Принцип действия сигнализатора состоит в следующем. Основ¬ными частями датчика (рис. 17) являются цилиндрический штырь, расположенный снаружи, и счетчик заряженных частиц 4, КОТОРЫЙ размещен в фюзеляже самолета. В штыре имеются радиоактивный источник 1 небольшой мощности и нагревательный элемент 3 про¬волочного типа.
Счетчик заряженных частиц по принципу действия представля¬ет собой газоразрядный прибор. Когда стенка штыря 2, обращен¬ная к окну 5 датчика, и это окно не покрыто льдом, то под дейст¬вием излучения радиоактивного источника газ в счетчике ионизи¬рован и поэтому счетчик имеет небольшое электрическое сопротивление. Когда стенка штыря или окно покрываются льдом, то он поглощает излучение радиоактивного источника, за счет чего ионизация газа в счетчике уменьшается, а его электрическое со¬противление увеличивается. При толщине слоя льда около 1 мм это увеличение сопротивления воспринимается электронным блоком как сигнал обледенения: электронный блок включает лампочку «Обледенение самолета» и нагревательный элемент штыря. Однако вследствие нагрева штыря лед с него сбрасывается и прекращает¬ся подача сигнала обледенения на электронный блок, который при этом выключает обогрев штыря и с некоторой задержкой — лам¬почку «Обледенение самолета».
В случае продолжающегося обледенения описанный процесс по¬вторяется и в результате задержки выключения лампочка «Обле¬денение самолета» горит непрерывно.
Так как температура газа в счетчике влияет на его ионизацию, то сигнализатор работает устойчиво только при температурах на¬ружного воздуха от —30° до +25°.
Сигнализатор РИО-2М питается от основных шин бортовой се¬ти постоянного, а также переменного однофазного тока. Он потреб¬ляет постоянный ток около 0,5 А и переменный — не более 2,6 А.
Предполетная проверка и включение. Перед полетом необходи¬мо убедиться в чистоте датчика, предварительно сняв чехол с его штыря. Следует помнить, что загрязнение датчика будет экраниро¬вать счетчик заряженных частиц, что равносильно наличию льда и вызовет нарушения в работе сигнализатора. После осмотра дат¬чика следует включить АЗС-2 «Сигнализация обледенения», кото¬рый установлен на щите АЗС и защищает цепь питания сигнализа¬тора по постоянному току.
Для проверки работоспособности сигнализатора необходимо пе¬реключатель на правой панели приборной доски установить на 2—
3 мин в положение «Контроль», в результате чего кратковременно загораются лампочки «Обледенение самолета» и «Контроль РИО». По истечении указанного времени переключатель установить на 2—4 с в положение «Отключено», а затем: опять в положение «Конт¬роль». Должны повторно загореться на 22±7 с лампочка «Обледе¬нение самолета» и на 10±4 с — лампочка «Контроль РИО». По¬вторное загорание лампочки «Контроль РИО» свидетельствует об исправности цепи обогрева датчика.
После погашения лампочек переключатель следует опять уста¬новить в положение «Отключено», а сигнализатор РИО-2М нужно включать в работу на исполнительном старте (переключатель ус¬танавливается в положение «Сигнализация обледенения»). При этом необходимо иметь в виду, что сигнализатор работает устойчи¬во через 15 мин после его включения.
При отказе сигнализатора в полете следует проверить, вклю¬чен ли АЗС-2 «Сигнализация обледенения» на щите АЗС и заме¬нить предохранитель СП-5, который установлен на панели пере¬менного тока и защищает цепь питания сигнализатора.
Сигнализатор РИО-2М выключают после посадки самолета (на рулении), устанавливая переключатель «РИО-2М» в положение «Отключено».
И. Е. БОНДАРЧУК, В. И. ХАРИН
"Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета Ан-24"
Москва «Транспорт» 1975
Только что это за СЛА такой , с такими прибабахами :-?