Обнаружен конструктивный недостаток пневмосистемы ЯК-52

shplint

Я люблю самолеты!
Но предположить, что такое может повториться...
Я как раз начал с того, что этот отказ типовой и уже не раз встречавшийся.
Уверен, что случаи с Емельяненко и моим самолетом,  не первые и НЕ ПОСЛЕДНИЕ.
И нет никакой гарантии, что подобное не случится с твоим, Леша, самолетом.  :IMHO
Там этих жиклеров стоит... Я знаю, что например в ДОСААФе убирали жиклеры на цилиндр выпуска (там тоже стоит), потому что собирался конденсат, в мороз замерзал - полная закупорка.
А жиклеров как раз там стоит только два: 1,2 мм в канале выпуска и 1,5 мм в канале уборки.
Закупорка жиклера канала выпуска шасси – это полбеды потому, что есть аварийная система, которая работает  в обход его.
А вот если забьется жиклер уборки – полная ж_опа!!! :eek: :eek: :eek:

Из фото не ясно из какого материала пробка.
Поскольку я сам участвовал в работе комиссии, могу констатировать факт: «фигня» эта ни что иное, как результат подрезки внутренней поверхности дюрита гибкого шланга при закручивании штуцера (правильное название «ниппеля»). Подобные подрезы встречаются при изготовлении шлангов очень часто (как сказали мне спецы с ВиАЗа, чють-ли не в каждом втором шланге).
не ясно как оно работало при прогонке шасси накануне
После изготовления шланга такой подрез находится внутри, висит на тонкой резиновой пленке. И неизвестно когда сорвется и пойдет бродить по системе. :-? :-? :-?
 
И нет никакой гарантии, что подобное не случится с твоим, Леша, самолетом.
тяпун тебе на одно место!!! :mad:
Да у меня тоже предпосылка была на тему шасси: в воздухе уже выяснилось, что не работает компрессор. Убраться убралось, а вот выпускать стали - уже воздуха не хватило. Ну пробовали пробовали, перегрузкой - не выходят. Ну все по РЛЭ: воздух закрыли, кран шасси нейтрально, открыли аварийку. Поскольку противодавления не было, грюкнули шасси будь здоров! Сели, катимся, тормоза... а нет тормозов. Ну полоса длинная, закрыли аварийку, открыли основную, там еще атмосфер 5 оставалось, затормозили.
Так вот вопрос: так и должно быть? после аварийного выпуска шасси давление в аварийке на ноль падает? или чего не так у меня? Все некогда сесть со схемой разобраться.
 

shplint

Я люблю самолеты!
Так вот вопрос: так и должно быть? после аварийного выпуска шасси давление в аварийке на ноль падает? или чего не так у меня? Все некогда сесть со схемой разобраться.
Обратимся к Марксу:
При выпуске шасси сжатый воздух из баллона аварийной системы попадает в цилиндры замков и через аварийные клапаны в подъемники шасси. Одновременно сжатый воздух [highlight]подходит к редукционному клапану, обеспечивая торможение колес шасси от аварийной системы[/highlight].

Т.о. или
- нет давления воздуха в аварийной системе;
- закрыт кран аварийной системы после выпуска шасси;
- неисправен обратный клапан аварийной системы, подающий давление на ПУ-7. :IMHO
 

Лыжник

Я люблю строить самолеты!
Моё предложение:
Перед жиклёром надо установить сетку.
Или Вместо одной дырки 1,5 мм сделать три по 0,5мм.
Или завязать аварийный кран с дополнительным пневмоклапаном, который всегда  будет стравливать давление до жиклёра.
Или до жиклёра врезать, через тройник, электро-пневмо клапан, а кнопку рядом с аварийным краном.
Или провести этот коварный  резиновый патрубок по риборной панели и повесить рядом стропорез. ;D  

Есть ещё проблема с которой столкнулись мы: Проржавел до дыры рессивер основной системы. Год выпуска 1987.
А ведь мог и рвануть!
Мы из него вытряхнули килограм ржавчины, которая любой жиклёр затромбует. :~~)

Вот только где теперь такой мячик добыть?
 

otto

Я умею их готовить (самолеты!)
to shplint:

Доброго времени суток!  Проблема с  заделкой шлангов реально существует. Но причина все же кроется в технологии а не в конструкции. Мною не раз были извлечены подобные кусочки срезанные ниппелями. Кто и как производит подобные операции. Кто контролирует произведенную работу и как? В ремонтном предприятии это копеечная работа и выполняется скорее всего мальчуганом-практикантом. Сами ниппели стали делать без затыловки входного конуса. Т.е. убрана одна технологическая операция. Вопрос  даты изготовления рукава дюрита и его качественность. Если ремонт производился на ШАРЗе, однозначно все системы: топливная, воздушная, гидро пред сборкой осматривались промывались и продувались. Шланги откручивались и просматривались. Аж самому смешно было но ничего не поделаешь. Выковыривал точно такие же подрезки. Когда сам все переберешь есть какая то гарантия безотказной работы. Ну и выполнение регламентных работ. Если делаете все по регламенту так называемые "шарики" не проржавеют. Ибо котлонадзор тоже должен быть надлежащим. А дальше: нужны ли такие доработки в виде установки дополнительного оборудования?  
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Проржавел до дыры рессивер основной системы. Год выпуска 1987.
А ведь мог и рвануть!
Мы из него вытряхнули килограм ржавчины, которая любой  
Это результат хамского обслуживания пневмосистемы самолёта. воздушные балоны нужно промывать , и консервировать на зиму. И будет всем счастье. Да , чуть не забыл. Нужно систематически в пневмосистему спирт заливать , как раз для того чтобы опсорбировать воду находящуюся в системе.  Мы на зиму как консервация заливаем в пневмо  балоны по  100 грамм АМГ-10.
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Проблема сзаделкой шлангов реально существует. Но причина все же кроется в технологии а не в конструкции. Мною не раз были извлечены подобные кусочки срезанные ниппелями. Кто и как производит подобные операции. Кто контролирует произведенную работу и как? В ремонтном предприятии это копеечная работа и выполняется скорее всего мальчуганом-практикантом. Сами ниппели стали делать без затыловки входного конуса. Т.е. убрана одна технологическая операция. Вопросдаты изготовления рукава дюрита и его качественность.
А почему не использовать что-то типа этого http://www.aircraftspruce.com/catalog/appages/aq666.php

Я сам собирал такие шланги, заменяя резинотехнические изделия, установленные в моём самолете на бензопроводах. Никаких тенденций к подрезанию внутренней части трубы. Материал тефлон + нержавеющая оплетка. Фиттинги нержавейка и они многоразовые, т.е. можно снять с одного шланга и поставить на другой без риска поломки фиттинга. Ставится на гидравлику, топливо и пневматику до 1500 psi. Эти резиновые сопли в Дракино пару-тройку лет назад привели к аналогичной посадке и думаю, что их даже не пяток. Необходимо решать проблему кардинальным образом, выбрасывая 40 летние какашки мамонта и заменяя их на более свежие технологии и комплектующие. Сколько можно использовать дюрит?
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
@ Admin aka Velocity
Проблема в том , что только КБ Яковлева может разрешить применение новых шлангов в том случае как у ШПЛИНТА . Т.к. под сертификат ТИПА и сертифицированный ремонт. А это делать СОВКОВЫЕ КБ не спешат ...
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Проблема в том , что только КБ Яковлева может разрешить применение новых шлангов в том случае как у ШПЛИНТА . Т.к. под сертификат ТИПА и сертифицированный ремонт. А это делать СОВКОВЫЕ КБ не спешат ...
Какой сертификат? Какого типа? Не было никакого сертификата типа. Был приказ и всё. Не имеют эти машины сертификата типа и те ремонты, которые проводятся мягко говоря страшнее ядренной войны. Очень часто слышу как после таких ремонтов владельцы заново перебирают весь самолет. В России эти ВС регистрируются как ЕЭВС (самоделки) т.к. ресурсов нет, списаны по документам и т.д. Поэтому можно смело браться за свою безопасность и менять старое гнилое на нормальное новое, а КБ Яковлева пусть идет лесом со своим дюритом. По хорошему ты же знаешь что из Яка можно выкинуть около 30-40 кг всякого ненужного древнего навоза. Он и летать будет лучше и перестанет в уши пищать своими ПАГами. У нас обзывают их СП-ХХ (Самолет Пилотажный - версия ХХ) и досвидос КБ  :craZy.

ЗЫ. На предыдущей странице предлагают вообще изменить схему гидравлики  ;D, но оставить дюрит  :-[ Вероятно Яковлевцы будут ещё больше против.
 

Chynakabpa

Я люблю строить самолеты!
Знающие - подскажите :
Як-52 , необходимо отгонять уборку\выпуск шасси от основной и аварийки ( на земле ) .
По опыту аналогичной гонки на "18-Т" ,  там действие следующее : закрыть основную систему  (кран шасси в убранном ) , открываем аварийку  - выпускается передняя стойка  . Далее переводим кран на выпуска шасси ( без задержки на нейтрали ) и выходят основные ( без удара ) .
Закрываем аварийку , стравливаем противодавление , до срабатывания клапана , открываем основную и в стандартном режиме проводим уборку и выпуск .
Вопрос в аналогичной гонке на 52-ом , какие действия ?
 

Дима Давыдкин

Это просто моя работа.
Основным способом - понятно.
Аварийный: пофиг в каком положении кран шасси. закрываем основную систему, ставим колеса нейтрально.
Открываем аварийную. Как бы я не пробовал плавно открывать - сначала шипит-шипит, колеса с замков не сходят. А потом еще чуть-чуть кран аварийной приоткрываем - и с грохотом выскакивают. Не каждый день все-таки так делаем, ничего страшного.
Дальше понятно: аварийную закрыли, тормозами  воздух стравили, клапан сработал, основную открыли.
Учтите ньюанс: на Як-18Т  2М-80 показывает давление в сети, а на 52 в балонах. Поэтому не удивляйтесь - в основной воздуха нет (кран сети закрыт, кран шасси нейтрально), а по стрелке давление есть. В системе нет, в балоне есть.
 
Откуда
Moskva
прошу простить за офф, но тоже про воздух на м-14
нет ли у кого такой схемы только крупной, чтоб читалось

и еще - почему через систему запуска во время рабочего хода отработавшие газы не прорываются в воздушную магистраль? ведь как раз в этот момент на распределителе (системы возд. запуска) канал открывается. Там где-то стоят самодействующие клапаны?
спасибо!
 

Дима Давыдкин

Это просто моя работа.
С козелков не слетит, хотя бахкает довольно неприятно.
Схему завтра на работе гляну. А перед РСВ действительно обратный клапан должен быть, по идее. Опять же, завтра посмотрю. Хотя если они (газы) и преодолеют 25 атм. идущих на запуск ничего страшного, все равно до ближайшего обратного клапана.
 

shplint

Я люблю самолеты!
Основным способом - понятно.Аварийный: пофиг в каком положении кран шасси. закрываем основную систему, ставим колеса нейтрально.Открываем аварийную. Как бы я не пробовал плавно открывать - сначала шипит-шипит, колеса с замков не сходят. А потом еще чуть-чуть кран аварийной приоткрываем - и с грохотом выскакивают. Не каждый день все-таки так делаем, ничего страшного. Дальше понятно: аварийную закрыли, тормозами  воздух стравили, клапан сработал, основную открыли.Учтите ньюанс: на Як-18Т  2М-80 показывает давление в сети, а на 52 в балонах. Поэтому не удивляйтесь - в основной воздуха нет (кран сети закрыт, кран шасси нейтрально), а по стрелке давление есть. В системе нет, в балоне есть.
Для того, что-бы при выпуске шасси от аварийной системы не было характерного удара, необходимо открывать кран аварийной системы в положении кран-шасси "Убрано" и закрытом кране основной системы. В этом случае противодавление, оставшееся в цилиндрах-подъемниках не даст выпрыгнуть шасси с грохотом, а остановит их в промежуточном положении. Затем кран-шасси переводят в нейтральное положение и шасси плавно становятся на замки выпущенного положения.
 

Дима Давыдкин

Это просто моя работа.
Как вариант безударного выпуска - возможно да. Но, как я думаю, проверка должна соответствовать "боевому" выпуску. Да, с ударом, но зато как в жизни. И как по РЛЭ собственно.
Юра, а на заводе тебе часом гонку не по схеме "кран на уборке" делали? Черт его знает, но, возможно, при стандартной гонке ..... Может раньше бы эта дрянь оторвалась?
  Тут как с женщиной, ежели все время нежно, и рессурс беречь....
 

shplint

Я люблю самолеты!
Юра, а на заводе тебе часом гонку не по схеме "кран на уборке" делали? Черт его знает, но, возможно, при стандартной гонке ..... Может раньше бы эта дрянь оторвалась?
Та "дрянь", которая привела к аварийной посадке никаким образом к аварийной системе выпуска шасси не относилась. Она находилась в одном из трех шлангах, подводящих воздух в полость уборки цилиндров-подъемников.
 

shplint

Я люблю самолеты!
и еще - почему через систему запуска во время рабочего хода отработавшие газы не прорываются в воздушную магистраль? ведь как раз в этот момент на распределителе (системы возд. запуска) канал открывается. Там где-то стоят самодействующие клапаны?спасибо!
В левом нижнем углу этой схемы показан обратный клапан, который находится на каждом цилиндре.
 
Вверх