Документы ЧАЭС: Информация об аварии вертолета МИ-8 при ЛПА на Чернобыльской АЭС
Рубрика: Документы ЧАЭС
В данное время идет разработка и строительство нового “саркофага” над разрушенным 4-м энергоблоком Чернобыльской АЭС, но не стоит забывать какой ценой достался нынешний “саркофаг”. Строительство первого Объекта “Укрытие” (ОУ) потребовало очень много усилий и героизма от строителей и ликвидаторов. Унесло не мало жизней и покорежило не мало судеб. В данной статье мы расскажем еще о четырех героически погибших людях, это были пилоты вертолета МИ-8 который разбился буквально в нескольких метрах от стены саркофага осенью 1986 года.
Об этой аварии известно очень мало, так как она скрывалась очень долгое время.
Ни одного сообщения о гибели вертолета в советской печати не появилось
В тот день на площадке объекта “Укрытие” проходил митинг. Саркофаг еще не закончили, но уже возвели “великую стену”, прикрывшую основной развал. И решили это отпраздновать. А без торжественного собрания какой праздник? Длинная “рука” бетононасоса подняла красный флаг. Военные музыканты, по команде сняв респираторы, заиграли марш. Звучали речи, вручались грамоты.
А под конец митинга в небе появились военные вертолеты. Они по очереди подлетали к саркофагу и поливали его дезактивирующим раствором. Такой эффектный кадр съемочная группа Западно-Сибирской студии кинохроники упустить не могла. Кинооператор Виктор Гребенюк вел панораму за вертолетом, и вдруг… машина “споткнулась” и устремилась к земле. Через несколько секунд все заволокло черным дымом…
– Пленку-позитив и фотографии мы отдали правительственной комиссии, негатив предусмотрительно оставили себе, — вспоминает режиссер Валерий Новиков. — Ни одного сообщения о гибели вертолета в печати не появилось, хотя в ту пору “чернобыльские” материалы не сходили со страниц газет. Кто-то могущественный наложил табу на эту информацию. Когда мы попытались выяснить фамилии погибших летчиков, нам вежливо, но твердо было сказано: данный факт огласке не подлежит. Удалось только выяснить номер машины и то, что ее командир лишь недавно вернулся из Афгана…
Тогда фильмы, да и все, что касалось Чернобыля, выходило в свет только с визой группы экспертов при Министерстве среднего машиностроения. Там сказали — тоже вежливо, но твердо, — что о возможности использования кадра не может быть и речи.
Заместитель председателя Совета Министров СССР Г.Г.Ведерников, в период строительства саркофага — председатель правительственной комиссии, посмотрел фильм и одобрил все увиденное, кроме… кадра с падающим вертолетом. “Жареного захотелось? — грохнул кулаком член правительства, еще минуту назад улыбавшийся человек. — А мы не позволим жареное в фильм тащить. И не думайте!”
Кадр вырезали. Но позже он все-таки вошел в фильм — цензура смилостивилась. Однажды киноленту показали школьникам в Музее Чернобыля. И пятиклассница Ирочка Ш., придя домой, с порога сообщила родителям: “Мы сегодня видели, как разбился вертолет!” С этого момента отец девочки “заболел” историей чернобыльских вертолетчиков.
– Ни днем, ни ночью не давал мне покоя вопрос: кто эти люди? Мне нужно было знать, за кого чтобы молиться, — вспоминает в прошлом фотожурналист, мой коллега, а сейчас священнослужитель одного из сельских храмов Киевской области отец Владимир. — В Музее Чернобыля о них тогда сведений никаких не было. Но ведь люди пролили свою кровь! Умерших и пострадавших после Чернобыля — тьма-тьмущая, а погибших в самой зоне — единицы. Я стал наводить справки, искать очевидцев, списываться с родными погибших, живущими в Ярославле, Гомеле, Херсоне, Луцке… И вот какая открылась картина: будто кто-то написал сценарий…
Накануне катастрофы командир экипажа отослал домой все свои вещи и золотое колечко для жены
Рубрика: Документы ЧАЭС
В данное время идет разработка и строительство нового “саркофага” над разрушенным 4-м энергоблоком Чернобыльской АЭС, но не стоит забывать какой ценой достался нынешний “саркофаг”. Строительство первого Объекта “Укрытие” (ОУ) потребовало очень много усилий и героизма от строителей и ликвидаторов. Унесло не мало жизней и покорежило не мало судеб. В данной статье мы расскажем еще о четырех героически погибших людях, это были пилоты вертолета МИ-8 который разбился буквально в нескольких метрах от стены саркофага осенью 1986 года.
Об этой аварии известно очень мало, так как она скрывалась очень долгое время.
Ни одного сообщения о гибели вертолета в советской печати не появилось
В тот день на площадке объекта “Укрытие” проходил митинг. Саркофаг еще не закончили, но уже возвели “великую стену”, прикрывшую основной развал. И решили это отпраздновать. А без торжественного собрания какой праздник? Длинная “рука” бетононасоса подняла красный флаг. Военные музыканты, по команде сняв респираторы, заиграли марш. Звучали речи, вручались грамоты.
А под конец митинга в небе появились военные вертолеты. Они по очереди подлетали к саркофагу и поливали его дезактивирующим раствором. Такой эффектный кадр съемочная группа Западно-Сибирской студии кинохроники упустить не могла. Кинооператор Виктор Гребенюк вел панораму за вертолетом, и вдруг… машина “споткнулась” и устремилась к земле. Через несколько секунд все заволокло черным дымом…
– Пленку-позитив и фотографии мы отдали правительственной комиссии, негатив предусмотрительно оставили себе, — вспоминает режиссер Валерий Новиков. — Ни одного сообщения о гибели вертолета в печати не появилось, хотя в ту пору “чернобыльские” материалы не сходили со страниц газет. Кто-то могущественный наложил табу на эту информацию. Когда мы попытались выяснить фамилии погибших летчиков, нам вежливо, но твердо было сказано: данный факт огласке не подлежит. Удалось только выяснить номер машины и то, что ее командир лишь недавно вернулся из Афгана…
Тогда фильмы, да и все, что касалось Чернобыля, выходило в свет только с визой группы экспертов при Министерстве среднего машиностроения. Там сказали — тоже вежливо, но твердо, — что о возможности использования кадра не может быть и речи.
Заместитель председателя Совета Министров СССР Г.Г.Ведерников, в период строительства саркофага — председатель правительственной комиссии, посмотрел фильм и одобрил все увиденное, кроме… кадра с падающим вертолетом. “Жареного захотелось? — грохнул кулаком член правительства, еще минуту назад улыбавшийся человек. — А мы не позволим жареное в фильм тащить. И не думайте!”
Кадр вырезали. Но позже он все-таки вошел в фильм — цензура смилостивилась. Однажды киноленту показали школьникам в Музее Чернобыля. И пятиклассница Ирочка Ш., придя домой, с порога сообщила родителям: “Мы сегодня видели, как разбился вертолет!” С этого момента отец девочки “заболел” историей чернобыльских вертолетчиков.
– Ни днем, ни ночью не давал мне покоя вопрос: кто эти люди? Мне нужно было знать, за кого чтобы молиться, — вспоминает в прошлом фотожурналист, мой коллега, а сейчас священнослужитель одного из сельских храмов Киевской области отец Владимир. — В Музее Чернобыля о них тогда сведений никаких не было. Но ведь люди пролили свою кровь! Умерших и пострадавших после Чернобыля — тьма-тьмущая, а погибших в самой зоне — единицы. Я стал наводить справки, искать очевидцев, списываться с родными погибших, живущими в Ярославле, Гомеле, Херсоне, Луцке… И вот какая открылась картина: будто кто-то написал сценарий…
Накануне катастрофы командир экипажа отослал домой все свои вещи и золотое колечко для жены