Дублирование ЭДСУ

Приветствую!

Если по дублированию электрики и электроники в электро дистанционной системе управления (ЭДСУ) всё более, менее решаемо, то по дублированию самих исполнительных электро механизмов есть вопрос:

Например, на стабилизаторе, элероне, киле, триммере, ВИШе и т. п. установлен исполнительный сервопривод (шаговый мотор, линейный актуатор, рул. машинка и т. п.), и вдруг он отказал (заклинил, потерял питание).

Ведь установка второго сервопривода параллельно не поможет, так как каждый из них не имеет свободного (обратного) хода (червячная пара), значит, рабочий сервопривод должен будет иметь такое усилие, чтобы разрушить отказавший... но при этом они имеют одинаковую прочность, и какой раньше - неизвестно.

Какие в основном сервоприводы применяют, и какие есть способы их дублирования?
 

smixer

Летаю на Stinson & Dornier
Член команды
Откуда
Хабаровск
Обычно в ЭДСУ роль исполнительных механизмов выполняют гидроцилиндры (речь не о подъёмниках стабилизатора или закрылков, а именно о системе основного управления). Дублирование осуществляется установкой нескольких гидроцилиндров с приводом от разных гидросистем. Если одна система отказывает, то естественно давление в ней попросту сбрасывается (исчезает само или система отключается). Соответственно остальным гидроцилиндрам это не мешает.
 
Ну, это как бы другая подсистема системы )), видимо определение ЭДСУ достаточно широкое.
Интересно как дублируют ЭДСУ только с сервоприводами, без гидравлики... да хотя бы в крупных моделях, квадриках, мультиках под 100 кг, беспилотниках... вряд ли там озаботились гидравликой. Должно же быть какое то решение, судя по прогрессу в этой области и логической необходимостью дублирования.
 

Rafis

Я люблю этот Форум!
Откуда
globe
Ну, это как бы другая подсистема системы )), видимо определение ЭДСУ достаточно широкое.
Интересно как дублируют ЭДСУ только с сервоприводами, без гидравлики... да хотя бы в крупных моделях, квадриках, мультиках под 100 кг, беспилотниках... вряд ли там озаботились гидравликой. Должно же быть какое то решение, судя по прогрессу в этой области и логической необходимостью дублирования.
Есть вещи которые продублировать сложно (не представляется возможным) по техническим и экономическим соображениям. Такова жизнь. Для таких деталей назначают срок службы после которого их снимают и заменяют новой.
Срок службы, так же как и другие допустимые параметры (например, допустимые напряжения) назначают на основе испытаний и, их, статистической обработки.
 

vvognev

Самолетопоклонник
Я даже бы сказал что и в дублировании электроники не все так просто. Например я видел у одной американской конторы конверсию автомотора, так они сделали два комплекта управления да и ещё с коммутатором. А управляют в итоге одной форсункой, и если она заклинит, то смысла в этом огороде нет.
С приводами все ещё сложнее, все же для нашей размерности правильнее применить качественные комплектующие и следить за их состоянием.
А ещё лучше, как показывает опыт коллег, иметь возможность в полёте добраться до механизма и докрутить его руками)
Может автор темы поставит конкретную задачу, ибо теоретизировать можно долго.
 
Админ, удалите всю Тему, раз уж вы удаляете сообщения без всяких оснований и нарушений, лишь потому, что они адресованы Вам в точности с Вашей же поучительной риторикой...
 
Зря Вы против гидравлики - она может иметь очень малый вес, намного проще и даже усиливать! помните гидроусилитель руля?
Я не против гидравлики, но это другая философия... Насчёт малого веса и простоты тоже вопрос не однозначный, учитывая все элементы системы, не зря производители авто перешли на электроусилители руля. К тому же, ЭДСУ имеет более широкие и более доступные возможности в плане автоматизации.

С приводами все ещё сложнее, все же для нашей размерности правильнее применить качественные комплектующие и следить за их состоянием.
А ещё лучше, как показывает опыт коллег, иметь возможность в полёте добраться до механизма и докрутить его руками)
Может автор темы поставит конкретную задачу, ибо теоретизировать можно долго.
Даже в качественных комплектующих есть процент брака, человеческий фактор при обслуживании, или влияние внешних факторов, а касаемо управления - это 100% жизнь, а то и не одна, поэтому резервирование необходимо.

Пожалуйста, конкретная задача - например, управление автоматом перекоса (АП) вертолёта. Некий сервопривод с тягой тарелки АП вверх, вниз. Вот этот сервопривод и нужно задублировать вторым (резервным) сервоприводом.
Как правило, сервоприводы не имеют свободного (обратного) хода без питания, или могут просто заклинить. Вот и нужно, в случае обрыва питания, или заклинивания основного сервопривода, включить в работу резервный. Вопрос - КАК, если основной заклиненный?!
Какие есть варианты, кроме подрыва тяжки основного СП пиропатроном?

Может решение именно в типе сервопривода?! Но мне не известен такой тип...

В данной ветке хотел обсудить именно дублирование ЭДСУ, а не варианты его замены (они известны).
 
Последнее редактирование:

vk8

Я люблю строить самолеты!
на случай заклинивания схема расположения приводов - последовательно.
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
Есть механизмы, актуаторы, сервомашинки которые в отсутствии электроэнергии не создают сопротивления на рычаг скажем так. И второе, возможность побороть такой механизм в отключённом состоянии зависит от степени редукции. Если редукции небольшая, то рабочий механизм пересилит нерабочий. Опять же такие механизмы используют в автопилотах лёгких самолетов (там где автопилот не за счёт триммеров управляет) чтобы пилот мог пересилит такой механизм в случае чего
 
Вверх