Много лет летал в симуляторах. В "гражданских" (FSX, X-Plane, Condor) и в "военных" (Ил2, DCS). Участвовал в чемпионатах по пилотажу, дуэлям. Были серьезные органы управления - отдельные РУС, РУД, педали, трекир и т.д. т.п... Сотни, если не тысячи часов налета на компьютере и 0 реального. Даже в кабине не сидел.
Но не так давно наконец-то стал летать в реальном небе на планерах. Очень было интересно на собственной шкуре почувствовать разницу так-сказать "через руки" (попомер оставим по понятным причинам) И первые полеты показали что симулятор очень сильно привил чувство "легкой и острой ручки". Никак я не мог удержаться на Бланике за буксировщиком. Движения РУС-ом, координация руки-ноги, все верное и на уровне рефлексов, а вот с усилием и амплитудой беда. Я ожидал конечно что усилия будут, но не думал что такие (в сравнении с джойстиком) Казалось будто инструктор вцепился в ручку и сопротивляется моим движениям. После 2-3 вылетов и разбора ошибок инструктор сказал замечательную фразу, после которой все сразу встало на свои места -"Давай так. Делай как делаешь, просто смелее и дави не бойся, если что я перехвачу". И все. Следующая буксировка прошла без особых корректировок. Но до сих пор осталась паразитная мелкая моторика, которую пока не могу убрать. (когда кручу спираль например, присутствуют микро-микро движения которые ничего по сути не делают) Кто летает в боевых симуляторах или на пилотаж, знают как важна линейность и чувствительность у джойстика (т.н. "настройка кривых"). Вот отсюда думаю и привил я себе эти паразитные движения.
Это я все к чему - симуляторы классная вещь для понимания куда что тянуть, нажимать, привыкать к приборам, летать по ним, анализировать полет, изучать навигацию и т.п. Но "ощущение самолета" сильно портят. Это конечно мой индивидуальный опыт, но он имеет место быть.
Вот если бы наконец-то выпустили доступные нормальные джойстики с реалистичной обратной связью, а разработчики симов достоверно эту связь симулировали бы, то было бы все гораздо гораздо лучше и интереснее)