Ночью был дождь и его звук по тенту вызывает приятные ощущения. С раннего утра солнышко и поют всякие чешскоговорящие птицы. Погода на шорты и футболку. Поскольку все ходят в планерных футболках, то и я припасенное одел.
Как сказал с утра директор компетишена - Роланд, сегодня русская погода - голубое небо и кумулус (пушистенькие такие облачка). Но радости от этого мало, очень сильный ветер. И "очень" это преуменьшение.
Два раза закидывали хруста (разведчика погоды) и два раза он сообщал, что большая турбуленция и минимальный лифт. Но соревнования они как война - если есть шанс выполнить задачу на день, то он будет использован. Я не знаю какой был ветер на момент начала взлетов этих здоровенных 18-метровых дур с водой, но больше 10. Возможно 15. И был он 90-градуснее некуда. Колдун стоял как примороженный горизонтально, а иногда его порывами подкидывало даже выше горизонтали. Кроме всего прочего - часть взлетного пути была затенена деревьями и где-то ветер был меньше или отсутствовал (что не упрощает взлет). Но все взлетали нестрашно и красиво. Чего это им стоило я не знаю.
В качестве помощи я сегодня поработал снова на расстановке планеров, а также побегал за веревкой. Тут для ускорения используется специальная технология, когда один крючком хватает фал и бежит как клюнутый в жопу, второй хватает веревку и быстро цепляет и тут же убегает. Третий сопровождает. Причем тоже качественно так бежит, а не формально подходит к вопросу. А. Забыл. Еще один держит цветной флаг, подсказывающий к какому глайдеру подруливать самолету.
Буксы взлетают практически один за другим. После отцепки переворот через крыло и они почти падают вниз.
При том что погода слабая, ветер очень сильный и поэтому будет сжирать путевую скорость, маршрут дали 200 км и преимущественно в сторону Польши, где прогноз показывал больший прогрев.
Из-за сильного ветра даже увеличили максимальную скорость старта до 200 км/ч. Это при том что у планеров непревышаемая это 250-270 км/ч.
Полет в итоге получился непростой, по сути это была война с погодой. За перепитиями можно было наблюдать на трекинге (возможно кто-то из вас тоже смотрел). На равнине редко кто поднимался выше 1200MSL - это при среднем превышении 300м. Т.е. летали они до 900 метров. Некоторые так вообще мучались на 300 м от уровня земли. И те кто смотрел на экране на аэродроме, как пилот корячится на 300 метров над какой-то польской промзоной, окруженной лесами, имели свой адреналин.
Но все оправдал финиш, который был фееричный. К завершнию маршрута сформировать группа из планеров и она устремилась на финиш.
Вряд ли многие видели в своей жизни 7 планеров одновременно появляющихся в пределах видимости и идущих к аэродрому. За каждым шлейф из водяной пыли. Но все равно кто-то первый - тут один победитель и его видно невооруженным взглядом. Финишировав на повышенной скорости планера делают разворот и начинается шоу одновременной посадки 7 планеров. Суммарный размах которых превышает футбольное поле по длине. Но судя по всему, они сели бы если их было 14, а то и 20. В европе дюже умеют летать. Причем, они мало говорят, но много делают.
Печально что за 5 минут до выхода планеров на прямую лег интернет во всем Фридланте и встал через 2 минуты после финиша. А на поле были операторы, видео с камер которых стримится онлайн на ютуб. Так что видео этого потрясающего финиша надо ждать.
Но не все пересекли финиш и пару планеров плюхнулись в поля. Причем, польские поля. Поскольку я хочу увидеть все этапы работы соревнований, то я присоединился к одной из эвакуационных команд. Мы взяли чью-то машину (в европе машина это просто машина, а не предмет гордости владельца) и прицепили трейлер. Я предложил взять новую брендированную Субару которую дали спонсоры - получились бы красивые фото внедорожника посреди поля, который вытаскивает прицеп с планером, но выяснилось что машина не имеет крюка. Как самолет без буксировочного устройства, так и машина бесполезны для целей планеризма.
До места мы добрались достаточно быстро. Где началась Польша так и не было понятно. Каким-то чудом мы нашли дорогу на поле - ползли запутанными тропами, проходящими через чьи-то фермы с телятами и прочей живностью. Планер стоял на маленьком вспаханном поле. Скорость разборки меня поразила. С планером никакого особого сюсюканья, но и без грубости. Как автомат разобрали и поехали на аэродром. Планер был чешского юниора Марека Пискачека
Рональд Стак, француз, придумавший гран-при, являющийся директором нынешнего чешского компетишена, очень интересно рассказывает об идее и истории гранпри. Как он сказал - такой массовый одновременный финиш, как сегодня, случается первый раз. Также он упомянул, что была идея в Дубай на World Air Games ( предстоящие притащить парителей, но пока не получается найти планер). Пока там только планеристы-пилотажники.
Кстати, касаемо аккомодейшена. Тобишь проживания - вчера я заметил что в Каучсерфинге (это такой международный сервис гостеприимства) откликнулся народ и приглашает к себе пожить. Но я предпочитаю палатку и на аэродроме. Но сам факт подтверждает возможность бесплатно жить в европе, причем с интересными людьми, которые могут при желании показать и рассказать местность. Но это годится не для всех конечно же.
История с регистрацией визы продолжается - по моей просьбе товарищ связался с полицейскими и услышал, что это все крайне нужно сделать и придется ехать в крупных город все же. Почему-то это нельзя сделать по емейлу без демонстрации меня лично полицеским.
Пока видео с одновременным финишем готовится
- съемки предыдущих дней. Как садятся эти красавцы.
http://youtu.be/QVaeGeL8Huo?t=3m13s