Andrey Ivanov
Я люблю самолеты, небо и людей!
- Откуда
- Москва
Возвращавшийся в навигацию 1929 г. из устья реки Колымы пароход «Ставрополь» в проливе Лонга встретил трудно проходимые льды, был затерт ими и остался на зимовку, находясь в 6 км западнее мыса Северного (Мыс Шмидта) — в Северном Полярном море (Чукотское море).
Американская шхуна «Нанук» из Сеатля, принадлежащая промышленнику Олафу Свенсону, тоже возвращавшаяся из Нижне-Колымска обратным рейсом с грузом пушнины, зазимовала в развилке мыса Северного, став более благоприятно, чем «Ставрополь».
На «Ставрополе», кроме штатного количества команды, находилось около 30 человек пассажиров, в том числе 4 женщины и 3 детей. Капитан судна П. Г. Миловзоров был остро болен гнойным плевритом, и обязанности капитана нес старший помощник т. Алексеев. Зимовка шхуны «Нанук» приносила Свенсону огромные убытки из-за невозможности реализовать пушнину на аукционах зимы 1929/30 г., вследствие чего он решил перебросить груз со шхуны до ближайшего порта на американском берегу воздушным путем.
Выполнение воздушной переброски взяло на себя авиационное общество «Аляска Эруэйс», во главе которого стоял известный американский полярным летчик — полковник Эйелсон, выполнявший обязанности генерального директора и пилота.
Общество «Аляска Эруэйс» запросила через соответствующие американские власти разрешение у советского правительства на право производства полетов над нашей территорией. Получив это разрешение, оно приступило в первых числах ноября 1929 г. к выполнению задания.
Положение парохода «Ставрополь», зазимовавшего в открытой бухте мыса Северного, внушало опасение за благополучный выход из льда весной 1930 г., а поэтому капитан и пассажиры судна возбудили ходатайство перед Совнаркомом Союза о разгрузке парохода от пассажиров воздушным путем.
Постановлением СНК Союза была организована спасательная экспедиция по оказанию помощи пароходу «Ставрополь», во главе которой был поставлен капитан ледореза «Федор Литке» К. А. Дублицкий. Начальником летной части экспедиции был назначен М.Т. Слепнёв.
По выработанному арктической комиссией плану экспедиция должна была выполнить свою работу следующим образом: общество Добролет выделяет из состава якутской линии два самолета «Юнкерс» «W-33» с экипажем, снабжает экспедицию техническим авиаимуществом и горючим и отправляет во Владивосток к 30 октября 1929 г.
К этому же сроку дальневосточный судоремонтный завод должен срочно выпустить из ремонта ледорез «Литке» с тем, чтобы 1 ноября он вышел из Владивостока в полярный рейс к Чукотскому полуострову и 18-узловым ходом пришел в бухту Провидения 15 ноября. Там авиаэкспедиция в 2 дня сгружает, собирает свои самолеты, приступает 17 ноября к летной рабо те и оканчивает ее 27 ноября, к наступлению на мысе Северном полярной ночи. Таков был план.
В состав экспедиции вошли: пилот самолета № 177 Слепнев М. Т., бортмеханик Фарих Ф. Б., пилот самолета № 182 Галышев В. Л., бортмеханик Эренпрейс И. М., бригадир т. Бочарников, моторист бригады т. Агеенко.
Из состава парка якутской линии были выделены: самолеты «Юнкерс» «W-33», №№ 177 и 182; комплекты шасси поплавковых и сухопутных (лыжи, колеса, поплавки); два сменных мотора, винты, запасные части к моторам и самолетам; 7 тонн бензина и масла.
Американская шхуна «Нанук» из Сеатля, принадлежащая промышленнику Олафу Свенсону, тоже возвращавшаяся из Нижне-Колымска обратным рейсом с грузом пушнины, зазимовала в развилке мыса Северного, став более благоприятно, чем «Ставрополь».
На «Ставрополе», кроме штатного количества команды, находилось около 30 человек пассажиров, в том числе 4 женщины и 3 детей. Капитан судна П. Г. Миловзоров был остро болен гнойным плевритом, и обязанности капитана нес старший помощник т. Алексеев. Зимовка шхуны «Нанук» приносила Свенсону огромные убытки из-за невозможности реализовать пушнину на аукционах зимы 1929/30 г., вследствие чего он решил перебросить груз со шхуны до ближайшего порта на американском берегу воздушным путем.
Выполнение воздушной переброски взяло на себя авиационное общество «Аляска Эруэйс», во главе которого стоял известный американский полярным летчик — полковник Эйелсон, выполнявший обязанности генерального директора и пилота.
Общество «Аляска Эруэйс» запросила через соответствующие американские власти разрешение у советского правительства на право производства полетов над нашей территорией. Получив это разрешение, оно приступило в первых числах ноября 1929 г. к выполнению задания.
Положение парохода «Ставрополь», зазимовавшего в открытой бухте мыса Северного, внушало опасение за благополучный выход из льда весной 1930 г., а поэтому капитан и пассажиры судна возбудили ходатайство перед Совнаркомом Союза о разгрузке парохода от пассажиров воздушным путем.
Постановлением СНК Союза была организована спасательная экспедиция по оказанию помощи пароходу «Ставрополь», во главе которой был поставлен капитан ледореза «Федор Литке» К. А. Дублицкий. Начальником летной части экспедиции был назначен М.Т. Слепнёв.
По выработанному арктической комиссией плану экспедиция должна была выполнить свою работу следующим образом: общество Добролет выделяет из состава якутской линии два самолета «Юнкерс» «W-33» с экипажем, снабжает экспедицию техническим авиаимуществом и горючим и отправляет во Владивосток к 30 октября 1929 г.
К этому же сроку дальневосточный судоремонтный завод должен срочно выпустить из ремонта ледорез «Литке» с тем, чтобы 1 ноября он вышел из Владивостока в полярный рейс к Чукотскому полуострову и 18-узловым ходом пришел в бухту Провидения 15 ноября. Там авиаэкспедиция в 2 дня сгружает, собирает свои самолеты, приступает 17 ноября к летной рабо те и оканчивает ее 27 ноября, к наступлению на мысе Северном полярной ночи. Таков был план.
В состав экспедиции вошли: пилот самолета № 177 Слепнев М. Т., бортмеханик Фарих Ф. Б., пилот самолета № 182 Галышев В. Л., бортмеханик Эренпрейс И. М., бригадир т. Бочарников, моторист бригады т. Агеенко.
Из состава парка якутской линии были выделены: самолеты «Юнкерс» «W-33», №№ 177 и 182; комплекты шасси поплавковых и сухопутных (лыжи, колеса, поплавки); два сменных мотора, винты, запасные части к моторам и самолетам; 7 тонн бензина и масла.