Возрождение планеризма в Советской России.
Первой акцией, направленной на возрождение планеризма в Советской России, следует считать организацию планерного класса в «Аэро-Студии» созданной при «Летучей лаборатории» — научно-исследовательском учреждении Воздушного Флота. Планерный класс был учрежден приказом по «Летучей лаборатории» № 16 от 25 мая 1919 года и предназначался «…для изучения элементов теории постройки безмоторных аэропланов и полетов на них». 7 сентября 1919 года в пустовавшем помещении летнего ресторана «Мавритания» в Петровском парке Москвы состоялась лекция «История планеров», которую прочел основоположник теории авиации, всемирно известный русский ученый Николай Егорович Жуковский.
Слушатели курсов планеризма, которых было более 40 человек, изучали аэродинамику, прочность планеров и другие дисциплины. Лекции читали В.П.Ветчинкин, В.С.Денисов, Н.Д.Анощенко. Программы предварительно рассматривались и утверждались на коллегии «Летучей лаборатории».
Однако вскоре «Аэро-Студия» была вынуждена прекратить свою деятельность, ввиду нехватки, в Москве того времени, топлива, деревянное здание студии было разобрано на дрова. Но энтузиасты продолжали вести пропаганду через журнал «Вестник Воздушного Флота».
Летний ресторан «Мавритания». 1901 г.
В институте инженеров Красного Воздушного Флота в 1921 году слушатель В.С.Пышнов сконструировал и с помощью группы товарищей построил планер. Но этом планере В.С.Пышнов, Б.И.Черановский, В.Н.Беляев, В.В.Уткин-Егоров и другие участвики группы постройки в ноябре 1921 года совершили на Анненгофском плацу около двух десятков полетов. Затем планер был разбит и не восстанавливался.
По просьбе инициативной группы любителей планеризма руководство Главвоздухофлота решило создать планерный кружок при Научной редакции Воздушного Флота. На организационном собрании 10 ноября 1921 года, по предложению В.П.Ветчинкина, кружок получил название «Парящий полет». Первым председателем кружка был летчик А.А.Жабров, которого вскоре сменил К.К.Арцеулов. В состав членов-учредителей входили: Н.Д.Анощенко, И.Н.Барановский, Видлер, И.А.Валентэй, В.П.Ветчинкин, В.М.Вишнев, В.Р.Гаршин, С.П.Кричинский, В.Е.Надашкевич, В.П.Невдачин, В.С.Пышнов, Х.Н.Славороссов, Б.И.Черановский, В.Г.Устьинцев, В.М.Ярошевский, Г.А.Шмелев.
В.П.Ветчинкин в студенческие годы.
Был разработан устав кружка, в котором оговаривались задачи, программа деятельности, состав и управление делами кружка. Основной задачей являлось «Всемерное развитие и распространение идеи безмоторного летания, планеростроения и планерного спорта, как необходимых предпосылок для развития мощного русского воздушного флота». Постановление коллегии НТО ВСНХ (Научно-технический отдел Высшего Совета Народного хозяйства) от 10 февраля 1922 г. по уставу планерного кружка «Парящий полет» гласило: «Передать на заключение ЦАГИ с тем, чтобы в ближайшем заседании Коллегии был заслушан по этому вопросу доклад ЦАГИ и члена коллегии В.Н.Переверзева».
13 марта 1922 года за подписью члена коллегии ЦАГИ Б.Н.Юрьева в ВСНХ сообщалось: «ЦАГИ, не имея возможности уделить на непосредственное руководство кружка, считает со всоей стороны крайне желательной поддержку начинаний кружка как в силу интереса проблемы безмоторного полета вообще, так и ввиду значения этих полетов для создания кадра подготовленных работников Воздушного флота Республики.» Уже 14 марта 1922 года Коллегия НТО ВСНХ постановила: «Признать принципиально желательным утверждение и регистрацию кружка планеристов. Окончательное редактирование устава, а также проведение всех необходимых для этого практических мероприятий поручить Члену Коллегии Ю.Н.Флаксерману совместно с В.П.Ветчинкиным и Б.Н.Юрьевым.»
Так родился и был оформлен первый советский кружок планеристов, которому в дальнейшем было суждено сыграть значительную роль в освоении с СССР парящих полетов и пропаганде планерного спорта.
Еще большую поддержку планеризм получил от руководства Воздушного Флота, когда 15 сентября 1922 года его научно-технический комитет, в состав которого входили А.Н.Туполев, Б.С.Стечкин, Н.Р.Бриллинг, В.Н.Фомин и др. известные ученые, вынес следующее постановление:
«Признать планерное дело заслуживающим всемерной поддержки со стороны органов Воздушного Флота, уделить из средств на опытное строительство кредиты на постройку наиболее интересных проектов планеров, привлечь к этому делу ЦАГИ, НТК и другие научные организации Воздушного Флота, обязав одного из членов Комитета следить за развитием планеризма и периодически докладывать НТК о таковом. Создать благоприятные условия для производства опытов с планерами.»
Лицом, содействующим развитию планеризма и представителем НТК в вышеупомянутом решении был старейший воздухоплаватель страны — Николай Дмитриевич Анощенко. Ему был внучен билет почетного члена кружка «Парящий полет» № 1. Первым практическим делом кружка «Парящий полет» была постройка планера А-5 конструкции К.К.Арцеулова в 1922 году.
Авиатор Н.Д.Анощенко. 1912 г.
Константин Константинович Арцеулов около самолета Bleriot.XI. 1912 г.
Вскоре из простого кружка «Парящий полет» превратился фактически в объединение — Центральный кружок, т.к. у него появилось большое число провинциальных отделений. Такие отделения были созданы в Голицино, Подольске, Саратове, Наро-Фоминске, Ново-Богородске, Богородске, Глухове и других местах. Центральный кружок оказывал им посильную помощь. Так в 1923 году с целью пропаганды летного дела был организован прилет самолета в Голицино. Самолет пилотировал К.К.Арцеулов, а пассажирами были сотрудник журнала «Аэро» Е.Ф.Бурче и организатор голицинского планерного кружка И.П.Толстых. Прилет самолета способствовал развитию голоцинского кружка и заметно поднял интерес к авиации среди населения.
28 августа 1923 года состоялось совещание представителей отделений кружка «Парящий полет», на котором присутствовало 20 делегатов. Были приняты постановления регулирующие и облегчающие работу планерных кружков. В частности, был решен вопрос о подаче заявок на материалы и денежные сметы, необходимые для изготовления планеров в местных кружках.
Первой акцией, направленной на возрождение планеризма в Советской России, следует считать организацию планерного класса в «Аэро-Студии» созданной при «Летучей лаборатории» — научно-исследовательском учреждении Воздушного Флота. Планерный класс был учрежден приказом по «Летучей лаборатории» № 16 от 25 мая 1919 года и предназначался «…для изучения элементов теории постройки безмоторных аэропланов и полетов на них». 7 сентября 1919 года в пустовавшем помещении летнего ресторана «Мавритания» в Петровском парке Москвы состоялась лекция «История планеров», которую прочел основоположник теории авиации, всемирно известный русский ученый Николай Егорович Жуковский.
Слушатели курсов планеризма, которых было более 40 человек, изучали аэродинамику, прочность планеров и другие дисциплины. Лекции читали В.П.Ветчинкин, В.С.Денисов, Н.Д.Анощенко. Программы предварительно рассматривались и утверждались на коллегии «Летучей лаборатории».
Однако вскоре «Аэро-Студия» была вынуждена прекратить свою деятельность, ввиду нехватки, в Москве того времени, топлива, деревянное здание студии было разобрано на дрова. Но энтузиасты продолжали вести пропаганду через журнал «Вестник Воздушного Флота».
Летний ресторан «Мавритания». 1901 г.
В институте инженеров Красного Воздушного Флота в 1921 году слушатель В.С.Пышнов сконструировал и с помощью группы товарищей построил планер. Но этом планере В.С.Пышнов, Б.И.Черановский, В.Н.Беляев, В.В.Уткин-Егоров и другие участвики группы постройки в ноябре 1921 года совершили на Анненгофском плацу около двух десятков полетов. Затем планер был разбит и не восстанавливался.
По просьбе инициативной группы любителей планеризма руководство Главвоздухофлота решило создать планерный кружок при Научной редакции Воздушного Флота. На организационном собрании 10 ноября 1921 года, по предложению В.П.Ветчинкина, кружок получил название «Парящий полет». Первым председателем кружка был летчик А.А.Жабров, которого вскоре сменил К.К.Арцеулов. В состав членов-учредителей входили: Н.Д.Анощенко, И.Н.Барановский, Видлер, И.А.Валентэй, В.П.Ветчинкин, В.М.Вишнев, В.Р.Гаршин, С.П.Кричинский, В.Е.Надашкевич, В.П.Невдачин, В.С.Пышнов, Х.Н.Славороссов, Б.И.Черановский, В.Г.Устьинцев, В.М.Ярошевский, Г.А.Шмелев.
В.П.Ветчинкин в студенческие годы.
Был разработан устав кружка, в котором оговаривались задачи, программа деятельности, состав и управление делами кружка. Основной задачей являлось «Всемерное развитие и распространение идеи безмоторного летания, планеростроения и планерного спорта, как необходимых предпосылок для развития мощного русского воздушного флота». Постановление коллегии НТО ВСНХ (Научно-технический отдел Высшего Совета Народного хозяйства) от 10 февраля 1922 г. по уставу планерного кружка «Парящий полет» гласило: «Передать на заключение ЦАГИ с тем, чтобы в ближайшем заседании Коллегии был заслушан по этому вопросу доклад ЦАГИ и члена коллегии В.Н.Переверзева».
13 марта 1922 года за подписью члена коллегии ЦАГИ Б.Н.Юрьева в ВСНХ сообщалось: «ЦАГИ, не имея возможности уделить на непосредственное руководство кружка, считает со всоей стороны крайне желательной поддержку начинаний кружка как в силу интереса проблемы безмоторного полета вообще, так и ввиду значения этих полетов для создания кадра подготовленных работников Воздушного флота Республики.» Уже 14 марта 1922 года Коллегия НТО ВСНХ постановила: «Признать принципиально желательным утверждение и регистрацию кружка планеристов. Окончательное редактирование устава, а также проведение всех необходимых для этого практических мероприятий поручить Члену Коллегии Ю.Н.Флаксерману совместно с В.П.Ветчинкиным и Б.Н.Юрьевым.»
Так родился и был оформлен первый советский кружок планеристов, которому в дальнейшем было суждено сыграть значительную роль в освоении с СССР парящих полетов и пропаганде планерного спорта.
Еще большую поддержку планеризм получил от руководства Воздушного Флота, когда 15 сентября 1922 года его научно-технический комитет, в состав которого входили А.Н.Туполев, Б.С.Стечкин, Н.Р.Бриллинг, В.Н.Фомин и др. известные ученые, вынес следующее постановление:
«Признать планерное дело заслуживающим всемерной поддержки со стороны органов Воздушного Флота, уделить из средств на опытное строительство кредиты на постройку наиболее интересных проектов планеров, привлечь к этому делу ЦАГИ, НТК и другие научные организации Воздушного Флота, обязав одного из членов Комитета следить за развитием планеризма и периодически докладывать НТК о таковом. Создать благоприятные условия для производства опытов с планерами.»
Лицом, содействующим развитию планеризма и представителем НТК в вышеупомянутом решении был старейший воздухоплаватель страны — Николай Дмитриевич Анощенко. Ему был внучен билет почетного члена кружка «Парящий полет» № 1. Первым практическим делом кружка «Парящий полет» была постройка планера А-5 конструкции К.К.Арцеулова в 1922 году.
Авиатор Н.Д.Анощенко. 1912 г.
Константин Константинович Арцеулов около самолета Bleriot.XI. 1912 г.
Вскоре из простого кружка «Парящий полет» превратился фактически в объединение — Центральный кружок, т.к. у него появилось большое число провинциальных отделений. Такие отделения были созданы в Голицино, Подольске, Саратове, Наро-Фоминске, Ново-Богородске, Богородске, Глухове и других местах. Центральный кружок оказывал им посильную помощь. Так в 1923 году с целью пропаганды летного дела был организован прилет самолета в Голицино. Самолет пилотировал К.К.Арцеулов, а пассажирами были сотрудник журнала «Аэро» Е.Ф.Бурче и организатор голицинского планерного кружка И.П.Толстых. Прилет самолета способствовал развитию голоцинского кружка и заметно поднял интерес к авиации среди населения.
28 августа 1923 года состоялось совещание представителей отделений кружка «Парящий полет», на котором присутствовало 20 делегатов. Были приняты постановления регулирующие и облегчающие работу планерных кружков. В частности, был решен вопрос о подаче заявок на материалы и денежные сметы, необходимые для изготовления планеров в местных кружках.