Постройка легкого воздушного аэродвижителя, расчет винта

garro

Я люблю строить самолеты!
Здравствуйте.Не нашел на форуме ветку/тему о ранцевых аэродвижителях. Собственно я заинтересовался  его постройке.Двигатель уже имеется 72 куба 2т 7000-8000 обротов+редуктор 1/4,1.И есть у меня несколько вопросов по поводу постройки.
Правильно ли я понимаю что винт лучше крепить не к самому колен валу, а к редуктору?Если к нему то винт должен быть больше ?Помогите расчитать размеры винта.Планируемая эксплуатация-как портфель за спиной+и на лыжах передвигатся со скоростью 30+ км . ч.
Буду очень благодарен ,если не пройдете мимо.
 

garro

Я люблю строить самолеты!
Спасибо.Обороты вала на котором будет сам винт будут-1900 об/мин.Какая длина и ширина винта будет оптимальна?Винт планируется из дерева.
 
Спасибо.Обороты вала на котором будет сам винт будут-1900 об/мин.Какая длина и ширина винта будет оптимальна?Винт планируется из дерева.
Примерно 160см ,ширина 10см,угол атаки конца лопасти 8гр,середины лопасти 17гр. ,ну и в промежутке плавненько на глаз изменять!
 
D

DesertEagle

Если не вдаваться в детали, то винт делайте из следующих соображений:

1. Прежде всего нужно выбрать диаметр винта, чтобы скорость его кончиков не превышала 180 м/с для диаметров 130-160 см, 230 м/с для диаметров около 100 см и 250-260 м/с для диаметров 45-70 см. Скорость кончиков находится по формуле D = V*60/(3.14*RPM), где D - диаметр винта в метрах, V - скорость кончиков винта в м/с, RPM - обороты винта (а не двигателя!) в об/мин.

Например в вашем моторе с редуктором на оборотах винта 1900 об/мин, максимальный диаметр может быть до D = 180*60/(3.14*1900) = 1.8 м. Если поставите без редуктора на вал мотора, то винт должен быть диаметром не более 260*60/(3.14*8000)=0.62 м (62 см) для оборотов 8000 об/мин, 68 см для 7000 об/мин и 80 см для оборотов 6000 об/мин. Причем от винта со скоростями кончиков выше 180 м/с шум намного сильнее, поэтому в литературе рекомендуется по возможности не превышать 150-180 м/с. Так что для ранца вам редуктор не нужен, можете ставить винт диаметром от 65 до 85 см прямо на вал мотора.

2. Теперь надо подобрать шаг винта, чтобы он на рабочих оборотах потреблял ту мощность, которую выдает ваш мотор. Есть разные методики, но в вашем случае хорошую точность при очень простом использовании даст программа PropSelector (270 Кб). Ставьте в ней скорость движения Speed = 0 (или скорость вашего предполагаемого движения, например 25 км/час, но в данном случае это несущественно, а в статике проще потом измерять насколько изготовленный винт соответствует расчету).

RPM - обороты винта, 1900 для редуктора и 6000-8000 для безредукторного. Prop Diameter - диаметр винта, выбранный выше в пункте 1. Переключитель в сантиметры, по умолчанию там дюймы. Теперь подбирайте шаг винта Blade Pitch, пока потребляемая винтом мощность Power Absorbed не станет равна мощности вашего двигателя. Если движок от скутера, то 2T 72сс вроде выдают реальную мощность около 4-5 л.с. (а 50сс 2-3.5 л.с.). В поле Thrust получите тягу, которую винт покажет. Переключите тягу в кг, а мощность в л.с. (HP) для удобства.

Единственный нюанс - шаг не должен быть меньше 15-20 см, иначе будет сложно изготовить винт с такими маленькими углами, да и прога на малых шагах глючит. Так, для мощности 4 л.с. на 7000 об\мин, шаг винта диаметром 68 см получается 9 см. Это мало! Смотрим для 6000 об/мин и 4 л.с.: шаг 4 см. Вообще не годится. Берем винт 70 см на 6000 об/мин и мощности 4 л.с.: шаг 16 см, тяга 15 кг. Это уже нормально, можно делать. А для 5 л.с. шаг выходит 20 см, почти идеально! Так и подбирайте дальше пока не найдете оптимальный для вас вариант.

3. Теперь, зная диаметр винта и шаг, можно начать изготовление. Купите на любом строительном рынке клей для дерева Tidebond типа такого, можно любого цвета (красный, синий или зеленый). Они отличаются водостойкостью, но для винта годятся все. Он покрепче чем ПВА и хорошо себя зарекомендовал при склейке винтов. В принципе, можно склеивать и на ПВА. Но лучше на Titebond или на эпоксидной смоле.

Теперь купите мебельный щит толщиной примерно 2 см и подходящей для винта длины (в Оби и Леруа Мерлен хорошие) типа такого: http://www.metaprom.ru/companies_foto/1340476399foto1_big.jpg. Смотрите чтобы он по возможности был сухим, ровным (не покореженным). Чем светлее, чем лучше. Не должно быть склеек в виде зубчиков. Лучше вообще без сучков, но если есть - выбирайте те что помельче и более светлого цвета. Черные сучки могут выпасть.

Теперь скачайте программу-скрипт VintPrint_0.5.zip (133 Кб), откройте ее в Блокноте виндовс и введите диаметр и шаг вашего винта. Сохраните и запустите двойным кликом. Рядом появятся файлы dxf, которые нужно распечатать в масштабе 1:1 на принтере. А можно и перерисовать прямо с экрана монитора на просвет, подогнав размеры картинки.

Вам нужен только вид сверху и шаблон для боковых линий. На сечения забейте, они не нужны.

В итоге у вас будем бумага (склеенная скотчем из листов А4) с нарисованной лопастью типа такой:



Прикладывайте ее на мебельный щит, обводите по контуру и протыкайте иголкой по служебным линиям. Там где они сильно изламываются (как на рисунке выше), сгладьте от руки, это просто недостаток алгоритма расчета, этот глюк проявляется не всегда. Все линии должны быть плавными.

Выпиливайте электролобзиком по контуру и потом сделайте еще один такой же. То есть винт должен быть из двух слоев по примерно 20 мм каждый, смотря какой попадется мебельный щит. Склеивайте их купленным клеем Titebond и оставляйте на сутки.

Теперь согните боковой шаблон (верхняя штука на рисунке) на 90 градусов по центральной линии, прикладывайте к боковой части заготовки и проведите боковые линии ручкой или карандашом. Разметка винта готова! Осталось вырезать по ней.

Для этого лучше всего использовать сабельную пилу, но годится и обычный электролобзик. Если нет и его, режьте пилой перпендикулярно заготовке множество надпилов от задней к передней кромке, а потом скалывайте стамеской или острым топориком. Это грубая обработка, оставляйте запас 1-2 мм до линий.


Теперь осталось довести форму винта до окончательной. Лучше всего это делать маленькой ручной болгаркой с лепестковым наждачным диском (не обычным наждачным, а обязательно лепестковым):



Если ее нет, то можно использовать грубый рашпиль, тоже довольно быстро получается.

Просверлите центральное отверстие сверлом 6 мм и во время финальной обработки постоянно проверяйте балансировку, держа винт на тонкой отвертке (или гвозде), вставленной в это отверстие. Срезайте материал с той лопасти, которая тяжелее.

Финально обработайте шкуркой и покрасьте 3 слоями лака с интервалом между слоями 2 часа для акриловых и 24 часа для обычного. При покраске тоже держите винт на отвертке, и добавляйте чуть больше лака на ту лопасть, которая окажется легче (хотя как правило, этого не требуется). На финальном слое для успокоения можете отбалансировать "на ножах", то есть не держа отвертку в руках, а положив ее на два уголка, чтобы она могла свободно вращаться. Так точность выше. Но в принципе, хватает и обычной.

Когда будете испытывать винт, постарайтесь измерить обороты. Они должны соответствовать оборотам двигателя, на которых у того максимальная мощность. Тогда тяга в статике будет максимальная. Допускается чтобы обороты мотора в статике были на 100-200 об/мин меньше, чем максимальные (винт на скорости движения немного докручивается и в полете обороты становятся мотора максимальными). Если винт не подошел, пересчитайте шаг и изготовьте новый =)). Как правило, первый же винт вполне можно использовать, но идеальный по оборотам получается со второго или третьего раза.

Подробнее о методике изготовления с картинками можно почитать например тут: http://paraplan.ru/forum/post/1133336. И для общего развития более ранний вариант, там можно сделать чертеж вручную, без компьютеры: http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=658794.

Ничего сложного в таком изготовлении винта нет, у тех кто пробовал, получалось нормально с первого раза. Я тоже пробовал до этого разные методики (с сечениями, на копирах и т.д.), но такой метод по времени и простоте оказался самым лучшим. Метод годится для винтов диаметром как минимум до 135 см, это то что хорошо работало на практике.

Удачи!

P.S. А вообще, для вашего мотора без редуктора можно наверно найти готовый авиамодельный винт. Найдите диаметр и шаг в дюймах и поищите такой винт в авиамодельных магазинах. Их цена от 500 до 1500 руб, и ничего не нужно делать самому. Например винт 26х8" (в дюймах, это диаметр 66 см и шаг 20.32 см) должен нормально подойти для ваших оборотов 6000 и мощности 4 л.с..
 

garro

Я люблю строить самолеты!
@ DesertEagle

Я очень благодарен за ваш труд,такое большое и информативное сообщение!Щас буду все осмыслять,думать,размышлять.Я так понял отказ от редуктра только из за меньшего шума?Мне не сильно важен шума как тяга.И еще-опасно ли заводить мотор  с руки???за винт.Еще раз спасибо.
 
D

DesertEagle

Я так понял отказ от редуктра только из за меньшего шума?Мне не сильно важен шума как тяга.
Наоборот, чем меньше винт, тем он сильнее шумит (при равной мощности). Но 3-5 л.с. не такая уж большая мощность, поэтому от винтов 45-80 см шум будет не очень большой. Можно пользоваться без наушников. Там шум получается примерно 50/50 от винта и от мотора.

И еще-опасно ли заводить мотор  с руки???за винт.
Довольно опасно, но можно. Сильно зависит от зажигания - если есть изменяемый угол опережения как в авиамодельных моторах, то заводится нормально. А если нету (как в бензопилах), то тяжелее. Но для запуска есть очень простое приспособление: шкив после винта, на него наматываете 1-2 оборота шнура (диаметр шнура 3-4 мм) с узелком на конце и дергаете, как ручным стартером. Веревка слетает в конце и остается у вас в руках. Таким способом легко заводится любой мотор, и намного безопаснее чем руками за винт.

Если же выберете вариант с редуктором, то в виде ранца обычно применяют винт диаметром 125 см (и в очень редких случаях до 135 см), тогда диаметр защитного ограждения получается 140 см. Так как от винта кольцо должно отходить не менее 5 см, а лучше 7-8 см. Такое ограждение не очень мешает движениям. Но я бы в качестве ранцевого аэродвижителя посоветовал бы делать без редуктора. И только если не хватит тяги, то переходить на редуктор. Так как большое кольцо требует больше внимания и выше шанс, что вы его быстро сломаете (подскользнувшись например). Без редуктора у вас будет тяга 13-15 кг, этого более чем достаточно для поездок на лыжах или на велосипеде. На велосипеде вообще достаточно 10 кг.

При оборотах 1900 об/мин и мощности 5 л.с., с редуктором подойдет винт 125 см и шагом 60 см. Это стандартный парамоторный винт от Solo210 (и любых других моторов мощностью 16 л.с.). Можно купить готовый и не делать самому. При 4 л.с. нужен винт 125 см с шагом 50 см, это винт от парамотора Raket-120 (мощность 12-14 л.с.). Тяга с редуктором будет 20-24 кг.
 

Вложения

alex-vld

Быстрее, выше, сильнее
Откуда
Владивосток
Тема атас! Это что? На лыжи, а сзади парамоторная установка ?
Не страшно, что на ямке тряхнет и порубит в капусту? Или будет защита Прочная и Тяжелая? А спина не разболится? Хрящи в позвоночнике врядли готовы к такой динамике. Не забывайте, на параплане вес конструкции держит крыло, а не хребет пилота.

Пс. От винта, от винта... Кричал карлсон отбиваясь от гомосеков :)
 
N

NZYK

Не страшно, что на ямке тряхнет и порубит в капусту?
Глаза страшатся, голова кумекает, руки делают
http://samodelam.ru/video/transport/snegohody/rancevyi-ayerodvizhitel.html
http://paraplan.forum2x2.ru/t615-topic
"Моделист-конструктор" 1968 -№1 http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/%27%27Modelist-konstruktor%27%27/_%27%27Modelist-konstruktor%27%27_1968_.html
 

ЗГ

Я люблю строить самолеты!
Раз автор собирается возить ВМГ на своей спине, а спина, как известно, постоянно меняет вектор своей скорости, то лучше, из соображений меньшего воздействия гироскопического  момента на несущую систему, т.е. спину, применить трех-лопастной пропеллер. За счет этого можно получить ту же тягу что и на двух-лопастном, а диаметр пропеллера уменьшится процентов на 15 - 20 при той же мощности мотора. И гироскопический момент меньше беспокоить будет.
 

alex-vld

Быстрее, выше, сильнее
Откуда
Владивосток
В целом, люди на лыжах ходят для укрепления здоровья.
А так дело каждого, чем свой хребет гробить :) 


Когда от вибраций и нагрузок изнашивается диск, в соседние звенья вставляют шпонку, чтоб они между собой не соприкасались, иначе пережимаются жизненно важные отводы нервов. При этом теряется подвижность в этом соединении, но это же не важно :) главное, что лыжи едут.
 

garro

Я люблю строить самолеты!
Спасибо! Но пока не хочу усложнять конструкцию+Это мой первый проектик такого типа) ;)
Вот посмотрите-решил ставить на редуктор,винт подобрал ,получилось 120 см,при шаге 25.Мощность движка занизил на 0.5 лошадки(старенький двиг)
Прокомментируйте.Или может дину увеличить ,шаг на 20 см. поставить?Моторчик точно потянет?Я так понял вращение винта должно быть левое?
 

Вложения

garro

Я люблю строить самолеты!
И еще- запускаю прогу- скрипт  VintPrint_0.5.zip (133 Кб).Извлекаю на рабочий стол,запускаю блокнот,забиваю диаметр и шаг и сохраняю.А что дальше?
 
D

DesertEagle

Моторчик точно потянет?Я так понял вращение винта должно быть левое?
Все будет зависеть от того, какую реально движок выдает мощность. Ее, кстати, можно замерить мулинеткой - прямоугольным бруском, который ставится вместо винта. Так как форма бруска известна, то есть довольно точные формулы его сопротивления. В отличие от винта со сложным аэродинамическим профилем. Поищите в интернете.

Вращение у разных двигателей разное. Шестеренчатый редуктор меняет направление вращения, ременный нет. А сам винт должен смотреть выпуклой частью профиля вам в спину (на ранце). Представьте как он вкручивается в воздух, исходя из этого и определяйте какой делать, левый или правый.

И еще- запускаю прогу- скрипт  VintPrint_0.5.zip (133 Кб).Извлекаю на рабочий стол,запускаю блокнот,забиваю диаметр и шаг и сохраняю.А что дальше?
А дальше запустите его двойным кликом мыши, рядом должны появиться файлы с расширением .dxf. Откройте их в любой программе, которая поддерживает этот формат (он стандартный) - autocad, corel draw и т.д. Там где-то должна быть ссылка на CADViewX, эта программа умеет печатать dxf в натуральную величину на листах А4. Corel Draw тоже вроде умеет, про остальные не знаю.
 

garro

Я люблю строить самолеты!
Чет я не догоняю.Блокнот открыл двойным щелчком,он открылся и там текст.Никаких новых фаилов не появилось...И еще-Если я занижу мощность движка я перестрахуюсь?От етого хуже что то может стать?Просто выше на скрине видно мощность я поставил 1.8 лошадки,а мотор выдает более 2-ух.
 
Вверх