Применение двигателей Subaru в авиации.

Mad Max

моторостроитель
Откуда
UA, Kharkov
Всем привет. Я моторист из Харькова.
Ну вобщем долго описывать все что я умею знаю и делаю, да это пока и не важно.
Вобщем мой друг загорелся идеей о сверхлегкой авиации, ну и меня подпряг на эту тему.
Поскольку для большинства вопрос двигателя- наиболее больное место, то я решил создать эту тему дабы разъяснить многие моменты касательно именно Субарячьих моторов (поскольку Субару это вообще отдельная история) ну и обсудить с Вами аспекеты связанные с его особенностями конструкции и адаптации. Уверен многим здесь это будет интересно.

Итак, я не совсем понимаю почему эти моторы в наших широтах не сильно распространены.
Я говорю не про древние ЕА, а про нормальные современные ЕЖи (EJ201-203-205-251-253 и тп)
Ведь мотор имеет ряд преимуществ:
- вес сухого мотора 100-120 кг
- мощность 135-180 лс в зависимости от модели и объема
- короткий, низкий, двухвальные моторы имеют малую фронтальную площадь.
- есть возможность его тюнинга, форсирования и облегчения.
- равомерный момент в диапазоне 2000-5500.
- инжекторная система управления.
- симметрия
- ресурс (вопреки устоявшимуся мнению эти моторы выхаживают по 350-450 ткм)
- простота установки "сухого картера" (или этим тут не заморачиваются?)
- стабильная работа при большом жоре масла (не засирает свечи даже если мотор почти умер)
- наличие зч и сервисной документации при ремонте
- неприхотлив. сервисное обслуживание 100 ткм, кроме замены масла, фильтров, свечей.
- никаких гидрокомпенсаторов. Либо регулировочные винты (духвальные моторы) либо цельные стаканы (четырехвальные)
- простая диагностика систем и возможность настройки мотора (на мозгах Денсо)

Я со своего Импрезовского мотора например снял 220-230 лс при 7500 об/мин. на стандартных валах и с 2,5 объема. при этом расход снизил с 14 до 10-12 по городу и с 10,4 до 8,3 по трассе в режиме 140 кмч.
Можете прикинуть что получится на ЛА. Ибо я в этой теме пока на асс.
Кстати по весу все моторы практически одинаковы. В 2,5 меньше тосола в рубашке.
Даже гбц двухвального и 4-х вального моторов весят одинаково.
Вобщем кто что дмает, и какие есть вопросы?
 

Баряк

Я люблю строить самолеты!
Здравствуйте!
Немного не в тему,- редуктор можем спроектировать и изготовить для любого двигателя. Вот здесь можно посмотреть на наши шестеренки http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1279826298
 
  • Мне нравится!
Reactions: KMV

FaritGataullin

Я люблю снимать самолеты!
горячо поддерживаю автора темы.
слабое место это ремень ГРМ, но лечится регулярным осмотром.  я на своей менял на 220 тыс км. был еще ничего, но натяжные ролики бренчали на холодную...
 
Откуда
Москва
Любой современный автодвигатель обладает всеми перечисленными автором достоинствами, кроме оппозитного расположения цилиндров - для самолета наиболее удобная компоновка. Ниша какая у этих моторов? Для мотодельт они тяжелые и избыточно мощные. В диапазоне мощностей ~100-130 л.с. при том-же весе, что и 200 лошадный он неинтересен. Тут Хонды-Тоеты-Сузуки Субарику места не оставляют. Наиболее интересны турбированные субарики мощностью более 200 л.с. на самолеты. Только тут встает вопрос редуктора под эту мощность и сертификации ВС т.к. это уже серьезные аппараты. Редуктор такой стоит как взрослый. Вложения в такую конверсию уже далеко не детские. А главный недостаток остается - невозможность сертификации ВС. Поэтому предпочтения в этом сегменте отдаются более дорогим, но сертифицированным Лайкам (из которых, кстати, двигатель Субару и родился) и т.д.  Тем не менее, энтузиасты, не планирующие большой коммерческой отдачи от своих авиа-детищ, весьма успешно используют эти двигатели. Мне ситуация видится так. А вообще тема о чем? Ставьте и летайте!
 

Mad Max

моторостроитель
Откуда
UA, Kharkov
по поводу грм- ресурс 100 ткм если ставить оригинал.
Еще ниодин грм раньше срока не откинулся.

По поводу сегмента- я хз. просто вот втянули меня в авиатематику, пытаюсь сам вникнуть ну и другим помочь советом, ибо я в моторостроении считаю себя ассом. (да, от скромности не умру) ;)
Я как любой мальчишка в детстве мечтал стать пилотом.
В армию хотел пойти конечно же летчиком- истребителем.
Но увы, в армию не взяли вовсе. А про авиацию мне даже не светило там...
А тут читая форум смотрю что многих интересуют моторы по +- 100 кг веса и 80-160 лс. зная что спецмоторы стоят космос денег, решил создать тему.

Ибо о субмоторах тут не мало вопросов уже. причем ничего конкретного и правильного почти никто не пишет.
Кстати можно тему переименовать- авиаконверсия автомобильных ДВС впринципе.

Я с моторами с 10-ти лет работаю. и до недавнего времени даже не знал, что СЛА так популярны в СНГ!
Честь и хвала "хоум авиаторам". Это без сарказма и прочего.
Просто хочу реально помочь в вопросах, которых тут многие не понимают.
Вот зачем эта тема.

Я просто не вижу смысла использовать моторы хонды или фв, у которых вес теже 100-120 кг, что у субар, тока крутящего момента 120-140 нм против 200-250...
Могу подсказать и по турбомотору многое.
Опять же, вопросы ЭБУ, что куда глушить или соединять, что на каком моторе можно оставить, а что необходимо оставить... Масса проблем по ходу дела.

За мощный редуктор- а почему не использовать планетарку от АКПП?
Готовые шестерни, никаких радиальных нагрузок, косой зуб- не воет. Только корпус нужен и правильно выбрать редуктор по передаточному.
А можно еще и смазку под давлением организовать.
Тогда редкутор будет вечный...

ПС
при том-же весе, что и 200 лошадный он неинтересен.
Я выше писал, что мой 2,5 атмо субару имеет 225-230 лс.при 7500 обмин.
После установки валов Bain Crower 272 и увеличения дросселя будет иметь 250-255 лс.
О каких моторах 100 кг/ 200 лс идет речь?
По поводу суб-турбомоторов 2 л имеют 220-250 лс при 6500.
Но блин у них же под 400 момента в диапазоне 3500-5500 на VF-35 турбе.
Т.е. насколько я понимаю, на взлете не надо рвать винт, достаточно просто дать газу...

Ну и на будующее, давайте договоримся, я знаю то что знаю.
Готов безвозмездно поделиться своими знаниями.
ничего не понимаю в малой авиации кроме того что "вверх его несет подъемная сила, поэтому летать может" (с)
Если здесь никому ничего не нужно- ну так и не пишите.
Тема сама засохнет за ненадобностью.
 

Mad Max

моторостроитель
Откуда
UA, Kharkov
слабое место это ремень ГРМ, но лечится регулярным осмотром.я на своей менял на 220 тыс км. был еще ничего, но натяжные ролики бренчали на холодную...
Кстати, чтобы у меня при 8000 ремень не вздумал вдруг перескочить (на 4-х вальниках частое явление, особенно по морозу), я переделал натяжной узел. И натяжному ролику просто некута отжиматься. если интересно- скину фото.

Ну и если кому интересно- вот мой проект по моей субаре:
http://forum.club-subaru.com/viewtopic.php?t=36618

А вот турбовая (если вдруг кому интересно)
http://forum.club-subaru.com/viewtopic.php?t=34063&postdays=0&postorder=asc&start=0
Все фотки без регистрации на форуме. это не реклама ресурса.
Жаль пока еще нет замеров на стенде...
 

Vas-T

Я люблю смотреть как строят самолеты!
Спасибо топикстартеру за важную и нужную тему. Пусть даже не обязательно по двигам Субару. Mad Max, надо учитывать, что нагрузочная характеристика авиамотора отличается от  автомобильного (ничего нового не сказал, все понимают).
Стоял у нас на Пайпере EJ-20 атмо, сняли потому что тяжелый по сравнению с Континенталем, но мысли остались... Собственно проблема: контроллер был Январь-5.1, не смогли подобрать программу и отстроить режимы при применении вместо ДМРВ датчика ДАД. Реально ли вообще заставить двиг хорошо работать с ДАД? Что для этого нужно?
 

Mad Max

моторостроитель
Откуда
UA, Kharkov
Степа, Легаси 2002 EJ-201 работает как раз на мапе.
В штатах много субар на мапах, в частности 2,5 моторы EJ-251.
Что нужно- мап, темп двигла, темп воздуха, дпдз, лямбда либо корректор смеси (СО-потенциометр).
Видимо проблема былав самой настройке двигателя.
Нельзя подобрать программу. Нужно правильно отстроить карты топливоподачи. Ну и зажигания.
Кстати начать нужно с производительности форсунок. Правильно указать ее.

Кстати очень хорошим решением может стать применение спотивных мозгов типа Link или  Autronic. это дороговато, зато надежно. Там нет ничего лишнего и софт бесплатный, шнурок просто 3 провода в СОМ- разъем.
 

FaritGataullin

Я люблю снимать самолеты!
я то знаю про ГРМ, но это отпугивает большинство. если бы сейчас EJ-15 был с толкателями а не с ремнем, многие предпочли бы его ротаксу.

тема интересная.
читаю внимательно.

кит-наборы для сухих картеров массово выпускаются разными тюнинг фирмами. ничего сложного.
 

Mad Max

моторостроитель
Откуда
UA, Kharkov
ну вот для этого я тему и создал.
ибо вокруг субарумоторов ходит больше легенд и небылиц, чем правды и истины.
вечером создам более- менее подробный Фак с ттх и особенностями этих моторов.
 

mz

Я люблю строить самолеты!
Дизель 2.0 , супер  экономичный  5,7 литра , 150 коней .

  http://news.drom.ru/Subaru-10210.html
 

FaritGataullin

Я люблю снимать самолеты!
по дизелю спросил наших официалов - не знают про него ничего. темная лошадка пока еще...
 

Mad Max

моторостроитель
Откуда
UA, Kharkov
Оффы и не узнают. В Украину их официально не завозят.
В Россию  вроде тоже.
Смысл такой:
турбина расположена спереди внизу. При этом выхлопные ранеры равнодлинные, мимимальной длинны.
Но для откачки масла из турбы стоит доп маслонасос.
Дальше, если периодически не давать люлей, то во впуске внизу сразу за турбой скапливается масло, которое турба понемногу подкидывает + из вентиляции картера оседает.
Потом нажал на газ- и добротное кол-во масла пошло во впуск.
Хозяин умершего мотора утверждал что мотор просто так пошел в разнос. Выкл. зажигания ничего не дало.
Из всех ошибок висела только по перекрутке.
Ничего найти не удалось. просто отремонтировали мотор и все. Счас ездит.
Дальше, поршня такие же низкие как на бензиновых. Палец толстый, к краям утоньшение. Бронзовая втулка пальца залита сразу в поршень. Шатуны достаточно легкие, но крепкие. С косым разъемом.
Привод грм- цепь. на клапанах- цельные толкатели (стаканчики).
Коленвал черный, каленый по самые не могу.
Увеличеный диаметр и ширина шеек. При том что вал еще короче, чем бензиновый.
Система питания- комон рейл с давой в 1200-1300 бар.
Мощный подкачивающий насос в баке.
Впринципе мотор обслуживания не имеет.
Но без дилерского скаера SSM-3 ловить с этим мотором нечего.
Каждые 40 ткм обучение топливной системы, каждую замену масла обучение датчика щелощности масла.
Иначе понижение мощности, неровая работа, повышеный расход, ждеки-чан...

А вообще мне мотор понравился. При грамотном обращении и хорошем топливе все будет ок.
У нас несколько таких фориков ездит- все довольны.
 

Vas-T

Я люблю смотреть как строят самолеты!
Благодарю за ответ. А можно поподробнее, - ну вот например,  для простого понимания- берем двигатель такой-то, необходимо поставить датчики такие-то, (или сохранить такие-то) такого-то производителя, подключаем контроллер такой-то, заливаем программу такую-то, таким-то программатором (или вначале- для всего этого нужны такие-то приборы, датчики, агрегаты и программы). Далее типа собираем, заводим, если что не так, корректируем при помощи того-то и того-то...
Это, думаю, можно излагать последовательно, не сразу и не торопясь, многим будет интересно сделать это самим по Вашим советам, обрести навыки настройки своего двигателя. Может отыщется некий универсальный вариант, не сложный, по возможности недорогой.
С уважением, Стёпа.
 

Mad Max

моторостроитель
Откуда
UA, Kharkov
Берем любой двигатель какой нравится. Субару-не субару...
С механическим дросселем, без системы регулировки фаз (у Субару это AVCS, у Митсубиши MIVEC, у Тоеты VVT-i ) исключение хондовсий втек. С ним очнь просто- вкл-выкл.
Ставим на коленвал аналог жигулевского шкива с метками положения коленвала, вкручиваем от туда же датчик температуры двигателя, во впуск датчик температуры впускного воздуха (скорее всего от моноинжекторной нивы), МАП-сенсор подключаем во впуск, датчик положения дросселя тоже ставим ВАЗ.
Датчик детонации тоже ВАЗ. Нужен для настройки, при эксплуатации мотора возможно придется от него отказаться из-за посторонних шумов и вибраций, которые он может расценивать как детонацию.
Мозг из серии январь- бош-микас.
Какой именно мозг и прошивка к нему предпочтительее- узнаю у "зубилостоителей" на М-Спорте.
И все это настраиваем.
Для этого нужно:
3 программы- одна "флешер" - для считывания- записи мозга (узнаю как называется, или сам погугли), вторая- редактор прошвок (Chip-tuner pro) Лучше купить платную, стабильно и без глюков работает.
И третья- логер, для просмотра параметров работы мотора- положения дросселя, нагрузка, детонация и т.п.
Еще нужна широкополосная лямбда. рекомендую АЕМ, можно Innovate LC-1 ну или другую, которая меряет смесь в диапазоне 12-16 AFR.
Впринципе датчики температур можно использовать любые, мап-сенсор и положение дросселя тоже.
Только их нужно правильно откалибровать в прошивке.
Например на своей субаре я использую все датчики атмосферные, а мозг от турбового ВРХ.
Просто перекроил прошивку и настроил.

Еще можно использовать родной субаровский мозг, но только Денсо, это как правило турбо-моторы с 2001 по 2005 год.
С 2005-го пошел электродроссель- в данном случе я так понимаю это ненужный допгемор.
Но тут засада с иммобилайзером- чтоб этот мозг запустить (например ВРХ-03), мозг должен быть либо японский, там до 2004-2005 г. иммобилайзров небыло, либо нужен блок иммо, ключ, мозг от одной машины.
Настройка мозга субару производится бесплатной программой ECUFLASH и бесплатным логгером- RomRaider.
Шнур OpenPort 1.3 бу можно купить за 100-150 юсд, 2.0 новый за 200-230.
продолжение следует.
 
Откуда
Москва
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1297417988
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1236108584/960
и т.д.
Перечитали бы на досуге...
 

Mad Max

моторостроитель
Откуда
UA, Kharkov
спасибо, обязательно перечитаю.
но пока смысла этих тем в отношении к моей непонял.
да, поставили, да, получилось. молодцы.
но мозги своих Хонд настроить не могут.
мощность110 лс на 100 кг.
я же предлагаю инфу как доработать и поставить мотор весом 110 кг но мощностью 130+ лс и моментом 250 против 160  хонд. (знаю что вы меряете тягу винта, но увы я не могу сказать какова будт тяга у 2,5 атмо мотора с таким-то винтом). поэтому привожу соотношение моторов в земном использовании.
думаю многие согласятся что тяга лишней не бывает.
пс  читая посты про использование и адаптацию автомоторов нахожу такие перлы, то даже цитировать и опровергать неохота.
но многие в них верят...
 
Вверх