Как совмещать готовые отверстия в обшивке с такими в нервюре

Откуда
Тверь
Это просто маньяк какой-то.
Ответьте на вопрос, куда девать температурные изменения размеров, деформацию деталей в процессе клепки, погрешность перемещения инструмента ЧПУ при большой длине элементов конструкции. При сборке самолёта Ан-22 носовая часть фюзеляжа (в простонародье именуемая Ф-1) не совпадала по стыку с Ф-2 на несколько сантиметров. Всё делалось, естественно, в оснастке. Только одна часть делалась зимой, а вторая летом.
Есть давно известные и апробированные методы базирования и сборки авиационных конструкций. Их применение оправдано в каждом конкретном случае конструкции.
Развитие средств и систем измерения и контроля позволяет позиционировать отдельные агрегаты друг относительно друга с достаточной точностью и без стапеля.
Да даже транспортировка предварительно согнутых и просверленных начисто обшивок уже большой вопрос, ведь они в процессе транспортировки не должны разогнуться или догнуться.
 
Откуда
Тверь
Про температурные влияния на размеры конструкции хорошее замечание. Отдельное спасибо!
Надо будет в мануале отдельно описать температурный режим сборки
У нас в стране найти помещение на 2-3 года для сборки уже большой вопрос, а зачастую сборка заканчивается совсем в другом помещении, чем начиналась.
 
Откуда
Тверь
И небольшое количество КИТов в нашей стране обусловлено отнюдь не технологической сложностью процесса сборки, который Вы хотите упростить, а нищетой населения и, по сути, бессмысленностью владения самолетом, учитывая законодательство, а точнее его отсутствие.
Строить бизнес на малой авиации в России ИМХО не реально, только как хобби, если есть другой стабильный источник хорошего дохода.
 

А.Веггер

БЛОГ Андрея Веггера: vtaircraft.com
А заклепки могут быть вытяжными.
Вытяжные заклепки тоже тянутся пневмо инструментом или вручную что дольше и трудозатратнее. Не в этом суть. Смысл в том что Вы как бы не старались упростить сборку и снизить трудозатраты совсем не то: все упирается в минутки на работу самого сборшика. И дело даже не в помещении с температурами. Сборка КИТа это творческий процесс. Он требует осмысления а не автоматизации. Не ловить рыбу надо а обучать как удочки устроены и снасти как сплетены. Чем. Интереснее и забавнее будет процесс сборки тем больше желающих будет его крутить
 

А.Веггер

БЛОГ Андрея Веггера: vtaircraft.com
сделать маломоторную авиацию по настоящему доступной. Идея КИТо строительства именно для этого появилась на свет, да только вот масштаб сопутствующих сложностей сегодня не позволяет достичь цели.
Конечно - Вы совершенно правы. Дьявол (зараза) как раз и скрыт в маленьких детальках. КИТы отечественного производства увы и ах - дело весьма отдаленного будущего как бы мне не хотелось это признать всеуслышание. Были попытки и все еще продолжают то там то сям произрастать в отечественной авиаиндустрии , но.. ввиду именно самых разных технологических неувязок и еще более ввиду отсутствия опыта (не рынка а именно опыта) такая перспектива на мой взгляд пока останется нерешенной задачей. Что бы я порекомендовал - начать с самых малых ознакомительных шагов. Например делать крылья . Хотите заказ на пол ста алюминиевых крыльев с встроенными баками для самолета LoCamp ПОЧЕМ КРЫЛЬЯ В РОЗНИЦУ? Вся документация есть в наличии останется потренироваться на поле изготовления такого заказа
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Стри-ж
Рекомендую посетить работающее с каким-либо проектом сборочное производство, где клепают конструкцию по интересующему Вас методу. ( Обшивку к стрингерам, шпангоутам или нервюрам. ) Половина вопросов решится автоматически... и возникнет другая...
Если нет такой возможности, смотрите видеоматериалы по сборке клёпаных конструкций. Хотя, в живую - в n*10 раз больше информации для осмысления.

Ваши идеи упрощения и удешевления ( ускорения и т. п. ) - это профанация, в любом случае. На сколько это плохо или хорошо, будет зависеть от того, до какого уровня качества сумеете проработать и подготовить детали и сопроводительные инструкции.
Другой момент, что конструкции взлётной массой примерно до 1000 кг "терпят" определённый "технический нигилизм" - упрощенчество. Ва "замахнулись" на 4-х местную машину... Здесь многие решения, нормальные для 1 - 2х-местных кит-наборов не проходят. Как например, - заклёпки для односторонней клёпки...
 
Задавался этим вопросом про совмещение отверстий... Как говорится нет ничего невозможного - невозможно только для того кто так думает.
Считаю для такой технологии нужно выполнить ряд условий. 1) это температура металла и помещения - для изготовления и сборки должна быть одинакова и с минимальным отклонением во времени. 2) Поступающий металл на станки... должен отлежаться сутки -двое... для набора температуры как в помещении. 3) Засверливать деталь в самой последней операции при изготовлении ( после формовки... но никак НЕ при штамповке и с последующей формовкой). 4) Делать отверстия чуть больше диаметра заклепки ( это и по стандарту так) этот зазор и будет ваш "диапазон ошибки" в пределах которой могут быть неточности. Я бы еще делал перед сверлением "выдержку" металла для устаканивания напряжений после деформацией ( формовки....)
 

vicxray

Я вновь строю самолёт
На ВАНС Аиркрафт отверстия и в обшивке и в нервюрах сделаны заранее, но меньшего диаметра. При предсборке они ( о чудо) совпадают. Затем отверстия рассверливаются в нужный размер, обрабатываются, подштамповываются и тд. Довольно много приходится делать ручками. На различных аэрогигантах стоит оборудование которое в стапеле сверлит, разделывает и тут же клепает. Всё очень быстро, красиво и пипец как дорого.
С июля 2020 VANs aircraft внедрил технологию полностью просверленных и подготовленных отверстий (не буду утверждать что на все модели, но на RV10 и 14 точно). Тоесть отверстия теперь сверлятся на заводе под размер, а не на размер меньше, и дополнительное рассверливание (match drilling) более не требуется. На практике это работает, правда пока многие киты идут смешанные тоесть какие то детали ещё не рассверленны, а какие то уже рассверленны, но это лишь вопрос времени.
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Тоесть отверстия теперь сверлятся на заводе под размер, а не на размер меньше, и дополнительное рассверливание (match drilling) более не требуется.
Хороший маркетинговый ход...
Впрочем, если конструкция отработана на десятках аппаратов и реализован контроль входящих материалов, то почему бы и нет?
В нашей реальности, и лист на 0,8 мм ( с АвиаТехПриёмкой ! ) оказывается 0,78 - 0,75 и заклёпки - "какие поймаешь" и клеко, которые раньше покупались и нормально устанавливались в отверстия Ф 2,2 и 3,2 ( 1/8"= 3,175 ) мм, теперь, ново-купленные, пролезают только в Ф2,4 ( 3/32"= 2,38 ) и Ф3,3 мм.

Не удивлюсь, если через пару лет наборы будут сопровождаться инструкциями:
..." Вот эти блестящие штучки в виде грибочков с торчащей проволочкой - вставляйте в дырочки и надевайте на них инструмент, который делает "Пш-шик"... Осторожно! Не повредите лак на ногтях - работайте в перчатках! "
 
Последнее редактирование:

vicxray

Я вновь строю самолёт
А есть конкретно сам процесс изготовления комплектующих, мы как бы покупать их самолеты не собираемся, а нас интересует сама технология + какие именно детали они делают со 100% готовыми отверстиями? Одно дело элерон, а другое дело крыло полностью. На сайте об этом ничего, а видос... только слова и то на инглише, кадров оборудование, производства нет.
 

vicxray

Я вновь строю самолёт
А есть конкретно сам процесс изготовления комплектующих, мы как бы покупать их самолеты не собираемся, а нас интересует сама технология + какие именно детали они делают со 100% готовыми отверстиями? Одно дело элерон, а другое дело крыло полностью. На сайте об этом ничего, а видос... только слова и то на инглише, кадров оборудование, производства нет.
Я сам только строю самолёт из их кита. В моём случае многие детали уже имеют готовые отверстия. Не все к сожалению, так как я получил кит в переходный момент. Те кто заказывают и получают сейчас - имеют все отверстия во всех деталях просверленные под размер.
Технологии и как они это делают я не знаю. Вероятно лучше спрашивать напрямую производителя.
Я привёл линки на рассказ о том что такая технология впринципе теперь используется в VANs.
 
Было бы интересно увидеть сборку нервюр с обшивкой всего крыла, с этими готовыми отверстиями. Будет ли у них молоточек за спиной...?))
 
Вверх