ПутевЫе впечатления мечтателя

Bиктор

Моя интерпретация Вашего текста - зависит и от Вас
Довелось оказаться снова "вблизи" своей юношеской мечты... - ближе к Лесу, ближе к Небу 🙂


Сначала была обыденная дорога.

В одном из отрезков она привела человека, взросшего в полупустыне Казахстана, в чудо Природы - лес...
http://www.youtube.com/watch?v=o5l_oMIuhUo

В этом лесу попались на глаза удивительные памятники Древности...
http://www.youtube.com/watch?v=6iBf8zbhknY

Наглядное свидетельство, - ровесница Римской Империи, - развалины...
http://www.youtube.com/watch?v=XawbpNvkGBQ

Лесные дорожки - свидетели Истории, свидетели Современности...
http://www.youtube.com/watch?v=UGX9NLLv6D0

...

Это была предыстория моей  маленькой истории о том, как я впервые полетел, держась за РУС самолета 🙂
Не получается по порядку.
Но все же, - перед полетом был тщательный осмотр мотора Ротакс 912.  
http://www.youtube.com/watch?v=MlfaTAJogOs
Он выявил открутившийся зажим одного из шлангов... Дело попутно улажено. Инструктор неохотно попадает в кадр, но охотно дает пояснения... на немецком. Кто пожелает, передам содержание своими словами. Альтернатива - упражняйтесь в восприятии на слух совместно со зрением 😉
 

Вложения

  • 146_1024x768.JPG
    146_1024x768.JPG
    127,6 КБ · Просмотры: 159
Довелось после подземной работы на Полярном Круге немного пожить в деревне..., о которой никогда и не мечталось 😎
Это к теме о том, ГДЕ я приблизился к своей мечте 🙂
http://www.youtube.com/watch?v=D2RxCDH-2uU

Но если ближе к теме...
После осмотра мотора в 80 лошадиных силенок, был произведен осмотр СЛА, о котором до недавнего времени не имел никакого понятия :-[
 

Вложения

  • FK-9_Mark4.JPG
    FK-9_Mark4.JPG
    92,1 КБ · Просмотры: 168
Осмотр СЛА здесь: http://www.youtube.com/watch?v=QI_N_hhB5fM

Запуск мотора здесь: http://www.youtube.com/watch?v=HFl4s7hP_nc

Я дико извиняюсь за шумное качество записей на фотоаппарат: стоял ветреный денек, а я не научился еще "затыкать" микрофон. Да и последующую обработку видоклипа еще не умею делать, - чтоб заменить шумы, например, музыкой...
Если удастся улучшить записи - улучшу позже. А пока прошу уменьшать громкость Ваших динамиков у компа 🙂
 

Вложения

  • SV400044_450x600.JPG
    SV400044_450x600.JPG
    56,6 КБ · Просмотры: 155
Ангарчик и летное поле расположены на краю одной из деревень, по соседству с аэроклубом планеристов, недалеко от подножия излюбленной ими горы Teck.

В ангаре, кроме FK-9 стояли еще два самолета, один накрыт покрывалом, а другой - сиротливо смотрел "безмоторным оком капота" на проходящую мимо жизнь... в пыли, в темном углу...

Руководитель полетов, специально прибывший на наш единственный сегодняшний вылет, рассказал, что когда-то на фирме Порше пытались "влезть" в нишу легких самолетов.
Самолет сделали, он летал, но со временем мотор стал требовать к себе повышенное внимание, его предстояло переделать, но... этим никто не занялся.

Теперь стоит легкий самолет, снабженный сцепным устройством для буксировки планеров... в пыльном темном углу редко посещаемого ангара... без мотора 🙁
http://www.youtube.com/watch?v=bhIXis1I1Ss
 
Хронологию "пути" мне соблюдать не удастся...
Вот короткий фрагмент пути на машине инструктора.

"Ирония судьбы" в том, что самолет, с которым он меня познакомил в воздухе, имеет 80лс, крейсерскую скорость 140 (максимально расчетную - 200), а его автомобиль, с треугольной звездочкой, может выжать длительно 240 км/час.

Правда, здесь мы ехали "только" 180 км/час, дорожная обстановка ограничивала (иначе МОЖНО без ограничения скорости) 😎
http://www.youtube.com/watch?v=YfxBQbrvkfM
 

Вложения

  • SV400037_800x530.JPG
    SV400037_800x530.JPG
    94,2 КБ · Просмотры: 149
Для сравнения - путевые впечатления от местного автобуса...
http://www.youtube.com/watch?v=c5zmxV3xp1E

Автобусы - ничуть не дешевое удовольствие. Причина может быть в том, что ... на них ездит сравнительно мало людей:  преимущественно школьники и пенсионеры. У других категорий - "своя жестянка" 🙂
Только в семь утра можно увидеть полный автобус... А окупать его автохозяйствам-таки хочется!
 

Вложения

  • SV400088_1024x768_800x600.JPG
    SV400088_1024x768_800x600.JPG
    156,2 КБ · Просмотры: 167
Интересующиеся дальнейшими автобусными впечатлениями могут "переполучить" их здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=ob0Y39ZOfNQ

и здесь: http://www.youtube.com/watch?v=cgncmXxcXak
...

Навигационную карту пилота в руках мне ранее держать не доводилось.

Инструктор, проехавший ради моего Дня Впечатлений, более ста километров от своего дома, подобрав меня по пути, привез меня в маленькое местечко у подножия юго-западного плоскогорья...
Ледник много миллионов лет назад "наезжал" с Севера на Альпы, до Швейцарии не дошел, но их предгорья "прогладил" своим утюгом, - снес им вершины;  
плосковершинную "гористость" этих мест на карте, я конечно не различил, но с воздуха "видно все"  😀🙂  - есть достаточно явственных "памятников", оставленных ледником.

Инструктор рассказал, в частности о том, что лететь можно действительно по кратчайшей "воздушной линии", предварительно по карте определив угол, образуемый этой линией к вертикальной линии (по отношению к Северу), - как на пути "туда", так и на пути "обратно".

Что существенно, - он объяснил на мой вопрос о "препятствиях на пути" несколько нюансов: все они касались ТОЛько выбора высоты полета. То есть ограничения имеются только по высоте: в некоторых местах нельзя было подниматься выше 2600 футов (делим на 3,3 - получаем около 800 метров), в других - нельзя выше 4200 футов...
"А где же запретные зоны?" - В ответ он показал на карте прямоугольник ближайшего международного аэропорта 😉  Спрашиваю, - "а если мне надо по другую сторону розово окрашенного прямоугольника, надо облетать?". НЕТ, говорит. Можно насквозь, но предварительно установив радиоконтакт со службой воздушной безопасности, чтоб получить указание по высоте прохода на данный момент в данном месте... и не подставиться лайнерам :🙂

Сами "запретные зоны" подразумевают собой некие виртуальные ступенчатые "пирамиды фараона Хеопса" большого размера и перевернутые "вверх ногами" ;D  Обусловлено это особенностями подхода к аэропорту высотных больших пассажирских самолетов:  чем дальше от ВПП, тем выше можно летать аппаратам СЛА, не мешая "старшим братьям"...

На карте нанесены и высокие здания, башни, вышки, трубы... и множество мелких аэроклубных  и частных взлетно-посадочных полос. Спросил, зачем они нанесены? Думал, какой-то запрет связан с ними :-X
Оказывается, нанесены они, в основном для того, чтоб лететь там осмотрительнее (снуют планеры), или ... произвольно сесть, если "приспичит". Причем, не везде есть руководитель полетов... 🙂

Инструктор предложил слетать в знакомое ему место южнее. Направление составило к северу почти 150 градусов. Я согласился, не имея никаких альтернативных соображений 🙂
Забегая вперед, - в нашем полете, он за 5 минут до целевой посадки  объявился тамошнему РП по радио, тот сказал, что полоса свободна, ветер боковой около 6м/с...

Ну а пока, назад - к обсуждению спонтанного маршрута по карте...
http://www.youtube.com/watch?v=ldOVe-5eNAk
 

Вложения

  • SV400060_800x600.JPG
    SV400060_800x600.JPG
    100,1 КБ · Просмотры: 156
С картой произошло "первое интимное" знакомство...
Показалось и не так страшно :-?
Ну конечно, длинный маршрут планировать, да еще и в незнакомые места... тут надо и кучки дополнительных ВПП для аварийной посадки изучить.

Я рассказал инструктору, об опыте перелета Геннадия на выставку, он однозначно присоединился к высказыванию, что от этого можно вспотеть 😀  Ведь, может элементарно погода испортиться в следующем пункте... (я уж умолчал, что может и запросто не быть там топлива).

Суть да дело... Пришло время, впервые в жизни сесть рядом с инстуктором в легкий самолетик...
http://www.youtube.com/watch?v=CgbrgE5Rb9U
 

Вложения

  • SV400036_800x530.JPG
    SV400036_800x530.JPG
    96,7 КБ · Просмотры: 156
О назначении приборов в кабине, глядя на крайнее фото выше.

Позади левой РУС, (плохо видно) - там внизу тумблеры включения GPS (сама навигационка отсутствовала, она не предписана), тумблеры включения бортовых огней, ночной фары...

Слева в нижнем ряду приборов - панель управления мотором.
На панели:
отдельно - тумблер выключение зажигания; чтоб случайно при провороте винта не завелся мотор; винт проворачивают для того, чтобы выпустить воздух из системы трубок маслосмазки Ротакса, - перед считыванием уровнемера масла;  если воздух не выпустить, можно "себя обмануть" ложным высоким показанием уровнемера;

Тумблер зажигания огражден металлическими шторками, ограждающими его от ошибочного выключения зажигания в полете.

Правее него - замок ключа зажигания, подобно автомобильному, только маленький.
Левее от него - тумблер старта мотора.
Ниже него - тумблер электронасоса для бензина на период старта (когда сам мотор "еще не сосет" бензин).
Правее тумблера бензонасоса - двухпозиционный тумблер проверки дублированной системы магнето:  их можно по очереди выключать на работающем моторе перед стартом, чтоб убедиться, что другое магнето поддерживает работу мотора.  
Нормально мотор работает с двумя искрами от двух магнето на одной и той же свече. Кстати, инструктор Томас сказал, что при двух искрах обороты Ротакса несколько выше - сгорание лучше.
Самый нижний рядок на панели управления мотором - ряд предохранителей электроцепей самолета.
Правее панельки - указатель кренов (скольжения, как сказал "шеф").

Выше него - самый главный прибор! - скоростемер.
Шкала у него двойная - км/час внешняя, и узлы/в час - внутренняя шкала. Говорит удобно, когда летишь с кем-то в паре и согласовываешь скорость, - не надо пересчитывать в уме 🙂

Правее скоростемера - место установки для съемного аппарата GPS (его не было).

Ниже его - высотомер.  А вот он (глупо) оказался размеченным только в футах 😱

Правее высотомера (в нижнем ряду) - цифровой прибор радиосвязи, показывает выбранную частоту связи (принимающего аэродрома). Там же переключатель 10 фиксированных частот... В нем, кроме выключателя есть еще микрокнопка запроса автоматической информации (говорит робот синтезированным голосом) о погоде, которая излучается метеостанцией в районе ближайшего международного аэропорта.

В правой части кабины в нижнем ряду стоит ряд однотипных стрелочных указателей:
- давления масла в моторе, - температура масла, - температура воды...

Выше них - важные приборы, - тахометр оборотов мотора и типичный вариометр высоты.
 

Вложения

  • SV400030_800x600.JPG
    SV400030_800x600.JPG
    76,9 КБ · Просмотры: 155
Суть да дело...  Но пришло время и для нашего взлета! 😀

Я еще раз прошу извинения за шумный клип, мотор заглушал почти все слова...
Нам-то с инструктором было нормально, - мы были в наушниках и переговаривались через микрофон комфортно :🙂

Как и договаривались, взлет и посадку делал он, я сидел рядом, отпустив РУС.
А после выхода на принятое направление он "отдал бразды" мне 😀 ;D 🙂

С первого раза, я конечно, ни фига не мог различить, что показывает компас, но Томас посоветовал мне ориентироваться на среднюю вершину из трех соседних гор, маячивших впереди...

Я постоянно "пялился" на скорость, высотомер, обороты двигателя и на вариометр, но инструктор опять-таки мудро разрешил мне ориентироваться на реальный горизонт и свои ощущения...
Итак, самое незабываемое для меня - кино для форумчан...

Инструктор начинает старт... водя пальцем по чек-списку и производя манипуляции с тумблерами ...
http://www.youtube.com/watch?v=equOvv-2t1w
 
На старте Томас еще раз мне показал в действии влияние тумблеров, штыря газа, РУС, показал на текущее показание компаса,  и на карте - высоту расположения аэродрома назначения, запросил автоматическое сообщение о погоде, выпустил закрылки во взлетное положение (не максимальное отклонение) рычагом, наподобие "ручника" у автомобиля, снял небольшую ручку фиксации тормоза, дал полный газ на месте/на тормозе...

и только потом мы покатились на ближайший конец ВПП, развернулись...
Что дальше было - видели уже в предыдущем "кино".

А теперь - ПОЛЕТ...
http://www.youtube.com/watch?v=_LdEnzMM7XQ

Мечтатель - "за рулем"! 😀
Звук пожалуйста приглушите - шумит мотор... наши радиоразговоры я еще не сумел записать.
 

Вложения

  • SV400061_800x600.JPG
    SV400061_800x600.JPG
    111,3 КБ · Просмотры: 153
Насколько благосклонна Судьба знают не все пессимисты!
Счастливый мечтатель в кабине СЛА начинал мечтать очень давно... вот здесь:

http://maps.google.de/  только задайте еще в посковую строку  карты слово Kyzylagash
Это суровые места северо-западнее Китая, у отрогов гор Тянь-Шань.
Советую уменьшать постепенно мастшаб отображения - видится больше 🙂 Масштаб "непригодности мест" для жизни виден еще северо-западнее и севернее места моего рождения в ссылке.

Снимок Гугле там сделан весной, когда еще есть немного влаги от осадков.
Иначе, - полупустыня, степные солончаки, (соль, выступающая из земли), горы, скалы, жара/мороз/бураны...

Здесь мне довелось мальчишкой весной участвовать в сенокосе.
Увидел однажды дрофу с огромными крыльями, которая отманивала меня глупого от гнезда "полетом подранка"...

С тех пор ее крылья долго были в моей памяти, - когда я босиком исходил большие расстояния - захотелось ЛЕТАТь...
Хотелось... но пришлось делать много чего другого, в том числе и ПОЛЗАТь в подземных выработках ;D

Это было уже в "более озелененных" районах, - тундра, тайга, предгорья Полярного Урала, мечная мерзлота на глубине 2-метров 🙂  морозы до - 53... 😱
Вот здесь:
http://maps.google.de/   только в этот раз задайте в поисковой строке карты слово Inta
Тоже поиграйте с масштабом...  Как много оказалось здесь болот, воды, рек, снега... 😱
Но в пласты залегания угля ее попадало не так уж и много 🙂

Теперь вот - совсем другой климат... другие горы... другой возраст 😎 ... хуже зрение :-[
 

Вложения

  • Inta.jpg
    Inta.jpg
    28,5 КБ · Просмотры: 171
Пока суть да дело...  Летели, летели...
Нам пора уже готовиться к приземлению!

"Пилотируя" простейшее упражнение - идти на ориентир, удивился как много помех со стороны струй воздуха оказывается на пути у СЛА :-?

Я пытался "сдержанно" парировать РУСом отклонения от курса и скольжение...
Позже инструктор сказал, что я делал это правильно, но можно было и еще спокойнее себя вести: самолет сам выравнивает свое положение 😉

Небольшое недоумение было оттого, что РУС "жестко сопротивлялась" моим попыткам ее смещения!  А ведь на стоянке она поддается руке легко... Так выражается упругость воздуха в полете...
Я помню из рассказов Маркуши, что иногда достаточно "только подумать" о смещении ручки РУС, и самолет уже "отзывается".  Так и было!
Когда же я пытался ощутимо ее подвинуть... то крен меня уже слегка пугал ;D

Уточнил после полета у инструктора считается ли РУС у этого самолета жесткой, - он ответил, что нет, - нормальная 😉

После облета той горы, которая служила ориентиром места назначения, инструктор взял управление на себя.
И вовремя!  Около тех гор были какие-то завихрения ветра :-?

СЛА повел себя более нервно, боковой к ВПП ветер оказался сильнее к тому моменту...

Посадка "на юге" здесь: кино http://www.youtube.com/watch?v=-xHWO-HnXu8
Инструктор убрал обороты до 2,5 тысяч, потом выпустил закрылки, сначала немного, а перед полосой, на скорости около 110 выпустил закрылки полностью...
 
Приземлились, закатились к месту парковки, мотор - заглушен.
Инструктор педантично снял показания с часов, - время полета записал в блокнот (потом перенес в бортовую книгу, на аэродроме базирования).

Летели с экономной скоростью, 125 км/час... Сказалась экономность немцев ;D
Томас что-то побурчал о неудовлетворенности показаниями топлива в баке и был заинтригован, сколько же в него войдет при дозаправке.  Заправочные колонки оказались рядом, - за соседним стареньким двухмоторным БичКрафтом. Три или четыре колонки для различного вида топлива... были в наличии.

Я удивился тому, что ноги у меня за какие-то полчаса приобрели неприятные ощущения.
Выбрался и побрел сразу к двухмоторнику, хотя вскользь и слышал, что наш СЛА надо еще руками подать немного назад (нет задней скорости ;D)

Осмотр американского двухмоторника меня удовлетворил и я вернулся, закатывать наш СЛА за линию парковки...  Неравнодушен я к 2-мотам:  к Мораве, к КриКри... 🙂

http://www.youtube.com/watch?v=nMYouuSP6zM
 
Аэродромчик жил своей спокойнейшей жизнью.
На нас никто не обратил внимания. Нам предстояло здесь немного потратить времени, поскольку на наш пункт взлета в это время по воскресеньям появляться в воздухе нельзя: запрет на шум. В это время там почтенные старушки принимают дневной сон 😉

Ангар и кафе были открыты. В последнем были люди. Инструктор предложил на выбор способы провести время, но мне показалось, что в первую очередь надо все осмотреть на территории прилегающей к ВПП 🙂

Пошел в ангар! И обнаружил там очаровательный бипланчик - французский Робин, частично скрытый за покрывалами. Инструктор старательно исчезал из "поля зрения" моего фотоаппарата! ;D Он либо держался на расстоянии, либо сзади пояснял кое-что. Немцы - ненавязчивы...

http://www.youtube.com/watch?v=Xo7eXZeIiso

После осмотра содержимого ангара удалось запечатлеть стоящий у кафе пилотажный чешский Злин. Я было дотронулся сзади до него, но тут же получил настоятельный совет инструктора - "не дразнить гусей" - то бишь владельца.

Действительно один из мужиков в кафе напряженно и с гордостью следил за мной. Вероятно, ждал вопросов.
Но меня удовлетворил ответ Томаса, о назначении странной фигуры на крыле. Это индикатор углов положения крыла относительно горизонта - помогает оптически во время фигур пилотажа определить свое положение относительно линии горизонта. В конце в кадр попал СЛА, который готовился к отлету, в момент нашего приземления - еще один свободный странник... 🙂
 
А тут немного устного комментария в микрофон...
http://www.youtube.com/watch?v=L4HlGAxQQz8

Интересна показалась традиция прилетающих сюда пилотов наклеивать на двери КП  разные свои символы 🙂
 
Не успели соскучиться, как сюда прилетел двухместный автожир. Слово английское, но инструктор меня понял сразу.
Он подтвердил, что аппарат не самодельный...

http://www.youtube.com/watch?v=egTdFczmrUo
Пилот спокойно подкатил "под самое некуда" и поставил тут свой аппарат 🙂
Главное, - за желтой чертой на асфальте!
 
Не прошло и нескольких минут, как над нами пролетела пара самолетов, задний покачал крыльями...
http://www.youtube.com/watch?v=0XQ3k8Rr950
Они прошли транзитом.
Ветерок забивался в микрофон. К сожалению, об этом узнаешь слишком поздно - дома 🙂

Зафиксировал пробег и заруливание на стоянку еще одного "легкого путешественника"...
 
Оглядевшись...

http://www.youtube.com/watch?v=dUVPI463Z0Q
Я вразвалку подошел к автожиру.

Тут обратил на себя внимание, начавший выруливать Злин...
 
Пошли в сторону чешского самолета, он постоял на нашей стоянке, ожидая чего-то, - потом укатился на ВПП.  До старта этого пилотажника, кстати, я слышал во дворе речь мужичка с мобильником, - он был славянином 🙂

В той стороне было здание ремонтных авиа-мастерских (закрытое в виду воскресенья).
Между ним и ангаром увидели на прицепе что-то странное, и Томас сказал, что это, видимо, остатки от самолета, совершившего вынужденную посадку.
Либо привезены для ремонта, либо "на раскулачивание"...

Я сосредоточенно покрутил объективом около примечательных мест конструкции, бывшего когда-то целым,  крыла.  Такие картины "задумчивают" 🙁
Запись об этом здесь...

http://www.youtube.com/watch?v=swfd9w6DCcw
 
Назад
Вверх