Изменение балансировочного положения в полёте

nikita_yoush

Форсаж - СузукиG13B - Атом
Откуда
Москва
Вчера столкнулся с таким явлением. Сразу после взлёта, крыло ведёт себя как обычно, в частности отпущенная трапеция встаёт на обычном расстоянии (если в одиночку - несколько ближе, если вдвоём - несколько дальше). Но в следующие 10-15 минут полёта балансировочное положение заметно приближается - разница достигает 15-20 см. С соответствующим увеличением балансировочной скорости. При этом на управляемость аппарата это сколь-либо ощутимо не влияет, на положение срыва - тоже. Меняется только равновесное положение. После посадки и нового взлёта - всё заново - сначала обычное положение, потом ручка приближается.

С чем это может быть связано?

Форсаж, Атом. Триммера нету. Подробный осмотр крыла и аппарата ничего необычного не выявил. Погода спокойная, температура около +5.
 

Dzhebe

Я люблю строить самолеты!
на положение срыва
как проверяли?
Усилия на ручке сохраняются?
Вообще, странное явление. Обычно, если больше часа летаешь, ткань крыла тянется и трапеция немного вперед уходит. Такое же явление, если влажность повышается, ткань тоже тянется.
 

nikita_yoush

Форсаж - СузукиG13B - Атом
Откуда
Москва
Плавной отдачей трапеции с одновременным уменьшением газа, чтобы держаться примерно в горизонте. А какие собственно варианты?..

Усилия на ручке сохраняются?
Да, вообще всё сохраняется как обычно, пилотирование остаётся комфортным. Я и заметил происходящее далеко не сразу.

Вообще, странное явление.
Да. Непонятно что происходит и насколько это (без)опасно. С коллегами по площадке никакого разумного объяснения не нашли. Позвонил Русаку, он высказал предположение что может быть как-то связано с вытянутым парусом и температурой близкой к нулю. Но никаких признаков обледенения вчера не видел, ни у себя, ни на других аппаратах на площадке.
 

nikita_yoush

Форсаж - СузукиG13B - Атом
Откуда
Москва
Прозвучало словосочетание "динамическое обледенение". И увеличение балансировочной скорости как один из его признаков.

Но - других признаков (вибрации из-за обледенения винта, увеличения скорости срыва) - не зафиксировал...
 

Гришаткин Юрий

Я люблю строить самолеты!
Узел подвеса может двигаться между ограничительными кольцами?
При отданной ручке сдвигаемся на заднюю центровку, а в полете крыло имеет сопротивление и происходит плавная перебалансировка вперед.
 

nikita_yoush

Форсаж - СузукиG13B - Атом
Откуда
Москва
Узел подвеса может двигаться между ограничительными кольцами?
При отданной ручке сдвигаемся на заднюю центровку, а в полете крыло имеет сопротивление и происходит плавная перебалансировка вперед.
Вообще не должен. Но - проверю.
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Тогда, все просто - это проворачивается парус на каркасе. Обшивка перетекает с верхней поверхности на нижнюю, проскальзывая на боковых трубах. В основном, перетекание происходит от корня до бокового узла. При этом, меняется S-образность профилей ( уменьшается ), несколько прослабляются корневые подвязки АПУ и ручка уходит к пилоту.

Такое явление наблюдается на старых обшивках "Марлинов" и "Атомов", как близких родственников по геометрии. При условии, что парус пошит из ткани "Пауэр ЛЛ" ( такая, полосатая, не плёночная ).
Склонен считать, что это естественное старение ткани. Яхтсмены ( серфингисты ) говорят о ее ресурсе в три года. После этого рекомендуют менять паруса.
От налета это мало зависит. В основном, естественное старение.

Я наблюдал такое явление на трёх крыльях. Два "Марлина" и "Атом" на котором летаю. Крылья имели не большой налет но большой срок эксплуатации ( больше 7 лет ) и похожие признаки поведения. С начала это проявляется после перегрузок в полете ( активное пилотирование по тангажу ).

Меняйте обшивку крыла и будет порядок. Каркас переживет не одну...
 

nikita_yoush

Форсаж - СузукиG13B - Атом
Откуда
Москва
Тогда, все просто - это проворачивается парус на каркасе.
Большое спасибо за информацию.

Замена паруса в принципе планировалась, но это вопрос к сожалению небыстрый и недешёвый.

Есть ли у вас опыт и/или предположения, как этот парус будет себя дальше вести, и насколько опасно на нём летать с этим явлением?
 

Апогей-16М

Я люблю летать ... под облаками!!!
Тогда, все просто - это проворачивается парус на каркасе. Обшивка перетекает с верхней поверхности на нижнюю, проскальзывая на боковых трубах. В основном, перетекание происходит от корня до бокового узла. При этом, меняется S-образность профилей ( уменьшается ), несколько прослабляются корневые подвязки АПУ и ручка уходит к пилоту.
Александр, это просто ужас какой-то Вы тут описываете! Это Вы сейчас такой "клин" в головы хозяев Марлинов и Атомов "вбиваете", что они на измену присядут на долго!!! ... да и других крыльев пошитых из ткани "Power LL".
Не зная специфики физических свойств и изменения их по мере эксплуатации этой ткани Вы опять (таки) вводите людей в заблуждение. Не знаю зачем вы это делаете?
Секрет "старения" этой ткани я обнаружил давно и, тогда уже отказался от её применения. В чём суть изменений характеристик говорить не буду, чтобы не давать повода для спекуляций и развода людей на этой основе в последствии не честных на руку производителей крыльев! Но то, что они и другие лукавят, мне лично становится понятно, когда разговор переходит в плоскость "ЭТА ткань виновата"!!!
Предлагаете парус менять через три года? Круто!!!
Эти изменения не так пагубно сказываются на характеристиках крыльев, их устойчивости или безопасности!
Здесь вовсе не в "старении" ткани дело, и вообще не в ткани, и вовсе не в крыле!
Но в следующие 10-15 минут полёта балансировочное положение заметно приближается - разница достигает 15-20 см.
После посадки и нового взлёта - всё заново - сначала обычное положение, потом ручка приближается.
Пока я не смог утвердиться в своих догадках - слишком мало информации. 15-20 см это очень большое расстояние и погрешность 5 см тоже слишком.
Какая погода была, температура, влажность, время, высота полёта, на которой происходит этот полтергейст, какая балансировочная скорость на среднем газу?
 

nikita_yoush

Форсаж - СузукиG13B - Атом
Откуда
Москва
15-20 см это очень большое расстояние
Изменение действительно большое, незначительное я бы не факт что заметил.

Какая погода была, температура, влажность, время, высота полёта, на которой происходит этот полтергейст, какая балансировочная скорость на среднем газу?
Погода была спокойная, ровный ветер в пределах 5 м/с. Температура у земли около +5. Про влажность точно не скажу, видимость десятки километров, облака метров 600. Приближение ручки сначала заметил на маршруте на высоте около 500м (и принял решение прервать маршрут). Потом экспериментировал и наблюдал то же явление на высотах 150-200 м, хотя несколько слабее. Балансировочная скорость аппарата 85-90, срыв около 70.
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Александр, это просто ужас какой-то Вы тут описываете! Это Вы сейчас такой "клин" в головы хозяев Марлинов и Атомов "вбиваете", что они на измену присядут на долго!!! ... да и других крыльев пошитых из ткани "Power LL".
Кому - "клин в голову", а кому, просто информация к сведению.
Вот, пусть производители, в первую очередь, и задумываются из чего они шьют крылья... - Подешевле или долговечнее ?( качественнее ).

. Не зная специфики физических свойств и изменения их по мере эксплуатации этой ткани Вы опять (таки) вводите людей в заблуждение. Не знаю зачем вы это делаете?
А почему Вы решили, что мне не известна "специфика" поведения этой ткани?
Об этом ( свойствах этой ткани) я писал на форуме лет 10 назад...
И, вероятно, у Вас есть основания ( достоверная информация ) что я ввожу людей в заблуждение?

Я знаю кое что и про плёночные ткани....,🤭

Здесь вовсе не в "старении" ткани дело, и вообще не в ткани, и вовсе не в крыле
Вот, Вы нам все и объясните... теоретически...
А я говорю ( пишу ) о том, с чем сталкивался на практике... И, вероятно, много раньше Вас и много больше...
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Балансировочная скорость аппарата 85-90, срыв около 70.
Балансировочная - нормальная, а вот срывная - высокая. Есть способы подстроить Ваше крыло.
Предлагаю вести общение в личной почте, чтобы ни кому не "вбивать клин в голову"...Я опишу Вам регулировки по парусу, которые улучшат его летные характеристики ( от того, что сейчас ).
Если они не приведут к желаемому улучшению, то Вы здесь так и напишете - Иванов вводит людей в заблуждение...
Если все будет хорошо - сами решите...

С уважением ко всем....
 

zet

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Воронеж
Что за тайны Мадридского двора? Если есть ,что сказать про POVER - просветите. Будем благодарны. Мы пошили несколько десятков крыльев с этой ткани. Никаких проблем никогда не было. Поведение адекватное. Тут звучат намеки на обледенение (видимо). Поведение соответствует такой погоде.
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Да, поведение соответствует обмерзанию паруса, да и погода вполне подходящая. Самое говеное для полетов время - высокая влажность и +/-5 температура.

Но, если это повторяется и не один раз...
При этом на управляемость аппарата это сколь-либо ощутимо не влияет, на положение срыва - тоже. Меняется только равновесное положение. После посадки и нового взлёта - всё заново - сначала обычное положение, потом ручка приближается.
То, на обмерзание похоже не очень. А, вот, на переползания обшивки под нагрузкой - один в один, "как в копеечку"...

Учитываем, что это НЕ НОВЫЙ парус, а прилично вытянутый...
 

Апогей-16М

Я люблю летать ... под облаками!!!
Если есть ,что сказать про POVER - просветите.
А, что и до сих пор шьёте из неё паруса? Насколько я знаю PowerLL немцы уже давненько сняли с производства. Тогда, где ж вы её берёте? Но в общем ничего страшного нет в применении этой ткани для парусов дельталётов и дельтапланов. Если до сих пор вам ничего не мешало её использовать, значит всё нормально!

Температура у земли около +5. Про влажность точно не скажу, видимость десятки километров, облака метров 600. Приближение ручки сначала заметил на маршруте на высоте около 500м (и принял решение прервать маршрут). Потом экспериментировал и наблюдал то же явление на высотах 150-200 м, хотя несколько слабее. Балансировочная скорость аппарата 85-90, срыв около 70.
Не утверждаю, но, возможно, было легкое обледенение на верхней поверхности в корневой части в зоне максимального разряжения в виде бархатистого снежного образования (покрова), которое исчезает сразу после приземления или Вы его просто не замечаете. Точка росы утром поднимается по высоте, а вечером опускается до уровня земли! Сопоставляйте факты, время и условия. Может быть!
...Но никак не переползание поверхностей - натяжение паруса и вставленные латы всё же не дадут!!! При всём моём уважении к АЛЕКСАНДРУ и его теоретической подготовке!
Про корневые АПУ-подвязки мы уже говорили!!! Александр, слетайте как-нибудь без них и кое что поймёте, возможно!
 

Energy_ML

Крылья, ноги... Главное-хвост!!!
Откуда
Королев
Есть еще такая мысль, что вы забыли надеть лямку фиксации поперечины к килевой трубе. От этого летные характеристики сильно меняются и это серьезная ошибка сборки крыла, которая может привести к излому центрального узла поперечины из-за большого выгибания и хреновой управляемости крыла в целом. Летать на таком небезопасно.
Лямка.jpg
 
Вверх