Неспешное восстановление самолета ВИЛЬГА-35 А.

Andrresh

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Самара
Ремонт Вильги на этой ветке освещен в основном по "кузовщине " , извиняюсь за термин. Но там масса и других тем, например, электрооборудование, связь, интерком, гидравлика, пневмосистема, силовая установка.
Кузовщина она объёмна, но не сложна.
Я сейчас, кроме перечисленного, работаю над тормозами, помучился с разводкой шлангов на педалях, бьюсь с прокачкой, не получается, постоянно завоздушивается. Вот бы посмотреть как сделан этот узел на вашей Вильге, если вы вообще им занимались.
А есть описание процедур и фото тотого что делали с тормозами. Ветка про ремонт Вильни. Думаю не лишним было бы в одном месте все расположить , и электрику то же и связь.
В перспективе предстоит восстанавливать такой самолет. Ваш опыт бесценен.
Освещайте , не стесняйтесь и не взирайте.
 

Борис-52

Я люблю ремонтировать самолеты!
Откуда
Владивосток
Сразу видно в автосервисе работал, НЕТ такого омерзительного слова в авиации """КУЗОВЩИНА""
Лучше бы по существу, что-нибудь ответил. Проблему озвучил, если есть что сказать, пиши, нет - не пиши. Болтуны надоели.
 

eugene 1968

А вместо сердца пламенный мотор / борец с мошенник
Так что там с тормозной системой? Справились?
А не было мыслей поставить воздушные тормоза как на всех Як ах , ан2 , ми2 ?
Компрессор и воздушная система на самолете присутствует, может есть смысл ее пользовать по полной.
А на оси шасси можно ли одеть без особого переустройства колеса скажем от Як-12 , или они по больше в диаметре , тогда Ми-2 ? Никто не пробовал? Уж очень дифсит смотрю покрышки на вильгу , народ мучается , бескамерка вечно пропускает , трещины одолели , ну и диаметр по больше не повредит , ямы, кочки, кротинные норы легче проходить будет.
Как? Имеет мысль право на жизнь. Или все уже пройдено и раскритикованно?
 

Борис-52

Я люблю ремонтировать самолеты!
Откуда
Владивосток
Полагаю, что это не целесообразно, т.к. тормозной диск имеет малый диаметр и плечо (радиус),на которое действуют тормозные колодки также мало, а стало быть и мал тормозной момент . Тем более и нет вакуумного усилителя как на машине. Поэтому, зачем канителиться с переделкой если конструктивно из-за диска и физических возможностей пилота, тормоза не достаточно эффективны.
 

Санек74ru

Люблю прыгать с нормально летящего самолета.
Я так понял товарищ изучал возможность посадить на ось колеса Вильги, колесо от як12 и тем самым уйти от , как Вы тут говорите , не очень эффективной и хлопотной тормозной системы.
Тогда и тормозные моменты все будут соблюдены.
Массы ВС приблизительно одинаковы, воздушная система действительно присутствует.
Обладать дюжем здоровьем для ее работы не надо, единственно что .необходимо, это тщательно отрегулировать зазоры, чтоб колодки работали максимальной площадью , и следить за этим.
В общем вопрос в диаметре оси , хотя думаю можно и переварить на ось як12, проблем особых нет, ну и обустроить тормозную систему ПУ 7, дифференциалом , и будет счастье.
Ширина чуть кажется меньше, диаметр по более, значит ямки менее заметны , а лобовое сопротивление то же.
При большем диаметре будет немного больше нагрузка на коробчатый рычаг , ну думаю не такой силы как у Майкла на турбо Вильги Драго, где ему пришлось усиливать эту часть шасси. В одном из фильмов подробно эта операция опубликована.
. с 4 минуты ну а по теме усиления с 7 мин. 30 секунды.
 
Последнее редактирование:
Если уж про это ..то мои 5 копеек !
согласен в любом случае не нужно на пневмо переходить ,так как дисковые однозначно эффективней ! По шинам Вильга да есть проблемы ..одна из них -это нет их!
Я вот ка-то, адаптировал на Чмелак колеса от БРДМ, они же авиационные 700х250 диски магний,но вырвал с внутри половину корда,на вот на фото,сейчас точим на Вильгу ,Владу из Белгорода правда все не как не доделаем! на Чмелаке жидкостные но барабанного типа ,все хотел от Оки передний супорт для дисковых адаптировать ,в магазине ходил на них облизывался ,люминь не тяжелые и прочные и накладки всегда есть !
на втором фото с родным что то ,420Х 180

20190717_174738.jpg


IMG-20190223-WA0001.jpg


20190910_183914.jpg


IMG-20190223-WA0001.jpg
 

Санек74ru

Люблю прыгать с нормально летящего самолета.
Ну я так понял что тормозная система на Вильге весьма не совершенна и со стандартными колесами справляется с трудом, выше писали что требует физических усилий, типа на УАЗ без вакуумного усилителя. А с большим диаметром наверно совсем будет трудно.
Дисковые конечно эффективнее, спору нет , но они должны быть правильные, диаметр диска мне кажется должен быть по более, тогда и эффект будет , а на Вильге такое ощущение что тормозят у основания, хотя диаметр родных колес невелик и все должно работать нормально.

Так а что там с разводкой шлангов по педалям и завоздушиванием и прокачкой? Справились?
 

Борис-52

Я люблю ремонтировать самолеты!
Откуда
Владивосток
Вот вы мне объясните, пожалуйста, я подаю давление воздуха 10 кг на см2 в шланг, который идёт от главного цилиндра на тормозной педали, закрываю подачу и смотрю на манометр есть утечка или нет. Нет, давление не падает. Диаметр поршня в суппорте у колеса 45мм, т.е. 4.5 см, т.е. его площадь почти 16см2. Умножаем на 10кг, тормозное усилие 160 кг. Но я, хоть и с трудом, колесо проворачиваю, зазор в колодках минимальный. Возможно ли провернуть колесо если оно зажато с усилием 160 кг ?
Дальше, вы все знаете как на автомобиле устроена передача тормозного усилия ноги на педаль тормоза в автомобиле. Пятка хоть и на полу, но это не мешает дать ногу максимально возможно вперёд не носком ступни как на Вильге, а полной ступнёй. Разница существенная.
Заполняю систему гидрожидкостью АМГ10, прокачиваю, работаем вдвоём. Разбираюсь пока с левыми педалями. Левая правака давит как надо , т.е. не проваливается , левая КВС проваливается.
 

Санек74ru

Люблю прыгать с нормально летящего самолета.
Не должно быть ,так!!! На Вильге хорошие суппорта, накладки от нивы подходят почти ,у меня эти спорта на 55 стоят хорошо тормозят!!

Посмотреть вложение 511191
Ну и славно, но масса як55 и гружонной на химии вильги , Влад я так понял к химии ее готовит, по больше будет, хотя садимся пустыми ,ну и диаметр колеса у Вас совсем маленький, суппорт смотрится очень правильным .
Ну посмотрим что покажет эксплуатация у Влада ( Белгород) колес с повышенным диаметром.
Знаю что Удальчиков на як 12 с большими колесами уже поставил тормоза от як52 , там колодки прилегают по максимуму в отличии от родных як12, и перестали держать, ну а надежность и плавность воздушных тормозов я думаю по выше будет гидравлических , хотя в авиации принято за всем следить ,по этому надежность наверно одинакова.
В общем на вкус и цвет....
Хотя гидро наверно технологичней , позволяет добавлять еще суппорта тем самым можно увеличивать диаметр. Все Грунинские машины с М-14 имея воздушную систему , тем не менее тормоза гидравлические, на спрусе я так понимаю все есть , значит меньше колхоза, ну и желающим по колхозить есть авто ,можно применять , как про Оку было сказано, а по воздушным выбор невелик.
Screenshot_20220710_095523.jpg
 
Последнее редактирование:
Ну я так понял что тормозная система на Вильге весьма не совершенна и со стандартными колесами справляется с трудом, выше писали что требует физических усилий, типа на УАЗ без вакуумного усилителя. А с большим диаметром наверно совсем будет трудно.
Дисковые конечно эффективнее, спору нет , но они должны быть правильные, диаметр диска мне кажется должен быть по более, тогда и эффект будет , а на Вильге такое ощущение что тормозят у основания, хотя диаметр родных колес невелик и все должно работать нормально.

Так а что там с разводкой шлангов по педалям и завоздушиванием и прокачкой? Справились?

Можно полюбопытствовать, в чём её "несовершенство"? Исхожу из того, что тормозов всегда хватало. и во всех случаях...
 

Andrresh

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Самара
Да вот то же хотел услышать мнение, а понимание о несовершенстве то же сделал из выше сказанного.
Ну т.е все гуд ? Просто надо нормально отрегулировать и следить? Так?
А на сколько удобно тормозить ногами?
На Як52/18т/12 ,рычаг тормоза на ручке ( гашетка) так же и на Ан2, вертолетах Ка26.
Ни отсутствие ли навыков торможения ногами, как тут говорили, достаточные усилия, не они ли приводят к ошибкам на пробеге , циркулям и прочее ?
 
Да вот то же хотел услышать мнение, а понимание о несовершенстве то же сделал из выше сказанного.
Ну т.е все гуд ? Просто надо нормально отрегулировать и следить? Так?
А на сколько удобно тормозить ногами?
На Як52/18т/12 ,рычаг тормоза на ручке ( гашетка) так же и на Ан2, вертолетах Ка26.
Ни отсутствие ли навыков торможения ногами, как тут говорили, достаточные усилия, не они ли приводят к ошибкам на пробеге , циркулям и прочее ?
/// Просто надо нормально отрегулировать и следить?

Это само собой разумеется, система должна быть отрегулирована и вовремя обслуживаться. Как и прочие системы.

/// А на сколько удобно тормозить ногами?

Неудобств не замечено. Единственное - на Вильге нет штатного механизма стояночного тормоза. Если прогревать мотор без колодок, то приходится все время держать ногами. Если сильно неудобно - то можно поставить дополнительный гидравлический кран.

/// Ни отсутствие ли навыков торможения ногами...

Навыки начинают формироваться в процессе руления. Там есть свои нюансы, но они не от конструкции тормозов, а от хвостового расположения управляемого колеса и конструкции механизма его управления. На посадке тоже есть свои нюансы, но они вытекают из хвостового расположения колеса, а не из конструкции тормозов.

/// как тут говорили, достаточные усилия

Усилия торможения вполне достаточно, чтобы удерживать самолет на месте на взлетном режиме. Нагрузки на педали при этом минимальны. Речь идет, разумеется, об отрегулированной системе.

/// е они ли приводят к ошибкам на пробеге , циркулям и прочее ?

Нет. Не они.

----------

Я вообще не понял, о чем тут речь в смысле тормозной системы. Пытаюсь понять.
 
Последнее редактирование:
из реальных проблем тормозной системы, которых нет при регулярном обслуживании и регулировке:

1. Тормозная жидкость. Она сама по себе гигроскопична. То есть накапливает влагу. Соответственно, теряет свои эксплуатационные характеристики: вскипает при более низкой температуре, тормоза "проваливаются" при интенсивном торможении. Её нужно периодически менять.
2. Прокачка тормозных механизмов. Удаление воздуха. Полностью аналогично автомобильным тормозам. Это нужно делать, причем периодически, иначе тормоза будут "ватными". Тем более нужно их прокачивать, если тормоза "вскипятили" (см. п.1)
3. Чистота и степень износа тормозных дисков - и, соответственно, тормозных колодок. Опять же, как и с автомобильными тормозами - это фрикционные механизмы. Коррозия, "замасленность", неравномерный износ - всё это влияет. Всё это должно осматриваться и проверяться. В том числе и зазор между диском и колодками. Если это не делать, то тормоза не будут "держать" полностью, на взлетном режиме самолет все равно будет ползти вперед.

-----
Существенное замечание: гидравлические тормоза, как и любая гидравлическая система, не требуют особых усилиях на тормозных гашетках. Усилие торможения обеспечивается ходом тормозной гашетки, а не усилением её нажатия. Нажимаешь глубже - сила торможения больше. Нажимаешь меньше - сила торможения также уменьшается.

Соответственно, если тормоза исправны (жидкость достаточно свежая, тормоза прокачаны, тормозные диски чистые, тормозные колодки не замаслены, зазоры между дисками и колодками установлены как должно), то при почти полностью выжатых тормозных гашетках - тормоза удерживают самолет на взлетном режиме (N = 2350 об/мин).

Если что-то не сделано из п.1... п.3 (выше), то нажатие на тормозные гашетки со всей дури - дело не исправит, никак. И дело будет не в типе тормозной системы, а в том, как с ней обращаются.

На посадке - тормозами пользуются во второй половине пробега и в начале торможения нажимают их импульсно (читаем же РЛЭ). Также следят за боковым ветром, не допуская боковой ветер больше, чем предусмотрено (3 м/с, в РЛЭ это совсем не зря написано).

На рулении - в сильный ветер следят за направлением ветра и пользуются тормозами осторожно., если ветер направлен сзади. В РЛЭ про это не написано , но это обстоит именно так.

Если все это выполняется - то вряд ли нужно менять хорошую систему на непонятно какую.
 
Последнее редактирование:
p.s. увлечение установкой на Вильгу колёс большего диаметра (не знаю, зачем это нужно и кому) - неизбежно ведет к увеличению нагрузки на тормозные механизмы, которые не рассчитаны на возрастающее усилие торможения. Желающие могут самостоятельно посчитать, насколько оно возрастает в процентах.

Соответственно, тормозные механизмы и диски тогда тоже потребуют модернизации, если уж решились поставить бОльшие колёса. Если это не сделать, то трение с бОльшей нагрузкой непременно приведет к увеличению выделяемого тепла, так что даже свежая тормозная жидкость в конце концов закипит, причём в самый неподходящий момент, а диски будут деформироваться.

Подумайте над этим.Можно поставить диски большего диаметра или того же, но из более термостойкого материала. Тормозные механизмы здесь тоже нужно усиливать, ставить более мощные. Но диски и тормозные механизмы и колодки - это самостоятельные узлы, которые стоит рассматривать в отдельности от собственно колеса. Вопрос, пожалуй, в местах крепления.
 
Слишком как то размусолили тему ,на Вильге нормальные тормоза и не стоит их менять на что то,тем более дисковые по всем инженерным делам эффективней,да и всегда работают ,а воздух вещь такая,,,
А шины ...я вот на Чмелаке поменял и радовался садился на пашню после бороны,да согласен чуток эффективность торможения снизилась, с большими колесами ,это не критично ,не на автостраде..
Неудобств не замечено. Единственное - на Вильге нет штатного механизма стояночного тормоза. Если прогревать мотор без колодок, то приходится все время держать ногами. Если сильно неудобно - то можно поставить дополнительный гидравлический кран.
не нужно краны... посмотрите как сделано на Цесне 188,там от обоих педалей идут тросики и на ручник,все просто и надежно, можно даже автомобильный ручник приспособить для стоянки,,на Чмелаке пневмогидравлический ручник ,как на Камазе:):)
 
не нужно краны... посмотрите как сделано на Цесне 188,там от обоих педалей идут тросики и на ручник,все просто и надежно, можно даже автомобильный ручник приспособить для стоянки,,на Чмелаке пневмогидравлический ручник ,как на Камазе:):)
Я курсе, как на Вильге сделан стояночный тормоз - те же тросики на тормозные гашетки, которые натягиваются, если повернуть стопорный кронштейн для ручки. Беда лишь в том, что эти тросики в большинстве своём поснимали (зачем?). Тогда у владельца Вильги выбор: либо ставить новые тросики, либо ставить гидравлический "стояночный тормоз" в виде поворотного крана и пары трубок.

Думаю, каждый решит здесь сам: делать ли ему "ручник", и если делать - то в механическом виде (тросики) или в гидравлическом (кран). С моей точки зрения, "ручник" не особо нужен. Нет проблем подержать самолет на тормозах несколько минут, тем более если тормоза отрегулированы.
 
Еще одно существенное замечание, если речь зашла о посадке и о торможении.

Я бы сильно посоветовал привести в порядок амортизаторы - и основных стоек, и хвостовой. В первую очередь, основные. Они двухкамерные, 20 атм. и 100 атм. Первая камера гасит мелкие колебания на рулении, вторая - сильные нагрузки на взлете и посадке., "дополняя" первую.

Ну так вот, со временем уплотнения теряют свои свойства, и самолет "приседает" на одно колено. Причем делает это хитро: при рулении это может и не произойти (работает первая камера), а вот после посадки вы поворачиваете, чтобы съехать с полосы - и обнаруживаете, что самолет "завалился на бок". После этого делается очень распространенная и очень глупая ошибка: надуть амортизатор воздухом "побольше", чтобы самолет стал ровно. Надуть-то надули, только после этого амортизатор превращается в практически жесткую палку, то есть свои функции выполняет так себе. Во-первых, это нагрузка на узлы - куда большая, чем при исправном. Во-вторых, разница в характеристиках амортизаторов скажется на влете и посадке (самолет начинает делать какие-то странные прыжки в сторону - не странные, на самом деле: просто амортизаторы работают вразнобой).

При чем тут посадка? А при том, что даже при небольшом боковом ветре (а он и так сильно ограничен) - поведение самолета может оказаться непредсказуемым, а тем более когда вы начнете тормозить, а тем более если проигнорируете фразу из РЛЭ "тормозить плавно, короткими импульсами".

В общем, вместо того, чтобы заниматься "доработками" тормозной системы, которую не нужно дорабатывать (а нужно просто привести в порядок) - очень даже целесообразно вместе с тормозами привести в порядок и амортизаторы тоже. И уж во всяком случае не надувать их воздухом "по состоянию", если Вильга уже "завалилась на бок".

В отношении хвостового амортизатора. У всех Вильг после 10 000 посадок начинают страдать нижние ребра жесткости, которые проходят вперед от 9-го шпангоута внизу фюзеляжа. У многих они уже заделаны заплатками. И они же прямо связаны с 9-м шпангоутом, на котором завод предписывал выполнять бюллетень - усиливать накладками на заклепках, ибо на нем появляются трещины. Ну так вот, в 9- шпангоут и упирается амортизатор заднего колеса. Если вы также бездумно его "перекачаете воздухом", то он тоже превратится в "жесткую палку", и 9-му шпангоуту от этого будет очень плохо. И нижним ребрам жесткости тоже будет не лучше. Не перекачивайте его воздухом, амортизаторы нужно ремонтировать - менять уплотнения, менять жидкость.
 
Вот вы мне объясните, пожалуйста, я подаю давление воздуха 10 кг на см2 в шланг, который идёт от главного цилиндра на тормозной педали, закрываю подачу и смотрю на манометр есть утечка или нет. Нет, давление не падает. Диаметр поршня в суппорте у колеса 45мм, т.е. 4.5 см, т.е. его площадь почти 16см2. Умножаем на 10кг, тормозное усилие 160 кг. Но я, хоть и с трудом, колесо проворачиваю, зазор в колодках минимальный. Возможно ли провернуть колесо если оно зажато с усилием 160 кг ?
Дальше, вы все знаете как на автомобиле устроена передача тормозного усилия ноги на педаль тормоза в автомобиле. Пятка хоть и на полу, но это не мешает дать ногу максимально возможно вперёд не носком ступни как на Вильге, а полной ступнёй. Разница существенная.
Заполняю систему гидрожидкостью АМГ10, прокачиваю, работаем вдвоём. Разбираюсь пока с левыми педалями. Левая правака давит как надо , т.е. не проваливается , левая КВС проваливается.
Борис, тут нужно начать двух вещей:

1. Воздух субстанция сжимаемая,жидкость - нет. Тестировать гидравлическую систему воздухом не годится. Вы подаете на вход давление 10 атм. и ожидаете, что поршень будет двигаться с усилием 160 кгс - а на самом деле получите просто сжатие воздуха, если поршень перемещаться не хочет. Если я правильно Вас понял, что Вы пытаетесь сдвинуть поршень воздухом. Если проделаете тот же тест ручным гидронасосом (например, от ручного пресса, с манометром) - то можете получить совсем другой результат.

2. Поршни в тормозных механизмах, бывает, выходят не полностью, заедают, что-то им мешает выйти. То есть Вы подаете тормозной гашеткой давление жидкости в одну строну поршня - а другая сторона поршня не развивает нужного усилия. Если поршень заело....

Нужно разобраться с движением поршней. Если там есть эксплуатационная выработка и если механизм долго был без действия, то это, скорее всего, и есть причина.
 
Вверх