Расследование ОФ СЛА Катастрофа дельталета в Адыгее 30 октября 2022 г.

leksey

Член команды
Просьба к участникам. Если вы хотите обсудить "как летает дельталет", создайте отдельную тему. Вот сюда https://reaa.ru/threads/kak-letaet-deltalet-obsuzhdenija-iz-tem-ob-ap.104411/
Часть сообщений из данной темы туда и перенесены.

Спорить в теме о конкретном авиационном происшествии (куда трапецию - вверх или вниз) не надо .
 
Последнее редактирование:
Добрый день всем, вне зависимости от уровня образованности и пилотирования.

Позволю себе составить обобщенный список озвученных версий и комментарии по ним, чтобы дискуссия была более плодотворной.

1. Стиль выполнения "Горки" и стиль пилотирования:
Манера пилотирования из видео "Полеты над Адыгеей" и "Белая в Адыгее, резкое падение в ущелье" в общем и целом заслуживают определенной критики, но являются лишним доказательством того, что не стиль выполнения горки стал причиной в данных конкретных катастрофах.

2. Разрушение троса натяжителя поперечины:
Версия выглядит правдоподобной, если это так, то члены комиссии должны увидеть этот трос, он должен сохраниться даже в условиях пожара.

3. Разрушение тросов винтом:
Начну с того, что такого рода эволюции могут произойти только при обстоятельствах сильно выходящих за рамки нормального полета. Судя по доступным фото, а также из опыта, присутствует определенная уверенность в том, что винт сначала должен был разрушиться при контакте с килевой трубой. Вчера говорил с пилотом, у которого имел место быть такой случай. Из последствий отметки на заглушке килевой и поврежденный кончик винта, пластиковая оболочка тросов без следов контакта. Даже, если допустить, что такое произошло, то обрубание тросов - это не причина, а следствие погодных или аэрологических условий.
В любом случае членам комиссии это будет видно, так как такого рода последствия будут иметь четкий отпечаток.

4. Разрушение конструкции в результате перегрузки:
Как и версию с перегрузом крыла считаю маловероятной, так как июньский случай произошел в одноместном варианте и оба случая произошли на пике восходящей траектории, где нагрузки минимальны. Если бы что-то сломалось или порвалось, то в нижней части траектории, где нагрузки несоизмеримо выше.

5. Метео и Аэрология:
Направление и сила ветра доступная из погодных архивов, говорит о том что на определенной высоте могла быть зона сильной турбулентности и ротор.
Траектория обоих полётов заканчивается в зоне риска.


6. Не документированные изменения профиля лат:
Для объективности нужно разобраться, модернизация лат была произведена до "Полеты над Адыгеей" и "Белая в Адыгее, резкое падение в ущелье" или после. Если ДО, то это маловероятно по объективным причинам. Но справедливости ради стоит отметить, что данная модернизация профиля могла никак не сказываться в условно штатных режимах и проявить себя неадекватно в условиях повышенной турбулентности.

Если что-то упустил или есть что добавить - прошу дать знать в корректной форме и по существу.

Без претензий на истину в последней инстанции.
Всем Добра и спасибо за внимание.

P.S. Видео специально для Василия "Лев обжимает АТОМ", если это не Киносян, то заранее приношу свои извинения. Сути это не меняет, но если укор заслуженный - готов признать свой огрех.
 
Последнее редактирование:

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Добрый день всем, вне зависимости от уровня образованности и пилотирования.

Позволю себе составить обобщенный список озвученных версий и комментарии по ним, чтобы дискуссия была более плодотворной.
Почему-то ни разу не прозвучали цифры года выпуска крыльев и налёт.
В зависимости от нагрузки на метр площади крыла, полётный ресурс будет разный...
Ткань, ( как и все в этом мире ) имеет ограниченный ресурс и по времени хранения в том числе...
 

Zakhar

Я шью кайты, парапланы и парашюты.
еще раз. Лопнули верхние троса. Но лопнули в результате того, что аппарат пошел на кувырок. Это конечно связано с пилотированием, но заложено в конструкции аппарата. И пока не убрать эту опасность из конструкции подобные случаи будут повторяться. Я писал об этом еще 30 лет назад а люди погибают до сих пор. При резком уменьшении угла атаки на нижней поверхности паруса образуется пониженное давление, а внутри кармана еще давление скоростного напора. И карман начинает выдувать. Образуется мощная сила, давящая нос вниз. И сил пилота для противодействия этому недостаточно. Это будет катастрофа в любом случае. Аппарат или совершит кувырок или войдет в отвесное пикирование
 
Кто-нибудь из тех, кто склоняется к версии об ошибки пилотирования, может ответить на простой вопрос? А именно: Почему хлопок случился в тот момент, когда аппарат ещё летел в нормальном положении, колёсами вниз??? Какая сила такая чудесная могла быть создана ошибочными действиями пилота, которая повредила конструкцию аппарата в момент его нормального положения в пространстве??? На мой взгляд, такую силу никак нельзя создать никакими ошибочными действиями. Хлопок был в момент нормального положения аппарата!!!!!!! Нерасчетных нагрузок там быть не могло НИКАК, в этот момент.
 

PNL

Я люблю самолеты!
Откуда
Тюмень
но являются лишним доказательством того, что не стиль выполнения горки стал причиной в данных конкретных катастрофах.
"Какие ваши доказательства..." ??
Я, вот, в меру своей некомпетенции, считаю, что горка, даже без сваливания, вернее вывод из нее, является очень критическим режимом для дельталета.
Дельталет, как мы все знаем, по аэродинамической схеме, это "летающее крыло", или "бесхвостка". Достаточные степени устойчивости и управляемости такого крыла задаются его аэродинамической компоновкой: стреловидностью, сужением, распределением крутки по размаху. Так вот, все эти условия соблюдаются при определенных условиях, так как требуемая форма мягкого крыла возникает и сохраняется только в определенном диапазоне углов атаки и перегрузок.
С этим то все согласны, надеюсь? Только стоит однажды немножко выскочить из этого диапазона...
Думаю, что горку на дельталете сделать можно, и многие делают, и ничего не происходит. Раз, другой , стопятсот пятый... А потом происходит стечение неблагоприятных факторов, которые складываются...
Все, наверное видели, как автогонщики проходят повороты в управляемом заносе. Красиво. А потом раз... и улетел...
 

Zakhar

Я шью кайты, парапланы и парашюты.
И этого уже достаточно для катастрофы.
Нет конечно. При обтекании любого профиля на углах атаки близким к нулю в передней нижней части профиля падает давление. Если бы парус не перехлопнул на антиподъемную силу, ничего бы не случалось. А когда перехлопнул уже нет никаких сил на то. чтобы этому противодействовать. Если бы троса выдержали, все равно аппарат уже не мог сам выйти из этого режима
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
При обтекании любого профиля на углах атаки близким к нулю в передней нижней части профиля падает давление. Если бы парус не перехлопнул на антиподъемную силу, ничего бы не случалось.
Хочу всё же понять Вашу мысль.
Если бы вместо дакрона нижняя обшивка была бы жёсткой, то пикирующего момента не появилось бы?
 

alouette

Я люблю строить самолеты!
"Какие ваши доказательства..." ??
Я, вот, в меру своей некомпетенции, считаю, что горка, даже без сваливания, вернее вывод из нее, является очень критическим режимом для дельталета.
Дельталет, как мы все знаем, по аэродинамической схеме, это "летающее крыло", или "бесхвостка". Достаточные степени устойчивости и управляемости такого крыла задаются его аэродинамической компоновкой: стреловидностью, сужением, распределением крутки по размаху. Так вот, все эти условия соблюдаются при определенных условиях, так как требуемая форма мягкого крыла возникает и сохраняется только в определенном диапазоне углов атаки и перегрузок.
С этим то все согласны, надеюсь?
Я не согласен. Устойчивость обеспечивается в первую очередь запасом центровки. Так написано в учебнике по аэродинамике. Авторы учебника люди не случайные и свои выводы они делали на основании серьёзных исследований. А все те факторы, которые вы перечислили, только способы обеспечения этого запаса центровки.
 

Zakhar

Я шью кайты, парапланы и парашюты.
Хочу всё же понять Вашу мысль.
Если бы вместо дакрона нижняя обшивка была бы жёсткой, то пикирующего момента не появилось бы?
Именно. Я испытывал крыло на этот режим и подвязка нижних лат к верхним сразу убирало этот смертельный режим. Ну или дырки в нижней обшивке сразу за трубой в районе между носовым и боковым узлом, которые мгновенно выравнивают давление и отрывают поток, который мог создать антиподъемную силу
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
подвязка нижних лат к верхним
Я понял, о чём речь. На современных крыльях ставят такие подвязки в виде внутренних нервюр-перепонок. Они предохраняют нижнюю обшивку от раздувания. Раздувание опасно на концах крыльев, т.к. создаёт пикирующий момент. В моей практике пришлось проверять крыло с неадекватным поведением. При отдаче трапеции оно клевало носом. Оказалось, что крыло не имеет носового обтекателя. При отдаче трапеции дырка в носовом узле оказывалась в зоне повышенного давления. Оно наполняло крыло, раздувало нижнюю обшивку на концах и этим создавало пикирующий момент. К сожалению пилот, которого я консультировал оказался не только неопытным, но и самонадеянным. Он попытался сесть в самое начало с/х-полосы. Термичность заставила его энергично работать трапецией. В результате аппарат просадило и он сел перед полосой. На моих глазах аппарат в дребезги, пилот порвал штаны.

Я настаиваю, что это не единственная и не главная причина кувырка. Данное крыло обладало недостаточной продольной устойчивостью.
 
Крыло оказалось за пределами устойчивости, и обшивку просадило вниз. Она и хлопнула.
Там ещё и дымок пошёл в момент хлопка. Не похоже на просадку обшивки. Если только она не лопнула совсем.
 
Не хотелось бы гадать.
Так тут только этим и занимаемся)) Хотя хлопок - это один из немногих объективных фактов, который можно анализировать. Размышления о качестве пилотажа, турбулентности, продольной устойчивости, и т.д и т.п, мне кажутся абсолютно субъективными. Так как видео не даёт достаточной информации для подобных рассуждений.
 

Zakhar

Я шью кайты, парапланы и парашюты.
Я пишу не о раздувании концов крыла а о раздувании нижней обшивки спереди, до бокового узла. Я попадал в этот режим и могу рассказать, что он наступает внезапно. Секунду назад у вас был послушный аппарат и контролируемое усилие на ручке и вдруг-раз- и все меняется. резкий удар по носу аппарата и шум в ушах. Это именно из-за резкой смены геометрии крыла.
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
"хлопок"...
Хлопок раздался в припаркованной автомашине... Хлопок произошел, когда пострадавший садился в личный автомобиль ..
...
Поздней осенью, по первому снегу, сеньоры полетели на новом хорошем дельталете проверить новый тепловизор и посмотреть, где кабаны ..
Кабанов не нашли, но видели в тепловизор людей в лесу, стоящих прижавшись к деревьям. Видели стоящий на просеке УАЗик...
Летали минут 40. Приземлились. Суета, шум ...
-"Вот, какие крылья у Французов...! При морозе, трескается ткань!"
На обтекателе, в районе бокового узла, разрыв ткани, сантиметров 20 длиной. Идёт от кромки профиля и, по верхней поверхности, по диагонали.
Смотрю ближе на разрыв. Похоже на порез или задир об острый край.
- "Вы, наверное, когда из ангара выезжали или рулили, зацепились за что-нибудь".
- "Нет же! Мы перед заправкой всё осмотрели и перед вылетом". ( Было человек пять. Маловероятно, что не заметили )
Внимательно осматриваю разрыв... Он окрашен по кромке разорванной ткани и на открывшемся белом полотнище. Меня осеняет догадка!..
Прикидываю траекторию предмета, вызвавшего порыв обтекателя... Совпадает... Подзываю егеря.
- "Смотри... По краям рваного следа есть жёлтый цвет - след от плавленного пластика. Есть чёрно-коричневый цвет - пороховой нагар... Это след от пулевого контейнера для гладкоствольного ружья!!!"
Егерь ничего не сказал, задумался...
 
Вверх