МАИ-58 - опередивший время

Lori

CRI CRI #703
Откуда
Москва
Из книги "Летательные аппараты МАИ" (выделение курсивом - мое).

-----
В 1957 - 1958 гг. коллектив студентов-дипломников (Д. Пипко, С. Симонова - авторы проекта, В. Абрамович, Н. Мартиросов, В. Волошин и др.) во главе с руководителем темы А. И. Пьецухом проектировали легкий спортивный самолет МАИ-58.

По всем вопросам, возникавшим в процессе работы над новым самолетом, студентов консультировали Е. С. Войт, 3. А. Мелик-Саркисян, В. А. Манучаров. Самолет был выполнен по схеме "свободнонесущий низкоплан" с крылом малого удлинения типа "обратной чайки". В изгибах крыла установлены очень низкие основные стойки шасси в обтекателях. С одной стороны, это приближало крыло к взлетно-посадочной полосе и увеличивало экранный эффект за счет обратного V центроплана, а с другой - схема самолета позволяла применить воздушный винт большого диаметра - 1,78 м (т.е. лишь в 2,4 раза меньше размаха крыла). Такой удачной компоновке способствовал и рядный двигатель воздушного охлаждения с верхним расположением вала винта. Фюзеляж (максимальная ширина всего 0,6 м) являлся продолжением плоского капота двигателя. Почти сразу за фонарем кабина пилота переходила в стреловидный киль с Г-образным цельноповоротным стабилизатором. Руль поворота в нижней части выполнен был в виде хвостового обтекателя фюзеляжа и хвостового колеса, в котором размещалось управляемое (поворотное вместе с рулем поворота) колесо.

Строился самолет в 1958 г. в основном силами студентов в лаборатории кафедры конструкции и проектирования самолетов были изготовлены моторный макет, продувочные модели и образец для испытаний. Самолет имел очень небольшие размеры. Двигатель - четырехцилиндровый "Вальтер-минор" (105 л.с). Шасси неубираемое, в небольших обтекателях. На МАИ-58 впервые применено Т-образное оперение в сочетании со стреловидным килем и цельноповоротным стабилизатором, которые позднее стали широко использоваться на планерах и транспортных самолетах.

До летного образца аппарат окончательно не был доведен.
Самолет МАИ-58 стал удачным примером осуществления минимизации в легком самолетостроении, получившей в дальнейшем большое распространение (особенно после самолетов серии ВД-5). Кроме того, МАИ-58 имел хорошие перспективы для последующих модификаций (с сохранением взлетной массы в пределах 500 кг)
, т.к. на нем был использован двигатель, имевший ряд вариантов (140, 160, 180 и 210 л.с). Эти двигатели с унифицированными узлами крепления к самолету и незначительным увеличением массы различались лишь применением наддува, непосредственного впрыска топлива и увеличенным числом цилиндров (до шести).
-----

Размах крыла, м   4.00
Длина, м   4.05
Площадь крыла, м2   4.00
Масса, кг   
  пустого самолета   310
  максимальная взлетная   450
Тип двигателя   Walter Minor
Мощность, кВт  105
Максимальная скорость, км/ч   350
Крейсерская скорость, км/ч   275
Практическая дальность, км   1000
Экипаж, чел   1
 

Вложения

Lori

CRI CRI #703
Откуда
Москва
Проэкт,конечно интересный,но чуждый духу советского человека.  ;)
А, по-моему, как раз вполне соответствует духу. Не летал, но "удачным примером осуществления минимизации в легком самолетостроении" признан. :)
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Видимо этот "автожир" -наглядный продукт мЫшления поколения,выросшего на чипсах, компутерных играх и анимэ. А МАИ-58-продукт мысли их дедов. Почувствуйте разницу! ;D
Тема для диссертации по психологии.
 

m.arat

Я люблю строить самолеты!
Проэкт,конечно интересный,но чуждый духу советского человека.  ;)
А духу грамотного авиаконструктора? Мне например интересно было бы узнать мнение профессионала (так на глазок). Лично моё мнение - авантюра: крыло с малым удлиннением - большая посадочная скорость, в сочетании с экраном и малым плечом ГО и ВО - трудности в управлении на посадке, плюс ВО сильно затенено. Ещё цельноповоротный стабилизатор тоже "вещь непонятная". Не полетел, и слава богу. Я прав или не прав?
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Проэкт,конечно интересный,но чуждый духу советского человека.  ;)
А духу грамотного авиаконструктора? Мне например интересно было бы узнать мнение профессионала (так на глазок). Лично моё мнение - авантюра: крыло с малым удлиннением - большая посадочная скорость, в сочетании с экраном и малым плечом ГО и ВО - трудности в управлении на посадке, плюс ВО сильно затенено. Ещё цельноповоротный стабилизатор тоже "вещь непонятная". Не полетел, и слава богу. Я прав или не прав?
Да огромных проблем у самолета такой схемы не видно - будь он доведен до летного состояния,летал бы вполне уверенно.Плечо оперения малым не назовешь - оно вполне вписывается в классические размеры.Цельноповоротный стабилизатор (ЦПГО) непонятен разве,что Вам - на множестве самолетов самых разных размерностей и назначений ЦПГО применяется без каких-либо претензий (из малых,навскидку,"Дельфин",или немецко-украинский СТ).Посадочная скорость порядка 130 км/ч вполне на уровне.скажем,пилотажных самолетов Сухого:принимая во внимание,что маевский самолет стал бы испытывать летчик-испытатель очень приличного класса,а не студент;программа и методика летных испытаний была бы составлена профессионально,никакой опасности сверх любого нового самолета я просто не представляю себе.
А самолет закладывался,как скоростной при довольно маломощном моторе.
 

Volshebnica

Первым делом мы испортим самолеты......
Откуда
Химки
Но в стенах родного МАИ раньше почему-то рождались вполне рельные и хорошо летающие аппараты)))
Например планер (паритель) МАИ-60 гл.конструктор Махров В.П.
Планер прошел полный комплекс летных испытаний в ЛИИ (летчк-испытатель Сергей Анохин) и был рекомендован к серийному производству!!!
 

Вложения

Вован260

Я хочу построить самолет!...
Откуда
Загорянка
Сразу прошу прощения если кого-то обижу!!!
МАИ-уважаемый мной ВУЗ.НО кто сейчас учится в вузах и для чего?
Поступают за деньги и блату,сессии сдают за деньги.Откуда образованность?
Ведь знать-мало,надо этими знаниями пользоваться.
Многие и не думают идти работать по специальности,им нужна корочка из уважаемого вуза для трудоустройства на предприятия.
ВЕРЮ,всё плохое пройдёт и в МАИ вырастет процент идущих туда "по делу",будут придумывать,строить и удивлять.
ВЕРЮ,что в МАИ и сейчас есть талантливые молодые люди которые ещё о себе заявят гениальными идеями.
P.S.мечтал там учиться,но ума не хватило.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Везде и во все времена специалистов,способных к самостоятельной инженерной деятельности было куда меньше,чем выпускников профильных ВУЗов;те,кто приходил в МАИ за знаниями в авиации,могли,в принципе,получить все,что хотели,даже в самые смутные времена,могут получить их и ныне,хотя признаю - научный уровень МАИ все же несколько просел и еще только предстоит вернуться на уже занимаемые раньше позиции и идти дальше.
 

Кит

Один шаг до мечты... www.svoi-samolet.ru
Откуда
Москва
В точку! И хочу добавить, что 1-2% выпускников МАИ пишут диплом самостоятельно((((( За державу…..обидно
 

FunFly

Я люблю строить самолеты!
В точку! И хочу добавить, что 1-2% выпускников МАИ пишут диплом самостоятельно((((( За державу…..обидно
Извините, но уточняйте пожалуйста про какие факультеты Вы говорите. Я могу точно заявить, что на моторном факультете подавляющее большинство делают дипломы самостоятельно.
 

ais

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г.Краснодар
Но в стенах родного МАИ раньше почему-то рождались вполне рельные и хорошо летающие аппараты
Это все было в прошлой жизни....
и в МАИ вырастет процент идущих туда "по делу",будут придумывать,строить и удивлять.
Зачем придумывать...и кого удивлять...?
научный уровень МАИ все же несколько просел 
Не просел а его место заняли другие приоритеты обыкновенной "выживаемости человека" в той среде которая его окружает. Это нормальный процесс самосохранения....
 

ais

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г.Краснодар
Видимо этот "автожир" -наглядный продукт мЫшления поколения,выросшего на чипсах, компутерных играх и анимэ
ДА....А Вы попробуйте ЭТО продать как действующий аппарат??? Вот в чем фишка. Вложить меньше (можно почти ничего), а получить МНОГО :eek: 
 
Вверх