Привет всем авиаторам и с Новым 2022 годом! Крепкого всем, авиационного здоровья и свершения всех авиационных мечт для укрепления обороноспособности нашей Родины! С Новым годом, с Новым счастьем!
В препирательствах больше не участвую - это бесконечность. Это всё равно, что если бы выйти навстречу к наступающим в 1941 году, фашистам, и постараться объяснить им, что они не правы, что они ошибаются по многим вопросам, вставить им свои мозги и чтобы они передумали наступать и развернулись и отправились обратно. Ура! Дипломатия победила! Нет! Это полная утопия. На практике они попытались сделать то, за чем сюда пришли, а их всех здесь закопали, и тем вопрос несогласия с нами был исчерпан. Только так. В нашем возрасте никого переубедить не получиться, никто не хочет переубеждаться. Надо побеждать действием. Врут. Бессовестно врут. Разве они сегодня так бы вопили, если бы коршунизм был в законе? Плевать в тех, кто сегодня слаб и обижать их, и одновременно жаться к сильным мира сего и угождать им - вот их деловое кредо. В конце-концов, этих оголтелых противников прогресса у нас на ветке раз, два и обчёлся, а сторонников прогресса, людей, желающих найти лучшие варианты для решения своих задач - все остальные, кроме воздержавшихся. "Хоть зло старается вовсю..." и уже приписывает себе какую-то "победу"... Чего мы теряем, не отвечая на их невежество? Ничего не теряем. Тогда поехали дальше.
Я давно стою на старте, готовый доложить общественности об истории того планерного движения, о котором тут такие жаркие споры. Ничего в этой жизни не происходит просто так. Каждое событие имеет под собой строгие исторические корни. И была совершенно конкретная причина появления в нашей стране такого движения, как ЮПШ. Ведь были времена, когда этого не было...
Какое-то количество постов назад, я согласился с выступающим, что до ЮПШ нас довела бедность и что коршунизм - тоже от бедности. Теперь я , пожалуй, открещусь от такой точки зрения. Поспешили мы с выводами. Сейчас очень много "историков", которые смело рассуждают об истории и даже делают "научные выводы" из истории, рассуждая об этой самой истории с позиции сегодняшнего дня. А как бы мы рассуждали о том же, окажись именно в те времена и именно в тех же исторических условиях? В 50-х годах, когда возникло движение ЮПШ, после войны прошло чуть менее 10 лет. Знают ли наши "философы современного дня", что полстраны ещё лежало в руинах? Что на тот момент люди жили в бараках без каких-либо удобств, и только что отменили карточки на продукты... Что в наших городах и посёлках очень часто можно было встретить калек без нижней части тела, передвигавшихся на деревянных тележках на подшипниках? Что в больницах доживали свой век ещё на войне раненные ветераны, коих вылечить было невозможно... Но тогдашнее государство их не бросало... Что невзирая на тяжелое положение страны после войны, наши "Западные партнёры" уже загнали нас в гонку вооружений, проиграть которую мы просто не имели права, и 90% нашей промышленности продолжало производить не модные пылесосы и холодильники, а военную продукцию... И вот в это самое, тяжёлое в материальном отношении время, в нашей стране появляется идея значительно увеличить увлечение молодёжи авиацией. Денег такая деятельность не приносит, одни убытки! А где взять на это денег? И тогда пускается в ход наш народный потенциал, вера народа в светлое будущее, его стремление сделать нашу жизнь лучше. Это бедность? Бедность - это когда у человека в башке одни мысли, как бы что-то где-то спереть и нажраться вдоволь. А тут люди сидящие на картошке с капустой первыми запускают в космос Гагарина и мечтают, чтобы каждый пацан имел возможность стать лётчиком, космонавтом!!! Это сегодня у людей в голове настоящая бедность, если всё, о чём они мечтают - материальные блага. А Тогда это было гениальное решение проблемы в совершенно непригодных для этого условиях, с точки зрения обывателя. Всё время сегодня наши родные "патриоты" судят о прошлом социализма с позиций развитой Америки. Де скать и машины мы слизали у них, и чертежи атомной бомбы спёрли, и люди типа у них живут лучше, чем у нас. Забыли наши "историки", что Америка во всю эпоху своего существования грабила другие страны и народы, обеспечивая себе тем более высокий уровень жизни. И разве на их территории когда были такие разрушительные войны, какие она организовала у нас, на нашем континенте? Они и сегодня себя так ведут только потому, что считают, что если они тут нагадят, то их там за океаном не достанут. Сегодня уже достанут и время их пиршества подходит к концу. Никакая страна мира не нажилась на ВОВ так, как это сделала Америка, продавая военную технику и нам и фашистам одновременно. И приводить сегодня в пример Америку по отношению к нашей Отчизне, по меньшей мере бестактно.
А как обстояли дела с авиационными видами спорта в далёкие 50-е годы? А в эти годы мы уже очень хорошо отдавали себе отчёт, что увлечение молодёжи авиацией - не просто развлечение от нечего делать, как это происходит в буржуазных странах, а теперь и у нас, когда авиация - это развлечение богатых Буратин не ради защиты Родины, а ради собственного самоутверждения в основном. В годы только что прошедшей войны, когда кадровый состав лётчиков ВВС в результате боевых действий был выбит почти до нуля всего за три месяца, их места в кабинах боевых самолётов заняли бывшие воспитанники ОСОАВИАХИМа, которых на новые самолёты долго переучивать не надо было. И поскольку пристальное внимание к нашей великой и богатейшей на планете стране у западных политиков никогда не ослабевало, мы должны были содержать чуть не самую многочисленную армию в мире. И должен был быть резерв в виде воспитанников ДОСААФ. Кто не знает, ДОСААФ - это добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Не было в СССР взрослого человека, который бы не был членом ДОСААФ. И мы регулярно сдавали в это общество пусть небольшие, но взносы, целой страной, так что ДОСААФу было на что существовать, включая и государственную помощь в виде авиационной и прочей техники, которую делали на заводах и передавали ДОСААФу. И финансовые средства на развитие тоже выделяло государство. И не было в стране ни одной школы, ни одного колхоза и предприятия, где бы не было первичной организации ДОСААФ. И полномочия ДОСААФа были огромны в своей сфере. Например при нашем Смоленском авиазаводе ещё с довоенных времён был свой аэроклуб, в котором было два самолёта По-2 и несколько планеров А-1. Рабочие завода занимались в своём аэроклубе после работы и прыгали с этих По-2 с парашютом, занимались на них самолётным спортом, и учились летать на планерах. И никто никому никаких больших денег не платил, кроме взносов в ДОСААФ. И не нужно было платить миллион в какую-нибудь частную авиашколу, чтобы получить корочки пилота. В ДОСААФе были свои "Общественные инструкторы" по всем видам спорта и они занимались обучением новых пилотов и парашютистов. Я сам, когда в 1982 году прибыл на этот завод, сразу встал на учёт в заводском комитете ДОСААФ, а вскоре, как организованное мною общественное МКБ САЗ состоялось и был построен первый на заводе мотопланер "Коршун-МД" уже моей разработки, я получил от Председателя ДОСААФ завода корочки "Общественного инструктора по мотопланерам" и никаких проблем с сертификациями мы не знали. А какие могут быть сертификации, когда планер спроектирован дипломированным авиационным инженером-конструктором, прошёл практические испытания на полигоне и даёт весьма хорошие результаты по подготовке планеристов? И Никому не надо было "отслюнивать" кругленькие суммы для разрешения нашей деятельности. Завод аплодировал нам в ладоши, что мы занимали молодёжь хорошим полезным делом. И так же обстояли дела с заводским дельтаклубом, картингклубом, буквально в масле катались авиамоделисты завода, туристические, лыжные секции и ещё много других, которые все относились к юрисдикции ДОСААФ под патронажем завода. И так было по всей стране, на всех наших заводах, коих были сотни тысяч! И так было во всех колхозах и совхозах! Представляете, какая была мощь? Те сопли, какие сегодня представляет в России АОН и прочая авиация - не идут ни в какое сравнение в авиацией ДОСААФ в СССР. А чтобы убедиться, что я не вру, достаточно посмотреть журналы "Крылья Родины" за те замечательные годы. Или вот ещё мой личный пример. В 80-х годах на областные авиамодельные соревнования у нас в Смоленске прибывали аж 14 команд от предприятий только Смоленска, а там были ещё многочисленные команды из области. 14 предприятий Смоленска имели при себе авиамодельные кружки, которые сами обеспечивали технически. Сегодня на всей смоленщине едва можно найти два кружка, еле влачащих своё существование! Кому это выгодно, как не нашим прямым врагам? Нет теперь в Смоленске и дельтапланеристов, а была даже Областная федерация дельтапланерного спорта, спортсмены которой всегда привозили с соревнований призовые места! Нравится?
Сегодня я имею полный контакт со смоленскими ДОСААФовцами прошлого, выпускниками смоленского, некогда очень знаменитого, Аэроклуба. И они мне поведали очень печальную историю. Оказывается и в нашем аэроклубе неплохо развивался планерный спорт и многие ребята помнят, как это было. В аэроклубе были Як-12, и чем таскать планеры - вопросов не возникало. А для укомплектования аэроклуба планерами наше тогдашнее правительство через ДОСААФ выделило клубу аж 70 единиц серийных планеров самых разных конструкций, какие тогда выпускала наша промышленность. Но в основном использовали Бланики и немного КАИ-12 "Приморец". Остальные планеры стояли в своих ящиках, новенькие, нераспакованные, потому что предложение превышало спрос. И вот в 1972 году к власти в авиационных видах ДОСААФ приходит Александр Иванович Покрышкин, которого так чтит наш уважаемый Гущин. Проходит немного времени и сверху, из Москвы, поступает распоряжение об уничтожении всех имеющихся планеров ввиду их.... и уж не знаю, какая должна быть причина.... истечения срока хранения.... Наши аэроклубовцы, вместе с начальством, конечно в шоке. Не каждому аэроклубу в стране доставалось такое богатство в виде планеров, как нашему. И всё это надо теперь уничтожать... Ну наиболее шустрые ребята, смогли по своим возможностям и связям украсть из общего числа и растащить по гаражам пару-тройку планеров, а всё остальное было разложено на поле и по нему проехали трактором. Утилизировали, так сказать. Не исполнить приказ было нельзя. ДОСААФ была полувоенная организация, которой правили бывшие офицеры. А приказы не обсуждают.
Но не надо думать, что так подло поступали только с планерами, хотя этот приказ прошёлся по всей стране и можете себе представить размеры урона. Например так же поступили и с четырьмя, кажется, самолётами Ан-14 "Пчёлка". Они поступили в смоленский аэропорт и некоторое время использовались для полётов на местных авиалиниях. Но вскоре тоже наверху было принято решение о нерентабельности этих самолётов для перевозок грузов и пассажиров. И тогда к самолётам подъехал трактор Беларусь с экскаваторным ковшом и этим ковшом нанёс каждому самолёту удар сверху по центраплану. Вот такая печальная история была в нашей авиации. Эту историю мне рассказал техник, который тогда обслуживал эти Ан-14. Для настоящих смоленских авиаторов, а Смоленск был всегда авиационным городом, это была настоящая трагедия. А Гущин пусть хоть теперь порадуется за "справедливого" Покрышкина .
Но вернёмся в 50-е годы. В журнале № 11 за 1954 год была опубликована статья товарища Маноцкова, известного в стране планериста из Москвы, , в которой он ставит очень важный вопрос " Какой нам нужен массовый планер?" . Вопрос состоял в том, что стране необходимо массово готовить планеристов для нужд авиации, а подходящего планера для этой цели не выпускалось. Довоенные планеры типа А-2 , да и А-1, были тяжелы и приспособлены только для запусков с мощных лебёдок или с буксировки за самолётом. Для массового обучения они были тяжелы и дороги. Возникла необходимость в разработке лёгкого учебного планера первоначальной подготовки, для выполнения простых упражнений на малых высотах и с малыми скоростями. И вот постановка Маноцковым такой задачи вызвала в стране целую дискуссию среди спортсменов-планеристов, которую публиковал журнал "Крылья Родины" и отследить которую можем мы сегодня. Я не хочу сейчас возвращаться назад по нашему форуму, это займёт лишнее время, но для тех, кто внимательно следит за здесь происходящим, станет ясно, о чём я говорю. А говорю я о том посте, который я тогда сам проскочил, а теперь считаю его основополагающим в нашей беседе. Это пост о том, что где-то в начале 50-х годов, американцы у себя, тоже на общественных началах, как раз разработали и опробировали очень лёгкие планеры, годящиеся для первичного обучения учлётов по своей безопасности. Шила в мешке не утаишь. К тому же мы ещё долго будем заимствовать их опыт во всех технических сферах , и не только технических, хотя бы потому, что к ним очень благоволел наш Сталин, и их опыт поэтому был очень доказательным. И конечно этот положительный американский опыт не мог быть не замечен у нас. А мы же всегда должны были не отставать от них. Вот Маноцков и публикует свою статью, как будто эта инициатива появляется у нас впервые. На тот момент у нас есть единичные постройки планеров с подобными характеристиками, но не отвечающие поставленным задачам по некоторым параметрам, и не выпускающиеся серийно. Появляется дискуссия, с целью выяснения лучшего опыта в стране, с целью формирования правильного задания на проектирование такого планера.
Ты только тогда специалист в своей сфере, когда можешь объяснить любую линию и любую цифру в своём деле. Историю происхождения вопроса нужно знать, если ты берёшься за дело. Ничего нельзя принимать на слово. У каждого события есть своя историческая база, свои материальные предпосылки.
Продолжу в следующем посте. Боюсь превысить нормы по числу букв.