Прогамма облета ДЛ после модернизации и ремонта.

Гришаткин Юрий

Я люблю строить самолеты!
Данная Программа написана Кареткиным при моем участии после анализа катастроф в последние годы. В ней изложен наш опыт. Это конечно не полная Программа для оценки ДЛ, это минимум, который мы соблюдаем, чтобы избежать проблем. Если вы ее приложите на известные вам случаи, то увидите какие пункты по безопасности не соблюдались, либо проигнорировали последовательность полетных задач. Программа построена по принципу от простого к более сложному.
У меня лично есть подозрение, что эту Программу можно использовать при освоении новой модели ДЛ (при условии, что вы уже имеете достаточный опыт самостоятельных полетов), если нет возможности воспользоваться вывозными полетами с инструктором.
 

Вложения

Даже в заглавии программы "ДЛ" не расшифровано... Лень, что ли?
 
Произвел взлет стандартным методом и [highlight]набор высоты минимально возможной для полета по кругу[/highlight].

Мудрено как-то. На трех метрах тоже можно слетать по кругу деревья перепрыгивая. Но наверное не это имелось в виду. Может добавить БЕЗОПАСНОГО полета по кругу? Или скажем не менее 150 метров? Я лично первый подлет делаю, нет мерзких тенденций - на второй взлет ухожу на высоту. Иногда если погода не супер или взлетка длинная, позволяет почувствовать аппарат то без промежуточной посадки проверяю балансировку над полосой и сразу на высоту.

И еще. В первом полете (не подлете) если что-то не так многие напуганы и стараются быстрее приземлиться. Я считаю это ошибкой. Сам стараюсь на высоте обвыкнуться, понять что не так, может сделать пару имитаций заходов на посадку не снижаясь до малой высоты. Когда уверен что смогу сесть безопасно, иду на посадку.
 

Вложения

  • 111_005.png
    111_005.png
    12,9 КБ · Просмотры: 381
Программа облета ДЛ после ремонта, длительного хранения, глубокой модернизации (замена крыла, ВМУ, тележного модуля).

Общая часть.

1. Наземные проверки и тренажи
- выполнить предполётный осмотр ДЛ в полном объёме;
- убедиться в достаточности расхода РУ и отсутствии затруднений управления крылом:
                  - по крену – до касания консолью земли вправо и влево;
    - по тангажу при полном расходе РУ:
       - от себя - не менее +15 град*;
       - на себя – около -5 - 0 град*;
                     («*» - замер глазомерный относительно горизонта по килевой балке).
-  проверить работоспособность системы управления двигателем на плавность хода и отсутствие 
   заедания троса газа;
-  проверить эффективность тормоза;
-  отработать порядок экстренного выключения двигателя;
- отработать порядок введения в действие системы спасения.  (Быть готовым к её применению!);
-  заправить ДЛ в соответствии с планируемым объёмом лётных проверок.
2. Рассчитывать каждый полет так, чтобы из любой точки траектории иметь возможность с 
    максимальной вероятностью произвести вынужденное приземление на предусмотренные 
    площадки или пригодные участки местности.
               3. Переходить к следующим проверкам только после устранения замечаний, выявленных в   
                   предыдущих проверках и их соответствующего оформления.
               4.  Количество полётов для отработки каждой полётной задачи – не регламентируется.    
               5.  В ходе облёта желательно использовать фото-видео фиксацию.
               6.  Меры безопасности при выполнении облёта.
               6.1. Полеты выполнять в простых метеоусловиях (по критериям СЛА);
               6.2. Повышенное внимание уделить разворотам в направлении противоположном вращению
                      винта, что особо важно для ДЛ с мощными СУ;   
           При нарастающем затягивании в крен – убрать обороты до МГ и незамедлительно выводить из разворота;
               6.3. При тенденции к потере управления во время тестирования какого-то из режимов необходимо быстро вернуться на проверенные режимы и если необходимо, то совершить посадку для анализа возникшей проблемы.
               6.4. Требования к ВПП: не менее 300 м (для колесного шасси) и желательно наличие торцевой     полосы безопасности не менее 200 м;
              6.5. Полеты других СЛА, не связанные с проведением  ЛТЭ , ограничить или  приостановить;
              6.6. Обеспечить непрерывное визуальное наблюдение с земли за полетом исследуемого ДЛ в полёте.
              7. Отработанные полётные листы подшить к действующему формуляру ДЛ.

Полетная задача №1
« Подлет для  оценки взлетно-посадочных свойств, балансировки ДЛ и принятия решения на полет».

Регулировочное положение узла навески крыла (центровки) в первом подлёте – среднее.
        Предусмотренные конструкцией регулировки крыла - в среднем положении.
        Подлёт выполнить в одноместном варианте.

Текст заполнения полетного листа по задаче №1 
Плавно увеличивая обороты до 80-90%  от максимальных от дальнего торца ВПП выполнил «затянутый» разбег до отрыва от земли.
С ростом скорости движения передняя опора устойчива, управляема. Самовозбуждающихся колебаний опоры не возникает.
При достижении скорости предшествующей отрыву РУ продольно  сбалансировалась в положении_____________________________________________________________
      (У некоторых крыльев, например «Небо-18», вплоть отрыва на РУ сохраняется «толкающее» усилие.)    
         В момент отрыва прокачка модуля относительно горизонта в полетное положение  _______мм, что приемлемо (не приемлемо).  ДЛ не нуждается (нуждается) в перекомпоновке для продолжения облёта.
             Установленная центровка близка к оптимальной и позволяет выполнить подлет.
                                                        Если центровка определена, как излишне передняя – в этом случае она препятствует отрыву при   скорости заведомо должной обеспечить отрыв, либо наоборот, чрезмерно задняя, вызывающая ненормально прогрессирующее кабрирование во второй фазе разбега, необходимо соответственно переставить центровку и повторить подлет. Возможно, потребуется  ещё уточнение!).    
           После отрыва балансировочное положение РУ «на себя»/ «от себя» _____%_/_____% что приемлемо для полёта (приемлемо   с ограничениями, не приемлемо и требует изменения).
   Дестабилизирующий момент по крену при разбеге и отрыве от земли отсутствует (  проявляется несущественно и полёту не препятствует).
Если кренение существенно и имеет нарастающий характер по скорости, то дальнейший облёт прервать и выяснить её причину.
             В подлете ДЛ устойчив, на управление по тангажу и крену отвечает (отвечает с несущественным запозданием, существенно запаздывает на управление).
            После сброса оборотов  приземление происходит на основные опоры шасси. Касание передней опоры мягкое и контролируемое (либо с «плюхом», контролируемо с затруднением). Расход РУ для выравнивания достаточен (с запасом, без запаса).
           После касания земли на пробеге передняя опора устойчива, колебания типа шимми не проявляются (если проявляются, то в какой степени контролируемы).
          Тормоз эффективен ( слабо эффективен, не эффективен ) для данного взлетного веса ДЛ и ожидаемых  условий эксплуатации.  Управление тормозом при умеренном торможении затруднений не вызывает (если затруднения имеются, то какие). 
        При максимальном  давлении на педаль тормоза, «схватывания» на юз не происходит (если происходит, то при каком давлении ).
       В целом, управление передней опорой эргономично (  есть замечания,, то какие…. )
         По результатам подлета принимаю решение на выполнение полета.
 
Полетная задача №2
                   «Оценка взлетно-посадочных свойств  и основных  летных характеристик 
                                                    в горизонтальном полете»

Регулировочное положение узла навески крыла (центровки)___________________
        Исследовать в одноместном варианте:
          - взлёт;
          - горизонтальный полет;
          - предварительно оценить устойчивость/управляемость ДЛ
          -- поведение ДЛ на втором режиме и при срыве;
          - планирование, посадку.

Текст заполнения полетного листа №2
      Взлёт             
        Произвел взлет стандартным методом и набор высоты минимально возможной для полета по кругу.
        Уровень вибраций СУ на рабочем месте пилота воспринимается (сравнительно с однотипными ДЛ) как   низкий (приемлемый, относительно высокий, недопустимо высокий)

     Горизонтальный полет
      Балансировочная скорость горизонтального полета по прибору_______ км/час при ______об/мин.
    РУ балансируется в  положении (___% от себя -____% на себя  конструктивного продольного хода ).
     На  участке горизонтального полета без турбулентных возмущений ДЛ с  освобождённым управлением  сохраняет ( не сохраняет )  режим прямолинейного полета_______ сек.
     Имеющаяся тенденция к левому/правому развороту   легко устранима и не затрудняет пилотирование, (затрудняет пилотирование и требует регулировки).   
       При перемещении РУ на себя ( увеличении скорости ),  усилие на РУ нарастает пропорционально (нарастает вяло,  с провалами, с  выраженной  тенденцией  к уменьшению)
                                                Внимание!
                                    Если при перемещении РУ на себя (увеличении скорости ) «тянущее»
                                               усилие   на РУ уменьшается,   дальнейший облёт прекратить!

            При полном расходе «на себя» и координированном увеличении оборотов для поддержания режима ГП, усилие на РУ оцениваю  _____ кгс. Максимально достигнутая скорость____ км/ч.
            В области  скоростей от балансировочной до максимальной ДЛ  поперечно  устойчив, тенденция  к боковой раскачке или   кренению   отсутствует (либо   легко устранима стандартным  методом пилотирования  и не  имеет  прогрессирующей динамики )
                      Если динамика раскачки и кренения , имеют  прогрессирующую динамику, 
                                               дальнейший облёт прекратить до устранения причин .

           Двигатель работает устойчиво и ровно (неровно,  с перебоями, ) 
         Вибрация, тряска  отсутствует ( допустимая,  не допустима высокая).
               Предварительная оценка устойчивости/управляемости
         Выполнил  последовательно серию разворотов на 90 – 180 в обе стороны, начиная с разворотов по направлению вращения винта  с креном до 15 град.
         ДЛ устойчив, тенденций к затягиванию в крен не проявляет (если  проявляет то насколько )
         Из разворота ДЛ выводится  стандартным методом. Поперечный расход РУ для вывода из установившегося  разворота ______ мм, что приемлемо ( относительно велико, избыточно велико ) для данного типа ДЛ . 
         Поперечную управляемость оцениваю как (отличную, хорошую, удовлетворительную, не удовлетворительную).
           Полет на втором режиме и срыв
            Высота полёта______  м.( не менее 100 ! )
              В  прямолинейном полёте уменьшаю обороты до МГ, плавно  перемещаю  РУ от себя . «Толкающее» усилие на РУ  нарастает ( линейно, нелинейно ) . Минимальная скорость устойчивого полета  по прибору _____ км/час.
             По мере приближении к скорости срыва возникает (не возникает) характерное «предупреждающее» рыскание, и колебания/-толчки по тангажу и крену.
            Срыв  достигнут при расходе РУ ________ мм до переднего пилона. Скорость срыва по прибору___км/час. Усилие на РУ при срыве оцениваю________ кгс.
              Срыв симметричный (не симметричный, на левое/правое полукрыло).
             Динамика срыва (типичная для данного типа ДЛ (мягкая, парашютирующая, резкая с «клевком»)
                                                         В ряде случаев, в силу конструктивных особенностей 
                                                        ДЛ срыв в прямолинейном полёте на МГ не
                                                        достигается

             Выход в ГП с освобождённой РУ   происходит по пологой (относительно   крутой, очень крутой) траектории с потерей высоты примерно  _____м.
          Планирование, посадка
            При уменьшении оборотов до МГ на балансировочной скорости ___ км/ч  в прямолинейном планировании вертикальная скорость снижения ____ м/с
           Минимальная скорость снижения___ м/с достигается при полётной скорости____ км/ч.
          На максимальной скорости планирования на МГ (____ км/ч) вертикальная скорость снижения___ м/с.
        «Тянущее» усилие на РУ на максимальной скорости оцениваю______ кг.
       Посадку выполнил стандартным методом на оборотах МГ.  Расход РУ на выравнивании и  касании   достаточен   ( с запасом,   без запаса, либо  не достаточный для стандартной посадки и требует  приземления на повышенной скорости).
         Амортизация шасси эффективна по рабочему ходу и энергоемкости для данной взлетной массы (если   недостаточно эффективна, указать недостатки    по основным опорам и по передней опоре).
         Специальные приёмы и методы пилотирования         
          В полёте пилотировал  только стандартными (типовыми)   приёмами  пилотирования, предусмотренными для данного типа ДЛ.
            Необходимость применения каких-либо специальных  приёмов   пилотирования не требовалось (если требовались, то  какие именно и на каких режимах полёта).
 
Полетная задача №3
                       «Оценка устойчивости, управляемости и переходных режимов полета»

Регулировочное положение узла навески крыла (центровки)___________________
          Исследовать в одноместном варианте:
            - развороты 180;
            - виражи;
            - перекладка крена  45х45 ( оценка переходных режимов).

Текст заполнения полетного листа №3
       Произвел взлет, набор высоты ____________ м
        В горизонтальном полёте  выполнил серию разворотов на 180 град последовательно увеличивая крен до ____ град. ( или максимального по РЛЭ).
          В разворотах ДЛ  устойчив ( не достаточно устойчив, не устойчив)
        Запаздывание на управляющие перемещения РУ при вводе и выводе приемлемы ( не приемлемы ),            
        Устойчивость/управляемость  в разворотах оцениваю, как (отличную, хорошую, удовлетворительную, не удовлетворительную).
Вираж
Виражи выполняю со снижением ( в наборе) с вертикальной скоростью 1,0 м/с для уклонения от спутного следа.            
    При  увеличении  крена  ДЛ не проявляет тенденцию к затягиванию в крен ( проявляет незначительную, значительную, опасную). Оцениваю её, как допустимую для дальнейшего исследования ( допустимую с ограничением, не допустимую ).
Перекладка 45х45. Оценка переходных режимов
Выполняю перекладку крена +45-45 на балансировочной скорости стандартным методом. Запаздывание на управляющие перемещения РУ и усилия  при перекладке – в пределах средних значений для данного типа ДЛ ( повышено, чрезмерно и не допустимо).
    Перекладка динамичная (избыточно динамичная, с угловым ускорением, требующим её прекращения встречными перемещениями РУ; перекладка «вялая», либо перекладка вообще не выполняется, как слитный манёвр) 
    Тест ( время ) перекладки из крена 45 в противоположный 45, осреднённый по нескольким замерам _____ сек.
     Боковую  управляемость, в том числе на переходных режимах, оцениваю, как ( отличную, хорошую, удовлетворительную, неудовлетворительную).
Специальные приёмы и методы пилотирования
В полёте пилотировал  только стандартными (  типовыми)   приёмами  пилотирования, предусмотренными для данного типа ДЛ.
            Необходимость применения каких-либо специальных  приёмов   пилотирования не требовалось. ( если требовались, то  какие именно и на каких режимах полёта).
                  
 
Полётная задача № 4
Оценка летных характеристик СВС с максимально заявленной нагрузкой

Регулировочное положение узла навески крыла (центровки)___________________
Отработать в  варианте максимальной  загрузки ______ кг.
Исследовать следующие режимы полёта:
- развороты 180;
       - виражи;      
       - перекладку крена 45х45 (оценку переходных режимов).
Текст заполнения полетного листа №4.
«Произвел взлет, набор высоты ____________ м
        Балансировочное положение РУ  прежнее   ( «ушла» вперёд на____ мм, что не препятствует выполнению полёта; лишь  несколько ограничивая пилотирование ).
                             Если РУ  «ушла» чрезмерно вперёд и вплотную сбалансировалась у   
                  переднего  подкоса,  дальнейший  облёт с максимальным весом теряет смысл.

      В горизонтальном полёте  выполнил серию разворотов на 180 град последовательно увеличивая крен до ____ град. ( или максимального по РЛЭ).
      ДЛ  в разворотах устойчив ( не достаточно устойчив, не устойчив).
      Запаздывание на управляющие перемещения РУ при вводе и выводе приемлемо ( не приемлемо ).            
      Устойчивость и управляемость в разворотах оцениваю, как (отличную, хорошую, удовлетворительную, не удовлетворительную).
Вираж
Виражи выполняю со снижением ( в наборе) с вертикальной скоростью 1,0 м/с для уклонения от спутного следа.            
    При  увеличении  крена  до___ град в вираже  ДЛ устойчив, хорошо контролируется и не проявляет  ( проявляет незначительную, значительную, опасную )   тенденцию к затягиванию в крен.
                                                     При выраженной тенденции затягивания в крен в развороте, 
                                                                     дальнейший облёт прекратить до выяснения причин.


Перекладка 45х45 Оценка переходных режимов
        Выполняю перекладку крена +45-45 стандартным методом на балансировочной скорости.
     Перекладка  ( «вялая»,   динамичная, опасно  динамичная с угловым ускорением требующая её прекращения встречными перемещениями РУ ).
     Тест ( время ) перекладки из крена 45 в противоположный 45, осреднённый по нескольким замерам _____ сек.
            Запаздывание на управляющие перемещения РУ и усилия  при перекладке – в пределах средних значений для данного типа ДЛ ( чрезмерно,  не допустимо ),.
            Соответственно этому боковую  управляемость, в том числе на переходных режимах, оцениваю, как ( отличную, хорошую, удовлетворительную, неудовлетворительную).
      Посадку выполнил стандартным методом, на оборотах  МГ.
      Расход РУ от себя достаточен для полного выравнивания и касания (  не достаточен и для полного выравнивания  требуется увеличить посадочную скорость).

Специальные приёмы и методы пилотирования.
    В полёте и на посадке пилотировал  только стандартными (  типовыми)   приёмами  пилотирования, предусмотренными для данного типа ДЛ.
      Применения каких-либо специальных  приёмов  пилотирования не требовалось. ( если требовались, то  какие именно и на каких режимах полёта).
      
 
Хорошая программа. Я бы уточнил, что нижние продольные троса должны быть отрегулированы так, чтобы аппарат с одним пилотом при упоре трапеции в передний подкос продолжал лететь в первом режиме. А полностью загруженный аппарат может допустить 2-й режим и срыв при полностью отданной трапеции.

Очень важно, чтобы аппарат имел приемлемую минимальную скорость, после которой начинается 2-й режим. Думаю, что дельталёт не должен быть однорежимным.
 
Полетная задача №5
                          «Оценка влияния на летные характеристики дополнительного   
                                                оборудования ( снаряжения) 
                  
                           _______________________________________________
  Выполнить в 1-местном варианте:               
     - контрольный подлёт;
    - полёт для оценки влияния дополнительного оборудования на ЛТХ  ДЛ.

Текст заполнения полетного листа №5
Подлёт
     Выполнил предварительный подлет с дополнительным оборудованием( снаряжением )
     На  разбеге и после отрыва  в подлёте до высоты 5 м  ДЛ устойчив и управляем. Дестабилизирующих моментов и усилий на РУ не возникает,  управление не затруднено.
     Снижение динамики взлёта    в пределах ожидаемого ( не приемлемо).
  Полёт для оценки влияния доп. оборудования (снаряжения) на ЛТХ ДЛ.
     Выполнил взлёт и набор высоты ____ м.
     Дестабилизирующих моментов и усилий на РУ при взлёте не возникает.
     Скороподъемность у земли_____ м/         
    В горизонтальном полете балансировочная скорость_____ км/час  при оборотах двигателя ____об/мин.
         РУ  балансируется в положении _____________ ее конструктивного расхода.
        При выполнении  разворотов, виражей с умеренным  креном отмечаю следующие изменения  в поведении ДЛ:  _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
которые не затрудняют (, затрудняют,, затрудняют значительно ) пилотирование
       При увеличении скорости  до максимальной  тенденции дестабилизирующие полёт не возникают (возникают, но  незначительные, не затрудняющие пилотирование; возникают значительные дестабилизирующие моменты и усилия, вынуждающие ограничить максимальную скорость ).         
      В целом, влияние дополнительного оборудования ( снаряжения ) на ЛТХ ДЛ, в первую очередь на  устойчивость/управляемость ДЛ, оцениваю, как не существенное ( существенное, требующее  наложения  ограничений )
     Скорость снижения на режиме МГ в прямолинейном планировании ___ м/сек.
    Посадку выполнил стандартным методом, на оборотах МГ.
    Расход РУ от себя для полного выравнивания и касания достаточен ( не достаточен;-  для полного выравнивания требуется увеличить  посадочную скорость ).
Специальные приёмы и методы пилотирования.
            В полёте и на посадке пилотировал  только стандартными (  типовыми)   приёмами  пилотирования, предусмотренными для данного типа ДЛ.
             Применение каких-либо специальных  приёмов  пилотирования не требовалось. ( если требовались, то  какие именно и на каких режимах полёта).   
   
 
Произвел взлет стандартным методом и набор высоты минимально возможной для полета по кругу. 
Василий, я конечно не прыгаю через деревья, но летаю над полями, чтобы если чего, то сесть, а не упасть. Но спорить о разных стилях не буду. Просто мы описали как делаем. Были случаи, что хотелось побыстрее сесть, все происходило удачно, т.к. особенно первый полет караулишь в штиль.
 
Я бы уточнил, что нижние продольные троса должны быть отрегулированы так, чтобы аппарат с одним пилотом при упоре трапеции в передний подкос продолжал лететь в первом режиме.
Мы изложили поэтапность в облете для обеспечения безопасности, а настройки аппарата каждый делает по результатам облета для себя любимого (положение ручки, динамика управления, усилия на ручке и т.д.).
 
Тем не менее, однорежимность для дельталёта весьма нежелательное качество.
Согласен, но это тема другой ветки. Предложенная программа это методика для безопасного снятия характеристик ДЛ, а не нормы летной годности. Например Дробышев выкладывал снимки с нагружения тележки и крыла при получении немецкого сертификата  летной годности. Это и есть методика получения прочностных характеристик, а не обсуждение самих норм.
 
Толковая программа в первом приближении. Лучше что-то, чем ничего. Тем более, что это труд наших мэтров в дельталетолетании.
Скромно внесу свои "пять копеек".
Полетная задача №1
. Мне видится под №2. А под №1 Руления и Пробежки.
 
to @ Гришаткин Юрий

Имеет ли смысл комментировать или пояснять те или иные моменты данной программы?

С уважением.
 
Любой полет начинается с руления и пробежки...Руление,пробежки,подлеты над полосой---для опытного пилота(инструктора) кладезь информации о летных характеристиках крыла и дельталета в целом..Умение воспользоваться и оценить эту информацию, дорогого стоит..
 
Назад
Вверх