ЭДСУ на СЛА

AlexPv

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Барнаул
Просьба не закидывать помидорами, хочется провентилировать такой вопрос. Насколько реально использование электродистанционного управления на легком самолете, скажем CRI-CRI. В плане реализации вижу использование мощных модельных рулевых машинок с самодельной электроникой (по две на канал с резервированием и шиной CAN). В плюсах вижу возможность неограниченного вмешательства системы стабилизации в управление самолетом (в том числе дистанционное управление по радиоканалу), снижение массы и упрощение механической конструкции самолета. В минусах естественно негативное отношение большинства к электронному управлению (я к таким не отношусь), сложность (в любительских условиях думаю невозможность) реализации обратной связи с исполнительных механизмов на органы управления.
С точки зрения реализации задача довольно проста,  в идеале управление самолетом оснащенным (даже современным модельным) автопилотом становится элементарным. Или всетаки  механическая связь в управлении на СЛА священна?
 
сложность (в любительских условиях думаю невозможность) реализации обратной связи с исполнительных механизмов на органы управления.
Никакой особой сложности не вижу, как раз по-тихоньку занимаюсь этим, правда в варианте дельталета, купил авиамодельный автопилот, сервомашинки. Электроуправление опробовал еще в прошлом году:
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1411937947/30
посты 44-48.
При отказе сервомеханизма на дельталете имеется возможность "пересилить" рули и сохранить балансиное управление, на самолете наверное придется либо заводить приводы сервомашинок на отдельные рули или триммеры, либо придумать механическое отключение сервомашинок, ну или что-то в этом роде. Для начала, мне кажется проще всего завести автоматику на триммеры.

Надо сказать возможности авиамодельных автопилотов, особенно с модулем GPS за каких-нибудь 100-200 баксов, поражают, а главное делать ничего не надо, подключил к выходным разъемам сервы, к входным джойстик (если охота), и все!
 
Под обратной связью я понимаю передачу моментов от управляющих плоскостей на ручку управления (а так ли это нужно в самолете?) готовых бюджетных решений для этого не встречал.
В автотранспорте (с электроникой которого я плотно связан по роду занятий) электродистанционное управление применяется давно, в том числе в критичных с точки зрения безопасности узлах и зарекомендовала себя замечательно.
 
Под обратной связью я понимаю передачу моментов от управляющих плоскостей на ручку управления
Я не самолетчик, не знаю. На дельте проще, к балансирному управлению добавляется независимое от него аэродинамическое.
Подключайте ЭДСУ к триммерам, усилия на рулях сохранятся, возможность вмешиваться в управление - тоже. И выход из строя ничем не грозит
 
Под обратной связью я понимаю передачу моментов от управляющих плоскостей на ручку управления (а так ли это нужно в самолете?)
Оченно нужно, и на серьёзных самолётах давно городят всяческие загрузочные механизмы,невзирая на их сложность,а на СЛА-тем более нужно,ибо опытные пилоты управляют по ощущениям ручки, изредка глядя на приборы.
По сути-задача высосана из пальца, ибо технические решения по автопилотам давно есть и применяются.
А система с ЭДСУ получается неоправданно дорогой и сложной. Не надо авиамодельные РМ приводить в пример.
Задача устранения тяг и качалок куда проще решается применением тросов "тяни-толкай".
 
Думаю проблема как раз в том что назначение СЛА полет ради полета. Ради удовольствия от управления ЛА. Это как некоторые спортивные автомобили без ГУР и прочих усилителей. Зачем превращать удовольствие полета в наблюдение за автоматикой ? Для этого проще и дешевле беспилотником поуправлять модельных размеров глядя в экран. И безопаснее.

А сделать автопилот для СЛА на модельных компонентах действительно можно и не дорого. Не сильно надежно но при наличии пилота в кабине и достаточной высоты ненадежность не проблема.
 
на серьёзных самолётах давно городят всяческие загрузочные механизмы
Загрузочные механизмы не дают информации о режиме полета.
Такую инфу дает только аэродинамическая нагрузка на рули.

Естественно, при полетах вокруг площадки вся эта кухня нафиг не нужна, но при маршрутных полетах ЭДСУ с авиамодельным автопилотом могла бы существенно облегчить жизнь пилоту.
Авиамодельные автопилоты умеют практически все из того, что умеют их взрослые собраться стоимостью в тысячи евро, в том числе активное парирование болтанки, стабилизация высоты, курса, крена,  автоматический полет по маршруту с несколькими поворотными точками, режим "помощника", когда пилотирует пилот, а автоматика только помогает, и многое другое.
 
Подключайте ЭДСУ к триммерам, усилия на рулях сохранятся, возможность вмешиваться в управление - тоже. И выход из строя ничем не грозит 
Абсолютно верно. Управлять самолетом можно управляя триммерами. Во всяком случае курсовой автопилот на модельных компонентах сделать легко (например на базе Arduino). Такую схему разрабатывал участник форума XboX.
На строящемся MB-02-2 такую возможность заложил.
 
По мне так хорошая поездка увлекательна даже на пассажирском сидении, не говоря уже о полете. Уверен что появление надежной автоматики объединенной в единую сеть с наземными службами позволит летать каждому на собственном СЛА. Технически это возможно уже сейчас.
Даже модельные автопилоты летают точнее и лучше человека, у них есть режимы взлета и посадки с точностью недоступной оператору.
 
Технически это возможно уже сейчас.
Даже модельные автопилоты летают точнее и лучше человека, у них есть режимы взлета и посадки с точностью недоступной оператору.
С наступающими праздниками всех!
1.В модельных приводах (а/п) нет человека,поэтому нет и совместного управления.
2. А как насчет дублирования (резервирования)?
 
У актуальных модельных а/п степень участия оператора в управлении настраивается произвольно, от полностью ручного управления, через совместное, к полностью автоматическому. Резервирование организовать не сложно - два сервопривода,  три датчика положения. Если присутствует механическое дублирование (как я понял без него, а точнее его обратной связи не обойтись), тогда намного проще - один сервопривод, два датчика положения.
 
При условии управления ЭДСУ триммерами отказ сервопривода и отклонение триммера в крайнее положение достаточно легко пересиливается руками, ну да, некомфортно, но продолжать управление вручную основными управляющими поверхностями  можно.
 
Можно, на мой взгляд, решать задачу поэтапно.
Целый самолет напичканный электроникой - это опасно, как ни крути.
Модели сначала имели 2 канала управления, потом 3 и т.д.
Для проверки ЭДСУ  достаточно установить его на имеющийся триммер или триммеры -руль высоты, руль направления.
И уже смело отрабатывать все, полетать, "набить шишки"..
А если получится - добавить триммер элеронов и управление оборотами двигателя..
В общем, я за постепенную электрофикацию.. 🙂
 
2. А как насчет дублирования (резервирования)?
Электроуправление триммерами. Как уже говорили, при отказе остается ручное механическое управление. Из недостатков - небольшая эффективность, АП будет выполнять все свои функции кроме стабилизации в болтанку, для этого эффективности управления может не хватить, или делать триммеры побольше. Это пожалуй наиболее безгеморойный путь, достаточно купить автопилот и несколько мощных сервомашинок, (напимер: http://rcsearch.ru/hobbyking/i63281/#catalog ) и смонтировать их. НУ и добавить пару тумблеров и пару переменных резисторов на приборную панель, для выбора режима и подстроек параметров АП.
Другой вариант - механическое микширование команд с РУСА и с автопилота. Как реализовать - надо думать.
В любом случае должна оставаться механическая связь рулей с РУСом, полностью на ЭДСУ переходить нет смысла, механическое управление надежней и эффективней.
 
Чем еще хорошо электроупраление триммерами, то что все команды АП будут отдаваться в ручке, и степень участия пилота в управлении выбирается просто усилием мышц.
 
Эффективности триммеров для полноценного управления не хватит, если сделать их больше - теряется эффективность механического управления при отказе электро. Наиболее логичный путь параллельная связь механики и рулевых машинок, в случае чисто ручного управления нужна следящая связь машинки за движением механики (чтобы исключить вредное сопротивление редуктора). Отказ электрики обходится  обесточиванием машинок. Остается отказ редуктора машинки, здесь сложнее, на ум приходит только разрушающееся соединение.
 
Эффективности триммеров для полноценного управления не хватит,
Для удержания заданного курса и высоты хватит вполне.  Увеличение площади триммера увеличит эффективность АП, не внося существенных изменений в ручное механическое управление. Обесточивание машинок вообще ничем не грозит, триммер будет флюгироваться по потоку, не влияя на ручное управление, заклинение редуктора внесет неудобство в управление, но опять же не фатальное.
Скоро буду испытывать более эффективную, чем в прошлом году, систему ЭСДУ на дельталете, которая посредством рулевых поверхностей перекашивает лопухи, по принципу того же триммера, отпишусь потом по результатам.
 
На каждой плоскости добавить по небольшому интерцептору управляемому сервомашинкой, командует которыми АП. И ручное управление сохранится с триммерами и АП будет работать. Так же и на стабилизаторе поступить.
 
Назад
Вверх