Дельталет АТОМ

Danik

Я люблю летать
Откуда
москва
Тема ожила, напишу и я про Атом. Довелось не один раз полетать, пока он стоял в Батюшково.
Конструкция простая и добротная, хорошо продуманная и сделана с запасом прочности. Все что надо на месте и ничего лишнего нет. Нереальной емкости бак внушает уважение при первом же взгляде на него. Конструкция замка пилона интересная, пользоваться эксцентриком легко и просто. Удачная конструкция ходовой части - жестковато, зато прощает плюхи, кочки и ямки. Все амортизаторы регулируемые, можно настроить жесткость по вкусу. Передняя вилка стабильная, легко удерживается. Сидушки простые и жесткие, но ничего не затекает даже в долгих полетах. Мне не хватало какой- нибудь боковой поддержки при энергичных перекладках ручки.
Эргономика телеги вообще не имеет аналогов - ничего никуда не упирается и все удобно. Минус один только - девушек катать никакого удовольствия - ногами не обнимают и за плечи не хватаются. Впрочем, это превращается в огромное преимущество когда катаешь мужиков (особенно толстых и пративных ;D ;D ;D).
Про тяговооруженность и летные характеристики писать даже особо нечего... Мощности много. Очень много. В одно лицо взлет на полном газу первый раз меня напугал. Вдвоем конечно поменьше но все равно +5 это очень хорошо. Еще что можно сказать - аппарат все таки больше круизный. Вокруг песочницы на нем скучно летать, хочется повыше и подальше.
Посадка каких-либо вопросов не вызывает, но есть нюанс - без достаточного запаса скорости выравнивание получается коротким и заканчивается плюхом, неприятно. Зато если скорости перебрать, можно долго свистеть на экране. Как говорится нужна золотая середина.
Вроде бы и все, что было замечено... может что то и упустил, спрашивайте если интересно.
 

Danik

Я люблю летать
Откуда
москва
И, кажется забыл про сборку написать. Таки вот - собирал и разбирал данный аппарат один. Совсем один. помощник если оказывался поблизости, то конечно поднимать крыло сподручней, а нет помощника - и не надо (для уточнения - физическими данными особо не отличаюсь, если что). Как - то вот получалось, может потому что шарнир пилона достаточно низко расположен.
 

mon74

Паралет...дельталет...
Откуда
Москва
levadelta спасибо за совет сегодня получилось собрать и разобрать крыло в одно лицо!!!
А то бывало выберешься в будни на полеты, а там нет никого и приходится летаьь только на паралете, а теперь все зависит только от моего желания!
 

Наиль Баязитов

Я люблю строить самолеты!
Тема ожила, напишу и я про Атом. Довелось не один раз полетать, пока он стоял в Батюшково.
Конструкция простая и добротная, хорошо продуманная и сделана с запасом прочности. Все что надо на месте и ничего лишнего нет. Нереальной емкости бак внушает уважение при первом же взгляде на него. Конструкция замка пилона интересная, пользоваться эксцентриком легко и просто. Удачная конструкция ходовой части - жестковато, зато прощает плюхи, кочки и ямки. Все амортизаторы регулируемые, можно настроить жесткость по вкусу. Передняя вилка стабильная, легко удерживается. Сидушки простые и жесткие, но ничего не затекает даже в долгих полетах. Мне не хватало какой- нибудь боковой поддержки при энергичных перекладках ручки.
Эргономика телеги вообще не имеет аналогов - ничего никуда не упирается и все удобно. Минус один только - девушек катать никакого удовольствия - ногами не обнимают и за плечи не хватаются. Впрочем, это превращается в огромное преимущество когда катаешь мужиков (особенно толстых и пративных ;D ;D ;D).
Про тяговооруженность и летные характеристики писать даже особо нечего... Мощности много. Очень много. В одно лицо взлет на полном газу первый раз меня напугал. Вдвоем конечно поменьше но все равно +5 это очень хорошо. Еще что можно сказать - аппарат все таки больше круизный. Вокруг песочницы на нем скучно летать, хочется повыше и подальше.
Посадка каких-либо вопросов не вызывает, но есть нюанс - без достаточного запаса скорости выравнивание получается коротким и заканчивается плюхом, неприятно. Зато если скорости перебрать, можно долго свистеть на экране. Как говорится нужна золотая середина.
Вроде бы и все, что было замечено... может что то и упустил, спрашивайте если интересно.
Упустил про тормоза, очень эффективные. Про посадку на скорости верно подметили, однако мы сезон отлетали на "Фрегате" Галея, он тоже скорость на посадке любит. Движок Д-16  на "Фрегате"  Галея помощнее будет, поэтому мощь "АТОМа" не испугала и мы были к ней более чем готовы. Разгонные характеристики лучше чем у "Фрегата". Сидуха она и есть сидуха. Я большой и тяжелый, поэтому неудобств не заметил.  Самое главное: на днях пролетелся на аппарате с 503 Ротаксом. В следующий раз сяду в такой только в случае крайней нужды.  "Хондалеты" "АТОМ" и "Фрегат" рулят!!!
 

Наиль Баязитов

Я люблю строить самолеты!
Полезли сюрпризы.
1). Пошла трещина по сварному шву алюм. крышки ремня привода генератора, помпы. Сняли, заварили аргоном, покрасили и поставили обратно.
2). 13.06. пятница. После прогрева двигателя и установки крыла повторный запуск не удался. Посмотрели последовательно проводку, ЭБУ, топливную систему. При осмотре топливной системы сняли насос с бака. Обнаружили лопнувший шланг неизвестного происхождения между насосом и штуцером подачи топлива на крышке насоса бака. Поставили итальянские гофрированные для автомобиля.
3). Охренели от количества алюминиевой стружки в баке. Со слов А. Русака бак при сборке был должным образом промыт. Значит это дело рук недоброжелателей конструктора. Убивать таких надо. Бензин слили в канаву, все почистили промыли заменили, налетались. А вечером начали бухать и пили 2 дня т.к. у кого-то из нас в этот день  был второй день варенья или попадалово на бабки - лопни этот шланг на взлете с ограниченной площадки...
 

Вложения

Vassili

Лета-аать... Летать? ЛЕТАТЬ!!!
2). 13.06. пятница. После прогрева двигателя и установки крыла повторный запуск не удался. Посмотрели последовательно проводку, ЭБУ, топливную систему. При осмотре топливной системы сняли насос с бака. Обнаружили лопнувший шланг неизвестного происхождения между насосом и штуцером подачи топлива на крышке насоса бака. Поставили итальянские гофрированные для автомобиля. 
Эту неисправность отлично видно на датчике давления топлива. Или у Вас его нет? Тогда очень рекомендую поставить. И еще рекомендую производить опрессовку периодически. Пережимаете топливный шланг на входе в инжекторную рампу (до регулятора) и имеете в системе то что может создать помпа. Если система держит - можно не бояться что от штатного давления что-то лопнет.
 

Наиль Баязитов

Я люблю строить самолеты!
Эту неисправность отлично видно на датчике давления топлива. Или у Вас его нет? Тогда очень рекомендую поставить. И еще рекомендую производить опрессовку периодически. Пережимаете топливный шланг на входе в инжекторную рампу (до регулятора) и имеете в системе то что может создать помпа. Если система держит - можно не бояться что от штатного давления что-то лопнет. 
Датчика нет.
 

shtep-trs

Меня учили строить самолеты!
Откуда
Москва
Зачем изобретать методику, если есть рекомендованная процедура, проверяющая не только насос, но и регулятор? Описанная выше процедура оправдана только для безобраточных систем.

Ставим манометр в цепь рампы тюе. ПОСЛЕ регулятора. ( в безобраточной системе это получается автоматически).
1. замер с пережатой обраткой, несколькими включениями зажигания, пока накачает давление. исправный насос накачивает не менее 5-6 атм.
2. замер с обраткой, незаводя мотор. - около 3 атм.
3. замер с обраткой на холостом. - ниже п.2 на 0.6-0.7 атм. для регулятора, подключенного  в ресивер, и равно п.2 для регляторов торчащих в атмосферу или со снятой трубкой от ресивера.
При прогазовках - по мере открытия дросселя для систем с регулятором в ресивер - давление топлива должно плавно повышаться от холостого до измеренного на неработающем (для атмосферника) и повышаться вслед за наддувом для турбо. Для систем в атмосферу - должно быть постоянным и как правило несколько выше чем в ресивер.

Да, на Атоме стоит регулятор, подключенный в ресивер, тарировка регулятора - написана прям на нем.
 

Vassili

Лета-аать... Летать? ЛЕТАТЬ!!!
Эту неисправность отлично видно на датчике давления топлива. Или у Вас его нет? Тогда очень рекомендую поставить. И еще рекомендую производить опрессовку периодически. Пережимаете топливный шланг на входе в инжекторную рампу (до регулятора) и имеете в системе то что может создать помпа. Если система держит - можно не бояться что от штатного давления что-то лопнет. 
Датчика нет.
Очень информативный прибор, рекомендую поставить. Он помогает вовремя увидеть проблему с бензофильтром, помпой, течью в системе, обратным клапаном, позволяет увидеть правильно ли работает регулятор давления инжекторной рампы.
 

Rusak

Я люблю строить самолеты!
Данный аппарат - это первый дельталет АТОМ. В общем-то, он экспериментальный. Понятно, что косяки вылезали. Были мелкие, были и принципиальные. Например, была серьезная борьба с забросом телеги после отрыва. Переделали полностью подвеску двигателя.
На данный момент аппарат налетал более 140 часов. При том, что изначально был отдан на растерзание толпы. Т.е., полетало на нем немало народу. Все это он успешно выдержал и дал массу информации о том, что нужно учесть при изготовлении следующих аппаратов.
Раньше мы применяли внешние бензонасосы высокого давления, здесь вставили погружной насос. Его крепление внутри бака оказалось весьма замысловатым, шланг казался вполне приемлемым. Мы такие раньше применяли. Видимо, при монтаже на шланге образовались микроцарапины и вот, на 140-м часу шланг лопнул. Общались с Наилем, я посоветовал поставить вот такой, от автомобильных погружных бензонасосов.   
 

Вложения

Rusak

Я люблю строить самолеты!
На последующих дельталетах будут устанавливаться обычные автомобильные насосы с буржуйскими, в данном случае, сименсовскими насосами.
 

Вложения

Rusak

Я люблю строить самолеты!
За стружку стыдно. Но кадровый вопрос решен, и в дальнейшем оставлять стружку в баке будет некому.
Для отмазки хотелось бы лишь вот, что сказать. Забор топлива из бака происходит снизу вверх. Насос качает. Внизу, на дне насос сосет топливо через вот такой фильтр. Однозначно, всю эту стружку он не пропускает. А перед мотором еще и фильтр тонкой очистки стоит.
Но стыдно все равно...
 

Вложения

Наиль Баязитов

Я люблю строить самолеты!
Данный аппарат - это первый дельталет АТОМ. В общем-то, он экспериментальный. Понятно, что косяки вылезали.  
Да не вопрос, мы знали на что шли, когда Ильфак решил купить этот аппарат.
Общались с Наилем, я посоветовал поставить вот такой, от автомобильных погружных бензонасосов.   
Точно такого длинного не нашли, соединили через штуцер 2 коротких и отрезали лишнее.
А вечером начали бухать и пили 2 дня
Ну вы, уж, поберегите себя, а то, знаете как, "от водки и от простуд"...
Уже бережемся, хватит.
 

Наиль Баязитов

Я люблю строить самолеты!
Была мечта детства - полетать над селами где родились мои отец и мать. Не знаю, откуда она взялась, но сколько помню себя, мечта была. Родились они в соседних селах, там и сейчас проживает очень много моих родственников, которых я люблю и уважаю. Как и многое в нашей жизни все началось спонтанно. Пятница 20 июня для меня оказался тяжелым днем: с утра уволил по сокращению 4-х сотрудников, потом дал уведомления еще 2-м. Что делать, система профтехобразования хиреет, а те неучи, родители которых имеют бабки отправляют своих непутевых отпрысков (способных только гайки крутить и бетон мешать) учиться в ВУЗы. А мне, как нормальному человеку, вручать эти уведомления просто неприятно и обидно. Так подходил к концу рабочий день, когда позвонил друг Рустам и сказал, что попросили бросить вечером парашютиста на спидвее. Приготовился к вылету, однако организаторы гонки что-то прощелкали, поэтому полет не состоялся. Дельталет в поле, крутиться вокруг песочницы надоело да и хотелось чего - то большего. В общем решение о полете на малую родину пришло быстро. В бак залил 70 литров топлива, в обтекатель кинул сумку с личными вещами, позвонил жене "я улетел в деревню" и взлетел около 19.00 по местному. Термичка позле взлета покоя не давала, поэтому залез на 1 км. и рулил одной рукой, а в другой была мыльница. Навигатор с собой не брал, рулил как всегда "на 2 лаптя правее солнца" - слетал удачно, навигация не подвела :D . Маршруты в одиночку я еще не летал, поэтому для моих навыков пилота СЛА этот перелет был в какой-то степени рубежным. После взлета взял курс на Юмагузино. По пути попадались хорошие восходящие потоки и, собрав в кулак свой опыт парапланериста-свободника, я начал их крутить с задросселированным двигателем. Удалось накрутить под базу (1200 м). Возле Юмагузино находится село Семено-Петровское. В это село каждое лето на 1 месяц все учащиеся средних и старших классов нашей школы выезжали на прополку свеклы. Выезд школой на сельхозработы назывался "Оздоровительно-трудовой лагерь" суть которого: свежий воздух + физический труд до обеда + свободное время + свободный режим сна + и все это со своими школьными товарищами и друзьями. Лучшего отдыха и не пожелаешь, ездили все с удовольствием. Из Семено-Петровского мой дальнейший курс лежал на с. Исимово, где тоже живут мои родственники. Там я совершил первую посадку, покатал родню и улетел дальше в деревни. В деревнях "погулял" на дельталете по улицам *pilot* , пофоткал. Отцу и матери пошли звонки  типа "ваш сын тут народ пугает" *crazy* . Было очень здорово посмотреть на свою малую родину с высоты птичьего полета,   на места где прошли одни из самых лучших дней моей жизни. Работая на каникулах в совхозе я получил свою первую зарплату, которая пошла в "авиацию" - купил авиамодельные движки. .  "Погуляв" сел проселочную дорогу, на которой ждали племяши. Племянники не подвели, проселок посмотрели, камни и мусор убрали, торец полосы обозначили. Естественно покатал свою многочисленную родню. В сумерках загнал "АТОМ " во двор. За чаем и разговорами время пролетело быстро, потом банька по "черному", поэтому лег спать почти на рассвете. На следующий день  улетел обратно. Взлетел поздновато - в 11.30, поэтому в обратном полете термичка достала: то и дело попадал в нисходняки, поэтому залез на 1400 метров - хоть и холодновато, зато спокойно. Так долетел до Салавата. Мечта сбылась.
 

Вложения

Вверх