Народные проекты по восстановлению самолётов за рубежом

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва
В связи с возникшей ситуацией вокруг Ил-14 «СССР», когда для спасения самолета потребовалось собрать миллион двести рублей, было много вопросов от наших читателей и жертвователей. А еще больше от тех, кто участвовать не хотел, но искал какой-то изъян или подвох. Сто раз говорить, что это нужно и важно конечно же утомительно. В таких случаях возникает мысль обратиться к западному опыту.
Сергей  и Алексей  более глубоко исследовали его и составили данный текст. Прочитав его, вы познакомитесь с Фифи, Конни, Гусём, Вулканом, также узнаете какой самолёт прозвали Rosinenbomber - дословно "изюмный бомбер".

Красавица по имени Конни нашла своего спонсора в лице часового бренда Брайтлин




Конечно же россияне не единственные в мире, кто сталкивается с проблемой финансирования восстановления и дальнейшего содержания больших исторических самолетов. Таких проектов много, и в большинстве случаев финансовых ресурсов владельцев хватает разве что на изначальное приобретение аппарата и запуск проекта, а дальше достаточно быстро наступает момент, когда без спонсорской помощи заинтересованных компаний и пожертвований сочувствующих частных лиц поддерживать самолет в летном состоянии становится невозможно. Ниже приведены несколько таких примеров из разных стран. О каждом из них можно написать отдельную публикацию - интересность и сложность этих проектов лично меня поражает. Вообще, в истории мировой авиареставрации можно найти такие истории, по которым спокойно можно снимать фильмы.  Надеюсь, мы когда-нибудь расскажем о них отдельно. И первыми кандидатами будут Glacier Girl и Kee Bird.



Гордость Британии
В Британии есть ровесник наших Ил-14 - реактивный бомбардировщик Avro Vulcan XH558. Первый полёт он совершил в 1960 году, служил в армии до 1993 года.


Вулкан прилетел на шоу в Фарнборо



Британия гордится Vulсan-ами – это были их единственные реактивные стратегические бомбардировщики - носители ядерного оружия, по своему значению для британцев сопоставимые наверное с нашим Ту-95. К тому же они строились еще полностью британцами без участия других стран НАТО.

В 1997 году небольшая команда отважилась начать проект, благодаря которому, этот самолет летает до сих пор и является единственным в мире летающим самолетом этого типа. С самого начала команда понимала, что проект будет очень непростым с технической и финансовой точек зрения.

К 2000 году команда определилась с техническими аспектами восстановления и заручилась поддержкой поставщиков необходимого оборудования и запчастей, но только к 2003 году им удалось без помощи государства собрать гигантскую сумму – почти 3 млн. фунтов!

Вулкан и королевская пилотажная группа Red Arrows


Благодаря энтузиазму команды и бесчисленным пожертвованиям компаний и частных лиц, а также помощи волонтеров, 18го октября 2007 года Вулкан впервые вновь поднялся в воздух спустя 10 лет с начала проекта и более 7 млн. фунтов, потраченных на восстановление!

Взлёт


И только с учетом не прекращавшегося потока пожертвований, порой достигавшего до нескольких сотен тысяч фунтов в год, после восстановления самолет участвовал уже в около 80 выставках (сравните объемы с нашими)! и мероприятиях.

Тормозной парашют


Поддержание такого большого и сложного самолета в летном состоянии обходится в копеечку – до начала следующего летного сезона им необходимо собрать 800 тыс. фунтов, из которых  сейчас собрано уже более 200 тысяч.




&nbsp


Официальный сайт | Новость на lenta.ru |
Страница на Фейсбук |
Статья в Википедии


&nbsp
 



Летающая крепость B-29 по имени ФиФи
Вряд ли найдется, тот кто не слышал об американских бомбардировщиках Б-29 Суперфортрес – да это те самые машины, которые сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Можно ставить под сомнение правильность их применения, но как самолеты они были выдающимися образцами передовых технологий поршневой эры военной авиации. Причем это признавали и у нас – бомбардировщик Ту-4 был полностью скопирован с Б-29.

Фифи прилетела на шоу в Мичиган



А в Штатах этот самолет – икона, им гордились, гордятся и будут гордиться! Но несмотря на такое восторженное отношение к концу 1960-х годов все Б-29 были списаны из ВВС и ни одной летающей машины не осталось. К такому печальному выводу пришли в некоммерческой организации Commemorative Air Force (ВВС Памяти), когда они решили добавить в свою коллекцию Б-29. ВВС Памяти поставили своей задачей сохранить в летающем виде для демонстраций на различных авиашоу как можно больше выведенных из ВВС самолетов в основном времен 2-ой мировой войны.

Получив отрицательный официальный ответ от ВВС, они не сдались, и в 1971 году частным пилотом была найдена большая свалка Б-29-х на одном из стрельбовых полигонов, где эти самолеты использовались как мишени. После длительного процесса переговоров и тонн переписки и документации ВВС дали возможность выбрать наиболее хорошо сохранившийся экземпляр и забрать его с полигона.



В кратчайший срок машина была выбрана, обслужена, насколько это было возможно, отремонтирована и своим ходом прошла более 2 тыс. км до штаб-квартиры ВВС Памяти. Затем началась кропотливая реставрация, растянувшаяся более чем на три года. Реставрация потребовала огромного количества времени волонтеров и не одной компании по сбору средств!

А с 1974 по 2005 года окрещенная «ФиФи» суперкрепость радовала и восхищала посетителей множества выставок по всей стране! С 2005 по 2010 год был вынужденный перерыв на доработку и замену двигателей, исторически считавшихся не очень надежными. В августе 2010 Б-29 вновь вернулся к ждавшим его фанатам и продолжил полеты на авиашоу, причем на него можно было смотреть не только с земли, но и занять место одного из членов экипажа!

Вместе с Фифи в строю летят истребители второй мировой - Мустанг, Лайтинг и Тандерболт.



К сожалению радость была недолгой – в 2012 году один из двигателей вновь потребовал сложного ремонта и замены. Поэтому сейчас начался новый этап сбора средств – им необходимо собрать 250 тысяч долларов США для того, чтобы ФиФи вернулась в воздух в следующем году!

Стоит отметить, что и обычные полеты недешевы – на один час полета требуется около 100 часов волонтерских работ и 10 тыс. долларов!

Также в рамках этого проекта восстановлен и летает B-24.




&nbsp


Официальный сайт:первый, второй |
Группа на Фейсбук |
Статья в Википедии


&nbsp
 



Последний изюмный бомбардировщик - С47

Вообще этот проект занимается сравнительно распространенным типом самолетов – С-47 или больше известным как DC-3. Но у этого самолета есть особенная история, которая важна для берлинской команды энтузиастов – это последний из «Изюмных бомбардировщиков» - самолетов участвовавших в малоизвестном у нас Берлинском Воздушном Мосте 1948-1949 годов. Хотя мы имели к нему самое прямое отношение. Но этот не тот эпизод истории, о которых принято рассказывать.


Архивная фото. Немецкие дети встречают изюмные бомбардировщики


Современая реконструкция событий с выброской воздушных подарков для детей


На протяжении многих лет самолет использовался для полетов на авиашоу и катания пассажиров, желающих прикоснуться к истории. В июне 2010 года ему пришлось совершить вынужденную посадку в аэропорту Берлина Шонефельд. При посадке машина была значительно повреждена, но из экипажа и пассажиров никто серьезно не пострадал.


В полёте


Катание туристов


Визит ветеранов



Только оправившись после катастрофы, группа пилотов и фанатов этого самолета решила, что они объединятся для восстановления самолета и возвращения к полетам. Как они говорят – «История Дугласа DC-3, который однажды обеспечил выживание многих берлинцев, должна быть живой!».

Восстановление в первую очередь зависит от финансирования – команда вкладывает свои собственные средства и с радостью принимает любые пожертвования – воспоминани
 

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва
Официальный сайт |
Страница на Фейсбук


&nbsp
 



Жестяной трехмоторный гусь
Начало этой истории, можно сказать, классическое – группа энтузиастов в штате Огайо объединилась вокруг благородной цели возобновить в регионе полеты Ford Tri-Motor. Самолеты этого типа в свое время (1930-1970) играли огромную роль в жизни этого региона, который отличает множество изолированных населенных пунктов, расположенных на отдельных островах. На них перевозились продовольствие и почта, люди летели на работу, даже школьники летели на Фордах утром в школу, а после школы возвращались домой!


Ford Tri-Motor в Аризоне


Катание туристов


Кабина


Салон



А вот продолжение истории в корне отличается от большинства проектов по восстановлению аналогичных транспортных самолетов. И главное отличие заключается в том, что у них не было старой машины, которою нужно было бы восстановить – однажды они получили от одного частного лица невероятное предложение. Он пообещал, что если найдется группа энтузиастов, которая будет готова построить такой Форд с нуля, то он предоставит им всю документацию, инструменты и большинство материалов. Стоит ли говорить, что от такого предложения не отказываются, и в 2004 году начались работы.


Постройка самолёта-реплики



Фонд поставил своей целью построить летающий экземпляр этого исторического самолета, а также возвести для него ангар и музей! Выполнение целей проекта как всегда зависит от щедрости людей, которым не безразлична история их региона, этого типа самолетов, авиации в целом.

Надо упомянуть, что аппараты подобного типа имеются в летающем виде. И на них можно даже отучиться и получить за 11 тысяч долларов отметку о типе (type rating).




&nbsp


Официальный сайт


&nbsp
 



Красавица Конни


Конни прилетела в Ля Бурже



Это, наверное, самый известный проект восстановления исторического самолёта. Прекрасный исторический и любимый многими самолет - Lockheed Super Constellation.  В лётном состоянии их осталось меньше, чем пальцев на руке. А ведь этот самолет был флагманом авиалиний в 1950-х и до сих пор многими ценителями авиации считается непревзойденным по элегантности и красоте форм.


В развороте


В кабине Конни. В дополнение к штатным приборам установлена панель современного GPS-навигатора.
http://img-fotki.yandex.ru
/get/4116/4918704.8f/0_a432c_7a7f2b8e_XL.jpg

До недавнего времени в Европе не было ни одной такой машины, но команда единомышленников из Швейцарии решила изменить эту ситуацию. Путь их оказался очень непростым. В 2000 году они нашли летающий экземпляр в Доминикане и перегнали его в США для ремонта и постановки на учет. К сожалению, несмотря на огромную проделанную работу, самолет не получили стандартной сертификации и из-за этого на нем нельзя было бы катать пассажиров.

Было принято решение остановить все работы над этой машиной и искать другую. Только в 2003 году им удалось договориться с владельцем еще одной Конни, и в 2004 году состоялся перелет из США в Швейцарию.


Открытка с Конни в окраске Люфтганзы и аэродромной машиной


Пассажирская кабина. Спартанская внешность объясняется военно-транспортным происхождением этого экземпляра Конни.


График сбора средств для осуществления планового ремонта моторов (actual engine repair program) - по состоянию на декабрь 2012 собрано 123 тысячи долларов.


В команде люди разных возрастов. На фото - юная девушка держит в руках собственную разработку: кронштейн для GPS-антенны, который будет закреплен на фюзеляже.



С тех пор самолет активно участвует в авиационных праздниках Европы. Множество людей вновь получили возможность подняться на нем в небо!

К счастью проект удалось в итоге найти крупного спонсора, но всех затрат и он не покрывает, поэтому, как и все остальные, команда с радостью примет любую помощь!


Спонсоры проекта. Главный спонсор - часовая компания Брайтлинг. По-видимому, самая популярная марка среди обеспеченных авиаторов: средняя цена хронометра около 5 тысяч евро. У Брайтлин также есть своя пилотажная группа, являющейся  крупнейшей из гражданских - 7 реактивных самолётов L-39.


Хронометр Breitling Navitimer Super Constellation, выпущенный ограниченной версией






&nbsp


Официальный сайт


&nbsp
 



Летающая история
Что можно сказать в заключение? Здесь перечислены всего 5 проектов из множества, участники которых так или иначе пытаются восстановить и сохранить историю авиации своих стран, живую память о тех далеких днях. Они хотят дать возможность молодому поколению не просто представлять и читать о том, как и что было, а лично участвовать и идти вперед, зная, с чего начиналась авиация.

Все такие проекты являются значительными вызовами как с технической, так и с финансовой точки зрения. Они стараются использовать на благо общего дела все возможности – привлекают отставных технических специалистов, продают сувениры, билеты на полеты и многое другое. Но ничего бы не получилось без поддержки со стороны бесчисленного количества людей, зачастую с авиацией никак не связанных, но готовых безвозмездно вкладывать свои сбережения, знания и самое дорогое – личное время!

И всем вызовам команды этих проектов могут ответить, что дорогу осилит идущий, а самолеты, они должны летать!




Перейти к списку публикаций об авиареставрации
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
Полностью  морально  поддерживаю  Андрея  Иванова.  Что  мы  без  истории,  пусть  каждый  задумается  об  этом.  Жаль,  что  у  нас  в  стране  ещё  не  совсем  правильно  сложилось  отношение    к  совсем  ещё  недавно  летавшей  технике.  Я  как  то  побывал  в  одном  из  клубов  и  увидел  на  стоянке  разваливающиеся  Ми1  и  Ми2  , а  я  ведь  совсем  вчера  еще  с  радостью  в  груди  летал  на  этой  технике.  Время  летит.
 
Вверх