Мне сверху видно всё: обзор (Авиац.археология-9)

albert

Я люблю строить самолеты!
У первых аэропланов проблемы плохого обзора не существовало. Пилот сидел либо «на жердочке», либо в низком креслице, и мог смотреть во все стороны.
 

albert

Я люблю строить самолеты!

Но с ростом скоростей пилот оказался «упрятан» в фюзеляж, и об обзоре пришлось задуматься серьёзно. Первыми здесь были военные – успех в воздушном бою напрямую зависел от того, кто кого первым заметит. Авиаконструкторам пришлось учитывать их требования. На истребителе Kondor D.VI верхнее крыло имело разрыв для обзора верхней полусферы.

Теперь нам известно, во что обходятся такие «изыски» с точки зрения аэродинамических потерь, но тогда это представляли слабо. Более того, история повторилась и в межвоенный период: на истребителе Моран-Солнье M.S.325 по требованию ВВС у крыла было выполнено сужение в зоне стыка с фюзеляжем для улучшения обзора вниз. Это повлекло за собой установку подкосов крыла. Машина летала «так себе», пока не было доработано крыло.
 
Последнее редактирование:

albert

Я люблю строить самолеты!
У истребителя Анрио HD.6 (1918 г.) из-за компоновочных соображений пришлось выполнить вырез в верхнем крыле для пилота, невзирая на увеличение сопротивления, но обзор по сторонам все равно был плохим:

На военных самолетах обзор был нужен не только пилотам, но и стрелкам, что вызывало появление экзотических компоновок. На немецком бомбардировщике Сименс-Шуккерт R.III хвостовая часть была выполнена с большим вырезом для хвостового стрелка.
 

albert

Я люблю строить самолеты!

Если на крупных самолетах еще можно было рационально разместить пилота, то на авиетках выбор компоновочных решений был крайне ограничен. В 1925 г. Вилли Мессершмитт представил свой М.17:

Пилот и пассажир размещались в спартанских условиях, а обзором явно пожертвовали в пользу аэродинамики. С мотором в 26 сил самолет выдавал до 140 км/ч.
1672299984734.jpeg

Видимо, под влиянием М.17 в Польше, начиная с 1928 г., выпустили серию авиеток RWD.
 

albert

Я люблю строить самолеты!
RWD-1:


RWD-2:


RWD-3:


RWD-4:


Как видим, их всех отличала компоновка с практически нулевым обзором вперед. Мне непонятно, как на них летали, не имея перед глазами проекции капота на горизонт. (На кронштадтском «Дельфине» с рядным «Вальтером» специально сделали расширенный капот для удобства пилотирования, в отличие от чешских Z-42 и т.п.).
 

albert

Я люблю строить самолеты!
Продолжалось это увлечение вплоть до выпуска в 1931 г. рекордного RWD-7.



Самые жесткие требования по аэродинамике предъявляются к планерам. Вот как выглядела кабина на планере «Мустерле» (1929 г.):



Но на этом немцы не остановились, и появился рекордный «Фафнир» Липпиша (1930 г.):







Летать на такой технике могли только первоклассные пилоты.
 

albert

Я люблю строить самолеты!
К счастью, этот безумный период продлился недолго, и в середине 30-х гг. на планерах всё чаще стали появляться переплетные закрытые фонари. С ними тоже было не всё гладко: мешал переплет, целлулоид мутнел и царапался, имелись оптические искажения. На венгерском Роттер «Каракан» (1933) оставили вырезы в фонаре. (Смотреть, высунув голову, до самой земли – не рекомендуется).



Примерно также выглядел фонарь на Роттер «Немере» (1936):

 
  • Мне нравится!
Reactions: ASI

albert

Я люблю строить самолеты!
Помимо искажений, у закрытых фонарей появилась еще одна «напасть» - блики и переотражения.

(Проблема актуальна и по сей день. На «аэробусах» со «стеклянной кабиной» пилотам при полете на «эшелоне» приходилось надевать что-то вроде черных фартуков – блики на дисплеях от форменных белых рубашек забивали показания напрочь).

Радикально эти проблемы устранялись при использовании остекления с отрицательным наклоном, как, например, на Валти V-1 (1933 г.).

На фото – Джимми Дулиттл.

Однако рост скоростей заставил отказаться от этого новшества, продержавшегося несколько лет.

RWD-16 (1936 г.)
 

albert

Я люблю строить самолеты!
Такое остекление применялось на патрульном самолете «Arctic Tern» (1933 г.), который должен был летать на нефтепромыслах Аляски.


В поплавках-понтонах были оборудованы две кабины для наблюдателей. До эксплуатации не дошло, самолет разбился из-за остановки двигателя.

Гимном прекрасному обзору можно назвать самолет Эджли «Оптика» (1979 г.).


Кабина не просто с огромным остеклением, но еще и вынесена далеко вперед.
 

albert

Я люблю строить самолеты!
Идея вызревала давно, и стоит упомятуть о двух «Эксплорерах».

Первый – Abrams P-1 Explorer (1937):



Второй – Thurston TSC-2 Explorer (1972):



В Австралии фирма «Сибёрд» пошла по такому же пути, создав в 1989 г. «Seeker» (он же «Sentinel»).

 

albert

Я люблю строить самолеты!
И нельзя не вспомнить отличный дизайн отечественной «Сигма-4»:



Про перископ на самолете Линдберга, отклоняемые носы реактивных «Конкордов», Ту-144, Сухого Т-4 и так все знают.

Надеюсь, выпуск сойдет за «подарок под ёлочку». С наступающим!
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
Забыли про сумрачного немецкого гения.
He-111, FW-189 без привычных приборных досок.
Кажется так больше никто не делал.

f050893aaab53916c34febfedf1788a7.jpg


1e1f22c0e9b0a2ecfc6910bb3130714a.jpg


66ff92bc7058548b61c4ea48f46ca171.jpg
 

daredevil

хочу летать ночью
Откуда
Belarus, Minsk
Thurston TSC-2 Explorer по-моему самый удачный компромисс между обзором, комфортом, аэродинамикой и технологичностью.

По той же схеме выполнено остекление Bell-505. Обзор на нём очень хвалят, говорят, лучше, чем у робинсонов. Меньше кривизна - меньше искажений.
Image-1-Bell-505.jpg

Bell-505-Cockpit-aviationnepal.jpg
 

мир

Продал опасную самоделку под видом нормального сам
Заблокирован
Откуда
Коломна
RWD-1:


RWD-2:


RWD-3:


RWD-4:


Как видим, их всех отличала компоновка с практически нулевым обзором вперед. Мне непонятно, как на них летали, не имея перед глазами проекции капота на горизонт. (На кронштадтском «Дельфине» с рядным «Вальтером» специально сделали расширенный капот для удобства пилотирования, в отличие от чешских Z-42 и т.п.).
Чтобы дать на это ответ нужно быть пилотом, который прямо редко смотрит на посадке , а на взлете поставив самолет с небольшим скольжением всё прекрасно видно.
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
Чтобы дать на это ответ нужно быть пилотом, который прямо редко смотрит на посадке , а на взлете поставив самолет с небольшим скольжением всё прекрасно видно.
То есть косоглазым пилотом?
 

Рой

Я люблю строить самолеты!
То есть косоглазым пилотом?
При посадке на Бланке нужно смотреть на 15 градусов в бок на землю, тк приборы перекрывают обзор.

Из интересного забыли: Ил-20 - там летчик посажен прямо на двигатель, разные сумрачные проекты с переменным положением пилота - от выдвижных на СК-1 Бисновата и одной из Сталей Бартини до полностью поворотного на разных опытных вертикалках 50-х, проекты ВАЕ с полностью "стеклянной" кабиной, когда пилот находится в глубине корпуса лежа, и его окружают мониторы. Ну и конечно окно в полу: от Ju-87 до Су-26.
 
Вверх