Невыдуманные рассказы, которые могут быть поучительны...

Евгений055

Я много чего люблю!
Откуда
Чита
Переворот со сменой пеленга.

Давно это было….
Учился я в Кировоградском ВЛУ ГА курсе на третьем-четвёртом. На первый курс факультета Воздушной Навигации поступили мои земляки, братья Полянины. И не просто земляки, а однокашники по Аэроклубу. Вместе два года летали на Як-52. И вот как-то говорит мне, однако, Серёга (они братья близнецы, как две капли воды похожи, для тех, кто их не знает. Помнится, Сашка за Серёгу вступительные экзамены по математики сдавал, но да не про то разговор…): «А ты слышал, Бутин разбился???». «Не может быть!» - отвечаю. И не поверил ему. Правильно сделал. С его слов – столкнулись два Як-52… Геннадий Михайлович – лётчик первого класса, Мастер Спорта Советского Союза по самолётному спорту. Абсолютный Чемпион Зоны Сибири и Дальнего Востока. Он «поставил на крыло» не только меня, но и весь Читинский АСК. Чтобы Он, да разбился??? Никогда! И точка!!! При первом же приезде в Читу – в аэроклуб за подробностями.

Произошло вот что:
Звено отрабатывало переворот со сменой пеленга. Готовились к очередной «показухе» на День Авиации. Бутин – ведущий, первый ведомый – Василий Кузнецов (командир парашютного звена, позывной у него был «300» - «трёхсотый»), второй ведомый – Сергей Светлаков…. При выполнении полубочки первый ведомый «наезжает» на ведущего и рубит винтом по второй кабине…Своей кабиной, вроде, попадает на заднюю кромку крыла и гибнет в воздухе. Геннадий Михайлович покидает самолёт…

Геннадий Михайлович – заядлый охотник и рыбак. Немногословен. Мог на месяц уходить в тайгу один. Как-то в одиночку сплавлялся на одноместной «резинке» от истоков Конды до самого Витима и дальше. Брал с собой только ружьё, удочку в «клеточку», палатку, чай, хлеб, соль. Всё что мог сам унести. Рыбачил, охотился, отдыхал. Только Он, Тайга и Речка.
Вокруг дачи, которую построил мой отец (причем место для дачного кооператива выбирал тоже он сам) хорошие охотничьи угодья. Прямо из огорода слышно, как свистят рябчики. Километр – козьи лёжки. За парой «подхребтиков» - живёт медведь, несколько лет назад он «задрал» местного охотника. Геннадий Михайлович с удовольствием приезжал ко мне на дачу: сбегать с ружьецом в лес, да в баньке попариться. Не помню, чтобы он когда-нибудь возвращался «пустой». Охотник, одним словом.
И вот как-то сидим после парилки за столиком, выполняя завет А.В. Суворова: «После баньки продай последние портки, но выпей». Разговорились. Спрашиваю: «Что тогда произошло-то?»

Рассказывает: "Не должны мы были тогда лететь. Василий как-то «не очень» хорошо себя чувствовал, но говорит – готов. Послушал его. Полетели. Выполняем переворот и... удар, металлический скрежет… Что-то не то… Ручка – «пустая» болтается. Педали тоже. Взгляд назад – «писец». Надо прыгать. Открываю фонарь. Переваливаюсь через борт и как в «яму проваливаюсь»…. Вдруг, словно кто-то за плечо дергает, смотрю вправо: перед глазами «карабинчик» маячит…(карабин фалы ППК-У спасательного парашюта оказался не пристёгнут). Посмотрел где «кольцо». Дёрнул... Очнулся – лежу на земле. Ко мне ребята бегут…."

Вот и весь его рассказ…

С позывным "трёхсотый" в нашем Аэроклубе больше никто не летал...
 
Плоский штопор

Середина "восьмидесятых". Полёты в аэроклубе. Перед началом обучения "вертикалям" в самолётном спорте обязательно вывозят на плоский штопор и вывод из непонятного состояния (сложного положения).
Пока плоский штопор не освоен, спортсмен вертикали не отрабатывает. Именно в верхней точке вертикали легче всего попасть в эту неприятную, хотя и зрелищную фигуру. Як-52 отлично выполняет эту фигуру (в смысле хорошо в него входит и быстро в нём крутится) когда в кабине двое человек. Если выполнять вход с обычного крутого штопора, то "плоский" начинается через 2-3 витка. Запаздывания на выводе до 3-3,5 витков. Усилия на органах управления во время "дачи на вывод" до100 кг.

Перед полётом в зону командир самолётного звена (Геннадий Михайлович), во время посадки в кабину уточняет, что после отработки других элементов, набираем полторы тысячи, делаем 5 витков плоского штопора (ввод с «крутого») и, затем - заход на посадку....
... Подошло время плоского штопора. Спортсмен начинает выполнять. Про себя мысленно контролирует выполнение примерно следующим образом: "Так, значит...1500. Гасим скорость…. Начинаем.... Ввод в простой штопор.... Раз виток, рули - на плоский. Самолёт поднимает капот, начинает раскручиваться.... Два виток, три.... Вот он - плоский штопор!!! О-фи-геть!!! Здорово! Всё мелькает, самолёт дрожит, тело вдавливается в спинку кресла. Тени от яркого солнца при погоде «миллион на миллион» мелькают по кабине. Только и успевай считать…. Один виток плоского штопора…, два…, три…, четыре…, пять! Рули - на вывод! Ни ...чего... себе нагрузочки! Шесть…. «Дожимай!» Семь…, восемь... с половинкой.... Выскочили! Ух! Как захватило дух!"

Вывод в горизонт - 600 метров (минимальная высота для этой зоны и по упражнению). В задней кабине - молчание. В управление на протяжение полёта инструктор не вмешивался, значит, всё в порядке. Доклад РП. Заход, посадка. Подход к кабине инструктора для получения замечаний на крыле, в прекрасном настроении с физиономией нескрываемого счастья от бури эмоций и удовольствия, полученного при выполнении плоского штопора....
- Ты…, сколько витков "плоского" сделал?, - спрашивает Бутин угрожающе-спокойным тоном, за которым может последовать отстранение от полётов.
- Как сколько...? Сколько Вы сказали - пять!
- Ты что считать разучился!? – повышает голос Геннадий Михайлович.
- Почему? Я всё хорошо помню: в плоский вошли после 3-х витков обычного, затем пять витков плоского. Вы же сами сказали: «Делаем пять витков»! Потом дал рули на вывод. Задержка была как в инструкции - три с половиной витка....Усилия - так себе... . А что не так-то.... ?
- Ну..., если считать таким образом.... Ладно иди.

Надо отдать должное выдержке Инструктора…
После этого случая, лётчик-спортсмен и Тренер стали более детально обговаривать порядок выполнения задания в пилотажной зоне.
 
1997год Аэродром РОСТО Логиново, около Екатеринбурга. Я обучался на Ми-2.  Первый полет готовят на разведку погоды. Как курсант помогал нашему авиамеханику , заглушки сдергивал, отстой топлива сливал, в общем был около вертолета. Все разговоры слышал сам.  Дело было зимой, запускали только от аэродромного питания, здоровый ящик на колесах, не знаю как он правильно называется.
Такой разговор слышу: механик подает моему инструктору Сергею Михайловичу журнал техобслуживания на подпись и черную ручку. Сергей Михайлович подписывается и говорит: плохая примета черной ручкой  подписываться. Олег, механик, отвечает, мол фигня все это, главное чтоб ..й  стоял и деньги были. Посмеялись. Олег движки запускает и мы отходим. На  первый полет мой инструктор один летит. дальше такая картина: вертолет начинает взлетать прямо с места стоянки (больше неоткуда, сугробы больше метра вокруг), вдруг резко задирает хвост и грохается с высоты 3-4 метра в сугроб. "Шлепнулся" удачно, без повреждений на шасси. Тут же глушится. Бегу к нему, открываю дверку, Что такое!? двигатель отказал!?
Сергей Михайлович мне вполне спокойно говорит: зови Олега. Я не в понятках, бегу за механиком, он сам уже  спешит к вертолету.
Что случилось!?
Сергей Михайлович невозмутимо: Олег!!, я же говорил, не давай мне подписывать документы черной ручкой!! А еще, ты забыл отсоединить аэродромное питание!!
 
Отказ элеронов.

1993 год. Второй Чемпионат России по самолётному спорту. Наша команда после первых двух упражнений уверенно выходит на первое место. Впереди – «Тёмный комплекс». Проведенный конкурсный отбор среди спортсменов-лётчиков выигрывает комплекс, представленный нашей командой. Хорошее предзнаменование.

Впереди – облёт самолета, на котором предстоит летать в третьем упражнении программы соревнований. Облёт делает наш товарищ по команде – Александр Бруенков. После полета докладывает, что самолёт недостаточно точно отнивелирован, и при «брошенной» ручки управления самолёт готов выполнить полубочку вправо….

Техники гнут пластинчатые триммеры в соответствующую сторону. Как капитан команды, принимаю решение лететь первым (из нашей команды) и так получается, что первым после облёта. Лететь-то по жребию, вроде, должна была Татьяна Викторовна…. Но в своей команде кому, когда лететь, мы решали все вместе. А поскольку автором этого комплекса оказался я сам, то и мне, что называется «флаг в руки». К тому же этот комплекс я, соответственно, знал получше, чем мои товарищи. Ну и у них будет возможность, понаблюдать за мной: никогда нелишне ещё разок «прокатать в голове» это упражнение.

Плановая таблица составлена. Начался обычный рабочий день соревнований.

По списку мне выпало лететь где-то в первой пятерке. Подходит время вылета. Я, как обычно, забежал за бензовоз…. Сделал стойку на руках, чтобы лучше сосредоточиться и пошёл к самолёту. Вот-вот должна прозвучат команда «Запуск». Запрыгиваю на крыло…. И оппаньки…. Нет парашюта…
Бегом искать парашют… Точно не помню, но, по-моему, передаёт мне его из рук – в руки Светлана Капанина. Она девочка хрупкая, всё время обкладывается подушками, снятыми со спинок кресел Як-52, чтобы сидеть поудобней и повыше. Но для этого растягивает лямки парашюта так что, «мама не балуй». Другой парашют искать времени нет. Укладываю его в чашку. Сажусь в кабину Як-55М, подгоняю педали, затягиваю привязные ремни. Готов.

- «Пятому (а может и 4-му или 6-му, не помню точно) – Запуск!»
...
Набор 1100. Прицеливание в квадрат, так чтобы поставить первую вертикаль именно там, где мне надо. Разгон. Отмашки. Ставлю вертикаль….

…. и ....

... первый "звоночек"...

Во время постановки вертикали, как будто кто-то слегка нажал на крыло влево….
Мгновенная мысль, что-то вроде: «грёбаные нивелировщики, б… ни х…. не умеют гнуть пластинчатые триммера, перегнули в другую сторону....».

Делаю первую фигуру. На вращениях никаких тянущих усилий ни вправо, ни влево нет. На выходе из фигуры – опять…, уже посильней, «кто-то» слегка давит на крыло...

Очередная мысленная тирада благодарности в адрес и Саши, и техников и вообще просто так. Продолжаю выполнять задание…. Вторая фигура. Усилия потихоньку растут…. Штопорные вращения. Вроде нормально, но на выводе ручка становится «тяжёлой»…

То ли пятая, то ли четвёртая фигура – «носок»: вращения на угле 45° вверх, дуга «на себя», вращение, выход в горизонт. На дуге понимаю, что не только «тянет ручку, но и появляется сильный разворачивающий момент влево. На выходе в горизонт усилия становятся настолько большими, что принимаю решение прервать выполнение задания. И вот не помню, делал я отмашки о прерывании или нет…. А ведь можно получить и "баранку" за всё упражнение... и тогда наша команда опустится в турнирной таблице ниже плинтуса. Докладываю РП что-то типа «Отказ управления по элеронам». РП дает добро на заход на посадку…. Вывожу самолёт в горизонт…. И начинаю понимать, что всё похоже гораздо хуже, чем показалось вначале…

Сбрасываю скорость. Высота примерно 600-700 метров. Я над «точкой» есть время подумать. Осматриваю плоскости. Всё в порядке. Ничего «такого» не вижу. Усилия растут. Одной рукой держать не могу. Упёрся в ручку двумя руками, давлю «от себя и вправо». Осматриваю хвостовое оперение. Рули - на месте, шевелятся. Хорошо…. Элероны - на месте, шевелятся. В голове проскакивает история, рассказанная Алексеем Пименовым на соревнованиях по Высшему пилотажу в далеком 1986 году, куда я приехал на соревнования в первый раз в составе команды Читинского АСК. Тогда мой тренер, Геннадий Михайлович Бутин, стал Абсолютным Чемпионом зоны Сибири и Дальнего Востока, а наша команда (Геннадий Михайлович, Сергей Светлаков, Татьяна Цинковская и я) заняла первое место. Мой результат в командный зачёт не пошёл, но I спортивный разряд, полученный там же в Хабаровске, я подтвердил. Смысл истории в том, что на каких-то международных соревнованиях у одного из спортсменов «поползло крыло» на перегрузках, заметив это, он сразу сделал полубочку и выполнил заход на посадку «кверх-ногами». Перед самой землей – полбочки, касание, и крыло отваливается… Быстро «перебираю в голове» всё, что мне известно на тему чего-то подобного…. Ничего не подходит…. Тем не менее, чувствую, что дело – хрень….

Осматриваю самолёт ещё раз…. Силы держать ручку пока имеются. Но! Насколько их хватит??? А не «поплывут» ли тяги и тросовое управление???
Осматриваю, что за бортом. Наверно придется прыгать…. Вокруг аэродрома лес. Ну можно подумать, пора готовится к прыжку…. Оглядываю парашют….

Нда….

Из такой подвесной системы меня скорей всего вытряхнет, и буду я свистеть до самой земли. Нет уж…. «Голым задом в холодную воду??? брррр, увольтес». Будь я парашютист, да подвесная система у парашюта подогнана, сиганул бы, наверно, не задумываясь. РП что-то спрашивает, а я не могу ответить…. Не могу руку убрать с ручки. УКВ – на РУДе. Такс… Коленкой в ручку – хоп, нормально… Можно будет разрешение запросить на посадку. Уже легче… «Будем садиться», - говорю про себя своему самолёту и самому себе….

Всё-таки, риск, что придется прыгать, есть. Вроде скорость уменьшаю, а нагрузки наоборот растут. Оцениваю вероятность того, что придётся покидать самолёт на глиссаде. Открываю фонарь, решаю сделать глиссаду раза в два покруче, чтобы уменьшить (с точки зрения теории вероятности, вероятность полного отказа управления на высоте, где уже и покинуть самолёт нельзя…  ох, уж это высшее авиационное образование). Молюсь, чтобы тяги и тросы управления не подвели. Запрашиваю разрешение на посадку. «Посадку разрешаю». Спасибо РП. Осталось посадить самолёт. Посадка. Уфффф….

Рулю себе, тихохонько, на «старт» к местам стоянки. Вижу, что лётчики как-то странно смотрят на самолёт… Вижу, что Олег Шполянский смотрит на левую плоскость….
Очень любопытно, чего это у них у всех такие лица….
На стоянке. Глушу мотор. Отстегиваюсь. Выбираюсь из кабины. Послеполетный осмотр…. Ну…. Нифигасе… Смотрю на левый элерон снизу и ой...ой…ой… Нижняя поверхность элерона разорвана примерно на 2/3 размаха. Обшивка от кромки элерона до трещины, которая прошла посередине вдоль элерона изогнутой линией, вывернута на встречу потоку…. Ну вот. А я почем зря костерил Сашку и нивелировщиков…

Доклад РП. РП даёт «добро», чтобы я перелетал свой полёт в конце турнирной таблицы. «Полетишь???». «Полечу». Спасибо ему за это огромное. А то не знаю, что было бы дальше.

А дальше… посмотрел за своими: отлетали неплохо. Отлетал сам после того, как прошла основная плановая таблица. Всей командой вернулись в гостиницу,благо, что она прямо на лётном поле… Сел за стол. Вспомнив «сопромат», проанализировал причины «отказа элеронов». Набросал карандашиком, как надо изменить форму щелей, чтобы резкие перепады давления на реверсивном элероне не приводили к усталостному разрушению ребер обшивки. Вышел с Танюшей в коридор, там - РП, начинаем с ним разговаривать…. В коридоре полумрак…. И тут у меня стали подкашиваться ноги и «поплыло» перед глазами…. Навалился страх…. Но, таки, я сам добрался до койки и бухнулся спать.

А на утро бегом к доске объявлений… Что сказали судьи???
А там….. Сборная команда Читинского АСК стала Чемпионом России по высшему пилотажу!!!!

Нормально… Можно с чистой совестью возвращаться домой. Перед Тренером (из-за ограниченных финансовых возможностей на соревнования приехали только три спортсмена) стыдно не будет…. Жаль, похоронили мы Геннадия Михайловича этой зимой…. Это был Лётчик от Бога…. А "заслуженного тренера" ему так и не дали….
 
Назад
Вверх