FT
Экранопланы "КМ", "Орленок", "Стриж" и "Волга-2", разработанные в ЦКБ им. Р.Е. Алексеева, хорошо известны у нас в стране и во всем мире.
Подобной техники, тем более бывшей в многолетней эксплуатации, за рубежом не знали и не знают до сих пор. Поэтому с началом перестройки многие зарубежные фирмы с готовностью шли на сотрудничество с отечественными разработчиками экранопланов и экранолетов.
Ведущий специалист в этой области в США в 1991 г. заявил: "Мы нуждаемся в российских разработках концепции экраноплана, чтобы вместе плодотворно работать. Мы убедили российских ученых начать совместные работы".
В 1990–1993 гг. фирма "Aerocon", финансируемая МО США, изучала опыт использования экранопланов КБ Р.Е. Алексеева и работы А.Д. Панченкова для военного применения. Оба этих КБ подписали протокол о взаимодействии с фирмой "Aerocon". Представители ЦКБ СПК и других КБ Нижнего Новгорода неоднократно приглашались наряду со специалистами вузов и отраслевых НИИ России в США и европейские страны для изучения опыта отечественного экранопланостроения.
В августе 1992 г. автору этой статьи довелось читать лекцию по экранолетам и экранопланам в Вашингтоне. Здесь можно было судить об огромном интересе американских специалистов к проблемам экранопланостроения. Тем более, что до 1992 г. все работы по указанной тематике в нашей стране были засекречены.
В марте 1993 г. фирма "Макдонелл Дуглас Аэроспейс" обратилась с проектом "Экраноплан" через управление конверсии Минэкономики РФ к организациям-разработчикам экранопланов в России (ЦКБ СПК им. Р.Е Алексеева) и предприятиям-производителям экранопланов. Предполагалась совместная разработка и производство экранопланов коммерческого назначения средней и малой грузоподъемности. Этот проект был включен правительством РФ в число наиболее перспективных программ российско-американского сотрудничества в области наукоемких технологий.
Хотя к этому моменту фирма "Aerocon" уже сотрудничала с российскими разработчиками экранопланов, рассматривая проекты экранопланов со взлетной массой более 500 т.
В 1992 г. при поддержке Академии наук России была создана компания "Российско-американская наука", которая летом 1993 г. организовала ряд деловых контактов правительственной группы США и специалистов фирмы "Aerocon" с российскими разработчиками экранопланов. Встречи состоялись в Москве, Нижнем Новгороде, Каспийске.
В экспертную группу конгресса США вошли президент компании "Aerocon" Стефан Хукер, знаменитый авиаконструктор США Берт Рутан и известный гидродинамик Даниэль Савицки.
Рабочая группа конгресса США ознакомилась с производством экранопланов, с перспективами их развития и присутствовала на показательных полетах экранопланов "Орленок", "Стриж", "Волга-2".
По итогам работы делегации ученых США конгресс должен был принять решение о развитии программы экранопланостроения в США. Общая стоимость программы продолжительностью до 2010 г. составляла 18 миллиардов долларов.
Аспиранты из России стажировались в США в компании "Aerocon", молодые специалисты были командированы в 1995 году в Россию для стажировки в МАИ.
За рубежом строились и существовали только экспериментальные экранопланы с максимальным полетным весом не выше 1300 кг, рассчитанные не более чем на пять человек. А диапазон советского экранопланостроения распространялся от легких одноместных экранолетов, как опытных, так и серийных, до экранопланов с полетным весом до 560 тонн. Поэтому создать проект Международного кодекса безопасности высокоскоростных судов (был принят Резолюцией IMO MSC (36) 63 20 мая 1994 г.) и основных положений Международного кодекса безопасности экранопланов (документ IMO DE 40/11/1) способны были только российские специалисты, имеющие достаточный опыт создания и эксплуатации экранолетов и экранопланов различных классов, типов и грузоподъемности.
Всю эту огромную и дорогостоящую работу с минимальными затратами (что характерно для отечественных исполнителей) выполнили под руководством Д.Н. Синицына в Лондоне и в Нижнем Новгороде наши ученые и специалисты. Так что современный уровень зарубежных работ в рассматриваемой области техники заслуживает соответствующего внимания. Что же касается нашей темы, то за рубежом существует ряд интересных проектов по использованию серийных самолетов для создания экранопланов.
Автором этих проектов является президент и главный конструктор фирмы "Aerocon" Стефан Хукер. Наша первая встреча с ним состоялась в Вашингтоне в 1992 г. Ученый энциклопедических знаний, высокоэрудированный конструктор, отзывчивый и деловой организатор, С. Хукер осуществил ряд проектов экранопланов на базе серийных самолетов.....
Именно после того,как американская делегация заплатив Министерству Обороны за визит менее 300 тыс.долларов в "святая святых" советского экранопланостроения, посетила ЦКБ по СПК,а затем и Каспийск,получила полнейший доступ к информации, которую для своих-то не давали и произошел
тормоз России по работам с этой тематикой.Итог визита- подарили результаты 12ти лет работы и косвенный ущерб около 12 млн.долларов, плюс запрет на дальнейшие работы.Это из других источников,кстати,тоже открытых!
Так что все президенты-всего лишь педали в автомобиле.Хозяин тот,кто давит на эту педаль!И не обязательно в Америке!