О госрегистрации
Госдума сегодня на пленарном заседании приняла в третьем чтении закон "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".
В соответствии с принятым депутатами законом, осуществляется государственная регистрация прав на предназначенные для выполнения полетов гражданские воздушные суда, а также на государственные и экспериментальные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях в порядке, установленном правительством РФ.
Государственная регистрация прав на воздушные суда является единственным доказательством существования зарегистрированного права на воздушное судно. Зарегистрированное право на воздушное судно может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат права на воздушные суда, а также сделки с воздушными судами, если государственная регистрация таких сделок предусмотрена Гражданским кодексом. Обязательной государственной регистрации подлежат права на воздушные суда, правоустанавливающие документы на которые оформлены после дня вступления в силу данного законопроекта.
Датой государственной регистрации прав на воздушные суда является день внесения соответствующих записей о правах и сделках с воздушными судами в Единый государственный реестр прав на воздушные суда. Отказ в государственной регистрации прав на воздушные суда либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации прав на воздушные суда могут быть оспорены заинтересованными лицами в суде.
За государственную регистрацию прав на воздушные суда в соответствии с законодательством о налогах и сборах взимается государственная пошлина.
Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на воздушные суда, являются собственники воздушных судов и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на воздушные суда, в том числе граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, с одной стороны, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством (орган государственной регистрации прав на воздушные суда), с другой.
"В настоящее время существует учет воздушных судов, но нет госрегистрации прав на сделки с ними, поэтому, случалось, что судно меняло собственника по 20 раз. При этом воздушные суда, по Гражданскому кодексу, как жилье или земля, относятся к недвижимому имуществу, права на собственность и сделки с которым должны регистрироваться в госучреждениях", - заявил глава думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
"Закон направлен на реализацию приоритетных задач по защите прав собственности и гармонизации российского законодательства с нормами ВТО. Новые нормы позволят обеспечить рост инвестиций в авиационную сферу, ускорят темпы изготовления новых воздушных судов, уменьшат число банкротств авиакомпаний, повысят надежность сделок с воздушными судами", - отметили разработчики законопроекта. Планируется, что эти нормы вступят в силу через 180 дней после их официального опубликования.
ИТАР-ТАСС,
25.02.2009