Мотодельтаплан Е-16

Dmitrieff

Я люблю строить самолеты!
Я тоже свои 5 копеек вставлю в тему.
Задумался о приобретении нанотрайка после первых полетов с инструктором. Летать понравилось, захотелось иметь свой аппарат. Да такой, чтобы можно было просто собрать/разобрать, да ошибки прощал по возможности новичка.
Так вот. Помониторил я чуть-чуть интернет и нашел 3 варианта:
1. Белка
2. Аэрос
3. Е-16
Послал 3 письма. Е-16 ответил быстро, Аэрос - чуть дольше, Белка - позже всех.
Коваленко сразу подкупает двумя вещами - простотой и ценником. В итоге заказал я у него готовый мотодельтаплан с РМЗ-250 с "модернизированной" системой выпуска (резонатором), который, по его словам, способен выдавать дополнительную мощность. Это, вкупе с возможностью изменения УОЗ позволяет гарантированно "собирать" с РМЗ-250 25 сил, а, возможно, и больше (по словам Евгения, возможно и до 30 сил, но он точно сказать не может).
Я вообще к чему это. Мне, как новичку, и человеку, у которого и так полно дел НЕКОГДА заниматься модернизацией и постройкой своего аппарата, но при этом я не готов платить 2250 (мин цена тележки)+1985 (мин цена двигателя)+200 (винт)+3102 (крыло Фокс)=7537 ЕВРО (без растаможки и НДС - так отмечено в прайсе) за развлекуху выходного дня, когда я от силы буду летать 30 часов в год (а, скорее всего, и того меньше). Да, кстати, есть еще нанотрайк Пиксель от Аэркриайшнс. Он вообще в минималке 11400 евро стОит.
Вот если бы не было проекта Е-16, то я, скорее всего, не стал бы заморачиваться с тяжелым дельталетом, когда для сборки требуется помощник, да еще и физически сильный.
Теперь что касается исполнения (внешнего) и прочего. Тут, бесспорно Аэрос и Белка - фавориты. Е-16 на их фоне, мягко говоря, выглядит непрезентабельно. Достаточно топорная конструкция, никакого гламура и убирающегося шасси. Я бы хотел всем напомнить одну хорошую поговорку:"Неладно скроен, да крепко сшит." В свое время по молодости я как-то повелся на автомобиль, который был тоже красивым и модным, но теперь езжу на таком, который производится без особых изменений с 2001 года (Фиат Добло). Почему? Да потому что конструкция, решения и опыт эксплуатации оказались настолько удачными, что стабильный спрос на него сохраняется до сих пор. Очень простой, понятный и ремонтопригодный автомобиль. Так вот, я подозреваю, пошерстив интернет, что и Е-16 настолько же прост и понятен. Списался с несколькими обладателями Е-16. Все хорошо отзываются об аппарате и о конструкторе. Кстати, у меня есть еще один вопрос, качающийся "складываемости" Белки и АНТ. Ведь эти шарниры, во всяком случае мне так кажется, ухудшают прочностные качества аппарата. Естественно, Е-16 не без греха, как говорится, но что-то мне не хочется переплачивать неизвестно за что. Да, мне бы хотелось электростартер для РМЗ-250 и отсутствие батарейного питания зажигания. Да, мне бы хотелось, возможно, чего-то более интересное в плане двигателя и крыла. Но то, что предлагает Коваленко в плане доступности - несравнимо ни с чем. Вдумайтесь, он построил примерно 250 тележек для нанотрайков, занимается этим примерно 15 лет. Представляете, сколько вопросов, доработок, испытаний, полетов проведено на таких аппаратах? Лично у меня это вызывает доверие. Я не буду кривить душой. Возможно, если бы хотя бы примерно цена аппаратов Аэрос и прочих была бы хоть примерно равна (пусть чуть больше), я бы, возможно, и рассмотрел бы вариант покупки. Но при нынешних ценах (а особенно курсе евро) - извините. Более того, если бы Коваленко умел грамотно рекламировать свою продукцию, то он бы с потоком заказов не справлялся бы. А вот этот колхозный сайт, который есть у него, да информация в интернете (причем достаточно скудная), тем не менее, делает его реальным конкурентом для производителей нанотрайков. Интересно, сколько аппаратов АНТ продает Аэрос в России за год? Думаю, цифра соизмерима с Е-16. А теперь, когда, на Е-16 ставится РМЗ-250 - вполне себе адекватный движок, который позволяет развивать отличную тягу, да еще и очень конкурентный по цене, да с таким евро - добавьте чуть-чуть рекламы и начнут брать эти Е-16 как горячие пирожки. Особенно из-за рубежа.
 

Колушев Алексей

всегда стараюсь всему учиться
Когда по плану получаете? Мотивы понятны, очень интересна их дальнейшая реализация. Желательно, пошаговая - как получали, как собирали, как облетывали.
 

Dmitrieff

Я люблю строить самолеты!
Я планирую ехать в Нижний Новгород в апреле месяце, тогда и заберу. Готов-то он будет пораньше. Там 450 км до Ульяновска. При мне его облетают, погружу на прицеп - тут дело нехитрое. Главное, к этому времени навык не потерять. А то либо времени нет, либо погода нелетная. Питер в этом плане капризный. Обязательно потом напишу на форуме про Е-16 подробно что к чему - как собрали, как облетали, видео выложу на ютубе. Но это все не раньше мая-июня.
 

Dmitrieff

Я люблю строить самолеты!
Как мне по телефону объяснял Евгений - парящие полеты подразумевают электростартер и Симонини. Я бы, честно говоря, во всяком случае пока что не рискнул бы глушить двигатель в полете, а вот если заглохнет.........
думаю, ручным стартером воспользоваться будет сложновато....хотя не уверен, спрошу как-нибудь потОм.
Еще я попросил Евгения укомплектовать мой аппарат баком не в 10 литров, а в 20. Считаю это важным. ну хотя бы 15 литров - это минимум, на мой взгляд. Вот у Аэроса 18 литров бак.
 

EV

Я люблю строить самолеты!
Ручку над головой можно, но ...не нужно.
Если двигатель почему-то остановился в полете, то случилось это, как правило, не просто так. Завести его быстро вряд ли удастся. А потому наличие дергалок над головой нецелесообразно. К тому же это очень усложняет кинематику привода и его надежность.
Раньше мы это практиковали, но быстро поняли, что пользы от такой опции мало, а геморроя с отказами системы пуска много.
Если надеетесь выключать в полете с целью парить ?! Надо сказать, что любое крыло с тележкой уже не паритель, АД-качество всего 6 - 7. Разве только в сильных восходящих.
Гораздо практичнее это делать на холостых оборотах, мотор в полете на этом режиме едва слышно.
 

Dmitrieff

Я люблю строить самолеты!
Что-то я сомневаюсь в том, что двухтактный двигатель плохо слышно на холостых. да и смысл обороты сбрасывать до ХХ. как показывает практивка, двигатель часто глохнет именно на холостых из-за неустойчивой работы.
 

SVR

любитель
Откуда
Челябинск
Ерунда полная, нормальный двигатель нормально работает на холостых. С  Апогеем 14 я замечательно на такой тележке планировал, правда у меня Канадская Занзетерра стояла, но настроеный рмз тоже должен шептать...
Я конечно не знаю сколько у вас часов налета, но я даже с электростартером не решался глушить движек, а зачем, ну шепчет он себе тихоничко, шум ветра почти такой же на скорости 50-60 км\ч
 

Колушев Алексей

всегда стараюсь всему учиться
качество 6 - вполне себе неплохо, но, скорее, в термичку, достаточную для парения на тележке будет уже очень стремно.
 

Dmitrieff

Я люблю строить самолеты!
Ерунда полная, нормальный двигатель нормально работает на холостых. С  Апогеем 14 я замечательно на такой тележке планировал, правда у меня Канадская Занзетерра стояла, но настроеный рмз тоже должен шептать...
Я конечно не знаю сколько у вас часов налета, но я даже с электростартером не решался глушить движек, а зачем, ну шепчет он себе тихоничко, шум ветра почти такой же на скорости 50-60 кмч
У меня часов налета с гулькин хер. В вашей фразе главное слово "настроенный"
 

EV

Я люблю строить самолеты!
Вот именно, двигатель должен быть настроенный, отрегулированый. В том числе на ХХ. Без этого лететь не стоит.
 
как правило двухтактники воздушного охлаждения не любят длительной работы на ХХ.
С одной стороны может быть хуже охлаждение из за недостаточной прооизводительности крыльчатки охлаждения.
С другой, из за недостаточной температуры двигателя (парадокс?) происходит неполное сгорание топливной смеси, как следствие повышенное нагарообразование. Нагар,  отлагаясь, ухудшуат работу свечи зажигания, ухудшает теплоотвод от деталей цпг, при "накоплении" какого то "критического" количества нагара, он начинает отваливаться. Вот только к этому времени нагар не мягкий и бархатистый, а твердый. Попадая в зазор между поршнем и цилиндром вызывает задир ЦПГ.
  Со всем этим можно спорить, но это из практики работы с двухтактниками и их ремонта.

По Е-16, оригинала не встречал, у Ивана (OSS) переделанный. На мой взгляд, я на своей двухместной телеге быстрее и проще навешу крыло в одно лицо.

эх, было бы такое место, где много всего можно пощупать, хотя бы посмотреть как производится сборка/разборка. 
Как-то меня совсем не впечатлил процесс приведения в боевую готовность "Аватара" Ивана.
 

Dmitrieff

Я люблю строить самолеты!
Сергей, а сколько твоя телега весит, если не секрет? И сколько весит крыло?
 

Pisman

Постепенно твердеющий тряпколетчик
как правило двухтактники воздушного охлаждения не любят длительной работы на ХХ.
на парапланерных соревнованиях в 2000г я на половинке ижа налетал на 2х литрах больше 2,5часов. из них на на хх порядка 1,5ч.
 
Сергей, а сколько твоя телега весит, если не секрет? И сколько весит крыло?
телега у меня почти "Пегас" Обрезкова с сузуки ж10 и 25 л бензина в баке 183кг.
крыло "Грач" Марказена В.З.  50кг со слов производителя.
разгрузка телеги с прицепа, сборка крыла из 6м пакета - от остановки авто до вылета - 40 минут не спеша. обратный процесс 20 минут с погрузкой на прицеп. вожу на лыжах.
 

Вложения

на парапланерных соревнованиях в 2000г я на половинке ижа налетал на 2х литрах больше 2,5часов. из них на на хх порядка 1,5ч.
вероятно с периодическим "прожигом"?
в любом случае, я всего лишь озвучил указание производителя техники STIHL + собственные наблюдения из практики ремонта этой техники  ;). Каждый конечно решает сам как эксплуатировать принадлежащее ему добро.
 

EV

Я люблю строить самолеты!
По поводу мобильности двухместных телег весом до 200кг и крыльями весом 55-60кг.
Для справки: одноместная типа Е-16 с мотором весит 50кг, а крыло 26-28кг.
Телеге не нужен прицеп, подъемно-транспортные механизмы. Со всеми работами легко справится один человек. Подготовка к полету занимает 15 -20 минут. Погрузка-разгузка минут 5-7 . Требуется лишь легковое авто.
С ДВУХМЕСТКОЙ мы укладывались в погрузку-разгузку за время всегда более часа. И как минимум требуется  двое помощников.  Именно по этой причине некоторые пожилые пилоты избавляются от такого добра, силы не позволяют передвигать эту махину.
P.S. Ничего не имею против двухместных ( сам их строил), я лишь о мобильности аппаратов.
 
А крыло сколько по времени собирать и навешивать?
если вопрос ко мне, то: отдельный хронометраж не делал, но львиная доля из этих 40 минут уходит на то чтоб разобрать по размеру и вставить латы, + натянуть поперечину. Крыло навесить меньше пяти минут, от поставить собранное крыло перед аппаратом, до контровки крайнего болта подкоса.
С ДВУХМЕСТКОЙ мы укладывались в погрузку-разгузку за время всегда более часа. И как минимум требуется  двое помощников
;) видимо зависит от конструкции пилона? и телеги? врать и бить пяткой в грудь, мне вроде ни к чему - что есть - о том написал.
 

EV

Я люблю строить самолеты!
Сборка и навеска крыла Е-16 по хронометражу занимает без спешки 20 минут.
 
Вверх