материалов, а также аэродинамики вместе с техникой сверхмедленного захода на посадку, позволили нам собрать воедино и воплотить идеал для концепции буш-полетов, применительно к рынку среди ALS и ультралайтов. И мы предлагаем пилотам из многих стран то, что сегодня являет собой вершину техники и технологии, достигнутой в этом секторе.