Первый самостоятельный. Один день учлёта.

Ходжа

Pigs fly.
Трудно жить на свете бывшему князю, а ныне трудящемуся Востока бывшему филологу, а ныне (без)ответственному конторскому работнику. Всё хочется сочиненье написать на тему: «как я провёл это лето». Да то темы нет, то вдохновенья. А то просто настроение такое примерно.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
А тут вдруг сложились звёзды, и тема появилась, и время, и Муза как-то в воздухе завитала. Поймал я её за что под руку пришлось, и первыми словами этой сказочки к белому листу намертво пристрочил. Теперь никуда не денется. Будет сказочка во всех отношениях правдивая дописана.
Про первый самостоятельный перелёт.
«Давным -давно, кажется, в прошлую пятницу» (С) а может, и чуть пораньше, достались мне Правильные Крылья, о чём уже была написана касыда, которую,  при наличии немножечка свободного времени, и совсем без денег можно снова полистать здесь:
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1386536703
С тех пор утекло немало воды, ещё больше портвейна, и совсем много часов, которые хоть, в основном, и текли по усам
в суровых трудовых буднях:
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
но не все попали мимо счётчика моточасов дельталёта. И те часы, что мы с дельталётом провели в воздухе, были, видимо, потрачены с пользой, поскольку Взрослые Дядьки, понаблюдав за моими эволюциями в воздухе и на земле, пришли как-то раз к выводу, что птенец созрел для того чтобы взять его с собой на хоть и маленький, но перелёт.

Попрыгав на собственном хвосте от радости, и взвесив трезво все «за» и «против», учитывая свой лётный опыт, погоду, состояние матчасти, пока ещё не решённую проблему с обледенением карбюратора, и то, что садиться придётся не на аэродром старта, а на совсем другой аэродром, вытер сопли, и принял решение, что готов.

Латтнаа, как говорят пионеры Башкирии. Вылет назначен «на завтра часов на семь утра».

Лететь предполагалось по следующему маршруту. Старт с Юцы, перелёт в 30 км на Юго-Восток в Кисловодск на аэродром Мирный, там посадка, далее небольшой получасовой полёт на Юг в сторону Эльбруса и возвращение на Юцу через Джуцу, или Юцу Вторую, как её иногда называют.

Настал час ХЪ.

Прибыли на аэродром с утра пораньше. Лететь планировалось двумя дельталётами и двумя же экипажами. Изначально предполагалось, что я лечу один ведомым на удалении от головного борта на пару-тройку сотен метров на четыре часа вправо, но непосредственно перед стартом было принято достаточно благоразумное с точки зрения безопасности решение.  А именно такое, что КВС второго борта уступает переднее кресло своему штурману, а сам летит штурманом со мной, по совместительству исполняя обязанности пилота-инструктора и (по особой просьбе)оператора аэрофотосъёмки на пол ставки. Благодаря этому, это правдивая во всех отношениях история и снабжена историческими и даже, художественными картинками. А как говорят греки, одна картинка лучше тысячи слов.
Поэтому букв будет меньше (хотя и немало), а картинок больше, что всегда приветствуется конечным потребителем.

Провёл обычный предполётный осмотр, которым не пренебрегаю никогда. И всякий раз, ведь, находится что-нибудь маленькое, что при недогляде может развиться во что-нибудь большое. В этот раз это оказался сломавшийся по телу червячный хомут на одном из тройников топливной магистрали. Внешне это было незаметно, хомут на месте, не проверь я вручную каждый хомут на шлангах. Сломанный провернулся. Заменил. Протянул остальные.
Весь вечер предыдущего дня лил дождь, поэтому хэбэшный чехол крыла весил килограмм эдак пятнадцать, само крыло было тоже мокрым насквозь. Поэтому после предварительного прогрева на стоянке решил сначала погонять дельт по взлётке – посушить крыло и слегка освоиться с аппаратом.
Кстати, стараюсь, по возможности всегда делать пробежку по полосе перед взлётом.

Рекомендую всем, таким как я, начинающим – пробежка по полосе убивает сразу целое стадо учебных зайцев:
- сушится крыло;
- оценивается ветер на полосе при помощи самого точного измерительного прибора –(ж) опометра и руки и ноги вспоминают, как себя вести;
- прогревается двигатель и оценивается на слух и щуп его работа на предвзлётных режимах;
- оценивается состояние подвески и управляемость телеги на земле;
- оценивается состояние ВПП, производится знакомство со всеми новыми кротовьими кучами и сусличьими норами, нескошенными кустами и мокрой травой;
- психологический аспект:  за время пробежки из головы высыпаются лишние мысли и голова и тело максимально настраиваются на полёт; к тому же пробежка на предвзлётной скорости моделирует пробежку после посадки.
- повторный беглый осмотр аппарата после пробежки добавляет уверенности в благополучном завершении полёта.

Ладно, поумничал, теперь снова сказка. После пробежки и осмотра взлетел, набрал 100 метров, сделал круг вокруг полосы, сел, откатил аппарат с полосы и доложил о готовности к полёту в группе.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Перед полётом мой штурман\лётчик-инструктор\оператор аэрофотосъёмки напомнил мне о том, что ich bin ein Russischer  Flieger der Ersten Partisanenstaffel, и всё, что я делаю, делаю на свой страх и риск.
Знамо дело. Плавали - знаем.

Я же в свою очередь повторно озвучил вкратце сагу об обледенении карбюратора. (см. здесь:  http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1411025571/0#12 )

Таким образом, все необходимые дисклеймеры, заявления об ограничении ответственности, отмазки и прочие формальности были соблюдены, и можно было приступить к содеянию задуманного.

Грузимся, пристёгиваемся, выруливаем на старт. Нога на тормозе, плавный набор газа, отпустил тормоз, дельт послушно рванул вперёд,  газ в пол, разбег, отрыв, набор 250 м после второго разворота.

Красота. Я хоть и азиат из маленькой, но гордой кумысовой земли, которую я зову Родиной, но Кавказ нельзя не любить. Опять же уже 24 года разглядываю его под разными углами,  и нравится он мне всё больше.

Юца-Джуца-Эльбрус, ррравнение на…маленькую красную муху.
Командовать парадом буду я (мания величия – фигня). По тому, как все три горы стояли, не шелохнувшись, я понял, что с дисциплиной у них всё в порядке. Будут стоять по стойке смирно до окончания смотра.

Тем временем, на полосе готовится к старту второй борт – МД-50 Красных Крыльев с безмачтовым крылом от Аэроса.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Набираем 500 и продолжаем набор. Предстоит лететь над местными кишлаками, тупиковой веткой СКЖД Мин. Воды-Кисловодск,  перевалить через хребет, поэтому планируем забраться на 800-1000 м, а уже оттуда свистеть на посадку.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Пейзажи и состояние атмосферы радуют. Полёт – это счастье. Второй борт приглядывает в отдалении на всякий случай, чтобы я чего не учудил.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
На высоте 800-900 метров появляется уже знакомое «тук-тук» (Ммм, интрига? Не всё так гладко?), которое ни я, ни мой более опытный штурман не заметить не могли. На вопрос: «Что это?» сурово так, по мужски, отвечаю: «та же xepня». Опять обледенение. Добавляю скорости и оборотов. Через несколько минут стук прекращается. «Но осадок остался» (С).

Тем временем, показывается посёлок Мирный где (по слухам) находится полоса, на которую мне предстоит садиться. Дело в том, что с воздуха я его ещё не видел, хотя, примерно представляю, где он должен быть, так как как-то бывал на нём на Слёте, который проходил прошлой осенью о чём уже освещалось в прессе:

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1381422588/0
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
И об этом мероприятии, думаю, стоит слегка напомнить всем, поскольку масштаб праздника даже во второй день проведения, который я застал в качестве зрителя, очень даже порадовал. Надеюсь, в этом году мероприятие повторится, и мне удастся побыть там уже в качестве участника.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Немного фото с прошлого года, раз уж речь зашла о Кисловодском аэродроме.

Тогда там было довольно людно и летательных аппаратов там было представлено большое разнообразие. И, что немаловажно для общего развития авиации, практически, на любом из них, при наличии немножечка свободного времени и денег, можно было покататься.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Так, что-то я увлёкся в сторону от своей правдивой и поучительной во всех отношениях истории.

Возвращаюсь.

Ищу глазами аэродром в направлении, куда мне варежкой  показывает штурман.
Не вижу полосу – сенокос с бунтами сена вижу, полосу нет. Сена, помнится, там всегда хватало.

Ежегодно авиаторы аэродрома «Мирный» собирают очень много центнеров сена с гектара взлётной полосы.

Это фото тоже с прошлого слёта.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Ага, вот и она. Полоса на месте, только вокруг сенокос,бунты сена расположены по полю в шахматном порядке, поэтому, увидеть полосу можно только зайдя в торец.

«Колдун» обнадёживающе висит, поэтому захожу на посадку так, как мне показалось более удобным. Правым кругом.

А вот не учёл немного, что высоты было ещё метров 500,  обычно я заходил в торец полосы не более, чем с 250 по пологой глиссаде, по самолётному, на газах. Пришлось в этот раз заходить на повышенной скорости снижения и по более крутой глиссаде, чем обычно. Не догадался сделать полный круг над полосой, чтобы скинуть высоту.

А «Стрейнджер», особенно с тяжёлой телегой, как я заметил, не любит избытка скорости и резких движений, особенно по крену – на это он может ответить раскачкой. И если в воздухе на глиссаде, на выравнивании и выдерживании я как-то справлялся с направлением и попаданием в створ полосы, то после касания на пробеге был грех – раскачал аппарат широкой «восьмёркой» и почти уехал с полосы в сенокос.
 

Ходжа

Pigs fly.
Вот, кстати, вопрос уважаемым гуру, имеющим опыт общения с телегой «Аэрос 2» - на пробеге она часто входит в широкие колебания – рыскает  синусоидой с амплитудой от центра оси посадки метра по 2-3 в каждую сторону. Причём, если на телеге сидят двое, то такой «пьяный» пробег более вероятен, не только когда за трапецией был я, но и когда были опытные пилоты, а я сидел пассажиром. Если это случается со мной, когда я один, то это лечится кратковременной отдачей ручки вперёд и иногда даже небольшим добавлением газа. Добавлю, что люфтов в телеге нет. Всё сидит в меру жёстко и ничто не болтается.

Какие будут предложения по устранению такого болтания на пробеге?
 

Ходжа

Pigs fly.
Убрал дельт с полосы, выгрузились, скинули лишнюю одежду, так как Кисловодск славится максимальным количеством солнечных дней в году даже по всему солнечному Северному Кавказу и это солнышко вполне так горячо припекало и в тёплых полётных куртках было уже не очень комфортно. Пошли поздоровались с хозяевами аэропорта и стали ждать посадки второго борта, который тем временем проводил небольшие высотные испытания и обкатку новой видео камеры. Пилот передал по рации, что набрал свыше 2000м, попал в зону обледенения и снижается над полосой. Мы же в ответ сообщили, что на полосе и в её окрестностях отрабатывает конвейер самолётик СП-30 и чтобы поглядывали вокруг.
Через некоторое время дельталёт стало возможно разглядеть, и вскоре второй борт встал рядом с первым, а участники небольшого (но очень, ясен пень, героического) перелёта направились в местную чай-хону  на разбор полётов.
Хозяевам аэродрома и чай-хоны отдельный рахмат за гостеприимство.
 
Вверх