Применение парктроника для блокировки случайной уборки шасси

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Одной из опасностей, подстерегающей владельца ВС с убираемым шасси, является возможность случайной уборки шасси на земле, приводящей самолет к повреждениям и разрушениям. Многие ВС оборудованы на этот случай различными механизмами, блокирующими случайную уборку, но для нашего ВС обычные концевики на обжатие стоек не применимы и мы попробуем использовать обычный парктроник для решения этой задачи.

Сегодня "облетали" на авто вот такой парктроник http://www.platan.ru/cgi-bin/qwery.pl/id=418347727&group=40696&src=pltn
При скорости до 110 км/час он устойчиво понимает наличие земли под авто на расстоянии как минимум 90 см. Планируем использовать сами датчики (2 шт.), они дублируют друг друга (левая или правая пара) и коробку для датчиков, выбросив индикатор (хотя он может работать параллельно с нашей системой, не мешая ей) как блокиратор уборки шасси на земле. Коробка преобразования сигналов от датчиков дает информацию о расстоянии в цифровом коде, который мы будем обрабатывать своей системой уборки/выпуска шасси.
 
за три года поменял 4 датчика из 8-ми на авто. один спереди и три сзади.

как дождь хороший какой - так начинает глючить, показывать препятствия там, где их нет и в помине, особенно почему-то задние.

про грязь молчу ... эти штуки обязаны быть чистыми для корректной работы.

запросто может случиться ситуация, когда после взлета датчик будет продолжать давать свои любимые полметра (а у меня именно эту цифру выдавал любой заклинивший датчик) и не получится убрать шасси уже в воздухе.

а почему концевик не подходит?
 
концевик земли? 🙂

можно конечно сделать концевик, нажимающийся при обжатии стоек или что-то в этом роде, но приятность парктроника еще и в том, что можно сделать сигнализацию, на случай если пилот забыл шасси выпустить при посадке - сработает сигнал при высоте 2-3 метра, по идее успеет уйти на второй круг.

для случая заглючивших датчиков можно сделать обходной аварийный тумблер.

на самолете условия для датчиков несравненно легче чем на бампере - там и грязь, и соль, а внутри бампера еще и обдува нет - оно там застаивается, и при небрежном монтаже (а это 99,9%) наступает кирдык.
 
обычный парктроник - перспективная идея
так же очень перспективно контролировать выпуск шасси на посадке, а ещё можно в учебных целях контролировать высоту выравнивания

за три года поменял 4 датчика из 8-ми на авто. один спереди и три сзади

5-7 лет пользуюсь парктрониками на нескольких машинах - ниразу проблем не было, наверное датчики были супер китайские
 
Может и китайские - мне то неведомо. Но стандартное оборудование (родные то есть) авто bmw x3.

Может и стоят не так - мне тоже неведомо, их ставили чуткие австрийские руки.

А вот что махнул - факт.
 
про грязь молчу ... эти штуки обязаны быть чистыми для корректной работы.

Единственно, когда эти датчики начинают немного сбоить на авто это в сильный снегопад с крупными снежинками, когда их просто залепляет. На самолете (на днище фюзеляжа) условия для работы этого датчика на много более щадящие. Даже если идет сильный снег или ливень, датчик будет обдувать гораздо эффективнее, чем на бампере авто. Наши скорости позволяют обдувать его на много сильнее  😉. Единственно, когда он нужен, это в момент уборки шасси.

Похоже, что подобная идея раньше не обсуждалась и не тестировалась на ВС.

Что касается показаний датчиков при выравнивании, то конкретно эта модель не показывает более 2 метров, хотя сигнал четко отслеживается осциллографом (показания этой дистанции просто блокируются микрочипом, обрабатывающим показания). Я пришел к выводу, что для решения моей задачи на самолете Velocity, с композитным шасси, в котором невозможно установить концевики это наиболее практичное решение. Можно было поставить барометрический датчик и подключить его к ПВД, но при его отказе (нулевых показаниях) он будет блокировать уборку шасси, что не здорово при аварийной посадке вне аэродрома. При отказе датчика парктроника блокировка скорее снимется. 

Мне понравилось ещё и то, что для его применения не нужно особо никаких затрат, только получать и расшифровывать 16 бит данных простейшего интерфейса (CLK и DATA).

Не знаю что показывает уз парктроник на двух и более метрах, но сильно думаю, что среднюю температуру где-нибудь на спутнике луны. 

Измеряет он совершенно линейно и просто, другое дело, что для больших дистанций нужна бОльшая мощность, но её абсолютно хватает на 2-3 метра. Только в автомобильной конструкции сам чип не позволяет расчитывать и отображать эти дистанции. Для решения этой проблемы можно сделать самостоятельно такой измеритель. Мы это и хотели сделать, но посмотрев на готовую коробочку, проверенную временем и тысячами установок на авто, приняли решение ничего руками в ней не трогать, а только читать оттуда готовые коды. Было небольшое опасение, что диаграмма направленности датчика при скорости около 100 км/час не позволит видеть отраженный сигнал от поверхности, но оказывается видно и довольно стабильно. При испытаниях на скорости 110 км/час не было зафиксировано ни одного сбоя  😀.

ЗЫ. Ещё очень понравилась цена. 850 руб за готовое изделие с двумя запасными датчиками и даже с фрезой для сверления отверстия под датчики  😀 Такое могут сделать только автомобилисты  :IMHO
 
А можно поставить еще два на нижнюю часть стабилизатора. Тогда можно будет контролировать расстояние от последнего до земли во время взлета.
 
А можно поставить еще два на нижнюю часть стабилизатора. Тогда можно будет контролировать расстояние от последнего до земли во время взлета. 

Можно поставить куда угодно, но в моём самолете это не нужно.
 
Немного оффтоп, в теме про посадку на зеркало вроде (могу ошибиться) про парктроник  никто не говорил! Может и там применить эту технологию?
 
Похоже, что подобная идея раньше не обсуждалась и не тестировалась на ВС.

Дим, если не ошибаюсь, у К_Максима парктроник стоял на дельтике пока он ещё на RV-шку не пересел. Без блокировок, чисто индикация. Вроде как помогало нащупывать землю в СМУ. Может сам напишет об опыте эксплуатации, если форум читает.
 
Протестировали коробочку и оказалось что в протоколе она передает дальности более 1.8 метра, только индикатор не отображает. Сегодня написал софт для чтения этих данных и все заработало. Блокировка работает на установленной дистанции стабильно. Буду включать такой комплект в систему управления шасси Velocity.
 
можно несколько вопросов

т.е. рабочая дистанция в 1.8м ограничена контролером индикатора?

а какова максимальная дистанция датчика и контролера датчика?

какая точность на максимальной дистанции?
 
т.е. рабочая дистанция в 1.8м ограничена контролером индикатора?

Да, только им.

а какова максимальная дистанция датчика и контролера датчика?

Дистанция, которую нащупывает датчик и передает в протоколе вероятно около 2.5-3 метров. Я не пересчитывал коды и не проводил тестов на максимальную дальность. Чувствительность датчика и его контроллера позволяет отображать точнее 3 см. и в кодах это передается, но отображение урезано до 1/10 метра. Точных калибровок не проводил и использовал код, отображающий 1.2 м, который буду считать порогом срабатывания. Эту величину по результатам эксплуатации можно будет изменить.

Не знаю как именно эти датчики (а они думаю ничем не хуже), а ручной ультразвуковой дальномер меряет метров до 30 устойчиво. 

Это немного другое. Всё зависит, в том числе, и от диаграммы направленности и типа/мощности самого излучателя. Я взял этот по причине полностью готового изделия за смешные деньги и работающего в цифре, что удобно мне для оценки дальности.
 
Назад
Вверх