Команды запуска ВМУ. Чек-лист запуска

XM Eger

Я люблю строить самолеты!
Коли за рюмкой чая, то за столом звучат команды: Контакт! Есть контакт! От винта! и дальше идет дегустация...
Мало того, что не понятно, какие команды даёт КВС, а какие наземный авиатехник(моторист), но и ещё вызывает сомнение последовательность команд ввиду явной нелогичности.
Хотя, вот Фоккер запускают начиная с команды:
[media]http://youtu.be/QxthuTUC4Iw[/media]​

Так как правильно - контакт, есть контакт, от винта! или же наоборот?
 
Так как правильно - контакт, есть контакт, от винта! или же наоборот? 

Вы не поняли сути. Такие команды даются при запуске двигателя вручную(на самолёте нет эл. системы и естественно нет стартера), путём проворачивания винта техником(или кем-либо). Пилот сначала выключает магнетто. Техник проворачивает винт устанавливая его на начало цикла сжатия смеси одного из целиндров(на компрессию) и удобное для него положение, что-бы сделать рывок лопасти. Тогда техник даёт команду пилоту включить магнетто словом "контакт". Пилот включает магнетто и отвечает - "есть контакт". Когда пилот готов к запуску, он даёт команду - "от винта". Это сигнал технику, что можно резко потянуть лопасть и отскочить от плоскости вращения винта. Если мотор запустился, то дальше всё идет штатно. Если двигатель не запустился, то пилот выключает магнетто и говорит - "зажигание выключено" и всё начинается сначала.
А команду - " от винта" пилот всегда должен давать перед запуском, будь то запуск вручную или стартером.
 
Вы не поняли сути.
Такие команды даются при запуске двигателя вручную(на самолёте нет эл. системы и естественно нет стартера)
Т.е., сути, как и последовательности команд - две:
- когда две ролевые фигуры в запуске двигателя - пилот включает зажигание, а техник после этого проворачивает двигатель (не важно, за винт или кик-стартером) с целью запуска;
- когда один пилот и включает зажигание и стартером (не важно, кик-стартером или электро) после этого запускает двигатель.
На этот раз суть понята правильно? 🙂
 
Ну да.
Когда двигатель запускает САМ пилот(при помощи стартера), то ему не нужен другой человек у винта. То всё что ему нужно только громко подать команду - "от винта". Это нужно для того, что-бы все знали что сейчас будет запуск и если по какой-либо причине кто-то находится в зоне винта, должен НЕМЕДЛЕНО "смыться" от туда.
А так-как в основном все авиационные двигатели имеют зажигание от магнетто, то любое проварачивание винта с ВКЛЮЧЕНЫМ магнетто может привести к запуску двигателя. А это черевато смертью(в лучшем случае увечиями) тому, кто находится в плоскости вращения винта! Магнетто не требует эл. питания для возбуждения искры на свече, по-этому перед тем как поворачивать винт ЛЮБОГО поршневого самолёта нужно убедиться что магнетто выключено. Даже если всё питание на самолёте отключено!
 
Коль уже заговорили о запуске легкого поршневого авиационного двигателя вручную, хочу дать совет. Всегда относитесь к проворачиванию винта ОЧЕНЬ серьёзно(вращающейся винт - это мясорубка). Если вам нужно провернуть винт по какой-либо причине(но не для запуска) и вы один, то убедитесь что:
1. магнетто/зажиганте выключено.
2. РУД стоит на малом газе(полностью на себя)
3. Регулятор смеси (полностью на себя)
4. Самолёт привязан и под колёсами стоят колодки.
Проварачивайте винт ПРОТИВ направления вращения.
Учтите, что даже если ручка(ключ) включения магнетто/зажигания стоит в положении "выключено", это ещё не значит, что оно(и) выключено(ы). Магнетто выключается путём его заземления. Иногда этот провод может оборваться или иметь плохой контакт. Тогда магнетто останется "горячим" после выключения двигателя!. Поэтому все Цессны, Пайперы, Бичкрафты и другие импортные поршневые самолёты моторы глушат путём выработки топлива из двигателя(ставим малый газ и убираем смесь) и только после остановки двигателя выключаем магнетто/зажигание. Эта процедура сводит к минимуму вероятность непредномеренного запуска двигателя при случайном провороте винта рукой если одно из магнетт по какой-либо причине не отключилось. И ещё нас учили перед глушением двигателя увеличить обороты до 1000об/м и перевести ручку/ключ магнетто в положение - "выключено" на долю секунды(не останавливать двигатель). Если проявит тенденцию к остановке - значит заземление магнетто работает, а если продолжает работать почти без изменений(только обороты могут немного упасть), то нужно проверить какое магнетто не выключается путём перевода переключателя/ключа на положение 1 и 2. Там где режим работы двигателя будет меньше всего меняться, то магнетто не выключается.
Пренебрежение этим советам/правилам очень черевато последствиями. Много было случаев когда люди получали увечия(и даже смертельные), самолёты "убегали" со стоянки и даже взлетали без пилота.
Будте осторожны с поршневыми авиационными движками их магнетто работают независимо от зл. системы самолёта. Вы можите в полёте полностью отключить всю электро систему самолёта (включая генератор и аккумулятор), а двигатель ваё равно будет работать!
 
А так-как в основном все авиационные двигатели имеют зажигание от магнетто, то любое проварачивание винта с ВКЛЮЧЕНЫМ магнетто может привести к запуску двигателя.
А это чревато смертью (в лучшем случае увечьями) тому, кто находится в плоскости вращения винта!
Не учтён ещё один фактор опасности, когда винт может порубить изначально стоящих от него в безопасности - не обжатые тормоза, а так же нахождения РУД на малом газе.
Вот здесь, в командах запуска это учтено (обратите внимание на автора руководства, в наших нормативно-правовых актах этого, по-моему, уже не найти): Airplane Flying Handbook (FAA-H-8083-3A) Авторы: Federal Aviation Administration Federal Aviation Administration: http://books.google.ru/books?id=3HUhAgAAQBAJ&pg=PT39&lpg=PT39&dq=voice+command+engine+start+aviation&source=bl&ots=IXdYv37tqB&sig=2dcJ2-D778XOduUuo_j3h4tv7nQ&hl=ru&sa=X&ei=fvWpU_6fKIH_ygPlt4GQDA&ved=0CCUQ6AEwAQ#v=onepage&q=voice%20command%20engine%20start%20aviation&f=false
Ручной запуск

Техник - «Gas on, swich off, throtlle closed, brakes set» (Бензокран открыт, магнето выключено, РУД на малый газ, тормоза обжаты).

Летчик после проверки - «Gas on, swich off, throtlle closed, brakes set» (Отзыв после выполнения процедуры).

Техник - «Brakes and contact» (Тормоза обжаты и магнето включено?).

Летчик после проверки - «Brakes and contact» (Подтверждение).

Техник пускает двигатель вручную.
 
Коли за рюмкой чая, то за столом звучат команды: Контакт! Есть контакт! От винта! и дальше идет дегустация...
Мало того, что не понятно, какие команды даёт КВС, а какие наземный авиатехник(моторист), но и ещё вызывает сомнение последовательность команд ввиду явной нелогичности.

В литературе подобную последовательность команд встречал только в Наставлении по летной службе на воздушных линиях СССР 1935 г.:
При наличии вибратора или пускового магнето запуск мотора производится следующим образом: авиатехник, убедившись, что все приготовлено к пуску мотора и что вблизи винта нет людей или каких-либо предметов, устанавливает винт на компрессию и произносит: "контакт". На этот сигнал бортмеханик отвечает: "есть контакт, от винта" (включает зажигание, одновременно нажимая кнопку вибратора, или вращает пусковое магнето).


В книге  Лебедева «Самолет У-2. Учебник для летных школ ВВС РККА»,  1937 г. процесс запуска описывается так:
Заняв место в самолете, летчик (техник) командует: «К заливке».
Моторист спрашивает: «Выключено?»
Получив ответ, подтвержденный одновременным выбрасыванием обеих рук в стороны, моторист берется за лопасти винта и проворачивает его по ходу; в это время летчик (техник) производит заливку мотора с помощью заливного насоса.
По команде летчика (техника) «К запуску», моторист ставит винт на компрессию и громко докладывает: «Контакт».
После этого летчик (техник) командует: «От винта».
Моторист отвечает: «Есть контакт» и одновременно с рывком винта отбегает в сторону; в этот же момент летчик (техник) вращает ручку пускового магнето и мотор начинает работать.


Несколько иначе этот процесс описан в книге Вотинцева, Иванова «Авиационный мотор М-11»,  1941:
Авиатехник, запускающий мотор, проверяет, действительно ли выключено зажигание, и подает команду стоящему у винта мотористу: «Выключено». Стоящий у винта моторист отвечает: «Есть выключено» и становится против стоек правой полукоробки.
После этого авиатехник подает команду «Провернуть винт к заливке», моторист отвечает: «Есть провернуть винт к заливке» и проворачивает винт по ходу для засасывания смеси. Авиатехник во время проворачивания винта производит заливку мотора с помощью шприца.
После заливки мотора авиатехник подает команду: «К запуску». По этой команде моторист отвечает6 «Есть к запуску», ставит винт на компрессию в положение, удобное для последующего проворачивания, прекращает вращение винта и подает команду авиатехнику: «Внимание». Авиатехник отвечает: «Есть внимание», при этом берется правой рукой за рукоятку пускового магнето, а левой — за лапку переключателя, перенося взгляд на левую сторону перед самолетом.
Моторист, преодолевая компрессию, проворачивает винт, отбегает в левую сторону, становится против стоек полукоробки и подает команду: «Контакт». Авиатехник, следя за лопастью винта и убедившись, что моторист успел отбежать в сторону, отвечает: «Есть контакт», включает зажигание и быстро вращает пусковое магнето.
Как только мотор запустился, рычаг управления дросселем переводится на малый газ.


Легко заметить, что в одном случае фразу «Есть контакт» произносит моторист, а в другом — техник (летчик). А команда «От винта» во втором варианте вообще отсутствует.

В Курсе летной подготовки военных авиашкол первоначального обучения ВВС КА 1941 года (КУЛП-41)  описан третий вариант, в котором отсутствует фраза «Есть контакт»:

Летчик: «К заливке»
Моторист: «Есть к заливке». «Выключено?»
Летчик: «Выключено» - руки вверх в стороны.
Моторист: проворачивает винт и производит заливку.
Летчик: «К запуску».
Моторист: «Есть к запуску». «Внимание!»
Моторист: проворачивает винт по ходу, отбегает в сторону от плоскости вращения винта и подает команду «Контакт» - правая рука вверх.
Летчик: «От винта».
Моторист: «Есть от винта».
Летчик: включив контакт, вращает пусковое магнето.

Подробное описание процесса запуска двигателя приводится в Наставлении по экплоатационно-технической службе ВВС КА 1940 года (НЭТС ВВС 40):

При запуске мотора электроинерционным стартером авиатехник или летчик, запускающий мотор, подает команду «Провернуть винт». Моторист перед проворачиванием воздушного винта громко спрашивает «Выключено?» и, по получении от сидящего в кабине ответа «Выключено», проворачивает воздушный винт за лопасти несколько раз (команды дублируются сигналами рук).
После заливки мотора топливом сидящий в кабине, приготовившись к запуску, подает команду; «От винта». Моторист, убедившись в том, что вблизи воздушного винта никого нет, отходит в сторону от винта и отвечает: «Есть от винта». Получив ответ, сидящий в кабине включает электроинерционный стартер и производит запуск.

При запуске от инерционного стартера с ручным приводом раскрутка маховика стартера производится до характерного звука высокого тона, который издает вращающийся маховик.
Раскрутив маховик, лица, вращающие рукоятку стартера, быстро вынимают ее и выбегают к правой плоскости самолета. Старший из них прикладывает руку к головному убору и подает команду «Контакт», сидящий в кабине отвечает: «Есть контакт», включает зажигание и стартер.

При запуске мотора от автостартера моторист громко спрашивает сидящего в кабине: «Выключено?» После ответа «Выключено» сцепляет хобот автостартера с храповиком воздушного винта, а затем отходит к правой плоскости. Повернувшись лицом к сидящему в кабине, громко произносит: «Есть стартер». Сидящий в кабине подает команду «От винта». Моторист, убедившись в том, что у винта никого нет и тормозные колодки на месте, отвечает: «Есть от винта», после чего поднимает правую руку вверх и подает команду: «Контакт». Шофер, дав два коротких отрывистых сигнала, плавно включает сцепление автостартера. Сидящий в кабине включает зажигание после того как воздушный винт сделает 2-3 оборота.


6420405.jpg
 
Как бы-то небыло смысел один. Во все времена задача, и соответственно инструкции, были сделаны для того что-бы уберечь людей от попадания в зону вращения ВВ. Времена сейчас другие и ручным запуском пользуются считаные еденицы самолётов( хотя я запускал вручную С-152 и С-172, когда садился аккумулятор) и сейчас услышить команду: " контакт - есть контакт - от винта!" надо умудриться. В основном слышишь: " от винта!"
 
Поэтому все Цессны, Пайперы, Бичкрафты [highlight]и другие импортные поршневые самолёты[/highlight] моторы глушат путём выработки топлива из двигателя(ставим малый газ и убираем смесь) и только после остановки двигателя выключаем магнетто/зажигание. 
Rotax - выключением магнето.
 
Не знаю про Rotax(никогда на самолётах с ним не летал) возможно на его карбюраторе стоит высотный коректор вместо ручного регулятора смеси и поэтому его нельзя "заглушить" путём "отрубания" подачи топлива к двигателю. Как и на Як-18Т, Як-52 и других. И опять я пишу "Других" а не на всех!
 
Цитата:
Коли за рюмкой чая, то за столом звучат команды: Контакт! Есть контакт! От винта! и дальше идет дегустация...
Мало того, что не понятно, какие команды даёт КВС, а какие наземный авиатехник(моторист), но и ещё вызывает сомнение последовательность команд ввиду явной нелогичности.

В литературе подобную последовательность команд встречал только в Наставлении по летной службе на воздушных линиях СССР 1935 г.:
Ну, ясно, нет согласия в рядах авиаторов - одни пьют под последовательность, определённую «Наставлением по летной службе на воздушных линиях СССР» изд. 1935 г., у других, МАИёвцы, например, этот ритуал в смысловой последовательности команд, непонятно чем определённой: Тост авиаторов (МАИ): http://maevec.ru/mairouse.html
Старый: - От винта!
Все: - Есть от винта! (Отводят руки в стороны, готовясь чокаться)
(В случае 4 факультета) Старый: - Радистам заземлить!
Все опускают руки со стаканами и касаются ими стола.
Старый: - Контакт!
Все: - Есть контакт! (Чокаются)

В литературе подобную последовательность команд встречал только в Наставлении по летной службе на воздушных линиях СССР 1935 г.:

В книге Лебедева «Самолет У-2. Учебник для летных школ ВВС РККА»,1937 г. процесс запуска описывается так:

Несколько иначе этот процесс описан в книге Вотинцева, Иванова «Авиационный мотор М-11»,1941:
Легко заметить, что в одном случае фразу «Есть контакт» произносит моторист, а в другом — техник (летчик). А команда «От винта» во втором варианте вообще отсутствует.

В Курсе летной подготовки военных авиашкол первоначального обучения ВВС КА 1941 года (КУЛП-41)описан третий вариант, в котором отсутствует фраза «Есть контакт»:

Да, хорошая ретроспекция, тут уж чувствуется явная близость процедур к изначальным, сырмяжным истокам (выражение, означающее простую и неприукрашенную, но глубокую истину)! Но, всё же интересно, как это было в самом начале, на заре авиации и чем были обусловлены варианты.
Пришлось задаться целью и найти ещё более ранний источник процедур запуска авиадвигателя.
Вот как этот процесс описан в журнале «Вестник воздушного флота» 1925 года издания:

ПРОФЕССОР Б. М. ЛОБАЧ-ЖУЧЕНКО. КАК УСТРОЕН И PАБOТАЕТ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ: http://scilib-avia.narod.ru/AEngines/AEngines.htm
БИБЛИОТЕКА КРАСНОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА
ПЕРВАЯ СЕРИЯ
ИЗДАНИЕ ЖУРНАЛА «ВЕСТНИК ВОЗДУШНОГО ФЛОТА»
МОСКВА — 1925 — ЛЕНИНГРАД
VIII. ПУСК ДВИГАТЕЛЯ В ХОД И РАБОТА ЕГО В ПОЛЕТЕ.
После выполнения вышерассмотренных операций для подготовки двигателя к пуску:
- у двигателей, не имеющих пускового магнето, ставят рычаг опережения на самое позднее зажигание;
- у двигателей же с пусковым магнето включают последнее в цепь зажигания, открывают кран бензинового бака и, если бак расположен ниже карбюратора, то в него подкачивают воздух ручным воздушным насосом.
Двигатель запускается мотористом, стоящим на земле у самолета. Моторист в этом случае должен соблюдать следующие предосторожности:
- почва, на которой он стоит, не должна быть скользкой, например, от масла;
- одежда не должна быть распахнута, иначе ее может втянуть винтом.

[highlight]После этого моторист спрашивает летчика «готово?».
Когда тот ответит «готово», моторист спрашивает: «выключен?» (подразумевая контакт, которым летчик замыкает на коротко первичную цепь магнето).
После того, как летчик ответит «выключен», моторист быстро вращает руками винт; сделав три-четыре оборота, чтобы произошло всасывание смеси во все цилиндры, затем отскакивает от винта и кричит «контакт».
Летчик отвечает «есть контакт», включает в действие рабочее магнето, т.е. прекращает замыкание на короткую первичной цепи магнето. После этого магнето начнет давать искры в цилиндрах и двигатель должен заработать.[/highlight]

Если двигатель имеет пусковое магнето, то переключатель, управляющий включением пускового и рабочего магнето, при поворачивании двигателя вручную за винт ставится на положение, при котором и рабочее и пусковое магнето выключены, а уже после команды «контакт» ставится в такое положение, при котором в цепь зажигания включено пусковое магнето.

Если двигатель снабжен пусковой рукояткой, то мотористу не приходится принимать вышеизложенные предосторожности, и, одновременно с сцеплением пусковой рукоятки с валом двигателя, начинает работать пусковое магнето и посылать искры в цилиндры двигателя. 

После того как двигатель пущен в ход, дают двигателю сначала проработать малым ходом, чтобы масло стало от нагревания достаточно жидким и поспевало протекать по маслопроводам к трущимся частям, иначе могут нагреться подшипники двигателя.

После этого прибавляют число оборотов двигателя до полного и одновременно переводят зажигание на более раннее до тех пор, пока двигатель работает еще спокойно и не начинает еще стучать. Установив раннее зажигание, дают двигателю проработать 4—5 минут, наблюдая за счетчиком оборотов, масляным манометром и давлением воздуха в бензиновом баке. При каждом пуске двигателя в ход, контролируют исправную циркуляцию охлаждающей воды и ее температуру, которая должна быть 60—70°.

Ну, вот, здесь ясно видно, что вначале моторист выполняет мысленную команду самому себе «От винта», отскакивая от оного,  отскочив, кричит лётчику «контакт», на что летчик отвечает «есть контакт», включая рабочее магнето, от искры которого поджигается смесь и винт начинает вращаться.
Кстати, однажды, таким образом, без стартера, а только включив зажигание у моей ВАЗ-2108 завёлся двигатель 🙂

А вообще, что бы тему не поместили во флуд, болтовню и споры, полезно было бы на основе представленного здесь выработать команды при запуске двигателя одним пилотом и пилотом и внешним запускающим, например, дельталёта, вот было бы полезно.

coversm.jpg
 
Не знаю про Rotax(никогда на самолётах с ним не летал) возможно на его карбюраторе стоит высотный коректор вместо ручного регулятора смеси и поэтому его нельзя "заглушить" путём "отрубания" подачи топлива к двигателю. Как и на Як-18Т, Як-52 и других. И опять я пишу "Других" а не на всех!
Есть и "другие импортные поршневые самолёты", например с двигателями ЛОМ ПРАГА, а также дизельные, останов которых так же производится выключением зажигания)).
 
Пришлось задаться целью и найти ещё более ранний источник процедур запуска авиадвигателя.

Тогда уж так:

Как только вы уселись на пилотский стул, механик, открыв краник у бензина, занял место у пропеллера, а двое рабочих (или один)  встали у хвоста аппарата, чтобы до поры до времени удерживать его, рвущегося при работе винта вперед, на одном месте. Вам предстоит сделать следующее:
1. открыть кран от масла, причем количество его регулируется особой пробкой и идет оно в цилиндры мотора под давлением воздуха, для чего вы должны при помощи особой помпочки подкачать воздуха, доведя его давление, показываемое манометром, до 3-х атмосфер;
2. перебросить ручку от воздушных клапанов мотора вперед
3. притянуть колокол управления к себе (…)

Ваши ноги поставлены на педали от руля направления, а руки оперлись на колесо (колокол) управления. Механик, влив из масленки бензина в цилиндры мотора,  делает от руки 2-3 оборота пропеллера, затем дает вам сигнал: «включите!», вы:
4. нажимаете кнопку зажигания. Не делайте это раньше подачи сигнала: механику оторвет руки.
Мотор заработал.


Источник: пилот-авиатор П.А. Кузнецов. Обучение летанию на аэроплане. Одесса, 1910 г.
 
Как только вы уселись на пилотский стул, механик, открыв краник у бензина, занял место у пропеллера, а двое рабочих (или один)встали у хвоста аппарата, чтобы до поры до времени удерживать его, рвущегося при работе винта вперед, на одном месте. Вам предстоит сделать следующее:1. открыть кран от масла, причем количество его регулируется особой пробкой и идет оно в цилиндры мотора под давлением воздуха, для чего вы должны при помощи особой помпочки подкачать воздуха, доведя его давление, показываемое манометром, до 3-х атмосфер;2. перебросить ручку от воздушных клапанов мотора вперед3. притянуть колокол управления к себе (…)Ваши ноги поставлены на педали от руля направления, а руки оперлись на колесо (колокол) управления. Механик, влив из масленки бензина в цилиндры мотора,делает от руки 2-3 оборота пропеллера, затем дает вам сигнал: «включите!», вы:4. нажимаете кнопку зажигания. Не делайте это раньше подачи сигнала: механику оторвет руки. Мотор заработал. 

Какая прелесть! 😀 Умели же излагать!
 
Тогда уж так:
Ваши ноги поставлены на педали от руля направления, а руки оперлись на колесо (колокол) управления. Механик, влив из масленки бензина в цилиндры мотора,делает от руки 2-3 оборота пропеллера, затем дает вам сигнал: «включите!», вы:
4. нажимаете кнопку зажигания. Не делайте это раньше подачи сигнала: механику оторвет руки.
Мотор заработал.
Источник: пилот-авиатор П.А. Кузнецов. Обучение летанию на аэроплане. Одесса, 1910 г. 
Отлично!
Тема: "От винта! Контакт! Есть контакт!" так же как и "Контакт! Есть контакт! От винта!" раскрыта полностью и со всеми обоснованиями!
 
Как бы-то ни было, смысл один: во все времена задача, и, соответственно, инструкции были сделаны для того, что бы уберечь людей от попадания в зону вращения ВВ.
Времена сейчас другие и ручным запуском пользуются считанные единицы самолётов (хотя я запускал вручную С-152 и С-172, когда садился аккумулятор) и сейчас услышать команду: "контакт - есть контакт - от винта!" надо умудриться.
В основном слышишь: "от винта!"

Нет, времена в СЛАшной авиации, как раз те - запуски очень похожи на те, что были и сто лет назад, а вот команды и их смысл позабылись начисто.

Подтверждение сказанному - вот это видео:

[media]http://youtu.be/UagWVH38D0U[/media]​
 
Надо просто прокричать проп клиар блеать!!! :IMHO
Кто на супостатской технике летает.
С уважением.
 
Если сидишь в кабине и просишь человека сделать что-либо в зоне ВВ, то необходимо взять за правило показывать ему ключи. А тому, соответственно, выработать рефлекс - не начинать работу, пока их не увидел. Ну и жесты "рука вверх с отмашкой" (лётчик), "рука по направлению движения" (выпускающий) при начале руления - тоже крайне приветствуются
 
Если сидишь в кабине и просишь человека сделать что-либо в зоне ВВ, то необходимо взять за правило показывать ему ключи. А тому, соответственно, выработать рефлекс - не начинать работу, пока их не увидел. Ну и жесты "рука вверх с отмашкой" (лётчик), "рука по направлению движения" (выпускающий) при начале руления - тоже крайне приветствуются

Начинающим я бы сразу посоветовал изучать и использовать ICAOшные сигналы для пилота и встречающего, которые будут поняты во всем мире, если придется летать в большие порты или заграницей.
 
Назад
Вверх