Парашютистам ВЛЭК проходить не надо!

502

АОПА-Россия
Откуда
Москва
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=126355

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2012 г. N ГКПИ11-2258

Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании частично недействующими пунктов 1, 41, 42 Федеральных авиационных правил медицинского обеспечения полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 апреля 2009 г. N 265, пунктов 1, 3, 13, 14, 15 Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50, пунктов 4, 7, 15, 24, графы IV приложения N 3 Федеральных авиационных правил "Врачебно-летная экспертиза авиационного персонала экспериментальной авиации", утвержденных приказом Российского авиационно-космического агентства от 24 июня 2003 г. N 80,

установил:

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, с учетом последующего уточнения заявленных требований просит признать недействующими со дня принятия Федеральные авиационные правила медицинского обеспечения полетов государственной авиации, утвержденные приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 апреля 2009 г. N 265 (далее - ФАП МОП ГА-2009), в части пункта 1, абзаца первого пункта 41, абзацев первого, третьего и четвертого пункта 42, Федеральные авиационные правила "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 22 апреля 2002 г. N 50 (по тексту - ФАП МО ГА-2002), в части подпункта 6 пункта 1, подпункта 2 пункта 3, пункта 13, абзаца второго подпункта 3 пункта 14, подпунктов 5 и 11 пункта 15, Федеральные авиационные правила "Врачебно-летная экспертиза авиационного персонала экспериментальной авиации (ФАП ВЛЭ ЭА-2003)", утвержденные приказом Российского авиационно-космического агентства (Роскосмос) от 24 июня 2003 г. N 80, в части подпункта 3 пункта 4, подпункта 1 пункта 7, абзаца пятого подпункта 1 пункта 15, абзацев первого, третьего и четвертого подпункта 7 пункта 24, абзацев третьего и четвертого пункта 24. Считает, что оспариваемые нормы в той мере, в какой они устанавливают обязательность медицинского освидетельствования спортсменов-парашютистов врачебно-летными комиссиями (врачебно-летными экспертными комиссиями) в целях вынесения (получения) заключения о годности (негодности) к парашютным прыжкам, нарушают его право на занятие парашютным спортом, поскольку закрепляют разрешительный порядок реализации этого права в противоречие с требованиями Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", который не содержит таких ограничений, не ставит занятие физической культурой (спортом, отдельным видом спорта) в зависимость от состояния здоровья лица, занимающегося физической культурой, и не запрещает заниматься спортом при наличии медицинских противопоказаний.
Заявитель ссылается на то, что в указанных нормативных правовых актах не содержится расшифровки термина "парашютист", правоприменительная практика максимально широко толкует этот термин, спортсменов-парашютистов, не являющихся военнослужащими и не занимающих должности авиационного персонала государственной, гражданской либо экспериментальной авиации, обязывают проходить на периодической основе врачебно-летную комиссию (врачебно-летную экспертную комиссию) и представлять в авиационные клубы медицинское заключение о годности к парашютным прыжкам.
Федеральные органы исполнительной власти, издавшие вышеназванные федеральные авиационные правила, а также Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), которому переданы функции Роскосмоса по государственному регулированию деятельности в области экспериментальной авиации, и Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), зарегистрировавшее данные нормативные правовые акты, в своих возражениях указали на то, что оспариваемые нормативные положения не распространяются на отношения, связанные с занятием физической культурой и спортом, и права заявителя, в том числе на занятие парашютным спортом, не нарушают, их применение на практике при допуске спортсменов к парашютным прыжкам не свидетельствует о незаконности осуществленного правового регулирования деятельности в области гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
Выслушав объяснения заявителя, возражения представителей Министра обороны Российской Федерации С., Минтранса России П., Т.С., Роскосмоса Т.А., Минпромторга России Р., Минюста России М., проверив оспариваемые нормы на соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
...
Обязанность спортсменов регулярно проходить медицинское обследование в целях обеспечения безопасности занятий спортом для здоровья установлена пунктом 5 части 2 статьи 24 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Федеральные авиационные правила устанавливают требования к авиационному персоналу гражданской авиации, государственной авиации, экспериментальной авиации и не регулируют отношения в области физической культуры и спорта, в связи с чем не могут противоречить указанному Федеральному закону, на что безосновательно ссылается заявитель.
Применение при медицинском обследовании спортсменов, проводимом для оформления допуска к парашютным прыжкам, отдельных процедур, предусмотренных оспариваемыми федеральными авиационными правилами, вполне определенно устанавливающими круг лиц, на которых распространяется их действие, само по себе не может служить основанием для вывода о незаконности оспариваемых нормативных положений.
[highlight]Указанные федеральные авиационные правила не устанавливают порядок медицинского обследования спортсменов-парашютистов, не обязывают их представлять в авиационные клубы медицинское заключение о годности к парашютным прыжкам, в связи с чем не могут нарушать права граждан, в том числе заявителя, на занятие парашютным спортом.[/highlight]
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления К. о признании частично недействующими пунктов 1, 41, 42 Федеральных авиационных правил медицинского обеспечения полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 апреля 2009 г. N 265, пунктов 1, 3, 13, 14, 15 Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50, пунктов 4, 7, 15, 24, графы IV приложения N 3 Федеральных авиационных правил "Врачебно-летная экспертиза авиационного персонала экспериментальной авиации", утвержденных приказом Российского авиационно-космического агентства от 24 июня 2003 г. N 80, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
 

zet

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Воронеж
Коллеги юристы, может разъясните, исходя из прочитанного, прохождение ВЛЭК ограничивает мои права как пилота-спортсмена?
 

Makarena V2.0

Я люблю самолеты и женщин
То-есть теперь для занятия парашютным спортом прохождение ВЛЭК не требуется?
 

502

АОПА-Россия
Откуда
Москва
То-есть теперь для занятия парашютным спортом прохождение ВЛЭК не требуется?
Ну собственно как следует из решения Верховного суда никогда со стороны государства и не требовалось.
То, что некоторые парашютные "клубы" этого требуют, это их личная инициатива либо неумение читать законодательство.
 

zet

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Воронеж
пилота-спортсмена
Коллега, а вам встречный вопрос - что такое "пилот-спортсмен"?
Пилот-спортсмен это то же самое, что и паршютист-спортсмен, человек, который не занимается этим прфессинально, не занимает соотвествующих должностей,не зарабатывает этим деньги. Участвует в соревнованиях, имеет,предположим, спортивные звания и разряды. Ну, отличие спортсмена от профессионала оно в любой отрасли похоже. В старых программах подготовки на СЛА была расписана прогр. подгдтовки спортсменов. По- моему, труднее отличить спортмена от любителя. Но применительно к тексту решения суда- там же пишется об ограничении занятиями спортом, а спортом занимается спортсмен.Суть моего вопроса в том,не могут ли пилоты, скажем ,не профессионалы воспользоваться данным прецендентом?
 

влад

Я люблю строить и летать!
Откуда
Тюмень
[highlight]Указанные федеральные авиационные правила не устанавливают порядок медицинского обследования спортсменов-парашютистов, не обязывают их представлять в авиационные клубы медицинское заключение о годности к парашютным прыжкам, в связи с чем не могут нарушать права граждан, в том числе заявителя, на занятие парашютным спортом[/highlight] А из этого, действительно, можно- ли сделать вывод, что и для спортсмена-дельталетчика или в целом "спортсмена -пилота СВС" не должны требовать справки  ВЛЭК в территориальных МТУ при продлении срока дейстия пилотского. Кто может ответить на этот вопрос. Его, кстати,надо задать на встрече с представителем Минтранса
 
В нормальных клубах где на первом месте не шуршание денег а безопасность, будут по прежнему требовать ВЛЭК.
 

502

АОПА-Россия
Откуда
Москва
Суть моего вопроса в том,не могут ли пилоты, скажем ,не профессионалы воспользоваться данным прецендентом?
Нет.
"Прецендент" заключается в том, что верховный суд просто помог прочитать действующее законодательство.
С пилотами (а также с пилотами-спортсменами, пилотами-блондинами и пилотами-брюнетами) ситуация иная. ФАП-50 напрямую требует наличия медицинского заключения ВЛЭК.

В нормальных клубах где на первом месте не шуршание денег а безопасность, будут по прежнему требовать ВЛЭК.
Ваше право требовать что угодно, хоть зачисления в отряд космонавтов.
Но и парашютистам важно понимать, что это лишь требование данного клуба, а не обязательное требование со стороны законодательства.
 

Гришаткин Юрий

Я люблю строить самолеты!
ФАП 147 на парашютистов не распространяется и парашюты не отнесены к воздушным судам, медицинские требования относятся к персоналу, а это дайте список. Мне пока не удалось обнаружить этот документ, может кто подскажет его координаты. Парашютистам - спасибо. Интересно, а надо ли проходить ВЛЭК пилотам СВС?
 

502

АОПА-Россия
Откуда
Москва
Интересно, а надо ли проходить ВЛЭК пилотам СВС?
Да.

ФАП-147:
1.7. В случаях, установленных настоящими Правилами, обладатель свидетельства должен иметь действующее медицинское заключение, выданное в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50.

XI. Требования к пилоту сверхлегкого воздушного судна

11.1. Обладатель свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна должен:
...
д) пилот сверхлегкого воздушного судна должен иметь [highlight]действующее медицинское заключение второго класса[/highlight].
 
Вверх