У меня тоже вопрос: лет 10 назад слышал о испытаниях какого-то гигантского термоплана, чуть ли ни полкилометра в диаметре. Вроде как гибрид, половина гелия, половина горячего воздуха. Гелий основной вес держит, а керосинкой высоту регулируют.Может всё и не так, короче - слышал звон. Но очень интересно. Говорили, что даже Ельцину показывали.Кто в курсе - расскажите плиз!
Как же,как же.
Речь идет,правда,об единственном,воплощенном в материале,аппарате АЛА-40,представляющем собою оболочку в виде чечевицы диаметром 40м - а в проекте были также АЛА-80 и АЛА-200 с соответствующими диаметрами оболочки.
Однако,не в обиду будь сказано ныне покойному Юре Ишкову - главному конструктору этого чуда и моему соседу по комнате в общаге МАИ,вся концепция этих аппаратов была порочной в корне - при выявлении в процессе разработки новой проблемы (а их при этом выявляются миллионы) каждый раз принималось частное решение этой проблемы,с остальным никак не связанное в единую систему:в итоге даже небольшой АЛА-40 представлял собою как бы лоскутное одеяло,сшитое из абсолютно разнородных и не связанных друг с другом решений.Первое из них - это действительно,малообоснованная комбинация гелия и горячего воздуха:ни на одном из рабочих тел,отдельно взятых,апарат летать неспособен;вертикальный маневр на нем возможно было произвести кучей способов - нагревая газ,отклоняя аэродинамические рули,отклоняя вектор тяги НПСУ (носовой поворотной силовой установки с М-14П),изменяя тягу ЭДУВТ (электродвижительной установки вертикальной тяги),создавая поток воздуха из верхнего полюса оболочки,или множеством комбинаций этих способов.На аппарате применялись разные виды топлива (бензин для М-14П и керосин для силовых установок от Ми-2,используемых как в качестве теплогенератора,так и для создания,помимо НПСУ,горизонтальной тяги;все известные виды напряжения - и множество столь же выверенных решений.
В качестве гондолы использовался фюзеляж от Ми-2.
Ваш покорный слуга,должен признаться,еще тогда сознавая все перечисленное,также отметился в этом проекте (кушать,понимаете,хотелось в 90-м),спроектировав, изготовив и испытав для АЛА-40 электродвижительную установку вертикальной тяги,включающую в себя пару рулевых винтов от того же Ми-2,приводимых электродвигателями мощностью по 38 кВт через редукторы - замечу,что статическая тяга каждого винта была около 350 кГ.
В итоге,АЛА-40 был собран на Ульяновском заводе,надут и в таком виде показан Ельцину,за что Ишков получил часы с руки ЕБН;в тихую погоду его даже вывозили на улицу - но в неудачный,видимо,день,пузырь во время одной из манипуляций лопнул,унеся жизнь рабочего и навсегда закрыв проект.
А в планах было построить монстр диаметром в Лужники с силовыми установками от Ту-95:с трудом можно представить себе последствия лопания пузыря такого размера.
Как-то так - подробнее описать не позволяют рамки форума.