Питер Диамандис

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Дети будут мечтать о космосе / Питер Диамандис реализовал уже несколько амбициозных проектов с одной целью — покорить космическое пространство


На счету известного предпринимателя Питера Диамандиса столько успешно завершенных безумных проектов, что его смело можно назвать одним из лучших специалистов в мире по реализации сумасшедших идей. В их числе Международный космический университет (International Space University), компания Zero Gravity, предлагающая частным лицам испытать состояние невесомости, организация частных полетов на Международную космическую станцию, многомиллионный призовой фонд X-Prize за первый частный пилотируемый полет в космос, а совсем недавно он решил заняться организацией гонок на реактивных самолетах.

Что самое удивительное, большинство проектов Питера Диамандиса успешны. Например, 4 октября 2004 г. космический корабль SpaceShipOne Берта Рутана и Пола Аллена получил приз $10 млн из фонда X-Prize как первый частный пилотируемый космический корабль, а совсем недавно Грег Олсен, бизнесмен из США, стал третьим туристом, побывавшим на борту Международной космической станции вслед за Деннисом Тито и Марком Шаттлуортом.

Поэтому, когда Диамандис объявил о своем следующем большом проекте — “Лиге ракетных гонок”, — стартовавшем в понедельник в Йельском клубе в Нью-Йорке, многим пришлось воспринять его всерьез. Он предлагает устраивать соревнования на скорость между специально подготовленными гоночными реактивными самолетами (своеобразный аналог гонок “Формула-1” или “Индикар”). Первые гонки планируется провести в США, но затем их география значительно расширится.

Согласно обнародованному плану лига будет зарабатывать деньги, пойдя по проторенному пути продажи билетов, прав на телевизионные трансляции, спонсорства и сувениров. Диамандис также не прочь воспользоваться бумом на рынке онлайновых видеоигр. Он намерен предложить фанатам шанс посоревноваться с помощью персонального компьютера в навыках вождения гоночных реактивных самолетов.

Чтобы к началу гонок пилоты были уже хорошо знакомы телевизионной аудитории, их будут отбирать с помощью специального реалити-шоу. Авиастроителей, несомненно, привлечет возможность посоревноваться за почетное звание производителя самого быстрого самолета в мире или самой совершенной технологии дозаправки. Новый вид спорта будет способствовать развитию реактивных технологий для коммерческого использования, которые, в свою очередь, оживят интерес к покорению космического пространства, рассчитывает Диамандис. Сейчас происходит всего 12-15 коммерческих полетов в космос в год. Этого совсем недостаточно, считает он.

“Чтобы инвестиции пришли в отрасль, она должна продемонстрировать потенциал с точки зрения прибыли и выхода на массовые рынки, — утверждает он. — Этими рынками, без всякого сомнения, могут стать туризм и развлечения”. На это можно резонно ответить: “Отличная идея! Только скажите, когда это все произойдет?” Но, учитывая предыдущий опыт Диамандиса по воплощению в жизнь безумных идей, его план вполне может удаться. Он уже построил рабочий прототип гоночной ракеты, хотя пока и недостаточно надежный. Свой первый проект — космический университет он основал, когда ему было всего 26 лет. За ним последовали другие проекты, в частности компании Space Adventures и Zero Gravity. Секрет успеха любого проекта предельно прост: собрать на свою сторону команду гениальных лидеров из различных областей и установить между ними “супердоверие”, говорит Диамандис. Например, перед запуском проекта “Лига ракетных гонок” Диамандис привлек на свою сторону двух пилотов, регулировщика, разработчика игр, комментатора гонок, журналиста, специализирующегося на авиационной тематике, финансистов и производителей. Все они горячо поддерживают проект. На конференции проектом наперебой восторгались пилот Шон Такер, занимающийся воздушной акробатикой, бывший астронавт Рик Сирфосс, спортивный комментатор кабельного канала ESPN Боб Дженкинс, венчурный капиталист Грейнджер Уайтлоу и Патти Смит, представитель федеральной авиационной администрации. Ни у кого не осталось сомнений, что эта разношерстная команда не только намерена отдать все силы проекту, но имеет для этого необходимую квалификацию и средства. Вот что значит “супердоверие”, поясняет Диамандис. “Чтобы реализовать на первый взгляд абсурдную идею, требуются лучшие специалисты, — объясняет он. — Каждый должен быть лучшим в своей области”.

Но ничуть не менее важно убедить аудиторию. “Проекты, в которые не верят, обречены на провал”, — говорит он. Идея, в которую просто поверили, требует больших усилий в реализации. Но когда люди видят идею, заслужившую “супердоверие”, она обречена на успех. Все хотят участвовать в ее воплощении. Когда преодолен определенный порог доверия, появляются и люди, и деньги.

По крайней мере, именно так Диамандис продал свой первый проект. Идею Международного космического университета поддержал Джон Маклукас, бывший секретарь военно-воздушных сил, помощник администратора NASA и дважды летавший на шаттле астронавт. “Он с такой убежденностью рассказывал о наших планах, что никто не смог нам отказать”, — говорит Диамандис. Поэтому к запуску проекта X-Prize он привлек не одного, а 20 астронавтов.

Приблизиться к решению задачи по завоеванию космического пространства удастся только на деньги частных инвесторов, убежден Диамандис. Точно так же сто лет назад авиаперелеты стали реальностью только благодаря частным предпринимателям, напоминает он. Космические программы правительств натолкнулись на рост расходов и потерю доверия. Но если космические полеты начнут финансироваться за счет частных инвесторов, которые увидят в этом возможность получить прибыль, то вскоре перед всем миром откроются потрясающие перспективы, убежден Диамандис. Космос содержит неисчерпаемые запасы всего того, что мы ценим, говорит он.

“Первый триллионер заработает свои деньги на космических проектах”, — утверждает Диамандис. А если вам нужны дополнительные аргументы, то он предлагает прочитать роман Роберта Хайнлайна “Человек, который продал Луну”. В нем содержится потрясающий, детальный, тщательно проработанный бизнес-план покорения космических границ, добавляет Диамандис. “Хайнлайн — один из моих менторов”, — говорит он. Но для начала неплохо вновь вызвать интерес к космосу. Ведь сейчас мало кто помнит имена нынешних астронавтов. “Пришло время выдвигать новое поколение героев, — говорит Диамандис. — Нам нужны личности. Я хочу, чтобы дети снова стали мечтать о космосе”.



Как воплотить в жизнь сумасшедшие идеи

Соберите первоклассную команду советников, которые помогут сформулировать и продать вашу идею как свою собственную. Выберите лучших специалистов в своих областях. Держитесь за людей, которые верят в вас. “Я собрал команду людей, которые верили в меня и в проект, каким бы безумным он ни казался”, — говорит Диамандис.

Когда вы объявляете о новой идее, делайте это с “суперуверенностью”. Потенциальные инвесторы заинтересуются, если поймут: проект настолько хорошо спланирован, в нем принимают участие такие блестящие специалисты, что он просто обречен на успех.

Развивайте свою компанию поэтапно. Проект “Международный космический университет” включает три этапа. Сейчас он находится на втором. Точно так же ракетные гонки начнутся с создания четырех самолетов, а в следующем году их будет уже 10. Сначала гонки пройдут в нескольких штатах США, а затем их география охватит несколько других стран.

Прочитайте фантастический роман Роберта Хайнлайна “Человек, который продал Луну”. Вам надолго хватит полученного вдохновения. (FT, 4.10.2005, Ирина Окунькова)



Марк Тернер

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/10/10/98044
 
Вверх