Безопасность авиапассажиров доверили военным
Факты:
22 августа 2006 года в 45 км от Донецка (Украина) потерпел катастрофу российский пассажирский самолет Ту-154. По предварительным данным, лайнер попал в зону сильной турбулентности. Самолет принадлежал авиакомпании 'Пулково' и выполнял рейс Анапа - Санкт-Петербург. Погибли 170 человек, в том числе 45 детей.
Как сделать полеты гражданской авиации более безопасными? Этот вопрос стал главным на сегодняшнем заседании российского правительства. Причиной для обсуждения безопасности пассажирских авиаперевозок стало то, что за последние пять месяцев в России произошло несколько авиакатастроф, унесших жизни более трехсот жизней. Самой крупной аварией стало недавнее крушение под Донецком авиалайнера Ту-154 'Пулковских авиалиний', совершавшего рейс №612 по маршруту Анапа - Санкт-Петербург.
По итогам заседания было принято решение, что выработку мер, направленных на обеспечение безопасности пассажирских авиаперевозок, возглавит министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов. Соответствующее поручение главе оборонного ведомства дал премьер-министр Михаил Фрадков.
По словам Михаила Фрадкова, задача обеспечения безопасности полетов носит межведомственный характер и помимо вопросов, связанных с производством и безопасностью авиационной техники, непосредственно затрагивает сферу обороноспособности страны. При этом Михаил Фрадков особо подчеркнул, что работа по обеспечению безопасности полетов гражданской авиации должна начаться как можно быстрее.
'Нужно принимать решения и действенные меры. Мы не можем ждать очередных трагедий', - сказал глава правительства.
Отправной точкой в решении проблемы, по мнению главы кабинета министров, должна стать оценка ситуации, сложившейся сегодня в России в области пассажирских авиаперевозок. Это касается как производства современных самолетов на территории России, так и эффективности работы авиаперевозчиков.
По мнению главы кабинета министров, руководство страны должно направить все силы на то, чтобы поддержать отечественного производителя, а не сводить стремление обеспечить безопасность полетов только за счет покупки импортных самолетов.
'Этот вопрос очень острый, никто в стране не простит, если мы поставим во главу вопросы безопасности, что, конечно, правильно, но обеспечим это только за счет импортных самолетов, - сказал Михаил Фрадков.
Что касается проверки работы компаний-авиаперевозчиков, то премьер-министр указал особо обратить внимание на численность таких компаний, а также на принципы их работы. Как заметил Михаил Фрадков, иногда 'экономическая целесообразность входит в противоречие с безопасностью полетов'.
Началом намеченной работы должно стать координационное совещание. Премьер-министр поручил Сергею Иванову провести его как можно скорее.
'Необходимо провести его предметно и жестко, если потребуются решения структурных проблем и кадровые решения, я готов эти вопросы рассматривать и при необходимости принимать', - сказал Михаил Фрадков.
Министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин сообщил Михаилу Фрадкову о том, что завтра его ведомство внесет на заседание правительства предложения по повышению безопасности полетов. В свою очередь, Сергей Иванов предложил добавить к уже существующему списку предложений меры, позволяющие ужесточить контроль за сертификацией запасных частей для самолетов, а также обеспечить более высокое качество метеопрогонозов.
Проблема сертификации запчастей для самолетов была затронута министром обороны не случайно. Сегодня общий объем контрафактной продукции составляет почти четверть от всего рынка комплектующих для самолетов. Это в свою очередь несет прямую угрозу безопасности полетов. В тот момент, когда правительство обсуждало меры, направленные на повышение безопасности авиаперевозок, стало известно о том, что сегодня в Москве была изъята крупная партия фальшивых запасных частей для самолетов. Ее обнаружили на складе НИИ 'Гражданской авиации'. Поддельные детали были сопровождены полным набором поддельных документов, паспортов, печатей и штампов авиационных заводов России и Белоруссии.
Точность метеопрогнозов также является одним из самых существенных факторов безопасности пассажиров. По словам специалистов, расследующих обстоятельства гибели Ту-154 под Донецком, основной версией крушения самолета остается предположение о том, что лайнер попал в грозовой фронт. Даже более масштабный, чем считалось ранее.
'Сформировались мощные грозовые облака до высоты 15 километров, что наиболее характерно для районов тропической зоны, а не для умеренно-континентальных районов', - доложил на заседании министр транспорта Игорь Левитин.
Правительство приняло решение выделить 17 миллионов рублей в помощь семьям жертв авиакатастрофы под Донецком. Каждой семье будет выплачено по 100 тысяч долларов.
Стремление российского правительства всерьез заняться обеспечением безопасности полетов встретило положительную реакцию со стороны российских экспертов, специализирующихся в области пассажирских авиаперевозок.
Своим мнением на этот счет в эксклюзивном интервью корреспонденту мультипортала KM.RU поделился руководитель департамента аналитики группы компании 'NikkoloM' Станислав Радеквич.
- Скажите, насколько актуален сегодня, на ваш взгляд, вопрос обеспечения безопасности пассажирских авиаперевозок?
- Самолеты падают, количество жертв постепенно возрастает. Эта динамика связана в основном с тем, что компания 'Авиаперевозчики' экономят на мотчастях, т.е. стараются покупать самолеты б/у. Бесконечно делят ресурс, который вообще-то ограничен у самолетов всех типов, то есть значительная часть нашего парка находится на грани, так сказать, смерти естественной, физической. Мы летаем на самолетах, которые по идее не должны летать. На конец 90-ых предполагали пик техногенных катастроф в России, еще тогда должны этим заниматься. Не занимались. Хорошо, что правительство обратило внимание на эту проблему, плохо, что обратило поздно, еще хуже, что сейчас нет никакого запаса времени, какие бы решения ни были приняты, по ходу их принятия и реализации будут продолжать падать устаревшие самолеты.
- Какие меры, по вашему мнению, нужно принять, чтобы выйти из этой ситуации?
- Вряд ли возможно установить государственную монополию на рынке авиаперевозок. Возможно удастся приструнить авиаперевозчиков, заставить их выполнять определённые нормативы. Но, безусловно, это все технически решаемые проблемы, которые просто надо было решать на несколько лет раньше, воспользовавшись опытом других рыночных стран.
- Каким образом нужно строить сотрудничество с заграничными поставщиками?
- Покупать самолеты или допускать их сюда на рынок, возить наших пассажиров. Мы не можем не покупать самолёты у иностранных поставщиков. Нужно хотя бы постараться потеснить их, то есть нужно более умело пиарить продукцию нашей авиапромышленности. Ее пиарят очень плохо. У иностранцев нужно выигрывать в честной конкуренции, но, судя по тем материалам технического характера, которые в последнее время я читал, наши самолеты, обновленные модели, вполне конкурентоспособны. Вопрос в том, что их просто нужно профессионально раскручивать, продвигать на внешние рынки и не только на рынки, не производящие самолеты, что мы, в общем-то, делаем, но и на рынки производящие свою собственную продукцию в этой области. То есть надо самим выходить на внешние рынки и бороться с конкурентами.
Семен Гончаров
KMnews
31.08.2006
Источник: http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=858356E543B740EA8EC73F8EB7C765B6&idrubr=3A76693B8E0711D3A90A00C0F0494FCA