Центровка планера

Pate

Хочу построить STOL
Откуда
Москва
Но его ж тянули рулем высоты весь полет, вот и вытянули в кабрирование.
Руль высоты стоял большую часть полета в крайнем верхнем положении.

Если кто не заметил, у планера есть ручка и руль высоты.
 

apache73

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Ульяновск
По моему, задняя центровка тут совсем ни при чём.
Вы заметили, чем занимаются авитехники перед полётом, разве что в бубен не били, а на летательный аппарат просто положиливдоль и поперёк. Как результат, мотор запустить прощёлкали и просто столкнули дорогостоящую технику с авиносца. А где катапульта, с другой стороны палубы? Зашибись. И что за цвет спецодежды у палубной обслуги, от него у лётчика глюки могут начаться. Ремешки на головных уборах не завязаны, могут попасть в плоскость вращения винта и пипец. Истессна пилот не смог даже набрать необходимую скорость отрыва, боролся за жизнь самолёта до конца, не воспользовался катапультой. Одним словом - Герой. А вы о задней центровке.
 

Pate

Хочу построить STOL
Откуда
Москва
Вопрос, простой, можно по этому полету определить куда двигать центровку?
Ну видно же как летит, видно руль высоты.
 
Судя по видео стоило выбрать другую тактику... Глиссаду направить на один метр ниже, набрать чуть больше скорости и у воды вытянуть чуть дальше на экранном эффекте. Говорю из своего опыта, когда приземлялся на дельтаплане на стадион возле коровьей фермы и увидев черную трубу,  на 10 метрах понял, что это зеленая жижа...
Удалось разогнать и дотянуть на экранном эффекте до дамбы и свалиться в другую яму с коровьими черепами и скелетами. Но там было сухо, а это для жизни было главное... Свидетели до сих пор в шоке!
 

Pate

Хочу построить STOL
Откуда
Москва
Это вы все правильно говорите, пилоту так и обьясняли, но он пролетел как смог.
Но сейчас вопрос о центровке этого ероплана.
Что с ней?
 
Ну видно же, пилот сидит на носу впереди фокуса крыльев. Центровка критически передняя. Для полета ему приходится свой вес компенсировать противодействием стабилизатора, относительно фокуса САХ. При этом это действие подобно рычагу с отрицательным знаком к подъемной силе, что ухудшило летное качество этого планера... В идеале стабилизатор был бы нужен только для выравнивания перед водой.
Пересматривая покадрово этот полет можно понять, что пилот не опытный,  выровнял планер слишком высоко от воды (буйков), затем кабрировал и плюхнулся. Пилот тормоз...
П.с. тут примерно 35 метров, а рекорд 63 метра был сделан дельтиком на экранном эффекте...
 

planetaSchelezjaka

Строить самолеты? Да,как...
Дык, может скорость маловата - кабрирует в конце, когда скорость набрал - РВ действовать стал. Площадь увеличить...
А рассчитать центровку никак?
 

Pate

Хочу построить STOL
Откуда
Москва
Дык, может скорость маловата - кабрирует в конце, когда скорость набрал - РВ действовать стал. Площадь увеличить...
А рассчитать центровку никак?
Для расчета было предпринято все возможное,
Центр масс как то нашли, но где реальный фокус сил  конечно не известно.
Это была главная загадка "конструктора" угадать центровку.
Потому и тема, что б узнать что тут в итоге получилось у вас,  людей опытных.
Это был первый полет и планера и пилота.
Ну и планер у конструктора.

Мое мнение что он конечно чудом пролетел,
Тут одна ошибка пошла в компенсацию другой.
.
 

Pate

Хочу построить STOL
Откуда
Москва
Ну видно же, пилот сидит на носу впереди фокуса крыльев. Центровка критически передняя. Для полета ему приходится свой вес компенсировать противодействием стабилизатора, относительно фокуса САХ. При этом это действие подобно рычагу с отрицательным знаком к подъемной силе, что ухудшило летное качество этого планера... В идеале стабилизатор был бы нужен только для выравнивания перед водой.
Пересматривая покадрово этот полет можно понять, что пилот не опытный,  выровнял планер слишком высоко от воды (буйков), затем кабрировал и плюхнулся. Пилот тормоз...
П.с. тут примерно 35 метров, а рекорд 63 метра был сделан дельтиком на экранном эффекте...
Спасибо большое что серьезно отнеслись к вопросу и дали подробный ответ.
Парням которые это строили и пытались  поймать цертровку практически наугад это важно.

Да, этот рекорд известен, инструкции  давались именно такие, 
Подразогнать и держать экран, но пилота у парней не было.
Я вообще не понимаю как пилот мог понять положение планера к горизонту
У него ж перед глазами даже никаких деталей планера нет.
Нет у него ни скорости ни углов.
 
А интересно как судят дистанцию? Например по первому касанию воды, или по дальности остановившегося аппарата?  Можно ли для разгона пилоту использовать ножные рессоры джоллиджамперы (35км/час)? (См. Фото) Естественно со спасательным жилетом, чтобы не утонуть. Можно подумать о водных лыжах на трапеции и дельта крыле. Ногами разогнаться и спикировав и пролетя на экранном эффекте, еще несколько метров скользить на водных лыжах - шасси, в лежачей подвеске.
П.с.  Вашему пилоту надо было повисеть с аппаратом на качелях, с помощником и веревкой на хвосте. И центр масс бы нашли, и углы пикирования и экранирования (примерно 15-18 градусов, при высоте от воды в половину длины САХ и чтобы стабилизатор не касался воды) пятой точкой бы почуствовал и запомнил... А САХ это средняя аэродинамическая  хорда. Ее проекция и фокус в верхней точке изгиба профиля и есть максимальная точка приложения подъемной силы. Так же и для верхнего крыла. Если проекции фокусов САХ на продольной оси не совпадут, то найти их среднее значение на продольной оси.  Центр масс при этом должен быть спереди этого фокуса, но не значительно... Иначе борьба за устойчивый полет с помощью стабилизатора.  Почитайте статьи через поиск в Яндексе. Или задайте вопрос напрямую Лапшину тут на форуме. Он профессионал в авиастроении.
 

Вложения

Pate

Хочу построить STOL
Откуда
Москва
Да, аппарат подвешивали, все это было.
Центр масс определяли,  фокус главная проблема, я уже выше писал.

Вы все правильно пишите, но где находится фокус?
Как найти фокус на земле?

Судят по передней коснувшейся точке аппарата.
 
Легко. Вот вам клубочек с веревочкой, идите по извилистой тропинке к  вашему Змей Горынычу, к  самолету... Ложите прямую веревочку на самые выпуклые участки нервюр в направлении  килевой балки (продольной оси самолета). Дотронувшись она покажет вам начало линии проекции фокусов нервюр крыла. Или точку общего фокуса крыла, если у вас прямые крылья. Если стреловидные, то от фокуса самой дальней нервюры проведите перпендикуляр к продольной оси, получите конец линии проекции фокусов.  Для самолетных профилей обычно фокус находится на 25-30% от начала профиля. Тоесть на линии проекции фокусов на продольной оси от начала отступите 25-30%, там и будет общий фокус стреловидного  крыла.  Для верхнего крыла так же. Но считать общий фокус для обоих крыльев биплана надо на середине отрезка соединяющего общие фокусы верхнего и нижнего крыла в вертикальной проекции.  Еще точнее будет, если учитывать и V образность крыльев. Тогда точка общего фокуса обоих крыльев сместится немного вверх. Но вам точные расчеты не нужны, поскольку профили крыльев у вас прилизительные, а V образность сильно изменяется под нагрузкой.
 

Pate

Хочу построить STOL
Откуда
Москва
Но кроме крыла есть же еще весь остальной планер и пилот
На них действует сила потока, доя центровки важен центр сил всего планера.
Как с этим то быть?

Для профиля фокус даже бывает указан.

V образность была сделана, ей избавили пилота от управления креном,
У него только руль высоты работал.
 
Для центровки важнее чтобы общий центр масс (крылья обычно не учитываются) был впереди общей точки фокуса крыльев, а не снизу или сверху.  Это понятно?  А общее сопротивление фюзеляжа и пилота и стабилизатора должно  воздействовать  на общую точку фокуса незначительным усилием или моментом поворота. И обычно не более 10%. Об этом задумываются когда выбирают среднеплан, высокоплан, или низкоплан. Среднепланам легче всего, моментов почти нет, вот они и занимаются фигурным пилотажем.. У вас биплан, что тоже неплохо... Если внимательно посмотрите рисунок выше, то он для вас может быть и фюзеляжем... Дорисуйте руль направления и руль высоты... И все поймете. Повторение, мать учения...
 

Pate

Хочу построить STOL
Откуда
Москва
Ну тут центр тяжести и есть впереди фокуса,
т.е. Все правильно сделали?
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Да, аппарат подвешивали, все это было.
Центр масс определяли,  фокус главная проблема, я уже выше писал.

Вы все правильно пишите, но где находится фокус?
Как найти фокус на земле?

Судят по передней коснувшейся точке аппарата.
Говорить о фокусе, в данном случае, очевидно, и не стОит: это понятие необходимо для определения устойчивости - а при такой высоте старта и продолжительности полета, особого влияния неустойчивость по тангажу оказать просто не успела бы.
Здесь, явно, следовало бы озаботиться продольной балансировкой. Понятно, что сила веса уравновешивается подъемной силой крыла, а моменты от силы на ГО и силы веса, умноженной на расстояние от центра давления до центра тяжести, должны быть уравновешены. Но, так, как при отрыве от стартового стола, угол атаки велик - центр давления в этот момент не очевиден, и следовало бы не тянуть ручку на себя. а дать аппарату побыстрее разогнаться, а потом уже стараться сбалансировать, уже находясь на реальном угле атаки. Траектория тогда получилась бы. вначале, более крутая, с последующим выравниванием и участком ГП до потери скорости - в полном соответствии с методикой, предложенной ув. Небожитель в Ответ #5.
Теперь об основах этой потребной балансировки:
Судя по тому, что бипланная коробка имеет форму параллелепипеда, САХ расположится, как раз, по реальной хорде, например, нижнего крыла. При симметричном профиле, вне срывных зон, ЦД будет располагаться на четверти хорды; в большинстве несимметричных профилей (не S-образных), ЦД сместится несколько назад, а при увеличении угла атаки двинется вперед, возможно, до 20...22% хорды - т.е. речь идет о 3...4%. Фокус крыла симметричного профиля совпадает с ЦД, а на несимметричном - также двинется назад; а наличие любого ГО сдвинет общий ЦД назад еще. Таким образом, добившись центровки 25%, вы однозначно сможете добиться сбалансированности на полетных углах атаки даже при малом ГО. При этом, на старте аппарат будет иметь тенденцию к пикированию и разгону: развитый РВ и потребуется, лишь для того, чтобы энергично вывести аппарат из пикирования в ГП, и уже над водой постепенно расходовать кинетическую энергию, полученную при пикировании.
В принципе, если пренебречь сопротивлением и принять высоту помоста в 10 м, а ЦТ аппарата на 3 м выше - можно считать, что до поверхности воды он успеет разогнаться примерно до 55 км/ч, что вполне согласуется с реальными СЛА. Предположив, что работа сил сопротивления примерно равна работе стартеров-буксировщиков, получается, что в ГП на экране можн было бы пролететь куда дальше, чем это наблюдалось.
Желаю успехов в совершенствовании - вы на правильном пути, а высокая телега является настоящей находкой. Площадь крыла, а, следовательно, и минимальную скорость, можно еще увеличить, перейдя к схеме триплана - это еще и увеличит критический угол атаки.
 
Вверх