Перелёт «Москва-Кавказ-Краснодар-Москва»

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва
Вернувшись домой из очередного авиапутешествия, пока свежи впечатления, я постараюсь поделиться ими с Вами.
Давно мечтал полетать в горах, но случая не было.  Точнее случай был – когда пару лет назад Владимир Владимирович Тюрин взял меня с собой в Белевцы и мы полетели на Псебай.  Я был поражён красотой Кавказских гор.  Теми цветами, красками, природой.   Хотелось попасть снова в горы. Попасть на самолёте или вертолёте. Но как?

Оказалось всё достаточно просто.  Сергей Александрович Теплых в этом году на посадочной площадке «Юца» организовал первый в России авиатуристический слёт.  АОПА-Россия поддержала этот проект и вот мы уже собрались в Ступино для полёта на Кавказ.
К назначенному времени к аэродрому Ступино подошли 4 самолёта марки Cessna из Санкт-Петербурга и знаменитый Beechcraft Mushketer Игоря Колоколова.




День первый – 10 июня 2013г.

Ранним утром практически одновременно тихий спокойный воздух аэродрома наполнился звуком работающих авиационных моторов. После прогрева и опробования самолёты один за другим вырулили на ВПП.

Так как в команде было несколько разных типов самолётов, то для удобства полёта разделились на группы по скоростям. Первыми шли более скоростные Beechcraft Mushketer, за ними ромбом четвёрка Cessna-150, замыкающим летела Cessna-172.

В первый день планировалось дойти до Белой Калитвы с промежуточной посадкой в Воронеже, аэр. Усмань (Чистоозёрская), там заправится и переночевать. Так и было  выполнено.


Подготовку к полёту выполнил Юрий Бердников - .
Вот его впечатления:
Поскольку в экипаже оказался самым "зелёным", муторную штурманскую часть поручили мне. Впрочем, тренировкой это оказалось хорошей. Попробовав пару вариантов, в итоге составил следующую табличку:

Итак, что в ней и откуда это взято:
1) Пункты маршрута, расстояния между ними - fpln.ru
2) Запасные аэродромы с указанием наличия топлива, расстояний до маршрута, примерных траверзов - fpln.ru, maps.aopa.ru. Эти аэродромы планировались на случай гроз по маршруту - отойти назад, переждать, заправиться, полететь дальше.
3) Частоты и позывные всех, с кем, возможно  придётся говорить - карты УКЛ (зоны смотреть бумажных картах удобнее всего), maps.aopa.ru (данные по аэродромам)
4) Расчет топлива. - школьная арифметика, знание данных РЛЭ и поправки "на жизнь". Расчет вёл исходя из встречного ветра в 30км/ч и повышенного на 15% расхода топлива. В итоге получилось, что без системы дозаправки в воздухе не обойтись.
5) Погода. В таблице нет, но перед вылетом всегда изучалась.
По аэродромам удобнее всего meteocenter.asia. Для примерной оценки ветра на маршруте использовал fpln.ru

Вооружившись ноутбуком, карандашами, маркерами, текстовыделителями, транспортирами, линейками и взяв НЛ-8 в зубы для солидности, принялся рисовать маршрут и составлять таблицу.
Через три часа этого занятия почти познал дао 🙂

Товарищи из АвиаКомИнфо! У вас хорошая цветовая палитра, удобные обозначения. Что ж бумага у вас такая ломкая? Почему бы не обозначить неофициальные площадки хотя бы серой точкой?
Fpln.ru - замечательный сервис, экономит многие часы жизни. Но из окна с данными аэродрома ни контакты, ни данные о наличии топлива скопировать невозможно, надо лезть на maps.aopa.ru.
И пересекаемые зоны выносятся на печать как-то странно. Во всяком случае, приходилось говорить "Ку" существенно большему количеству диспетчеров, чем обещал fpln.ru 🙂

Ещё один забавный момент может кому-то пригодиться: Масштабная линейка - "двухкилометровка", будучи приложенной к 5-км карте даёт время в минутах для скорости 150 км/ч.

Маршрут полёта Ступино-Усмань.



Заходим на посадку в Усмань. (Воронеж).
Это родина Юрия – второго пилота Вжика.  К слову сказать – Юра впервые полетел на такой серьёзный маршрут.


Стоянка группы в Усмани:


И вот мы снова в небе. Сева и Денис пилотируют Musketeer.


Маршрут полёта Усмань-Белая Калитва

Юрий пишет: "Нагло  воспользовавшись  тем,  что  маршрут поручено прокладывать мне, сделал небольшой двадцатикилометровый крюк и проложил его через те места, где прошла добрая четверть моего детства. Знакомьтесь, село Садовое Аннинского района Воронежской области. Очень своевременно прикрытое облачком 🙂



Когда-то здесь был аэродром МВЛ. Я его уже не застал.
А в Великую Отечественную здесь базировались По-2."




Пролетаем Бутурлиновку.  Бывший военный аэродром, когда-то имевший прекрасную ВПП – сейчас умирает. Самолёты ВВС улетели с него, но аэродром не сохраняется, а постепенно разбирается.  Осталась комендатура только, которая казалось бы должна охранять, но в жизни всё наоборот….  Выкопан кабель ночной подсветки ВПП(подозреваю, что его уже сдали на цветмет).  Если не остановить это разграбление, то очень возможно, что скоро и аэродромные плиты будут растащены.  Создание большого аэродрома это очень дорогой проект, даже для страны, поэтому я считаю, что уничтожение уже созданного аэродрома - это преступление против нашей России, т.к. оно не только ослабляет обороноспособность страны, но и разрушает транспортную инфраструктуру региона.

Наши самолёты красуются в небе – видно, что они живут в полёте!




При подходе к Б.Калитве встретили несколько тучек, которые не помешали  полёту.
Заходим на посадку в Белую Калитву, на аэродроме стоят Ан-2.


Аэродром Белой Калитвы живёт своей, особой жизнью.  Бывший аэродром местных воздушных линий (МВЛ), когда-то обеспечивал жителей прямыми воздушными сообщениями с Ростовом-на-Дону с распадом СССР перестал функционировать как аэродром МВЛ, однако не умер, не подвергся уничтожению. На нём поселилась сельхозавиация с Ан-2.  Аэродром функционирует как посадочная площадка. Диспетчерского обслуживания нет, да и не нужно оно тут. Зато создана база по ремонту Ан-2.  Специальный тепляк для замены двигателей, гусь, мастерские.  Всё аккуратно.  Рядом с ВПП – заправка. Жаль вот только, что ВПП постепенно начала умирать – асфальтобетон крошится, и трава прорастает.

Здание аэровокзала Белой Калитвы


Заправились АИ-95.


Три Cessna-150, которые эксплуатируются на 100LL, ушли в Волгодонск на дозаправку. А Игорь выполнил несколько учебных полётов с Денисом, показав, как правильно взлетать с коротких ВПП.


Вечером, пообедав в ресторанчике при гостинице, мы разбрелись по номерам.  Первый день оказался насыщенным на события, но никто из нас не знал, что будет впереди этого путешествия.

Денис готовится к следующему дню.


_____________________________________________
Все отчёты по перелёту Вы можете посмотреть в ЖЖ: http://vulkan-avia.livejournal.com
 
Перелёт Белая Калитва - Юца. Вынужденная посадка в полях.




День второй – 11 июня 2013г.

Ранним утром мы были на аэродроме. Решили лететь напрямую на аэродром Юца. Взлетели, набираем 1000м. Слышим: наши в Волгодонске взлетели. Общаемся на частоте 120,15 – мы выбрали эту частоту как свободную перелётную.

Дон под нами



Погода шепчет – попутный ветерок добавляет нам путевую скорость, всё идёт хорошо. Подходим к Ставрополю. Слышу: диспетчер пытается связаться с 01805. Денис – не отвечает. И тут, на перелётной частоте - «Денис сел на вынужденную». Олег и Игорь, идущие впереди, докладывают координаты места посадки. Олег первым находит Дениса и встаёт в круг, работая ретранслятором для всех. У Дениса всё нормально, сел без повреждений на дорогу между полями. Причина вынужденной посадки – отказ двигателя. Чтобы избежать ненужного "кипежа" и дальнейшего расследования со стороны МАКа – сообщаю диспетчеру, что 01805 выполнил посадку на геоточку «по требованию пассажира», координаты посадки.... Записываю телефон диспетчера для информирования его о состоянии.



Подошли к точке вынужденной посадки, увидели Олега в небе и Дениса на земле. Сразу стало понятно, что можно подсесть рядом. Сообщаем диспетчеру своё решение о выполнении посадки рядом, обещая отзвониться сразу после неё. Снижаемся до высоты 50м, делаем несколько проходов, осматривая дорогу. Олег всё это время кружит над нами на высоте 300-500м. Дорога отличная, грунтовая, шириной метра 4, сесть можно, вот только ветер порывистый, кидает. Строим заход, намечаем точку выравнивания. Ок, попадаем на дорогу и вот уже самолёт катится по грунтовой дорожке, оставляя за собой клубы пыли.





С одной стороны 100 га и с другой стороны столько же



Остановились точно около Дениса, выключили мотор. «Что у вас?» - «Головку цилиндра оборвало». Понятно, значит приплыли…



Маршрут от Белой Калитвы - до места вынужденной посадки:



Звоню диспетчеру: «У нас всё нормально, 01805 зафиксируйте посадку без продолжения, 1032 «Григорий» - стоянка 3 часа». Диспетчер понимающе спрашивает – нужна ли какая-либо помощь? "Нет, не надо, справимся сами. Просто зафиксируйте посадку в геоточке без продолжения".  Как же хочется в тот момент пожать руку этому человеку, который беспокоится и переживает за нас, предлагает помощь. Оказывается, он сам летает на маленьких! Побольше бы таких людей в службе управления воздушным движением!
Остальные борта поняв, что помочь в данный момент ничем не могут продолжают полёт на Юцу.
Начинаем звонить друзьям. Первым делом в Москву. Пытаемся найти подобный цилиндр. Тут же идёт шквал звонков от наших ребят, которые следят за нами по «Spot» и видя, что мы сели в поле – начинают переживать. Все предлагают помощь, Женя Сологубов готов всё бросить и примчаться к нам с любыми запчастями.
Но оперативно найти цилиндр мы так и не смогли… Значит нужно эвакуировать самолёт до ближайшего дружественного аэродрома! Звоню Сергею Минаеву из Ставрополя. К сожалению, я не знаю этого человека лично, но мы общались с ним по телефону накануне. И всё-таки сильно лётное братство! Сергей тут же подключается к нашей беде. Отправляет своего инженера с инструментом к нам на помощь, друзей с ближайшего села, находит эвакуатор. Если бы не он – нам бы было очень и очень сложно! А тут – такая поддержка вдали от дома.
Собираясь в это путешествие, мы взяли с собой инструменты. И вот они нам пригодились. Быстро отстыковывается стабилизатор с Мушкетёра, разобран салон, готовим к отстыковке плоскости. Параллельно сливаем бензин в канистры. Подъезжает Иван – авиаинженер из Ставрополя. Он с собой везёт покрышки и расширенный набор инструмента.



Разбор самолёта к транспортировке занял около 5 часов.


Я переношу вылет. Если мы не успеем до 7 вечера, то придётся ночевать в поле, т.к. солнце заходит в 20:55, а до Юцы больше часа лететь.
Сева решает лететь дальше – Олег Нехорошев готов его взять с собой. За Севой с Юцы вылетает Игорь на Мушкетёре и тоже присоединяется к разборке самолёта.











По телефону нас консультирует Алексей Иванов с «Пропмоторс». Эта фирма работает в Мячково и является одной из самых грамотных по ремонту моторов и самолётов. Именно они помогали мне выполнить кап.ремонт моего мотора, регулярно консультируют и помогают нам. Как всегда выручает Борис Игоревич Ильинский, Василий, Алексей.

Вот уже и манипулятор подошёл. Грузим фюзеляж, на покрышки, по бокам ставим консоли крыльев, увязываем самолёт. Времени в обрез. Итак, самолёт разобран, погружен и готов к транспортировке, а нам пора, больше помочь мы Денису уже ничем сейчас не можем. Оставляем Денису денег – они ему сейчас очень пригодятся!




Алексей отпрашивается с работы и на грузовике выдвигается из Москвы в Ставрополь.
Время 7 вечера, пора улетать! Мы взлетаем первыми.





Совершаю ошибку на взлёте, слишком рано подрывая аппарат – на скорости 35 миль в час он летит на втором режиме. Перевожу его в горизонт, разгоняя и очень аккуратно набираю высоту. Жарко, воздух разрежен… Но что за чёрт, почему не растёт скорость? Двигатель работает на максимале, а скорость не набирает больше 70 миль в час?
Оборачиваемся – на стабилизаторе висит копна пшеницы.




Ну ничего себе, вот мы насобирали на взлёте! Так лететь дальше нельзя. Пытаюсь скольжением скинуть траву – бесполезно. Скоростной напор её сильно прижал к стабилизатору.Идём до ближайшей посадочной площадки «Грачёвка», посадка, остановка –пшеница сама падает на землю. Юра осматривает хвост на предмет отсутствия повреждений. Всё в порядке, взлетаем. Теперь бы успеть до темна сесть на Юце.






Рядом с нами летят Игорь и Сева.





Маршрут от Ставрополя до Юцы:



К слову сказать – Юца является горным аэродромом. Превышение его над уровнем моря 760м, уклон – 6 градусов. Уже по сумеркам подходим к аэродрому, садимся. На аэродроме много людей. Самолёт буквально подхватывают на руки и заносят на стоянку, даже не дав нам вылезти из него. Вот это встреча!




Панорамы на Юце


 
Немного очумевшие от таких приключений мы садимся за стол. За весь день нам удалось только попить воды. Но мысли о Денисе нам не дают покоя. Звоним – Денис нас успокаивает. Он уже разгрузил самолёт. Сергей в Ставрополе очень здорово помог нам!












Ставим палатку под крылом и буквально падаем и засыпаем.
 
  Андрей, как всегда очень интересный рассказ, огорчило лишь повествование про Бутурлиновку, если фотографировал то покажи ,что там сейчас твориться, было время когда то тот район полетов знал наизусть в радиусе 150 км. И естественно ждем продолжения.
 
Рано спросил, извиняюсь за нетерпение 🙂. Настоящие воздушные приключения
 
Да уж ....круто ! да и только ! Молодцы парни !

Удачи и счастья !

Андрей, а тебе сам понимаешь персонально !
 
@ Andrey Ivanov

Мои поздравления!
С причиной обрыва головки разобрались? Там по любому должны были присутствовать показатели в работе двигателя указывающие на некорректность его работы ... Но это дело такое ...
Что обнаружили при разборке мотора ?
 
@Andrey Ivanov
Присоединяюсь к поздравлениям! Молодцы не чего не скажешь! Настоявшие "Авиаторы"
Кстати в фильме "Авиатор" не ты снимался? 🙂
 

Вложения

  • aviator.png
    aviator.png
    53,7 КБ · Просмотры: 202
Андрей, очень жду продолжения твоего интересного рассказа о вашем путешествии. Надеюсь, что ничего не мешает тебе опубликовать его. Завидую тем, кто принял участие в этом перелете. В 2005 году приезжал в Ессентуки полетать в тех краях. Летал на 52-ом с Жариковым Игорем Валентиновичем (зам по летной работе Ессентукского аэроклуба в те времена)на пилотаж и в окрестностях Кавказских Минеральных Вод.
Красота! Я ведь сам родом из тех мест. Жил и учился в школе в Кисловодске и прекрасно помню аэродром между Кисловодском и Конным заводом с полосой расположенной параллельно реке Подкумок. Тогда там летали Моравы L 200 и АН-2. Мой одноклассник, покойный Виктор Таннер, после окончания летного училища трудился на этом аэродроме вторым пилотом на Ан-2. Как он рассазывал, бывало, что по просьбе местных жителей (пассажиров) приходилось перевозить баранов вместе с их владельцами в Карачаевск. Там тоже был аэродром. Наверное, сейчас его уже застроили, как и аэродром в Новопятигорске, откуда я в 1971 году летал на Ан-2 в Геленджик. Желаю тебе, Андрей, интересных воздушных путешествий.
 
Теперь понятно почему появились фото на фейсбуке с самолетами в полях и без объяснений... Интересный рассказ! Удачных  безопасных полетов!!!
 
Юца, полёты в горах, Железноводск.

Утреннее солнце будит нас своими тёплыми лучами. Какой же тут чудный воздух!   После пыльного воздуха Москвы, каменных домов, кажется, что ты попал в рай.   Но тут всё реальное!  Солнце, небо, ветер, горы. Аэродром на Юце – один из самых прекрасных и уютных аэродромов, что я встречал.



Завтракаем, подаём план и собираемся на брифинг. Сергей Александрович Теплых – старший авиационный начальник на Юце, организовал первый в России Авиатуристический слет «Кавказские Минеральные Воды и Северное Приэльбрусье».   Приезжает Магомед – наш гид.  Впервые будет проведена экскурсия с воздуха.    Такого ещё не было, что-бы профессиональный экскурсовод проводил воздушную экскурсию из кабины самолёта для других воздушных судов.

Мушкетёр Игоря перед полётом


Стоянка на Юце



Один за другим с аэродрома Юца в воздух поднимается более десятка частных самолётов.  Занимаем зоны ожидания, собираясь на вираже.  В одной спирали крутятся около 7 ВС. Раньше я такое наблюдал только в хронике 30-х годов или у планеристов.  А тут это делаем мы!  Следует команда  «на маршрут».  Направляемся в сторону Пятигорска. Я пилотирую, Юра фотографирует.
Мы ошарашены той красотой, что сотворила природа в этих местах.  Нам, жителям равнины, даже и не снилось – как может быть красиво.  Меня переполняют эмоции.  Вспоминается Камчатка, Магадан, горы.





Курган


Cessna-172 с Сергеем Теплых и Магомедом на борту

Но вот уже аэродром Кисловодска.  У нас на нём запланирована посадка. Один за другим садимся и заруливаем на перрон.  Нас встречают улыбающиеся люди.  На аэродроме праздник – сразу столько самолётов прилетело!  Уже накрыт стол.  Чай, бутерброды с сыром и колбасой, печенье.   То, что надо!  Общаемся, выражаем своё восхищение.

Игорь Колоколов, Сергей Теплых и Магомед


Юра в Кисловодске


Стоянка группы


Игорь с фотоаппаратом

И снова взлёт, сбор группы.  Впереди более высокие горы.  Нам нужно набрать 1600м, практически забравшись под самые облака. Дух захватывает, хочется всё запечатлеть в своей памяти.




Олег Нехорошев на своей знаменитой Цессне-150 над горами Кавказа


Часовая экскурсия проходит мгновенно. Вот только что летели группой над горами и уже всё… проход над ВПП аэродрома Юца парой и  мы стоим в зоне ожидания, слушая как другие борта совершают посадки. Вроде все сели, только Игорь ещё в небе. Он галантно пропускает нас вперёд на посадку. Эту посадку совершает Юра.  Мягко и аккуратно колёса касаются травяной ВПП аэродрома Юца.
После посадки появляется огромное желание ещё полетать в горах. Но самим страшно просто так лезть.  Хочется облететь гору Бештау.  Просим поддержки у Сергея Теплых.  Договариваемся на вечерние полёты.  Подаю план.   
 
Звоню в зональный, подаю новый план на вечер

До вечера ещё есть часа 4.  Есть шанс посетить Железноводск – Матвей нас ждёт.  Он хорошо знает эти края и обещал выступить нашим экскурсоводом.

Берём такси и едем в город.  Ох и страшная тут дорога с Юцы.  Крутая, извилистая, справа обрыв, слева склон.  Но «жигулёнок» легко идёт по ней. 


Стелла перед въездом в Железноводск

Железноводск поражает количеством зелени и красотой. Изысканная лестница. Курортный город – люди никуда не спешат.  Поднимаемся в гору по дорожке.  По пути пьём минералку прям из источников.  Первые два источника с горячей минералкой, третий (Лермонтовский) даёт более вкусную и прохладную воду.  Для употребления минералки используется специальная кружка с отверстием в ручке, через которую очень удобно пить.






Памятник М.Ю. Лермонтову


Матвей показывает как надо наливать и пить минералку


Состав воды


По сравнению с пивом минералка Севе не понравилась


Экипаж Мушкетёра на отдыхе


Матвей немного притомился


После экскурсии останавливаемся в ресторанчике, где обедаем.   

Игорь делится впечатлениями от увиденного


Сытые и довольные

И вот снова в машине мчимся на аэродром.  По пути я получаю разрешение на использование воздушного пространства.
Ветер стих, горный воздух наполнен мягким вечерним светом солнца. Разбег под горку и самолёт набирает высоту, вдруг боковым взглядом замечаю, как слева что-то мелькнуло.  Птица? Нет, это было камера Go-pro, закреплённая на подкосе. Про себя отмечаю место отделения камеры, при этом полностью сконцентрирован на наборе высоты. На 150 Цессне мощности двигателя практически в притык, а на высоте это чувствуется особенно, поэтому нужно быть предельно внимательным при полёте в горах, когда превышение аэродрома значительно.  Набрали 1100м. Вроде много, но некоторые точки рельефа всё равно выше нас.  Группой из 3 самолётов мы летим вокруг знаменитой горы Бештау. И снова сердце переполняют чувства восхищения перед природой.  Перед нами открывается двухвершинный  Эльбрус. Нам повезло – мы увидели эту красоту!  А днём он был скрыт облаками.  Стараемся сфотографироваться на его фоне. Солнышко, своим мягким вечерним светом дарит великолепные краски.






Эльбрус и Мушкетёр Игоря!


Сергей Теплых рассказывает о горе Бештау и окрестностях Пятигорска.
И снова время пролетает незаметно, вот мы уже идём на посадку. Вечер проходит в уютной беседке за чаем. Спать укладываемся в палатке, под крылом самолёта.  Про себя думаю  - как же здесь здорово, так хочется хоть на денёк остаться здесь.
 
Суперский перелёт и очень классный иллюстрированный рассказ!!! Андрею респектище!!!
 
Перелёт «Москва-Кавказ-Краснодар-Москва». (13 июня 2013г. - день четвёртый)
Юца, Пятигорск.

Встав рано утром, идём искать камеру. Мы её потеряли сразу за торцом ВПП.  К сожалению найти её не получилось, зато полакомились земляникой.  Буквально сразу за торцом ВПП находится земляничное поле.  И снова мы увидели горы Эльбрус и Каракая.

Аэродром «Юца»

Вернувшись на стоянку, завтракаем у парапланеристов.  Тут оказывается есть прекрасное кафе, где двое девчат кормят всех пилотов домашней едой.

Общий вид на кафе



Сева и Юра ждут завтрака, параллельно готовясь к дальнейшим перелётам


В 10 нас ждёт автобус на экскурсию по Пятигорску. 
Осмотрев дом-музей Лермонтова и выслушав интереснейшую экскурсию, я со стыдом понимаю, что в школе я учился плохо.  Как же мало я знаю про этого человека!  А ведь он был интереснейшей личностью.   

Дом-музей М.Ю. Лермонтова


Ещё со школы стихи Лермонтова мне нравились значительно больше Пушкина, я знал, что он не только был поэтом, но и писал картины, но то, какие картины он писал - я был потрясен!   Не могу оторвать глаз.  Оказавшись на Кавказе и своими глазами увидев эти чудные места, проникаешься глубоким уважением к Лермонтову. Как же точно Михаил Юрьевич передаёт краски, как чётко и точно он отрисовывает мелкие детали, горы, людей. 
Экскурсовод очень интересно рассказывал о жизни, быте Лермонтова. Здесь общая обстановка располагает к размышлениям.

Вот Олег, похоже, задумался о жизни Михаила Юрьевича.


После осмотра дома-музея мы едем дальше по городу. Посещаем «Провал», на ремонт которого Остап Бендер собирал взносы.


Я не мог не сфотографироваться рядом ;-)


Сам провал


Туннель к озеру


Озеро внутри провала


Вытекающая минеральная вода – радует и, возможно, даже лечит людей


Памятник М.Ю. Лермонтову


Беседка «Эолова арфа» 1830г


Общее впечатление от Пятигорска, Железноводска, Юцы - здесь очень хорошо, спокойно и красиво.
Завершив экскурсионную программу по Пятигорску, возращаемся на аэродром.  По плану мы сегодня должны перелететь в Белевцы на Kuban AirShow 2013. Но нас ждёт званный обед на Юце.  Пока мы были на экскурсии, Магомед привёз барана, которого уже успели приготовить.

На аэродроме нас встречают телевизионщики. Матвей делится впечатлениями от Юцы, перелёта.


План я накануне подал в Ростовский зональный центр.  План принят, однако снова нужно получить условия на ИВП.  К слову сказать, подать план через интернет мне не удалось, поэтому подавал по телефону.  И как мне показалось, я был первым, кто воспользовался такой возможностью, т.к. после слов:  разрешите подать план по телефону меня тут же переключали на факс. И только на третьем звонке я успел сказать: не надо меня на факс переключать, я голосом хочу Вам подать план, использовав одноразовый пароль.  На другом конце возникла пауза, после чего послышались ещё голоса и два человека у меня начали принимать план. 
Звоню в Ростовский зональный с просьбой дать условия на ИВП.  Звоню по телефону указанному на официальном сайте, а в ответ – звоните на другой номер.  Звоню на данный мне новый номер, а там: «мы условия на ИВП не даём, звоните в МДП Пятигорск-район».  Ок, звоню диспетчеру в МДП за час.  Он говорит, что ему нужно получить условия в Ростовском зональном и просит меня перезвонить ему через 20 минут.  Чёрт побери!  Почему зональный не может мне дать условия, зачем устраивать этот цирк?   Ок, перезваниваю через 20 минут, диспетчер снова просит перезвонить минут через 10, и так продолжается ещё раза 4.  В итоге через час 15 он нас «радует», что мы не сможем полететь, т.к. впереди закрылась зона по градобою.  Какой градобой, на небе ни облачка!  Прошу его дать возможность изменить маршрут и обойти эту зону. В ответ слышу «нет, сейчас в течение 10 минут закроются ещё 3 зоны, Вы никак не пройдёте, оставайтесь дома, завтра с утра полетите».  Вот тебе на… Почему же раньше нас было не выпустить?  Мы бы уже были в Белевцах.   Спрашиваю – а как же с планом?  Нам его отвергнут?  Да, наверное – отвечает диспетчер. «Только это может сделать зональный центр, а не я.» В итоге план никто не отверг, как он был принят, так и остался.  И фактически получилось, как будто мы сами профилонили и не полетели. Если честно, то мне совсем не понятна роль зонального центра...  Пилоту по факту они не нужны, диспетчерам тоже, только смуту вносят и время теряешь. Может для полётов по трассам они и пригодились бы, но тут... Фактически информацию по маршруту уточнял диспетчер МДП.
Делать нечего – радую всех, что нам не разрешили лететь. А, ладно!  Будем продолжать радоваться красотами Юцы, тем более, что здесь безумно красиво и здорово!

Бештау


Тренируются парапланеристы


Собираемся в пеший поход на гору Юца.  Нужно подняться всего 300м по склону, куда может забраться УАЗик.  Вы знаете, а оказывается это не так просто.  Каких-то 300м мы проходим с тремя остановками на передохнуть.  Вспоминаю Димку Синёва.  Он альпинист, строил убежище на седловине Эльбруса. Чувствую себя жалким «земляным червяком», который выдохся, забравшись на вершину всего 1000м. С вершины Юцы очень хорошо видны все окрестности. Любуемся, фотографируемся.   На вершине горы около десятка памятников погибшим парапланеристам и дельтапланеристам.


Юра тренируется с фотоаппаратом Игоря


Тренируется на Матвее


Я, Юра и Сева на фоне аэродрома «Юца»


Начинаем спуск.  Несколько раз останавливаемся, садимся.  Но тут привалы связаны не с усталостью – хочется остановить мгновенье, впитать в себя всю ту красоту, что мы видим.  Вечернее солнце, выйдя из-за тучи, озаряет своими лучами Пятигорск.

Матвей и Юра обсуждают особенности съёмки пейзажей

Питерцы на привале



Подаю новый план на Белевцы на 5 утра.  Полетим с первыми лучами солнца!

 
Ребята, вы- МОЛОДЦЫ !
Сергей Теплых с Мишей с Волгограда были у нас в Подстепках при перелете на слет в Уфе и тоже приглашали на Юцу.
Очень хорошие ребята !
Тоже думаем о полете на Юцу в гости к Сергею.
 
Перелёт в Белевцы

Подъём в 3:45, в 4:00 звоню диспетчеру МДП и бодрым голосом прошу дать условия на ИВП.  В ответ – ИВП разрешено, летите.   Похоже, диспетчер сладко спал.

Рассвет на Юце


Вжик на Юце на фоне гор

В 5:15 мы уже в небе.  Над г.Юца в небо поднялись все самолёты, а это 8 бортов!  Воздух спокойный.  Летим, Сергей рассказывает о городах, попадающихся нам по пути.

Невинномысск и огромный завод минеральных удобрений



А это напоминает помойку при заводе


Проходим над Армавиром.  Училище ещё спит.



Подлетаем к Краснодару, нас начинают опускать.  Сначала на 800м, потом на 500м и в итоге на 300м по приведённому давлению.   Зачем? Кому мы мешаем в небе?  Зато вот людям на земле, наверное, очень «приятно», когда у них ранним утром, буквально по крышам проносится рой самолётов. Да и если отталкиваться от безопасности полётов, то чем выше ты летишь, тем больше у тебя есть времени и шансов подобрать хорошее место в случае отказа двигателя.
С удаления 10 км связь ведём с Белевцами.  Вытягиваемся в линию и друг за другом заходим на посадку.

ВЖИК над Кубанью


Делать нечего.  Сидим в кафешке.  Тут подходит Игорь Иванович Иващенко.  Он прилетел с Владимиром Киселём на 182 Цессне.  Хотят слетать на Псебай, но никак не могут подать план – мобильный интернет в Белевцах никакой.  Игорь Иванович, так давайте я Вам помогу – сейчас по телефону подадим план!   


Начинаю звонить в зональный.  Со второй попытки (опять переключили на факс) женщина соглашается принять план.  Начинаем диктовать.  И тут к разговору подключается мужчина по фамилии Воронин, который в достаточно резкой форме говорит, что план они принимать не будут!  Вот те на…  Почему?  Некогда???   
Что-же делать?  Лететь без подачи плана, так крик будет. Интернета нет…  Звоню Тюрину Владимиру Владимировичу – с просьбой дать совет.  Он предлагает позвонить начальнику смены в Ростовский зональный и выяснить в чём причина такого поведения.  Звоню нач. смены.  Он подтверждает, что они не будут принимать план – аргументирует что они не орган управления воздушным движением и план я должен подавать через АДП (аэродромный диспетчерский пункт).  Но где мне взять на посадочной площадке АДП?    В ответ получаю предложение обратиться в Краснодар в АДП.   Офигеть!  Непонимаю – зачем тогда вообще нужен этот зональный центр???  Прошу начальника смены дать телефон начальника зонального центра – в ответ получаю шедевральную фразу «вы пожалуетесь, а нас накажут  - телефон я Вам не дам».  Вот ведь – понимает засранец, что не прав, боится наказания, но при этом сопротивляется.
Меня разбирает злость!  Звоню в Москву, узнаю мобильный телефон начальника Ростовского зонального.  Звоню ему.  Ну, наконец-то вежливый и вменяемый человек.  Объясняю проблему.  Он очень удивляется и просит перезвонить в зональный и подать план через 15 минут.
Через 15 минут зональный принимает план по телефону, а через час Владимир Юрьевич (начальник Ростовского зонального)  сам мне перезванивает с вопросом – всё ли нормально?  План приняли? Благодарю его.

Игорь Иванович и Владимир улетают в Псебай.
Владимир Кисель

Игорь Иващенко


А мы грустим на аэродроме.  Фотографируем тренировочные полёты.

Стоянка Цессен


Балтийские пчёлы





Впереди целый день. После обеда на аэродром приезжают чиновники и хорошие и плохие.  Юрий Петрович Трутнев – общается с пилотами, рассказывает про работу комиссии при Президенте по вопросам малой авиации, Семён Мноян и Сергей Теплых рассказывают о проблемах и делятся предложениями по улучшениям в области АОН.  Юрий Петрович – наш человек.  Он сам летает! 

Семён Мноян и Юрий Трутнев


Сергей Теплых рассказывает о проблемах АОН Юрию Петровичу


Андрей Геннадьевич Шнырёв (на фото в центре)  прилетел в Белевцы.  Именно благодаря этому человеку у нас уже достаточно сильно изменилось законодательство в лучшую сторону. Именно он занимается написанием законов в Минтрансе. Сложное и не быстрое это дело.  Вот уже какой год мы ждём новых ФАПов со сертификации! ;-)   


Ловлю себя на мысли – какой же я счастливый, что мне не надо сейчас быть на аэродроме в костюме и строить из себя «важную птицу».  Сегодня я просто пилот, пилот маленького самолёта.  Я прилетел на этот праздник с друзьями, и я счастлив!  Я свободен и аэродром, небо, воздух – это наше! Да, именно наше – это всё принадлежит тем людям, кто летает!

Игорь  приготовился снимать шоу

Пайпер из Иваново

Парашютист


Игорь и Юрий


Питерские пилоты – Олег, Владислав и Наталья


Вечером едем в гостиницу.  Мы остановились в мотеле «Кочеты» на трассе Краснодар-Ростов.
Ждём такси


Игорь очень переживает оставляя свой самолёт на чужом аэродроме ;-)


Юрий, похоже впервые едет на Калине и тоже несколько  напряжён ;-)


Гостиница
 
Kuban AirShow - 2013



Утром питерцы едут на море, а мы на аэродром.  Хочется посмотреть шоу, да и самолёты боязно оставлять без присмотра.


Вот мы на аэродроме, заняли место под ВЖИКом. 

Володю с супругой мы встретили уже на самом авиашоу. Он специально приехал.

В небе пилотажная группа на Л-39




Шоу началось!










Пока мы отдыхали на шоу, Матвей трудился



Ну и конечно, самые красивые девушки сразу оказались около Сергея

Общая организация мероприятия в Белевцах выполнена на очень высоком уровне. В Краснодаре получилось настоящее авиашоу мирового уровня!

В одном из ангаров я увидел планер Zyle-2. Это модернизированный Бро-11М.   Именно на таком планере я впервые в 11 лет поднялся в небо на Тушинском аэродроме. Как жаль, что сейчас увидеть такой аппарат – большая редкость.


Вечером в гостинице нас встретил ёжик.


Яблоко есть отказался, а мышей у нас не оказалось…
 
Белевцы (Краснодар) - Москва. Домой!



  Накануне принимаем решение лететь домой. Вначале хотелось слетать на море, но ночью погода испортилась, пришла гроза. Утренние планы на вылет в 5 утра пришлось перенести на 9 по погоде. Интернета нет ни в гостинице, ни на аэродроме. Звонить и подавать план по телефону нет ни малейшего желания. Кому это нужно? Зачем? У меня сложилось чёткое ощущение, что подача плана полёта нужна только зональному центру. Диспетчеру этот план однозначно не нужен, пилоту тем более!

Экипаж!



   По правилам если полёт выполняется из пространства G в пространство G, то подача плана не обязательна! Белевцы у нас расположены в классе G, Ступино тоже. Значит летим так! План у нас есть, мы пойдём под управлением диспетчеров, а вот зональный постараемся исключить из нашей жизни.


   Взлетаем. Нижний край облачности местами 150-200м, идёт дождь. Вызываем Краснодар-район. Диспетчер принимает нас под своё управление. Минут через 10 интересуется  идём ли мы группой. Я несколько удивляюсь и говорю, что нет, мы одни. В ответ - а остальные где? Отвечаю, что наверное летят без диспетчерского сопровождения  ведь мы в пространстве G. Диспетчер интересуется а как же они будут пересекать МВЛ (местные воздушные линии), являющиеся пространством класса С. Объясняю, что другие борта будут подныривать под них. А, партизаны значит награждает их титулом диспетчер Краснодара.

  Проходит полчаса. И тут Краснодарский диспетчер выдаёт: «а у меня нет Вашего плана! Ростовский зональный запрещает продолжать полёт и предлагает вернуться на аэродром. Ваше решение?
   Отвечаю: Продолжаем полёт! Мы вылетели из класса G и летим в класс G, находимся под Вашим управлением, поэтому ничего не нарушаем
Диспетчер выпадает в осадок от такой наглости, и пропадает из эфира минут на 5. Через 5 минут продолжает, как ни в чём ни бывало. Входим в Ростовскую зону, прощаемся с Краснодаром. Под своё управление нас берёт девушка с очень приятным голосом. И сразу нам : «У вас нет плана  возвращайтесь в Белевцы». Теперь объясняем ей, что план у нас есть, да он не подан в зональный, но он есть и возвращаться мы не будем.
   Пауза. После чего звучат угрозы, что Ростовский зональный на нас сейчас подаст первичное донесение (АЛР). Мы соглашаемся пусть подают, ведь мы же правы!
Вот она:
0_a173e_a0c5c552_XXL.jpg

   В полёте запрашиваем активность ряда зон ограничений, который действуют только по НОТАМу. У нас не было возможности где-то посмотреть информацию про них. Поэтому я и прошу помощи у диспетчера. Ростов-район говорит, что некоторые активны. Ок, мы их обходим! Чувствую, что она нам не верит а зря. Мы честно изменяем свой маршрут и идём вдоль границы зоны ограничения. Маршрут удлинился на 20 км, но это мелочи! Нас векторят (просят дать нажатие для пеленгации вектора нашего местонахождения) и каждые 5 минут запрашивают местоположение. Похоже поверили, что мы не врём и обходим все зоны ограничения!

   У меня разрывается телефон по номеру вижу, что звонит начальник смены Ростовского зонального. Игнорирую его. Вот сдался он мне сейчас, нервы мотать только будет!
И тут новая «плюшка» от Ростова Воронеж запретил нам вход в их зону! Как? Как они могли нам запретить вход в класс G?

  Ок, нам надоело! Примите у нас план полёта с воздуха! Девушка диспетчер пропадает минут на 10 из эфира. Похоже, искала ручку и бумажку. Через 10 минут снова слышим её. В голосе уже нет той уверенности, когда диспетчер пытается управлять пилотом. Мы диктуем свой маршрут. Через 5 минут: Воронеж разрешил вход в их зону, только позвоните мне, сообщите посадку! О, как быстро прошёл план, всегда бы так! Летим дальше, по пути общаясь со всеми нашими бортами на свой частоте. Многие слушали наши переговоры. Олег предлагает нам изменить наш маршрут и первую посадку совершить в Богучаре, а не в Белой Калитве. Прикидываем топливо. Ветер попутный  нам хватает.

  Сообщаем диспетчеру Ростов-район, что мы меняем план полёта и идём в Богучар, сообщаю время выхода из зоны Ростова. Диспетчеру похоже уже всё-равно. Она даже не спрашивает координаты промежуточного аэродрома посадки.
Погода улучшается, настроение тоже!

   И тут...
На траверзе Миллерово у нас начинаются проблемы с двигателем. Обороты начинают плавать. С 2600 об/мин до 2400 об/мин, а потом и до 2000 об/мин. Что такое? Переглядываемся с Юриком. Вот те раз!

  Смотрю по GPS ближайшую площадку. 20 км левее по маршруту. Отворачиваем на неё. Диспетчеру естественно ничего не сообщаем, и так мозг уже вынесли, а сейчас точно будет не до них. Если мы ей сейчас ещё и такую вводную дадим - человек совсем будет выведен из строя. Площадка Тарасовская, на которую мы тянули,  оказалась непригодной для посадки. Через асфальт проросли деревья. А движок уже не тянет. Принимаем решение посадки на дорогу.

  Сели…. После пробега движок работает, проверяем магнето  сбросы не более 50 об/мин, что очень хорошо! Но что тогда? Выключаемся. Выскакиваем из самолёта, смотрим дренаж баков  чистый!
  По всем признакам проблемы однозначно с топливом, с системой его подачи. Может грязь? Фильтра забились? Из всего инструмента у нас под руками только универсальные пассатижи и пара отвёрток.
  Смотрим фильтра  абсолютно чистые! Значит топливо закипело… Фильтр-отстойник горячий. Рука не держит температуру…. К слову сказать  на улице температура за 30 градусов, в кабине около 40 градуса по Цельсию.
  Время тикает, вот уже прошло 5 минут после назначенного времени выхода из зоны Ростова…. Что делать? Звоню по телефону в Ростов. Говорю:  Иванов, 1032 "Григорий", зафиксируйте посадку в Богучаре. Диспетчер "Вас уже тут все ищут!" Я : "Не надо нас искать!"
Все, кому положено знать, где я и что со мной всё в порядке знают. Как минимум 6 бортов знают, что мы сели на вынужденную и у нас всё нормально, помощь не требуется! Также за нами следят друзья из Москвы и Воронежа  по данным спутникового трекера.

  Осмотрев весь мотор и фильтра, выполнив контрольную гонку мотора мы снова взлетаем. Как же здорово, что я тренировался посадкам на дороги. Теперь мне это очень пригодилось! Я знаю, как осматривать дорогу, подбирать её, как определять ветер и как удержаться на ней при посадке с боковым.

  Летим дальше, всё внимание приковано к стрелке тахометра. Пол часа, полёт нормальный, топлива в баках меньше четверти, до Богучара остаётся 10 км и тут картина повторяется. Только развивается быстрее. А под нами трасса М4 "Дон", по которой машины несутся быстрее нас. На неё садиться нельзя! Вокруг поля с посевами, дорог нет, а те, что есть окружены деревьями и проводами.
   Самолёт сыпется 1,5-2 м/с. Времени остаётся всё меньше! Выбираю более-менее приемлемое поле, на котором растёт обычная трава, осмотреть его уже нет возможности, разворот против ветра, впереди ЛЭП, только бы перетянуть!!! Закрылки на 10 градусов! ЛЭП перетянули, сыпемся, не дотягивая до этого поля приземляемся в поле с подсолнухом. Дёргаю смесь на бедную, больше ничего не успеваем. Штурвал на себя и мягкое касание. Во все стороны летят подсолнухи. Винт как сабля рубит стебли. И буквально через мгновение всё затихает.

  Самолёт целый и невредимый стоит в поле с молодым подсолнечником.





Нам крупно повезло! Подсолнечник оказался молодым, нежным, высотой не более 1,5м.
Снова смотрим фильтр - горячий….
Снимаем капоты с мотора. Решение приходит на месте! Нам нужно охладить фильтр и трубопровод, что-бы долететь. Но как? Вспоминаем Ил-14. Там все трубопроводы в моторном отсеке обёрнуты асбестом! Но где нам сейчас взять асбест?
Используем носки, трусы, футболки  для обеспечения теплозащиты. Шнурки из ботинок и рюкзаков идут на крепление этого тряпья на трубопроводах. Пока Юрии выполняет эти доработки  я бегу в деревню. Надо добыть воды. Из бутылки, что у нас была с собой; осталось не более 500мл. В горле всё пересохло ; воду экономим.

Завёрнутый фильтр-отстойник


Топливный шланг в рубашке из носков
 
   Ребята пишут смс, звонят  все очень за нас беспокоятся. Олег Нехорошев готов подсесть в Богучаре и поделиться нами топливом! Стрюковатый Олег нашёл авиатора с машиной в Богучаре.
   Но мы теперь знаем причину отказа плохой бензин, налитый нам в Белевцах. Запах этого бензина очень напоминает газовый конденсат, цвет белый, как вода. Похоже, пока двигатель работал на нижних слоях бензина, всё было хорошо, а как только в баках осталось мало, верхние, лёгкие слои  вот тут и пошло закипание. Впервые, за весь мой опыт эксплуатации Цессны  я попал на такой плохой бензин…
   Идём осматривать поле на предмет возможности взлёта с него. По прямой  200м и деревья, по диагонале 350м…. Должны взлететь! Мы пустые! Но жара за 30… Выбрав более-меннее ровное место, отмечаем для себя место принятия решение. Если самолёт не оторвётся до него  прерываем взлёт и разбиваем лагерь, что-бы утром, по холодку попробовать снова.
Но Вжик не подвёл. Мы взлетели! 5 минут и вот мы в Богучаре! Всё старое топливо сливаем в землю. Специально наполняю одну бутылку  очень хочется сдать этот бензин на анализ.


Рядом с ВПП есть заправка. Беру 2 канистры и бегу на неё. Две ходки и баки у нас почти полные.
Дальнейший полёт протекает вполне буднично. Двигатель на Аи-92 работает просто отлично. Мы приходим в Усмань (Воронеж), доливаем 60л 100LL и продолжаем путь домой.
  Диспетчер Воронежа почему-то не видит нашего поданного с воздуха плана, но совершенно нормально ведёт нас, Липецк разрешает занять 1000м, Домодедово также очень спокойно нас встречает.

В 20:45 мы уже в Ступино. Перелёт завершён! Жму Ок на Spot.


 
Назад
Вверх