Отличие БПЛА от остальных ЛА тяжелее воздуха.

Silent Gun

Я люблю ломать самолеты!
В процессе общения на форуме определилась проблема понимания, чем же все-таки БПЛА явно отличаются от иных летательных аппаратов.
Предлагаю присутствующим высказаться по этой теме, чтобы потом точно сойтись в определении "что есть модельки", не пускаясь в пространные рассуждения о сложности бортовой электроники и прочих составляющих компонентов.

Сформулирую свое мнение, не опираясь на официальные источники, исходя только из эмоционального понимания.

Грубо летательные аппараты можно разделить на несколько классов:
1. Пилотируемые ЛА
2. БПЛА
3. Радиоуправляемые модели
4. Ракеты
5. Прочие (воздуные шары, свободнолетающие модели и т.д.)

Итак, пункт 5 сейчас не будем рассматривать, оставим это будущим поколениям.

Произведем сравнение п. 1 и п. 2 . Вопрос "в чем отличие" не сразу очевиден. Ведь большинство современных пилотируемых ЛА имеют в своем составе автопилоты и способны следовать по маршруту, держать скорость/высоту и т.д. Пилот тем временем пожет пить кофе или курить бамбук. С другой стороны далеко не все БПЛА при живом автопилоте могут делать что-либо еще, кроме как ходить по маршруту - взлетают и садятся с помощью оператора (он же пилот). Таким образом, тут отличия не встечаем.
Однако оно есть, ибо Ту-154 вряд-ли кто-то назовет "беспилотником". Отличие здесь в расположении пилота - в случае п.1 он заключен "inside" и разделяет судьбу самолета в случае чего. По п.2 пилот находится "снаружи" и в любом случае переносит только моральные страдания.
Таким образом, можем заключить что пилот БПЛА (в случае его наличия) находится вне пределов этого БПЛА

Теперь обратимся к п.3. Здесь ответ так же не столь очевиден. Известно, что некоторые БПЛА, причем достаточно большие, имеют место быть дистанционно управляемыми (хотя в этом случае многие склонных назвать их ДПЛА). Однако в разряд "радиоуправляемых моделей" не попадают.
Попробуем подойти со стороны комплектующих. Возьмем какой-нить малый БПЛА (да хоть Orbiter). Те же бесколлектроные двигатели, регуляторы хода, модельные сервоприводы, стекло и уголь. В чем конструкционное отличие ? Очевидно, путь тупиковый.
А если по качеству компонентов ? Для примера представим гипотетический БПЛА, на котором стоит супер-пупер бесколлекторный электродвигатель бобруйского электромеханического завода, аттестованный по всем правилам военной приемки весом 1 кг с кучей сложной электроники для управления вращением.  И вот инженер - создатель БПЛА заходит в авиамодельный магазин и видит там немецкое двигло в 5 раз легче и 2 раза мощнее. Он покупает, ставит, и.... Самолет перестал быть БПЛА ? Бред !
Таким образом, по моему мнению, есть один верный критерий отличие БПЛА от модельки - модель летает в зоне непосредственного визульного контакта с пилотом тогда как БПЛА к зоне видимости не привязан. Таким образом радиоуправляемые модели с камерой так же попадают под понятие БПЛА.
Кстати, примерно так же делит их закон "об экспортном контроле".

Остается сделать рассмотрение п.4. Итак, ракета - управляемый снаряд, движущийся к цели по прямой. Скорее всего, здесь стоит искать отличие - в количестве реализуемых функций: БПЛА летает по программе. Общественное же мнение приписывает БПЛА способность следовать по заданной траектории. В этом случае крылатые ракеты - самые настоящие БПЛА. Ну и наличие полезной нагрузки - у ракеты только боеголовка, от БПЛА же ждут как минимум видеокамеры. И ктому же от БПЛА ждут возвращения, хотя тут возможны варианты.

Итак, подведем итог, БПЛА:
1. Имеют удаленного пилота (оператора) или не имеют его вовсе.
2. Могут летать за зоной непосредственного визуального контакта с оператором (пилотом).
3. Способны выполнять сложную программу полета.
4. Являются возвращаемыми и несут полезную нагрузку (пункт спорный).

Тут есть возможность о многом поспорить. Однако не стоит забывать одну вещь - все границы условны. Например, чем БПЛА не корабль ?
Не плавает ? Плавает !
Не долго ? А что такое "не долго" ? Сколько по времени должен плавать БПЛА, чтобы быть признанным кораблем ?
И т.д.....

Вот так  :cool:
 
Универсального БПЛА не может быть. Как всего остального универсального. Все что создано для профессионального использования имеют узкую направленность. Так же и БПЛА. Для фотосьемки одни, для доставки взрывчатки другие..... Список задач можно долго продолжать (если есть фантазия).
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Не проще посмотреть определения продвинутых в этом деле израильтян и американцев? Когда я прочитал сколько есть определений у американцев и чем они отличаются, отпало всякое желание рассуждать на эту тему. Слишком там много всякого разного. Они постепенно отходят от названия БПЛА и переходят к понятию комплекс, потому как сам носитель это только часть структуры комплекса, который состоит из много чего интересного - орбитальной группировки связи и навигации, наземных и воздушных ретрансляторов, пунктов управления и обработки информации, наземных и воздушных беспилотных аппаратов, аэродромной инфраструктуры обеспечения и т.д.

PS. Насчет моделек есть не недопонимание, а скорее стеб. Например, когда я говорю что это не БПЛА, а моделька я имею ввиду прежде всего мелкие размеры и малую полезную нагрузку. БПЛА для меня начинаются с полутонного максимального взлетного веса и моторчика хотя бы от 50 л.с. При этом конечно понятно что у мелких аппаратов есть свои задачи и что это вполне может быть очень продвинутое изделие.
 

nico

чем дальше в лес тем толще партизаны..
Откуда
Жуковский
Существует еще понятие ДПЛА - дистанционно пилотируемый летательный аппарат. в отличие от БПЛА - управление осуществляется оператором. тоесть БПЛА летит сам - по ПЗ. а ДПЛА надо все время рулить. Но это деление достаточно  условно. У тех же израильтян - в основной массе взлет и посадка -"операторные". полет по заданию  -в "автомате". да и в ручном управлении обычно все равно управление идет не напрямую на рули а через САУ.
PS. Насчет моделек есть не недопонимание, а скорее стеб. Например, когда я говорю что это не БПЛА, а моделька я имею ввиду прежде всего мелкие размеры и малую полезную нагрузку. БПЛА для меня начинаются с полутонного максимального взлетного веса и моторчика хотя бы от 50 л.с. При этом конечно понятно что у мелких аппаратов есть свои задачи и что это вполне может быть очень продвинутое изделие.
Дим, тут ты немного не прав. Все те малые БПЛА которы представлены нашими разработчиками - действительно являются "модельками" не ввиду своего модельного "размера"  а в виду скудности начинки, которая мало чем отличается от того что продается в магазинах типа "RC-Pilotage". А например небольшой по размерам израильский Orbiter - нашпигован всем и вся для выполнения задачи от и до. и сказать что это моделька - язык не повернется. ;)
 

Silent Gun

Я люблю ломать самолеты!
Не проще посмотреть определения продвинутых в этом деле израильтян и американцев? Когда я прочитал сколько есть определений у американцев и чем они отличаются, отпало всякое желание рассуждать на эту тему
Нет, не проще. Всем понятно, что и у израильтян и у американцев и даже не слишком продвинутых в этом деле русских есть вполне официальное деление. Меня же интересует "мнение народа". Поэтому в начале своего поста я и пояснил "не опираясь на официальные источники".

Все те малые БПЛА которы представлены нашими разработчиками - действительно являются "модельками" не ввиду своего модельного "размера"  а в виду скудности начинки, которая мало чем отличается от того что продается в магазинах типа "RC-Pilotage". А например небольшой по размерам израильский Orbiter - нашпигован всем и вся для выполнения задачи
К сожалению, вы не вносите предложений по дополнению вышеназначенных определений. Как я понимаю,по вашему мнению БПЛА, чтобы быть признанным таковым,  должен обладать каким-то минимумом полезной нагрузки. Так ?

Кстати, об Orbiter`e - там полезной нагрузки видеокамера. Причем просто высокочуствительная - для низкой освещенности. Тепловизора в списке не видать:
Orbiter is equipped with an electro-optical color  payload, fitted with CCD sensor with x10 optical zoom for daylight operations. An optional nigh sensor uses low-light level camera. The weight of the D-STAMP daylight payload is 650 gr. A night capable payload is also in development - it will weigh 0.98 kg.
http://defense-update.com/products/o/Orbiter.htm

Официальный производитель по поводу нагрузки вообще умалчивает: http://www.aeronautics-sys.com/?CategoryID=254&ArticleID=169

Скажете, что наши "отечественные" БПЛА не оснащаются подобной техникой ???
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Все те малые БПЛА которы представлены нашими разработчиками - действительно являются "модельками" не ввиду своего модельного "размера"а в виду скудности начинки
Ну это уже до кучи.
 

nico

чем дальше в лес тем толще партизаны..
Откуда
Жуковский
К сожалению, вы не вносите предложений по дополнению вышеназначенных определений. Как я понимаю,по вашему мнению БПЛА, чтобы быть признанным таковым,должен обладать каким-то минимумом полезной нагрузки. Так ?
нет не так. Дима правильно подметил - БПЛА - это в первую очередь  КОМПЛЕКС. комплекс для решения определенного круга задач. Круг задач определяется типом ПН на борту носителя и возможностями наземной части. И также считаю что деление по признакам - достаточно условное и бесполезное. Это для дисеров и научных работ. К самим БПЛА\ДПЛА отношения неимеющих.
Кстати, об Orbiter`e - там полезной нагрузки видеокамера. Причем просто высокочуствительная - для низкой освещенности. Тепловизора в списке не видать
бывает еще и U-STAMP - но об этом нерасскажу. :D
 

Silent Gun

Я люблю ломать самолеты!
бывает еще и U-STAMP - но об этом нерасскажу
Да, а то откроется страшная военная тайна  :)

БПЛА - это в первую очередь  КОМПЛЕКС. комплекс для решения определенного круга задач
Согласен. Насчет бесполезности деления так же согласен, это было ясно с самого начала.

Несогласен только с хаем в сторону российских разработчиков (это главная идея ветки). Вроде уроды и делают не то и не так (модельки, деревяшки и т.д.). А как надо, и главное, за какие деньги - никто подсказать не может, ибо кроме как осуждать не могут ничего.
Старая советская привычка - у нас фуфло, а вот за границей даааа.....
Нет пророка в своем отечестве  ;)
 

nico

чем дальше в лес тем толще партизаны..
Откуда
Жуковский
@ Silent Gun

Вы так ничего и не поняли..
Несогласен только с хаем в сторону российских разработчиков (это главная идея ветки). Вроде уроды и делают не то и не так (модельки, деревяшки и т.д.). А как надо, и главное, за какие деньги - никто подсказать не может, ибо кроме как осуждать не могут ничего.
Старая советская привычка - у нас фуфло, а вот за границей даааа.....
никто не говорит о том что у нас ничего не делается хорошего , только одно фуфло. В теме беспилотников мы к сожалению остались в каменном веке по сравнению с тем же Израилем.не по самолетам - а по комплексу в целом. Если и есть более мене грамотные разработки - то все так и остается на этапе уникального летного образца. И если начинаются какието летные испытания с реальными работами - то наружу выплывает СТОЛЬКО каки и непродуманки - мама негорюй. но для того и испытания, чтобы все это выгрести. но разработчик нехочет этого делать. некоторым нехватает опыта и знаний. некоторые за это просято очень много денег.  Отдельная проблема - в документации.. она отсутствует как класс. ее просто НЕТ. ну не хочет народ почемуто грамотно описать свое изделие. или не может.  Мелкие группы разработчиков не готовы запускать в серию свое изделие.  потому что на это надо время и деньги - много денег. а у тех же евреев все давно налажено . поэтому и ищут рынки куда продать. Нам это еще предстоит пройти. Наш  потребитель неготов вкладывать бабло в производство. Все кричат - надо беспилотники - конечно надо.  а вот  покупать - не покупают почему то.  
Так что проблема намного шире чем кажется.   ;)
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Отдельная проблема - в документации.. она отсутствует как класс. ее просто НЕТ. ну не хочет народ почемуто грамотно описать свое изделие. или не может.
Это вечная беда наших разработчиков. Забугорные разработчики делают следующим образом - садятся и пишут описание, как это должно работать (тех.задание проработанное до мелочей т.е. конечный вид продукта) и только после этого начинают делать, наши наоборот - сначала сделают, набросав в общих чертах то, что нужно, потом начинают вылизывать и зашиваться в проблемах из-за плохой проработки ТЗ, а до описания руки не доходят ни с начала, ни в конце разработки. Просто за гениальными людьми должны быть ещё прилежные, которым нужно поручать всё документировать, но это не интересно, да и гениальным должна ставиться вполне конкретная задача от и до. Иногда, хорошую вещь губит желание что-то модифицировать посреди изготовления, а наши без этого не могут  ;).

Мелкие группы разработчиков не готовы запускать в серию свое изделие.
Это прежде всего проблема финансовая, но и вдобавок недостаток доверия. Например забугорной фирме можно поручить разработку с меньшим риском её невыполнения. Наши могут попросту проесть финансирование и ничего на гора не выдать. При этом часто бывает что этот проект чуть ли не единственный и без дополнительных денежных средств на его завершение уже потраченные деньги просто сгорят. Наевшись этого, обращаются к заграничным разработчикам. Это просто из моего опыта в совершенно других отраслях бизнеса. Крайний небольшой момент - изготовление формы "лицевая панель прибора", которую мне делали 1 год  :eek: Китайцы/немцы/итальянцы сделали бы это за 1-2 месяца и выдали бы на гора продукт лучшего качества. 4 раза переделывать форму (у наших) это уже верх издевательств. Это на самом деле на заводе, у которого это основной вид бизнеса т.е. строго профильная работа. Что можно говорить о разработке совершенно новых сложных изделий, состоящих из сотен деталей, цифровых устройств со сложным софтом, да ещё нужно понимать в авиастроении. Кто-то может сделать хорошую цифру в отвратительном корпусе, кто-то может сделать хороший планер, но не сильно приспособленный под полеты в режиме БПЛА, кто-то может сделать хорошую полезную нагрузку, но она не будет хорошо приспособлена к монтажу в ЛА, ну и так далее. Собрать всё это вместе сложная, дорогая и долгая задача. Военные или другие заказчики приходят, смотрят на всё это грустными глазами, но никто не показывает пока изделия типа автомата Калашникова. Без вложения собственных денег (очень больших и надолго, возможно без возврата) ничего не будет на рынке. Большие госкорпорации в принципе могут потянуть всё это, но у них другие проблемы.
 

nico

чем дальше в лес тем толще партизаны..
Откуда
Жуковский
@ Admin aka Velocity

помню на одном из МАКСов мы ходили по стендам беспилотников. на одном из стендов постояв и послушав хозяев небольшого самолетика моему товарищу (влупившему к тому времени пару стаканов "беленькой") пришла в голову дурная идея - подошел и напрямую сказал: "Полетели! прям сейчас едем в поле и летим! все необходимые разрешения на полет сделаю через полчаса. (для него сие не проблема) и  даю штуку баксов если все будет работать как рассказываете." Парни со стенда отказались. ;)  
 

Silent Gun

Я люблю ломать самолеты!
Парни со стенда отказались.
Было бы странно, если согласились. Сами представьте себе, как подходит к вам на стенде товарищ "после беленькой" и предлагает летать на МАКСе.
Скажу сразу, что в среднем такой - каждый десятый, подошедший к стенду  ;) Серьезный клиент наметит дату и подъедет со всей свитой в намеченное место и будет долго и придирчиво во всем разбираться и заставить пролететь несколько раз. А так - баловство и разговоры, без обид  :)

К сожалению, в нашей стране есть ситуация, когда делать отличное оборудование НЕ РЕНТАБЕЛЬНО ! Это не есть нонсенс, такова жизнь. Ибо продать наспех сделанные дрова можно очень за хорошие деньги (для этих дров), а вылизанную вещь - не продашь задешево, а дорого не купят.
Я уже не говорю о других важных факторах нашей сегодняшней жизни  :mad:
Далеко за примером не надо - в интернете (попробуйте на яндексе поискать, это просто) можно приобресть дешевенький планер с автопилотом и фотоаппаратом (цена кторого в Канаде на сайте производителя - 10 Кбаксов) от 800 тыщ. руб до более чем 2 млн !!! В зависимости от модификации. И покупают ведь ! И еще хвалят, сделав только 2 полета !

Израиль за свои БПЛА просит великие тысячи долларов, а на большие аппраты - миллионы. США сотни миллионов выделяют только на исследования. Нашему разработчику такие деньги во сне привидятся - инфаркт стукнет.

Еще один важный фактор - самые перспективные разработчики раскиданы по частным фирмам. Большая (гос или полугос) контора - интеллектуальное болото, где покупка любого болта - куча согласований, а любое изменение конструкции - серия совещаний и обсуждений. Ищущие люди там не выживают. Отсюда и растяжка сроков и прочие "прелести". Зато документацию то уж там пишут !!!  ;)
 
Откуда
Москва
Парни со стенда отказались.
А какой идиот согласится? Щас все дела брошу и буду фигней маятся.  ;D К тому же выставочные аппараты могут быть и не летающими, а летающие - "боевые" редко бывают достойные выставки. И опять, БПЛА - это комплекс! На выставку весь комплекс возить зачем? Что бы прятать от назойливых посетителей дорогущие и непонятные большинству комплектующие?
Т.ч. свадьба - это свадьба. А семейная жизнь - это нечто другое  ;D
 

nico

чем дальше в лес тем толще партизаны..
Откуда
Жуковский
Серьезный клиент наметит дату и подъедет со всей свитой в намеченное место и будет долго и придирчиво во всем разбираться и заставить пролететь несколько раз
вы правы ,  но они отказались в принципе! ни сегодня ни завтра. вообще отказались. ну да ладно - не будем об этом.
все остальное - именно так и есть.  ;)

И опять, БПЛА - это комплекс! На выставку весь комплекс возить зачем?  
так у многих пря на столе по их утверждениям и стоит комплекс. Самолет+Ящик с наземкой. чем не комплекс.?
:)
 
Вверх