Программа облета ДЛ после ремонта, длительного хранения, глубокой модернизации (замена крыла, ВМУ, тележного модуля).
Общая часть.
1. Наземные проверки и тренажи
- выполнить предполётный осмотр ДЛ в полном объёме;
- убедиться в достаточности расхода РУ и отсутствии затруднений управления крылом:
- по крену – до касания консолью земли вправо и влево;
- по тангажу при полном расходе РУ:
- от себя - не менее +15 град*;
- на себя – около -5 - 0 град*;
(«*» - замер глазомерный относительно горизонта по килевой балке).
- проверить работоспособность системы управления двигателем на плавность хода и отсутствие
заедания троса газа;
- проверить эффективность тормоза;
- отработать порядок экстренного выключения двигателя;
- отработать порядок введения в действие системы спасения. (Быть готовым к её применению!);
- заправить ДЛ в соответствии с планируемым объёмом лётных проверок.
2. Рассчитывать каждый полет так, чтобы из любой точки траектории иметь возможность с
максимальной вероятностью произвести вынужденное приземление на предусмотренные
площадки или пригодные участки местности.
3. Переходить к следующим проверкам только после устранения замечаний, выявленных в
предыдущих проверках и их соответствующего оформления.
4. Количество полётов для отработки каждой полётной задачи – не регламентируется.
5. В ходе облёта желательно использовать фото-видео фиксацию.
6. Меры безопасности при выполнении облёта.
6.1. Полеты выполнять в простых метеоусловиях (по критериям СЛА);
6.2. Повышенное внимание уделить разворотам в направлении противоположном вращению
винта, что особо важно для ДЛ с мощными СУ;
При нарастающем затягивании в крен – убрать обороты до МГ и незамедлительно выводить из разворота;
6.3. При тенденции к потере управления во время тестирования какого-то из режимов необходимо быстро вернуться на проверенные режимы и если необходимо, то совершить посадку для анализа возникшей проблемы.
6.4. Требования к ВПП: не менее 300 м (для колесного шасси) и желательно наличие торцевой полосы безопасности не менее 200 м;
6.5. Полеты других СЛА, не связанные с проведением ЛТЭ , ограничить или приостановить;
6.6. Обеспечить непрерывное визуальное наблюдение с земли за полетом исследуемого ДЛ в полёте.
7. Отработанные полётные листы подшить к действующему формуляру ДЛ.
Полетная задача №1
« Подлет для оценки взлетно-посадочных свойств, балансировки ДЛ и принятия решения на полет».
Регулировочное положение узла навески крыла (центровки) в первом подлёте – среднее.
Предусмотренные конструкцией регулировки крыла - в среднем положении.
Подлёт выполнить в одноместном варианте.
Текст заполнения полетного листа по задаче №1
Плавно увеличивая обороты до 80-90% от максимальных от дальнего торца ВПП выполнил «затянутый» разбег до отрыва от земли.
С ростом скорости движения передняя опора устойчива, управляема. Самовозбуждающихся колебаний опоры не возникает.
При достижении скорости предшествующей отрыву РУ продольно сбалансировалась в положении_____________________________________________________________
(У некоторых крыльев, например «Небо-18», вплоть отрыва на РУ сохраняется «толкающее» усилие.)
В момент отрыва прокачка модуля относительно горизонта в полетное положение _______мм, что приемлемо (не приемлемо). ДЛ не нуждается (нуждается) в перекомпоновке для продолжения облёта.
Установленная центровка близка к оптимальной и позволяет выполнить подлет.
Если центровка определена, как излишне передняя – в этом случае она препятствует отрыву при скорости заведомо должной обеспечить отрыв, либо наоборот, чрезмерно задняя, вызывающая ненормально прогрессирующее кабрирование во второй фазе разбега, необходимо соответственно переставить центровку и повторить подлет. Возможно, потребуется ещё уточнение!).
После отрыва балансировочное положение РУ «на себя»/ «от себя» _____%_/_____% что приемлемо для полёта (приемлемо с ограничениями, не приемлемо и требует изменения).
Дестабилизирующий момент по крену при разбеге и отрыве от земли отсутствует ( проявляется несущественно и полёту не препятствует).
Если кренение существенно и имеет нарастающий характер по скорости, то дальнейший облёт прервать и выяснить её причину.
В подлете ДЛ устойчив, на управление по тангажу и крену отвечает (отвечает с несущественным запозданием, существенно запаздывает на управление).
После сброса оборотов приземление происходит на основные опоры шасси. Касание передней опоры мягкое и контролируемое (либо с «плюхом», контролируемо с затруднением). Расход РУ для выравнивания достаточен (с запасом, без запаса).
После касания земли на пробеге передняя опора устойчива, колебания типа шимми не проявляются (если проявляются, то в какой степени контролируемы).
Тормоз эффективен ( слабо эффективен, не эффективен ) для данного взлетного веса ДЛ и ожидаемых условий эксплуатации. Управление тормозом при умеренном торможении затруднений не вызывает (если затруднения имеются, то какие).
При максимальном давлении на педаль тормоза, «схватывания» на юз не происходит (если происходит, то при каком давлении ).
В целом, управление передней опорой эргономично ( есть замечания,, то какие…. )
По результатам подлета принимаю решение на выполнение полета.