Только перед законами аэродинамики и на кладбище все равны.
С этим не поспоришь, но коли тема такова и вызывают вопросы расскажу о давнем.
А колокол может и сам получится из той же горки стоит только мотору встать.
Не обязательно. Дальше может последовать "кувырок".
Но, расскажу по порядку, если есть терпение прочесть, опуская, не главное. В самом начале 80-х годов служил на Тихоокеанском флоте. В далеком гарнизоне особенно творческих занятий не было, кроме основных полетов в большой авиации. А, хотелось, как и всем молодым творчества. И, вот из Питера нам привезли парус дельтакрыла "Сокол 2М", конструкции В. Михайлова, чем-то похожий, на известный теперь "Атлас", что и послужило началом конструирования МДП, картинку которого мы увидели в журнале «Моделист-конструктор». Он был одноместный, о 2-х местных тогда и не помышляли.
Все, что было в гарнизоне из подходящих материалов все пошло в дело. Мачты антенн, самолетные тяги, узлы от стремянок, на каркас, многие детали брошенных автомобилей базы обеспечения на телегу МДП. В общем, получился компактный, одноместный МДП, с двигателем от мотопомпы МП-800, переделанный под воздушку, состоящий из подбора унифицированных деталей.
Главным в этой теме, было крыло. Кроме паруса. Парус привезли, а каркас изготовили, из чего пришлось, но весь материал был, Д-16т. Боковые трубы, середина мачта антенн. Носовая и консольная телескопическая часть бокового лонжерона из тяг стратегического самолета. Также и килевая и поперечина. Они там достаточно мощные. Кардан от закрылков АН-26. Прочность, примерно рассчитывали по справочникам со значительным запасом. Крыло, конечно, несколько было перетяжеленным. Интересно главное, подходя к сути, конструкция лат. У нас была, какая-то книжка по дельтапланам, одна из первых тогда. Поэтому кое-какие представления мы имели, а так все летчики и техники самолетов, постепенно разобрались. Так вот латы мы выгнули по профилям из трубки АМГ, диаметром 22 мм, меньше не нашлось.
Лат-карманы, нашили чаще, чем обычно, почти в 2-раза. Пришили еще карманы, между уже имеющимися, по той же схеме. Тогда помню, применялись первые пластиковые гибкие латы, и они задавали S-образность. У нас их не было, поэтому S-образность дифференцированно к консолям, создавали на этих трубках сами. Гнули хвостики, руководствуясь, только красотой формы. Иных критериев у нас не было. Недостаток информации.
Крыло, конечно, с открытой жесткой поперечиной. Все троса натянуты почти до звона. Демпфирование было естестественным. Парус хорошо был натянут.
Первые испытания показали значительный кабрирующий момент, поэтому центровку двигали вперед, пока аппарат не сбалансировался. Освоили аппарат довольно быстро все, кто принимал участие в конструировании МДП. Не помню, у кого этот колокол получился первым. Потом пробовали все. Получалось интересно и забавно. В верхней точке скорость на горке с динамики доходила почти до нуля. Аппарат опускался хвостом назад. Поскольку передняя центровка была значительной, в верхней точке, нос постепенно опускался, аппарат проскакивал горизонт и дальше переходил на пикирование, скорость быстро увеличивалась. По достижении нормальной скорости аппарат выводился в горизонтальный полет.
Так продолжалось довольно много времени, все освоили этот прием, пока не пришла в голову мысль. А, если вдруг не успеем с выводом из пикирования или двигатель встанет? Что будет? Пришли к выводу, что возможен «кувырок», о котором тогда и понятия не имели. Пришлось всем дружно отказаться от подобных полетов. Никому не советую это пробовать. Как видно специфика конструкции крыла позволила это прием пилотирования освоить. На современных крыльях это опасно.