Куда бы приткнуть мотор? (Авиац.археология-7)

albert

Я люблю строить самолеты!
Решил немного покопаться. Компоновок много, некоторые очень странные, но у всякой странности есть свои причины.

Самая распространенная компоновка – двигатель в носу фюзеляжа. Но и тут встречаются любопытные исполнения. У мотопланера Haufe Hawk (США, 1962) двигатель в нерабочем состоянии вместе с винтом поворачивался вверх на 80 гр., винт укладывался вдоль, окна охлаждения закрывались – и все для уменьшения сопротивления. Сейчас, конечно, предпочитают складные винты.





Вариант с двумя моторами рядом возник еще в 30-х. У самолета Лоугхэд «Олимпик» (1931) это позволило уменьшить дисбаланс тяги при отказе одного двигателя. Не прижился вариант, похоже, из-за увеличения миделя. Вопрос о выборе между одним мотором и двумя поменьше – вселенского масштаба, не хочется закапываться в него…





Последовало еще несколько подобных машин: Алькор C-6-1 (1937), Вагнер «»Трай-Пейсер» (1952) и др. Позже можно упомянуть польскую «Касиа», «Кри-Кри» и много других – два маломощных мотора вместо одного.







 

albert

Я люблю строить самолеты!
Ониши OS-G3 – «рекодсмен», 6 авиамодельных моторов. Здесь это явно было вынужденное решение из-за отсутствия нормального движка (наши самодельщики тоже иногда ставили моторы-«маломерки» от бензопил и пр.). В результате «японец» взлетал на скорости, на 5 км/ч выше скорости сваливания…







Экватор Эркрафт P-300 – первый вариант с трансмиссией до винта на киле. Кажется избыточно сложным, но выясняется, что это был самолет-амфибия, и винт вынесли подальше от брызг. Позже переделали по типу Лейк «Ренегейд» или Бе-103, установив пилон с мотором над центропланом. И проще, и места в фюзеляже прибавилось, но … «наступили на те же грабли», что у Бе-103.







Кабина в носу с прекрасным обзором – кто же не хочет, и мотор в центре фюзеляжа может крутить винт на хвостовой балке. Примеры - австрийский HB-3, наш «Стриж». Большой винт, защищенный от поломок и травы.







А у экспериментального X-26B – винт еще больше. Такая странная схема позволила установить крупный малошумный винт – ведь это ночной скрытный самолет-разведчик…

 
Последнее редактирование:

albert

Я люблю строить самолеты!
Немецкий B&F FK-11 (1997) – самолет-концепт с приводом винтов через ремни. Предполагалось уменьшение шума.



Идея использовать ремни – достаточно распространенная, вспомнить хотя бы вертолеты Артемчук АВ-1 или РорорВэй «Экзек» (привод хвостового винта через два последовательных ремня). Так же поступил француз Андрэ Старк на экспериментальной самоделке AS-37 (1977). Устройство видно на схеме. Это была попытка создать самолет-STOL с обдувом крыла малого удлинения, причем минимальных размеров (отсюда один двигатель). Но мощности 60 -100 л.с. было явно маловато.









Неизвестно, повлияли как-то наработки по FK-11, но в 2005 г. появился «Хай Перформанс» «Alekto» с двумя дизелями, приводившими через трансмиссии два винта на хвостовой части фюзеляжа. Построен только прототип.

 
Последнее редактирование:

albert

Я люблю строить самолеты!
Еще вариант компоновки – «толкачи», с винтом позади фюзеляжа. Как правило, цель – обеспечить минимум аэродинамического сопротивления. Ранние примеры – Mini-Imp и Micro-Imp, поздний – «летающий огурец» Celera 500L.









Схему с приводом через трансмиссию винта позади фюзеляжа очень любят авторы «летающих автомобилей», ну, или «народных самолетов» (США). Пример – Waco Model W. Здесь ценность в защите винта от столкновений и … пешеходов от винта.





Более радикальная компоновка – «тяни-толкай», с винтами впереди и позади фюзеляжа. На самоделках на такое идут только на скоростных машинах (двухмоторный Аэро Дизайн DG-1), или на рекордных. Рутановский «Вояджер» использовал передний мотор только по необходимости.



 

albert

Я люблю строить самолеты!
Очень необычным был японский концепт мотопланера Ниппи NP-100 (1976). Поршневой двигатель являлся частью импеллерной установки, «закопанной» в фюзеляже. В нерабочем состоянии впускные заборники-«жалюзи» на бортах фюзеляжа закрывались.





Если уж говорить о приводе с трансмиссией, то самый дикий пример, что попался мне - у вертолета Ландграф H-2 (США, 1944).



Для поперечной схемы напрашивается применение валов с коническими шестернями, но у создателя не было возможности найти или изготовить такие.

Конструктор не сдался и выдал привод, где на вращающемся диске по периметру стояли рым-болты с коушами на подшипниках. Два таких диска соединялись множеством стальных тросиков. И что характерно – установка работала, и вертолет летал!







Спасибо за внимание. Получился такой беглый взгляд на паноптикум, рыться в котором можно бесконечно.
 

мир

Продал опасную самоделку под видом нормального сам
Заблокирован
Откуда
Коломна
Извечная проблема компоновка винта. самая лучшая на мой взгляд это у самолета BD-5 Микро , оптимальное решение для толкающего винта.

4694593.jpg
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
Спасибо за внимание. Получился такой беглый взгляд на паноптикум, рыться в котором можно бесконечно.
Спасибо большое, очень интересно и познавательно. Если получится продолжайте.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Конструктор не сдался и выдал привод, где на вращающемся диске по периметру стояли рым-болты с коушами на подшипниках. Два таких диска соединялись множеством стальных тросиков. И что характерно – установка работала, и вертолет летал!
Когда-то я в разделе флуда открывал тему "Креативный идиотизм". Это он и есть!:ROFLMAO:
самая лучшая на мой взгляд это у самолета BD-5 Микро , оптимальное решение для толкающего винта.
РВ и РН без обдува имеют меньшую эффективность при малых скоростях, чем находящиеся в струе винта.
 

Рой

Я люблю строить самолеты!
В качестве дополнения к варианту "винт в фюзеляже" я бы добавил "винт в кольце, фюзеляж - центральное тело импеллера" - именно так скомпанован самолет Optica.

71904fbed3522166f48f1b447186015a157aa27407e6dee00e470b0fddc32b7c_1.jpg
 

Рой

Я люблю строить самолеты!
А ещё двигатель можно тупо запихнуть на хвост. Trislander.

BN-Trislander.jpg
 
самая лучшая на мой взгляд это у самолета BD-5 Микро , оптимальное решение для толкающего винта.
Толкающий винт на верхушке киля позволит использовать максимальный размер винта ;)
BD-5.png


Какие сюрпризы могут ожидать такой самолет (вектор тяги вполне может проходить через ЦТ)?
 
  • Великолепно!
Reactions: KAA

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Выше он был уже показан.

Какие сюрпризы могут ожидать такой самолет (вектор тяги вполне может проходить через ЦТ)?
Если вектор тяги будет проходить через ЦТ, то его вертикальная составляющая будет бороться с подъёмной силой крыла, которую потребуется увеличить.

Мотопланер "Истра". Винты в щелях крыла, перед закрылком. Двигатели "Вихрь" спрятаны в крыле.
 

мир

Продал опасную самоделку под видом нормального сам
Заблокирован
Откуда
Коломна
Истра мне знакома ещё в аэроклубные годы в Коробчеево облетывали. Летал очень сносно, моторы грелись, но исполнение было на высоте.
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы

albert

Я люблю строить самолеты!
Я старался подбирать машины, близкие самодельщикам.
В начале 20 века у немцев и англичан было столько монстров с трансмиссиями...
 
Вверх